№ 33-2629 судья Арсеньева О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 декабря 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Рогозиной Н.И., Споршевой С.В.
при секретаре Жихоревой С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области ФИО1 на решение Рязанского районного суда Рязанской области от 18 августа 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО2 к муниципальному образованию - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в лице администрации муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в пользу ФИО2 задолженность по заработной плате за период с 12 марта 2015 г. по 06 мая 2 016 г. в размере <…> рублей <…> копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <…> рублей <…> копейки, проценты за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы в размере <…> рублей <…> копеек, компенсацию морального вреда в размере <…> рублей, а всего <…> рубля <…> копейки. В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 отказать.
Решение суда в части взыскания с муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в пользу ФИО2 задолженности по заработной плате в течение трех месяцев в размере <…> рубль подлежит немедленному исполнению.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Насоновой В.Н., объяснения представителей муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области главы муниципального образования ФИО1 и по доверенности ФИО3 и ФИО4, поддержавших апелляционную жалобу, возражения против доводов апелляционной жалобы ФИО2 и его представителя по доверенности ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что он является председателем контрольно-счётной комиссии (КСК) МО – Мурминское сельское поселение. Трудовые отношения возникли на основании трудового договора, заключенного 12.03.2015 года между истцом и МО - Мурминское сельское поселение в лице председателя Совета депутатов муниципального образования. Должностной оклад истца в соответствии с условиями трудового договора (п. 4.2) составляет <…> руб. Должность председателя контрольно-счётной комиссии относится к высшей группе должностей муниципальной службы. Согласно постановлению правительства Рязанской области от 27 октября 2010 г. за № 258 «Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Рязанской области» месячный оклад председателя КСК Мурминского сельского поселения не должен превышать <…> руб. в месяц, надбавка за особые условия 200%, что составляет <…> руб., за выслугу лет 15% - <…> руб., ежемесячное поощрение - <…> руб. Итого размер ежемесячных выплат председателю КСК Мурминского сельского поселения составляет <…> руб. в месяц. В период с 12 марта 2015 года по 31 июля 2015 года истцу не выплачивалась заработная плата, задолженность составила <…> руб. <…> коп. Действиями ответчика ему причинен моральный вред, поскольку заработная плата не выплачивалась длительное время, он испытывал нехватку денежных средств на приобретение самого необходимого, в том числе продуктов питания. Моральный вред истец оценил в <…> руб.
В ходе судебного разбирательства истец заявил ходатайство о замене ответчика – администрации МО – Мурминское сельское поселение на ответчика – муниципальное образование – Мурминское сельское поселение и увеличил исковые требования, окончательно просил взыскать с муниципального образования - Мурминское сельское поселение в лице администрации задолженность по заработной плате за период работы с 12 марта 2015 года по 6 мая 2016 года в размере <…> руб. <…> коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <…> руб. <…> коп., проценты за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы в размере <…> руб. <…> коп., компенсацию морального вреда в размере <…> руб.
Представители ответчика МО - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области ФИО1 и ФИО6 в судебном заседании иск не признали, в обоснование указали, что трудовых отношений между истцом и ответчиком не возникло, поскольку председатель Совета депутатов не уполномочен заключать трудовой договор с председателем КСК, соответственно у ответчика не возникло обязанности выплачивать заработную плату истцу, кроме того, бюджет муниципального образования не содержит статьи расходов на содержание КСК, а сам истец фактически никаких трудовых функций не исполнял.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Совета депутатов МО – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление полагает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд удовлетворил исковые требования частично, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Полагает решение незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 и представитель Совета депутатов МО - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области ФИО7 просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу главы МО - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области ФИО1 без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 16 октября 2014 года № 75 создана контрольно-счетная комиссия муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области с правами юридического лица и утверждено положение «О контрольно-счетной комиссии муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области».
Решением Совета депутатов муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 16 октября 2014 года № 75-А на должность председателя контрольно-счетной комиссии муниципального образования назначен ФИО2 с 1 января 2015 года.
12 марта 2015 года между муниципальным образованием - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в лице председателя Совета депутатов – Мурминское сельское поселение ФИО8 и ФИО2 заключен трудовой договор.
Решением Рязанского районного суда Рязанской области от 20 ноября 2015 года были удовлетворены исковые требования прокурора Рязанского района Рязанской области к Совету депутатов муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о признании незаконным назначение ФИО2 на должность председателя контрольно-счетной комиссии муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 16 марта 2016 года указанное решение суда изменено в части указания суда на расторжение трудового договора с председателем контрольно-счетной комиссии муниципального образования, заключенного 12 марта 2015 года между муниципальным образованием - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в лице председателя Совета депутатов – Мурминское сельское поселение ФИО8 и ФИО2 Судебная коллегия определила изложить резолютивную часть решения в данной части в иной редакции: обязать Совет депутатов муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области расторгнуть трудовой договор, заключенный 12 марта 2015 года с ФИО2 В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Решением Совета депутатов муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 4 мая 2016 года № 144 трудовой договор от 12 марта 2015 года, заключенный между муниципальным образованием - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в лице председателя Совета депутатов – Мурминское сельское поселение ФИО8 и ФИО2, расторгнут с 6 мая 2016 года.
ФИО2, полагая, что трудовые отношения с ним возникли на основании трудового договора, заключенного 12 марта 2015 года, и продолжались до расторжения трудового договора 6 мая 2016 года, обратился в суд с иском о взыскании заработной платы за указанный период и компенсации морального вреда.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что между истцом и ответчиком возникли трудовые отношения, период работы истца в должности председателя контрольно-счетной комиссии муниципального образования составил с 12 марта 2015 года по 6 мая 2016 года, за весь период осуществления трудовой деятельности заработная плата ФИО2 не выплачивалась.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку он не основан на подлежащих применению к возникшим отношениям нормах материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии с положениями ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу положений ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате, в том числе: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ сторонами трудового договора являются работник и работодатель.
Согласно ст. 20 ТК РФ работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования (ч. 6 ст. 6 Федерального закона № 6-ФЗ).
Реестром должностей муниципальной службы в Рязанской области должность председателя контрольно-счетного органа местного самоуправления отнесена к высшей группе должностей муниципальной службы.
Согласно Федеральному закону от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом № 25-ФЗ.
В статье 2 Федерального закона № 25-ФЗ указывается, что нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование.
Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий (ч. 9 ст. 16 Федерального закона № 25-ФЗ).
Федеральный закон № 25-ФЗ указывает, что представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Таким образом, для муниципальных служащих, замещающих должности в контрольно-счетном органе муниципального образования, нанимателем является муниципальное образование, представителем нанимателя (работодателем) – лицо, уполномоченное муниципальными правовыми актами на заключение с ними трудового договора.
В п.п. 9 п. 1 ст. 31 Устава Мурминского сельского поселения закреплено, что глава администрации сельского поселения осуществляет права представителя нанимателя (работодателя) в отношении муниципальных служащих поселения и работников администрации поселения, не являющихся муниципальными служащими.
Указанные правовые нормы судом первой инстанции не приняты во внимание, не дана оценка тому обстоятельству, что назначение ФИО2 на должность председателя контрольно-счетной комиссии муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области решением Совета депутатов муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 16 октября 2014 года признано решением суда от 20 ноября 2015 года незаконным. Согласно ст. 16 ТК РФ в данном случае трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность.
Признание назначения на должность незаконным свидетельствует об отсутствии оснований для заключения трудового договора с данным лицом. Кроме того, трудовой договор с ФИО2 от имени муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области подписан председателем Совета депутатов – Мурминское сельское поселение ФИО8, т.е. неуполномоченным лицом, которое в силу вышеуказанных правовых норм не является представителем нанимателя (работодателем).
Как следует из материалов дела, бюджеты Мурминского сельского поселения на 2014 – 2016 годы не содержат статьи расходов на содержание контрольно-счетной комиссии Мурминского сельского поселения, изменения в них внесены не были.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возникновении трудовых отношений между истцом и ответчиком на основании трудового договора от 12 марта 2015 года.
Не основан на нормах материального права и не соответствует обстоятельствам дела и вывод суда о том, что ФИО2 фактически исполнял свои должностные обязанности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия: контроль за исполнением местного бюджета; экспертиза проектов местного бюджета; внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета; финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования; анализ бюджетного процесса и подготовка предложений на его совершенствование; подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета; участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; иные полномочия.
В материалах дела отсутствуют доказательства исполнения ФИО2 полномочий председателя контрольно-счетного органа муниципального образования.
Как следует из пояснений представителей ответчика и представленных ими документов, по адресу регистрации контрольно-счетной комиссии Мурминского сельского поселения: <...>, находится здание, непригодное для размещения в нем каких-либо организаций, ФИО2 там не находился, что подтверждается возвратами корреспонденции в связи с отсутствием адресата по указанному адресу. Согласно журналу регистрации входящей корреспонденции администрации Мурминского сельского поселения, начатого 12.01.2015 года и оконченного 01.07.2016 года, от ФИО2 не поступило ни одного заключения или отчета о проведенных им контрольных или экспертно-аналитических мероприятиях. На его запрос от 17 марта 2015 года на электронную почту администрация Мурминского сельского поселения 30 марта 2015 года направила годовой отчет об исполнении бюджета 2014 года для подготовки заключения, впоследствии данный отчет был направлен по почте ценной бандеролью с описью вложения по адресу места нахождения КСК. Однако данное почтовое отправление вернулось за истечением срока хранения, заключение на годовой отчет об исполнении бюджета за 2014 год составлено не было. Заключение на проект бюджета сельского поселения на 2015 год готовил не ФИО2, а КСП Рязанского района в рамках действовавшего соглашения от 14.02.2014 года между Рязанской районной Думой и Советом депутатов Мурминского сельского поселения о передаче КСП Рязанского района полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования Мурминского сельского поселения по осуществлению внешнего финансового контроля. 2 декабря 2015 года в адрес главы администрации Мурминского сельского поселения от ФИО2 поступило письмо от 30.11.2015 года о приостановлении своей трудовой деятельности до вступления в законную силу решения Рязанского районного суда от 20 ноября 2015 года о признании незаконным его назначения на должность председателя контрольно-счетной комиссии муниципального образования и до вступления в законную силу судебного решения о взыскании заработной платы с муниципального образования. 20 апреля 2016 года между Рязанской районной Думой и Советом депутатов Мурминского сельского поселения заключено соглашение о передаче КСП Рязанского района полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования - Мурминское сельское поселение по осуществлению внешнего финансового контроля. 25.04.2016 года администрацией Мурминского сельского поселения в КСП Рязанского района направлен проект бюджета поселения на 2016 год для проведения экспертизы бюджета. 28.04.2016 года заключение на проект бюджета на 2016 год КСП Рязанского района направлен главе администрации Мурминского сельского поселения и председателю Совета депутатов. Также КСП Рязанского района 28.04.2016 года подготовлено заключение на проект отчета об исполнении бюджета Мурминского сельского поселения за 2015 год. Расходы на оплату услуг КСП Рязанского района предусмотрены в бюджетах Мурминского сельского поселения на 2014 - 2016 годы. Оплата за оказанные услуги произведена платежными поручениями № от 13.03.2014 г., № от 22.04.2014 г., № от 16.08.2016 г.
Вывод суда о том, что истец фактически исполнял свои трудовые обязанности как председатель КСК (регистрация КСК в качестве юридического лица, заключение соглашения, заявления об истребовании документов и т.п.), судебная коллегия не может признать обоснованным, поскольку представленные им в материалы дела документы не свидетельствуют о выполнении своих полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования. Представленные ФИО2 табели учета рабочего времени за весь спорный период, подписанные им же, не являются бесспорными доказательствами нахождения его на рабочем месте и выполнения своих трудовых обязанностей.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства исполнения ФИО2 трудовых обязанностей председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а, следовательно, правовых оснований для взыскания в пользу истца заработной платы за период с 12 марта 2015 года по 6 мая 2016 года и компенсации морального вреда в связи с невыплатой заработной платы у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно принято с существенным нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, что в силу п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основаниями для отмены решения суда и принятия по делу нового решения об отказе ФИО2 в удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за нарушение срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясьст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рязанского районного суда Рязанской области от 18 августа 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к муниципальному образованию - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за нарушение срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда отказать.
Председательствующий
Судьи