ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2587/2016 от 17.11.2016 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 33-2587/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский

17 ноября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Литвиненко Е.З.,

судей Миронова А.А., Нечунаевой М.В.,

при секретаре Пушкарь О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иващенко В.И. к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Юг» о возложении обязанности произвести перерасчет платы, к Государственной жилищной инспекции Камчатского края о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Иващенко В.И. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 июля 2016 года (дело № 2-4734/2016 судья Ишкова М.Н.), которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Иващенко В.И. к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЮГ» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за «содержание, текущий ремонт, вывоз мусора» в связи с переплатой по выставленным счетам с января 2013 года по май 2016 года в сумме <данные изъяты> руб. в счет будущих платежей по услугам «содержание жилья» и «текущий ремонт жилья» до полного погашения переплаченной суммы; о возложении обязанности в случае законодательного изменения (увеличения/уменьшения) размера платы за «содержание и ремонт жилья», «сбор и вывоз мусора» вносить об этом информацию в платежных документах с указанием основания изменения, отказать за необоснованностью.

В удовлетворении исковых требований к Государственной жилищной инспекции Камчатского края о возложении обязанности осуществит надлежащую проверку выставления обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЮГ» платы за «содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с января 2013 года по май 2016 года в размерах, не соответствующих ЖК РФ и условиям договора на организацию содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома от 1 апреля 2010 года, дать заявителю обоснованный ответ по результатам проверки, отказать за необоснованностью.

Заслушав доклад судьи Нечунаевой М.В., объяснения представителя Иващенко В.И. Иващенко В.Н., полагавшей решение суда незаконным и подлежащим отмене, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иващенко В.И., с учетом уточненных в ходе судебного разбирательства исковых требований, предъявил иск к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЮГ» (далее по тексту ООО УК «ЮГ») с требованиями о возложении обязанности произвести перерасчет платы за «содержание, текущий ремонт, вывоз мусора» в связи с переплатой по выставленным счетам с января 2013 года по май 2016 года в сумме <данные изъяты> руб. в счет будущих платежей по услугам «содержание жилья» и «текущий ремонт жилья» до полного погашения переплаченной суммы; о возложении обязанности в случае законодательного изменения (увеличения/уменьшения) размера платы за «содержание и ремонт жилья», «сбор и вывоз мусора» вносить об этом информацию в платежных документах с указанием основания изменения. Также Иващенко В.И. предъявил иск к Государственной жилищной инспекции Камчатского края о возложении обязанности осуществить надлежащую проверку выставления ООО УК «ЮГ» платы за «содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома» за период с января 2013 года по май 2016 года в размерах, не соответствующих ЖК РФ и условиям договора на организацию содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома от 1 апреля 2010 года, дать заявителю обоснованный ответ по результатам проверки.

В обоснование заявленных исковых требований Иващенко В.И. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры , расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, который с апреля 2010 года находится под управлением ООО УК «ЮГ».

С января 2013 года по декабрь 2015 года управляющей компанией в счетах на оплату необоснованно выделена услуга «вывоз мусора» как отдельный вид коммунальной услуги, что противоречит п. 4 ст. 154 ЖК РФ. При этом, согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ и подп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила), данный вид услуги до января 2016 года входил в состав платы «содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома».

Ссылаясь на тарифы, указанные в п. 4.2 договора управления многоквартирным домом от 1 апреля 2010 года, указывает, что общая переплата за «содержание, текущий ремонт и вывоз мусора» составляет <данные изъяты> руб.

Кроме того, в нарушение п. 39 Правил, ГЖИ надлежащую проверку по требованиям истца не произвела.

В судебном заседании Иващенко В.И. не участвовал. Его представитель Иващенко В.Н. исковые требования поддержала.

Представитель ООО УК «ЮГ» Чуприкова М.А. требования не признала, суду пояснила, что управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, ООО УК «ЮГ» осуществляет на основании договора управления многоквартирным домом от 1 сентября 2010 года № 14/У-0910. Согласно условиям данного договора в состав общего имущества многоквартирного дома не входит оборудование и имущество для сбора и вывоза мусора, поэтому услуга по «вывозу мусора» не входит в перечень и стоимость работ, услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Указала, что тариф на сбор, вывоз, захоронение твердых бытовых отходов (далее ТБО) на 1 кв.м. жилой площади рассчитывается и выставляется на основании заключенных с исполнителем данной услуги МУП «Спецтранс» договоров на сбор, вывоз, захоронение ТБО с содержанием контейнерных площадок, в приложении к которому поадресно указан расчет данных, общая плата за месяц, которая подлежит делению на общую площадь дома, данный тариф одинаковый для нанимателей и собственников многоквартирного дома. Пояснила также, что управляющая компания жилищные права собственника Иващенко В.И. не нарушает.

Государственная жилищная инспекция Камчатского края в судебном заседании не участвовала.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Иващенко В.И., не соглашаясь с решением суда, просит данное решение изменить или отменить и вынести новое решение. Указывает на то, что суд необоснованно в обжалуемом решении ссылается на договор управления многоквартирным домом от 1 сентября 2010 года № 14/У-0910, полагая таковой фальсифицированным, о чем было указано в суде первой инстанции. Ссылаясь на договор управления от 1 апреля 2010 года № б/н, заключенный между собственниками многоквартирного жилого дома <адрес> и ООО УК «ЮГ» полагает начисление управляющей компании платы за вывоз ТБО отдельный платежом незаконным, что привело к двойному начислению и взиманию указанной платы. Указывает, что в настоящее время обратился в суд с иском о признании договора управления от 1 сентября 2010 года № 14/У-0910 недействительным. Выражает несогласие с увеличением тарифов, произведенных управляющей компанией без решения общего собрания собственников.

Иващенко В.И., ООО УК «ЮГ», Государственная жилищная инспекция Камчатского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда не явились, в связи с чем на основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, проверив в соответствии со ст. ст. 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, заслушав стороны, доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 указанного Кодекса.

В соответствии с ч. ч. 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Частью 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Иващенко В.И. является собственником квартиры , расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.

На основании договора от 1 сентября 2010 года № 14/У-0910, жилой дом, расположенной по <адрес> включен в перечень многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО УК «ЮГ».

Как следует из содержания искового заявления, Иващенко В.И. полагает, что ООО УК «ЮГ» ему, как собственнику квартиры, выставляются счета-квитанции на оплату расходов за жилое помещение и коммунальные услуги, в которых поименована услуга «вывоз мусора», при том, что плата за данную услугу входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и не может отражаться в квитанциях на оплату отдельной строкой.

Проанализировав договор управления от 1 сентября 2010 года за № 14/У-0910, и установив, что собственники многоквартирного дома <адрес>, в состав общего имущества многоквартирного дома не включили оборудование и имущество для сбора, вывоза мусора, захоронение ТБО (приложение № 2), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что услуга по «вывозу мусора» не может включаться в перечень и стоимость работ, услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что расходы по «вывозу мусора» правомерно рассчитываются управляющей компанией по их фактическим затратам, при этом тариф на сбор, вывоз, захоронение ТБО определяется долей в праве общей собственности на общее имущество, на основании заключенных с исполнителем данной услуги МУП «Спецтранс» договоров на сбор, вывоз, захоронение ТБО.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, полагая их правильными.

По смыслу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан (пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491).

В соответствии с п. 11 Правил (ред. от 26 марта 2014 года) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

В силу п. 12 указанных Правил, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте «д(1)» пункта 11 данных Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Согласно подп. «а» п. 16 вышеназванных Правил, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со ст. 164 Жилищного кодекса РФ.

В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

Исходя из смысла названных положений закона, приобретение статуса управляющей организации возлагает на ответчика обязанность обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества указанных многоквартирных домов.

В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Требования к мероприятиям по сбору мусора, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок содержатся в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Из анализа приведенных нормативных актов и установленных обстоятельств дела в их совокупности следует, что заключение договора со специализированной организацией на оказание услуг по вывозу ТБО является прямой обязанностью компании и направлено на реализацию возложенных на нее функций по управлению многоквартирными домами.

Пунктом 17 Правил установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Пунктом 3.2.1 договора управления от 1 сентября 2010 года № 14/У-0910 установлено, что управляющая организация имеет право самостоятельно определять очередность, способ и сроки выполнения работ и оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в зависимости от фактического состояния общего имущества МКД, объема поступивших денежных средств собственников, привлекать сторонние организации к выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома согласно утвержденного обеими сторонами договора плана работ на предстоящий год.

Как следует из содержания п. 4.1 договора управления от 1 сентября 2010 года за № 14/У-0910, цена договора определяется: стоимостью услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, включающего в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту (в соответствии с договорами и сметами) общего имущества в МКД; стоимостью коммунальных услуг; стоимостью прочих работ и услуг, в соответствии с заключенными договорами и сметами или утвержденными в установленном порядке тарифами по МКД <адрес>; отчета исполнителя за предыдущие периоды деятельности и планов на предстоящие периоды совместной работы.

В соответствии с п. 4.2 договора управления от 1 сентября 2010 года № 14/У-0910 на момент заключения договора общий размер платы за услуги по содержанию и ремонту в рамках настоящего договора с 1 сентября 2010 года устанавливается в соответствии с представленными управляющей компанией расчетами и соответствующим решением общего собрания собственников МКД и составляет 38 руб. 07 коп./кв.м. (мес.) с общей площади помещения, в том числе: стоимость услуг и работ по управлению в многоквартирном доме – 3 руб. 50 коп.; стоимость по содержанию общего имущества в многоквартирном доме – 14 руб. 76 коп., стоимость по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме – 13 руб. 51 коп., стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме – 6 руб. 30 коп.

Доказательств того, что собственниками помещений принято решение о включении стоимости услуги по выводу ТБО в состав платы за содержание общего имущества многоквартирного дома <адрес>, в материалы дела не представлено и судом не установлено, равно как не представлено истцом и доказательств утверждения решением общего собрания собственников указанного многоквартирного дома иных тарифов на оплату за услуги по содержанию и текущему ремонту помещений.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая представленные в материалы дела ответчиком в лице ООО УК «ЮГ» договоры на вывоз ТБО, КГО с содержанием контейнерных площадок, заключенные между МУП «Спецтранс» и ООО УК «ЮГ», судебная коллегия не усматривает в действиях по выставлению управляющей компанией к оплате стоимости услуг по вывозу ТБО отдельной строкой, а не в составе платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, нарушений прав истца, как потребителя.

Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к оспариванию договора управления многоквартирным домом от 1 сентября 2010 года № 14/У-0910, законность которого предметом данного спора не является, а потому судебной коллегией не принимаются.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что никаких доводов и правовых обоснований относительно обжалуемого решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований к Государственной жилищной инспекции Камчатского края о возложении обязанности осуществит надлежащую проверку выставления обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЮГ» платы за «содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с января 2013 года по май 2016 года в размерах, не соответствующих ЖК РФ и условиям договора на организацию содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома от 1 апреля 2010 года, дать заявителю обоснованный ответ по результатам проверки, апелляционная жалоба Иващенко В.И. не содержит. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Иващенко В.И. Иващенко В.Н. также не приведено никаких оснований, по которым она считает решение суда неправильным и в указанной части.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и материалам дела. В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта по доводам апелляционной жалобы.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, рассмотрено судом в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, по доводам жалобы оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Иващенко В.И. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по апелляционной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи