ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2617/2022 от 26.08.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-2617/2022

судья Клейнос С.А. (№ дела в суде 1-й инстанции 2-178/2022)

УИД 75RS0022-01-2022-000297-46

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Чайкиной Е.В.

судей краевого суда Погореловой Е.А. и Казакевич Ю.А.

при секретаре Маркове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 26 августа 2022 г. гражданское дело по иску прокурора Хилокского района, действующего в защиту интересов Л.Л.В. к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Хилокское железнодорожное училище» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, к Министерству образования и науки Забайкальского края о возложении обязанности профинансировать учреждение на выплату заработной платы,

по апелляционной жалобе директора ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» Ч.И.Г.

на решение Хилоского районного суда Забайкальского края от 12 мая 2022 г., которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» в пользу Л.Л.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за сентябрь, за октябрь, за ноябрь, за декабрь 2021 года, за январь 2022 года в размере 23320,40 рублей (без удержаний налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных законом).

Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы Л.Л.В. в размере 23320,40 рублей.

Взыскать с ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» в бюджет муниципального района «Хилокский район» государственную пошлину в размере 899,61 рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Хилокского района ссылаясь на результаты проведенной прокурором проверки в сфере оплаты труда в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Хилокское железнодорожное училище» (далее по тексту ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» обратился в суд в интересах Л.Л.В., сославшись на то, что Л.Л.В. с работает в должности мастера производственного обучения ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище». За период с сентября 2021 г. по январь 2022 г. истцу производилась оплата за осуществление классного руководства, выплаты за экзамены, вакансии. Вместе с тем, оплата труда за выполнение этих работ начислялась не сверх минимального размера оплаты труда, а включалась в него, в связи с чем расчет заработной платы был произведен работодателем неверно. Приводя положения ч.3 ст.37, ч.1 ст.45 Конституции РФ, ст.ст. 2, 21, 22, 133, 133.1, 149, 151 Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 29.12.2020 г. № 473-ФЗ о минимальном размере оплаты труда, установленного в Российской Федерации с 01.01.2021 г. в сумме 12792 руб. в месяц, Федерального закона от 06.12.2021 № 406-ФЗ о минимальном размере оплаты труда, установленного в Российской Федерации с 01.01.2022 г. в сумме 13980 руб., Закона Забайкальского края от 14.10.2008 г. № 39-ЗЗК об установлении в Хилокском районе районного коэффициента к заработной плате – 1,4 и процентной надбавке за стаж работы в размере 10% заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%, Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 № 850, Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536, Положения об оплате труда работников ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище», указал, что вознаграждение за труд должно быть не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а дополнительная работа должна оплачиваться отдельно, сверх установленной заработной платы, которая должна быть не ниже МРОТ за полностью отработанный месяц, так как эти виды работ не входят в основные обязанности преподавателя, требуют дополнительных затрат рабочего времени. В противном случае заработная плата работников, привлеченных к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях. Следовательно, доплата за классное руководство, экзамены и вакансии не может включаться в состав заработной платы в целях сравнения с МРОТ. Начисление заработной платы именно таким образом противоречит позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11.04.2019 г. № 17-П. Указал, что Л.Л.В. в связи с неправильным начислением заработной платы недоначислено: за сентябрь 2021 г. – 5253,17 руб., за октябрь 2021 г. – 1447,04 руб., за ноябрь 2021 г. – 3350,10 руб., за декабрь 2021 г. – 2081,39 руб., за январь 2022 г. – 1674,30 руб., всего – 13806 руб. Компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы истице в порядке ст.236 ТК РФ не начислена и не выплачена. Кроме того, в соответствии с Уставом ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище», учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства образования и науки Забайкальского края, которое является главным распорядителем бюджетных средств учреждения, поэтому в соответствии с п.5 ст.158 БК РФ на Министерство образования и науки Забайкальского края возлагается обязанность по финансированию недоначисленной заработной платы. Просил обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать выплату ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» надоначисленной заработной платы Л.Л.В. за период с сентября 2021 г. по декабрь 2022 г. в размере 13806 руб., компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с требованиями ст.236 ТК РФ, страховых взносов. Обязать ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» выплатить недоначисленную заработную плату Л.Л.В. за период с сентября 2021 г. по декабрь 2022 г. в размере 13806 руб., начислить и выплатить компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с требованиями ст.236 ТК РФ.

Определением суда от 20 апреля 2022 г. производство по делу в части требований к Министерству образования и науки Забайкальского края профинансировать выплату ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с требованиями ст.236 ТК РФ, страховых взносов, к ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» обязать начислить и выплатить Л.Л.В. компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с требованиями ст.236 ТК РФ, прекращено в связи с отказом прокурора и истца Л.Л.В. от исковых требований в данной части.

В ходе рассмотрения дела сторона истца уточнила исковые требования, окончательно просила взыскать с ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» в пользу Л.Л.В. невыплаченную заработную плату за период с сентября 2021 г. по январь 2022 г. в размере 23321,34 руб., обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» денежными средствами на эти цели.

Определением суда от 20 апреля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Забайкальского края.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе директор ГПОУ«Хилокское железнодорожное училище» просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что прокурор в исковом заявлении и уточнении к нему не обосновал увеличение исковых требований, а суд не исследовал, в связи с чем истец увеличил свои требования. Суд сделал вывод о том, что поскольку классное руководство, заведование кабинетом, выполнение работы преподавателя по дисциплине «Безопасность и жизнедеятельность» не входят в должностные обязанности мастера производственного обучения, то каждая из указанных работ является для Л.Л.В. дополнительной работой, выполняемой ею в условиях отклоняющихся от нормальных, поэтому она должна оплачиваться отдельно. Вместе с тем судом не была исследована должностная инструкция мастера производственного обучения, а также не учтено, что при начислении заработной платы за дополнительную работу в качестве преподавателя предмета «Безопасность и жизнедеятельность» начисления производились Л.Л.В. сверх минимального размера оплаты труда. Суд подтверждает в своем решении, что начисления и выплата заработной платы за классное руководство в период с сентября 2021 г. по январь 2022 г. произведены верно, при этом указывает сумму ежемесячно недоначисленной заработной платы и не обосновывает в связи с чем произошло увеличение сумм заработной платы. Суд не дал оценку доводу представителя ответчика в возражениях на иск и дополнениях к ним, что должностные оклады работников представляют собой фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение всей совокупности его трудовых (должностных) обязанностей (нормы учебной нагрузки на ставку заработной платы и всех видов педагогической работы), предусмотренных трудовым договором и должностной инструкцией работника за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Оклад оплачивается за выполнение всего спектра должностных обязанностей работника. Дополнительные выплаты сверх оклада могут быть установлены за выполнение обязанностей, которые не включены в перечень должностных обязанностей на основании единых квалификационных справочников и (или) профессиональных стандартов, а классное руководство и заведывание кабинетом не является профессией, в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 26.08.2010 № 761н. Кроме того, судом в пользу истца взыскана сумма 23320, 40 руб. без НДФЛ, при этом представленный прокурором расчет сделан с учетом НДФЛ, который необходимо перечислить в налоговый орган. Судом не учтено, что кроме указанной суммы ответчику необходимы средства для перечисления в фонды социально страхования и пенсионный фонд, а эта сумма будет превышать сумму субсидии на государственное задание на 7042,76 руб. Выражает несогласие со ссылкой истца на постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П. Указывает, что в России беспрецедентное право, поэтому по аналогии использование судебных решений допустимо только в отношении прямо не урегулированных законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай. Так выплата за классное руководство регулируется Федеральным законом «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, постановлением Правительства РФ «О ежемесячном денежном вознаграждении педагогическим работникам федеральных образовательных организаций, выполняющих функции классного руководителя» № 850 от 30.12.2005. В этом случае аналогия закона не применима.

В письменных возражениях и.о. прокурора Хилокского района Л.А.Д. просит апелляционную жалобу директора ГПОУ«Хилокское железнодорожное училище» Ч.И.Г.оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя ГПОУ "Хилокское железнодорожное училище Л.С.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора К.Л.И., полагавшую решение законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Л.Л.В. на основании заключенного с ней трудового договора от работает в ГПОУ «ХЖУ» мастером производственного обучения с Трудовым договором ей установлен оклад (должностной оклад) 7100 руб. в месяц, 30%- Северная надбавка, 40% - районный коэффициент, а также надбавка за специфику работы – 20%, надбавка за выслугу лет – 5%, надбавка за заведование кабинета – 15% (л.д. 85-90).

Дополнительным соглашением от к трудовому договору от Л.Л.В. поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по должности классного руководителя (куратора) группы за дополнительную плату, а именно: работник получает дополнительную оплату в размере 5000 руб. (федеральный бюджет), 1000 руб. (20% районного коэффициента Федеральный бюджет), 1500 руб. (30% Северной надбавки Федеральный бюджет), 1000 руб. (20% районного коэффициента краевой бюджет), в общей сумме 8500 руб. (л.д.91).

Дополнительным соглашением от к трудовому договору от Л.Л.В. поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы: преподавание предмета "Безопасность жизнедеятельности" в количестве 162 часов в период с по За выполняемую по дополнительному соглашению дополнительную работу работник получает дополнительную оплату в размере за фактически отведенные часы согласно справке о прочитанных часах преподавателей за месяц из расчета стоимости 1 часа в размере 105,51 руб. с учетом районного регулирования. Аналогичные сведения содержатся в приказе от . (л.д. 156).

Как следует из представленных в дело расчетных листков, доплата за классное руководство и доплата за заведование кабинетом включались работодателем в состав той части заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда.

Считая права Л.Л.В. неправильным начислением заработной платы нарушенными, прокурор обратился в суд с иском о взыскании задолженности по заработной плате, которая, по мнению прокурора, образовалась в связи с тем, работодатель включал в состав минимальной заработной платы истицы доплату за классное руководство и доплату за экзамены и вакансии. Уточняя иск, прокурор предъявил ко взысканию причитающуюся истице заработную плату, расчет которой предусматривал исключение из минимального размера оплаты труда и производимую истице доплату за заведование кабинетом.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку классное руководство, заведование кабинетом, выполнение работы преподавателя по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», не входят в должностные обязанности мастера производственного обучения, то каждая из указанных работа является для Л.Л.В. дополнительной работой, работой в условиях, отклоняющихся от нормальных условий работы мастера производственного обучения и поэтому должна оплачиваться отдельно с учетом районного регулирования оплаты труда.

Судебная коллегия с выводом суда о том, что в должностные обязанности мастера производственного обучения не входит заведование кабинетом, соответственно доплата за указанную работу должна производиться отдельно от размера заработной платы причитающейся Л.Л.В. по этой должности, согласиться не может по следующим основаниям.

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Этому праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон.

Обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе условие о дате начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзацы 4, 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ).

В силу статьи 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).

В силу ст. ст. 315 - 317 ТК РФ в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в указанных районах и местностях осуществляется сверх МРОТ (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 г. N 38-П).

В составе той части заработной платы, которая не может быть ниже МРОТ, не должны учитываться также выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и доплаты за совмещение профессий (Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П, от 16.12.2019 N 40-П).

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 января в 2021 г. МРОТ составляет 12 792 руб. в месяц.

Статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 850 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководителя, а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций классного руководителя (куратора)" педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрено с 1 сентября 2021 г. ежемесячное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя (куратора) в размере 5000 рублей.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.08.2021 N 284 "О ежемесячном денежном вознаграждении за классное руководство (кураторство) педагогических работников государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счет средств бюджета Забайкальского края" в период с 1 сентября 2021 года по 31 декабря 2023 года педагогическим работникам государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счет средств бюджета Забайкальского края установлено ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) в размере 5000 рублей (но не более двух выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства (кураторства) в двух и более учебных группах) (п.п.1 и 2 Постановления).

Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций производится начисление районного коэффициента, действующего на территории Забайкальского края, и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Согласно пункту 2.1. Особенностей режима рабочего времени педагогических работников, утвержденных Приказом N 536 выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее - работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее - преподавательская работа), которая выражается в фактическом объеме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с Приказом N 1601.

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее - другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Министерство образования Российской Федерации в Письме от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02 "О методических рекомендациях" установило правила исчисления заработной платы педагогам общеобразовательных организаций. Методические рекомендации разработаны совместно с Общероссийским Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации с учетом предложений, направленных субъектами Российской Федерации, а также информационно-аналитических материалов и предложений, представленных Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.

Настоящие Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее - Методические рекомендации) предусматривают основополагающие принципы, нормы и условия оплаты труда, регламентируемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, непосредственно связанные с исчислением заработной платы работников общеобразовательных организаций, замещающих должности, включенные в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования".

В соответствии с данным Приказом должность мастера производственного обучения отнесена к группе должностей педагогических работников 3 квалификационного уровня.

В силу п 1.3. вышеназванных Методических рекомендаций система оплаты труда работников организаций (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), доплат и надбавок стимулирующего характера, систему премирования) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (п. 1.5 Методических рекомендаций).

Помимо оплаты труда за фактический объем учебной нагрузки, педагогическим работникам организации согласно пункту 2.3 приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 могут устанавливаться размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другие дополнительные видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), которые устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ (п. 3.3 Методических рекомендаций).

При установлении системы оплаты труда в организации рекомендуется предусмотреть все виды выплат компенсационного характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации, применяемые к соответствующей организации (п. 4.1).

Методическим рекомендациями предусмотрены, в том числе, выплаты при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных.

К видам выплат компенсационного характера при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, относятся выплаты за дополнительную работу, не входящую в прямые должностные обязанности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам, но непосредственно связанную с деятельностью общеобразовательных организаций по реализации образовательных программ.

К такой дополнительной работе относится работа по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников.

При возложении на работников с их письменного согласия перечисленных выше видов дополнительной работы размеры выплат (в виде доплат) устанавливаются общеобразовательными организациями в абсолютных величинах либо определяются в процентах от размеров установленных по квалификационному уровню ПКГ по занимаемой должности ставок заработной платы, предусмотренных за норму часов педагогической работы в неделю (в год), или должностных окладов педагогических работников. При определении размеров доплат не учитываются выплаты стимулирующего или компенсационного характера, а также предусмотренные системой оплаты труда повышающие коэффициенты (п. 4.9. Методических рекомендаций).

Пунктом 5 данных Методических рекомендаций предусмотрены и выплаты стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за стаж непрерывной работы, выплаты за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы. Пунктом 5.2 также предусмотрено, что при конкретизации в организациях видов выплат стимулирующего характера могут применяться и иные выплаты, которые рекомендуется подразделять на выплаты, носящие обязательный (постоянный) характер, и выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу (согласно показателям и критериям оценки эффективности деятельности, предусмотренным в организации).

Оплата труда мастеров производственного обучения организаций осуществляется на основе должностных окладов в соответствии с пунктом 2.5 настоящих Методических рекомендаций. Должностные обязанности мастера производственного обучения в пределах 36-часовой рабочей недели определяются в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой.

Мастерам производственного обучения, выполняющим наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу в той же общеобразовательной организации по другой аналогичной должности (полностью или частично), в том числе в связи с временным отсутствием работника, производится доплата в порядке, установленном статьей 151 Трудового Кодекса, при совмещении профессий (должностей) или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры доплат устанавливаются по соглашению сторон трудового договора (п. 3.6 Методических рекомендаций).

Согласно п.2.1.1 Положения об оплате труда работников ГПОУ «ХЖУ», находящегося в ведении Министерства образования Забайкальского края (далее – Положение об оплате труда) заработная плата работников учреждения за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп в размере не ниже, устанавливаемых Правительством Забайкальского края; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты. Пунктом. 2.1.13 Положения об оплате труда предусмотрено, что в оклады (должностные оклады) педагогических работников в том числе руководящих работников, деятельность которых связана с образовательным процессом) включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. Данная денежная компенсация образует новый оклад. Согласно положению об оплате труда к выплатам компенсационного характера наряду с прочим отнесены выплаты: за работу в местностях с особыми климатическими условиями: районный коэффициент и процентная надбавка (п.п. 2.2.2,2.2.4), выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: совмещение профессий (должностей); сверхурочная работа; работа в ночное время, выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в выходные и праздничные дни) (п.п.2.2.2, 2.2.5). Пунктом 2.2.5.4 Положения об оплате труда к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, отнесены выплаты за дополнительные трудозатраты непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей: за работу в выходные и нерабочие дни, по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками и т.п., руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видам работ, не входящими в должностные обязанности работников. Компенсационные выплаты начисляются к должностному окладу или тарифной ставке (окладу) и не образуют увеличение должностного оклада или тарифной ставки (оклада) для исчисления других выплат, надбавок, доплат. Районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяется к фактически начисленной заработной плате (с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат) ( п.2.2.7).

В соответствии с п. 2.3.1 Положения об оплате труда стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера не связаны с оплатой труда в каких либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Пунктом 2.3.3. Положения об оплате труда наряду с прочим установлены выплаты стимулирующего характера: выплата за специфику работы; надбавка за выслугу лет; выплата за интенсивность; система премирования.

Пунктом 2.3.9 Положения выплаты за интенсивность включают в себя также выплаты за классное руководство в размере 15% от должностного оклада, а также за заведывание мастерскими, кабинетами в размере 15%.

Из смысла вышеприведенных норм в их взаимосвязи следует, что порядок начисления спорных выплат в составе заработной платы зависит от того, осуществляются ли эти выплаты в связи с выполнением работником своих прямых должностных обязанностей. Либо данные выплаты начисляются за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей по занимаемой работником должности.

Конституционный Суд РФ в своих Постановлениях от 27.11.2008 № 11-П, от 07.12.2017 № 38-П, определениях от 01.10.2009 № 1160-О-О и от 17.12.2009 № 1557-О-О сформулировал правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации: институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума, вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а, следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; положения ст. ст. 129 и 133 ТК РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных; в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Таким образом в случае, если выплаты предусмотрены работнику за выполнение должностных обязанностей по занимаемой должности, эти выплаты могут быть включены в состав той части заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда.

Выплаты, которые предусмотрены за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей работника должны начисляться в состав той части заработной платы, которая выше минимального размера оплаты труда, т.е. того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей по занимаемой им должности с учетом прожиточного минимума.

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н, в должностные обязанности мастера производственного обучения входит в том числе, заведование гаражом, мастерской, кабинетом и принятие мер к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения.

Согласно должностной инструкции мастера производственного обучения "Электромонтер тяговой подстанции" "Хилокского железнодорожного училища", которая была приобщена судебной коллегией в качестве нового доказательства, истца должна принимать меры по своевременному обеспечению мастерской необходимым оборудованием, оснасткой, инструментом, материалами, средствами обучения и контроля, вести журнал учета передачи мастерской. Мастер имеет право привлекать учащихся к подготовке учебно-производственной мастерской для занятий и приведению ее в порядок как после окончания занятий, так и при подготовке мастерской к новому учебному году или полугодию.

Как следует из приказа директора ГПОУ ХЖУ Ч.И.Г. от , который также приобщен судебной коллегией в качестве нового доказательства, за истицей закреплен кабинет - контактная сеть, за заведование которым ей установлена доплата 15 % от базового оклада.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик вполне обоснованно при начислении заработной платы истицы включал производимую Л.Л.В. доплату за заведование кабинетом в состав той части заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда.

Суждения суда первой инстанции об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих порядок оплаты труда педагогических работников.

Вместе с тем, вывод суда о том, что доплата за классное руководство является доплатой компенсационного характера за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей истицы, соответственно должна включатся в состав той части заработной платы, которая не менее минимального размера оплаты труда, судебная коллегия находит правильным.

Как следует из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", в должностные обязанности мастера производственного обучения не входит такая работа как осуществление классного руководства.

Данная дополнительная работа на истицу не возложена и должностной инструкцией. Доплата за выполнение работы по классному руководству также не предусмотрена трудовым договором.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при начислении заработной платы данная доплата не должна быть включена в ту часть заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда.

Следует отметить, что фактически спора о порядке начисления доплаты истице за преподавание предмета "Безопасность жизнедеятельности" между истицей и ответчиком не было, поскольку как следует из представленных в дело расчетных листков по заработной плате, данная доплата начислялась сверх минимального размера оплаты труда, на что обоснованно указано ответчиком в апелляционной жалобе.

Доводы апелляционной жалобы о том, что должностной оклад устанавливается за исполнение всей совокупности должностных обязанностей работника (нормы учебной нагрузки на ставку заработной платы и всех иных видов педагогической работы), предусмотренных трудовым договором и должностной инструкцией работника за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат, о незаконности выводов суда в части порядка доплаты за осуществление классного руководства не свидетельствует.

Системой оплаты труда у конкретного работодателя могут быть включены в состав заработной платы работника дополнительные выплаты за работу, которая не предусмотрена перечнем трудовых обязанностей. Однако это не освобождает работодателя от обязанности выплатить работнику заработную плату, которая должна быть не меньше минимального размера оплаты труда с учетом выплат, которые установлены работнику за выполнение непосредственных трудовых обязанностей (кроме компенсационных выплат за работу, которая отклоняется от нормальных условий труда).

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает возможным согласиться представленным в ходе рассмотрения дела бухгалтером ответчика Ш.Е.В. расчета причитающейся истице заработной платы (л.д. 117-119), из которого следовало, что доплата за ведение кабинетом включена в ту часть заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда, а доплата за классное руководство и преподавание предмета "Безопасность жизнедеятельности" рассчитаны так, что эти доплаты выплачиваются сверх минимального размера оплаты труда. Поскольку арифметически данный расчет прокурором не оспаривался, в пользу истицы подлежит взысканию задолженность по заработной плате в сумме 13806 рублей.

Данная сумма определена без учета налога на доходы физических лиц, поскольку статьей 19 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу подпунктов 6 и 10 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации, иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.

Исчисление налога на доходы физических лиц производится за налоговый период, которым признается календарный год, согласно ст. 216 Налогового кодекса РФ.

Статьей 224 Налогового кодекса РФ размер налоговой ставки установлен в 13 процентов.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

Ответчик является налоговым агентом, обязанным удерживать у истца налог на доходы физических лиц с его доходов, полученных от общества, согласно ст. 226 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Поскольку из содержания приведенных положений Налогового кодекса РФ следует, что суд не относится к налоговым агентам и при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, взыскиваемые судом суммы заработной платы подлежат налогообложению в общем порядке.

Поскольку изменился подлежащий взысканию с ответчика размер задолженности по заработной плате, подлежит изменению и размер подлежащей взысканию с ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» государственной пошлины.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу подп. 1 п. 1 ст. 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов.

В соответствии с названной нормой Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов лишь при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер.

Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, с учетом положений подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, размер подлежащей уплате государственной пошлины при принятии решения о взыскании с ответчика денежных сумм будет составлять 531 рубль, которая определена пропорционально от суммы, заявленной истцом ко взысканию (23320,40 рублей и взысканной судебной коллегией - 13806 (59% от заявленной суммы). Учитывая изложенное, с ответчика в соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию в бюджет муниципального района «Хилокский район» государственная пошлина в размере 531 рубль.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 12 мая 2022г. изменить.

Взыскать с Государственного профессионального образовательного учреждения «Хилокское железнодорожное училище» ИНН <***> в пользу Л.Л.В. паспорт серии недоначисленную и невыплаченную заработную плату с сентября 2021 года по январь 2022 года в размере 13806 рублей.

Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края ИНН <***> профинансировать ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» денежными средствами на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы Л.Л.В. в размере 13806 рублей.

Взыскать с Государственного профессионального образовательного учреждения «Хилокское железнодорожное училище» в бюджет муниципального района «Хилокский район» государственную пошлину в размере 531 рубль.

Апелляционную жалобу Государственного профессионального образовательного учреждения «Хилокское железнодорожное училище» оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Хилокский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 сентября 2022 г.