ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2633/2021 от 21.10.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело

Судья Гусманова И.С. (номер дела в суде первой инстанции 2-2010/2021)

УИД 75RS0-54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего судьи Алёкминской Е.А.,

судей Куклиной И.В., Трифонова В.А.,

при секретаре Балагуровой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 21 октября 2021 года гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Кладова А. АлексА.а, Кладовой Светланы Николаевны к администрации городского округа «<адрес>» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма

по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации городского округа «<адрес>» – Шабухина А.В.

на решение <адрес><адрес> от <Дата>, которым постановлено:

исковые требования прокурора <адрес> в интересах Кладова А. АлексА.а, Кладовой Светланы Николаевны удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «<адрес>» предоставить Кладову А. АлексА.у, Кладовой Светлане Николаевне вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма находящееся в границах городского округа «<адрес>», общей площадью не менее 50 кв.м, оборудованное входной дверью и комнатными дверными проемами шириной не менее 0,9 метра, коридором шириной не менее 1,6 метра, с шириной движения в квартире не менее 1,5 метра и балконом, расположенное в многоквартирном доме, территория к которому имеет нескользкое покрытие, разворотную площадку для кресла-коляски перед входной дверью в помещение подъезда размером 2,2 на 2,2 метра с пандусом, с шириной входной двери в подъезд не менее 0,9 метра, оборудованной доводчиками, находящееся в подъезде, имеющем внеквартирный коридор шириной не менее 1,5 метра.

Заслушав доклад судьи <адрес>вого суда Алёкминской Е.А., судебная коллегия

установила:

прокурор <адрес> обратился в суд с указанным выше иском в интересах Кладова А.А., Кладовой С.Н., ссылаясь с учетом произведенных в ходе рассмотрения уточнений исковых требований на следующие обстоятельства. <адрес> по обращению Кладовой С.Н., действующей в интересах Кладова А.А., проведена проверка. В ходе проверки установлено, что распоряжением администрации городского округа «<адрес>» от <Дата>/р утверждено заключение межведомственной комиссии от <Дата> о признании непригодным для проживания Кладова А.А. жилого помещения по адресу: <адрес>. Кладова С.Н. и её сын Кладов А.А. зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу. Данное жилое помещение значится в реестре имущества городского округа «<адрес>». Договор социального найма на жилое помещение заключен с Кладовой С.Н. <Дата> на основании распоряжения администрации городского округа «<адрес>» от <Дата>-р «О приеме в муниципальную собственность городского округа «<адрес>» жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности Кладовой С.Н., Кладова А.А. Решением Центрального районного суда <адрес> от <Дата>Кладов А.А. признан недееспособным. Постановлением главы администрации <адрес> от 13.1 1.2006 Кладова С.Н. назначена опекуном Кладова А.А. В администрации <адрес>Кладов А.А. состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, страдает тяжелой формой хронического заболевания с кодом по МКБ-10 G80, относящегося к органическим заболеваниям центральной нервной системы со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующим применение инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушениями функций тазовых органов. Поскольку жилое помещение в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> признано непригодным для проживания Кладова А.А., то последний в силу ст. 17 Федерального закона от <Дата> № 181-ФЗ имеет право на предоставление дополнительной жилой площади по договору социального найма, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза. Решением Думы городского округа «<адрес>» от <Дата> (в редакции решений Думы городского округа «<адрес>» от <Дата>, от <Дата>) на территории городского округа «<адрес>» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. При таких обстоятельствах Кладов А.А. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 25 кв.м. и дополнительную жилую площадь, превышающую норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, то есть всего общей площадью 50 кв.м. Также согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимание обстоятельств. Требования к жилым помещениям, предоставляемым инвалидам, установлены постановлением Правительством РФ от <Дата> «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». С учетом уточнений исковых требований, просил обязать администрацию городского округа «<адрес>» предоставить Кладову А.А., <Дата> г.р., вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, находящееся в границах городского округа «<адрес>», общей площадью не менее 50 кв.м., оборудованное входной дверью и комнатными дверными проемами шириной не менее 0,9 метра, коридором шириной не менее 1,6 метра, с шириной движения в квартире не менее 1,5 метра и балконом, расположенное в многоквартирном доме, территория к которому имеет нескользкое покрытие, разворотную площадку для кресла-коляски перед входной дверью в помещение подъезда размером 2,2 на 2,2 метра с пандусом, с шириной входной двери в подъезд не менее 0,9 метра, оборудованной доводчиками, находящееся в подъезде, имеющем внеквартирный коридор шириной не менее 1,5 метра ( л.д. 6-8, 140-142).

Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 162-167).

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации ГО «<адрес>» Шабухин А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в котором в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на следующее. <адрес> в <адрес> межведомственной комиссией аварийным и непригодным не признавался. В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <Дата>, осуществляется за счет средств федерального бюджета. С учетом данного обстоятельства апеллятор полагал необходимым привлечение к участию в деле Министерства труда и социальной защиты населения <адрес>, т.к. Кладов А.А. вправе претендовать на социальную выплату. Правом на внеочередное обеспечение жилым помещением обладают только граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, целью предоставления жилья является отселение такого гражданина, в связи с невозможностью проживания с ним в одной квартире. Жилое помещение должно быть предоставлено только Кладову А.А. общей площадью не менее 25 кв.м., поскольку именно он страдает тяжелой формой хронического заболевания. ЖК РФ и ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено право (а не обязанность) органов власти предоставить инвалиду жилое помещение с учетом дополнительной площади. Удовлетворенные исковые требования в части минимального размера дверных проемов, коридоров, наличия разворотных площадок не могут быть исполнены за счет свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда. Строительство жилых домов, приспособленных для проживания инвалидов, не проводилось. Осуществления муниципальной закупки жилого помещения, отвечающего решению суда, не представляется возможным по причине отсутствия финансирования из вышестоящего бюджета. Суду первой инстанции надлежало разрешить вопрос о возложении обязанности на соответствующие органы государственной власти, производящие финансирование (л.д. 170-172).

Ответчик администрация ГО «<адрес>» о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещен, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании представитель процессуального истца прокурор Камратова А.Г., материальный истец, являющаяся одновременно законным представителем материального истца Кладова А.А., Кладова С.Н. полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили об оставлении его без изменения, а апелляционной жалобы – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения указанных выше участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При этом согласно ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата> «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Указанный порядок установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от <Дата>.

Согласно п. 54 указанного выше Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата>, отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <Дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Федерального закона от <Дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Как следует из материалов дела и правильно было установлено судом первой инстанции, Кладов А.А., <Дата> г.р., является инвали<адрес> группы с детства бессрочно.

По заключению врачебной комиссии от <Дата>Кладову А.А. установлен диагноз детский церебральный паралич, выраженный спастический тетрапарез с преимущественным поражением ног (код по МКБ G-80), при котором он нуждается во внеочередном предоставлении жилья.

На основании решения Центрального районного суда <адрес> от <Дата>Кладов А.А. признан недееспособным.

Постановлением главы администрации Центрального административного района городского округа «<адрес>» от <Дата> опекуном Кладова А.А. назначена его мать Кладова С.Н.

Кладова С.Н. и Кладов А.А. зарегистрированы и проживают в муниципальном жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 29,4 кв.м., которое занимают на условиях социального найма.

В собственности жилых помещений Кладова С.Н. и Кладов А.А. не имеют.

Распоряжением администрации городского округа «<адрес>» -р от <Дата> утверждено решение межведомственной комиссии администрации городского округа «<адрес>» от <Дата>, согласно которому межведомственная комиссия приняла заключение о непригодности жилого помещения для проживания Кладова А.А. (согласно п. 54 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата>) (т. 1 л.д. 18-19, 20-21).

Межведомственная комиссия при принятии заключения основывалась на акте обследования от <Дата>, составленном комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом особенностей инвалидов и обеспечения их доступности для инвалидов (т. 1 л.д. 22-24).

Согласно представленному в материалы акту обследования от <Дата> комиссия пришла к следующим выводам: ввиду несоответствия параметров жилого помещения и мест общего пользования в многоквартирном доме по адресу: <адрес> требованиям установленным постановлением Правительства РФ от <Дата> «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», установлено наличие необходимости приспособления жилого помещения инвалида Кладова А.А. и общего имущества в многоквартирном доме, где проживает Кладов А.А., с учетом его потребностей и обеспечения условий их доступности для Кладова А.А.; для приспособления жилого помещения инвалида и мест общего пользования в многоквартирном доме необходимо проведение перепланировки жилого помещения, проведение реконструкции многоквартирного дома, при этом комиссией установлено отсутствие технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (т. 1 л.д. 22-24).

Согласно п. 21 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида.

Согласно представленной в материалы дела выписке из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от <Дата> (т. 1 л.д. 16-17) Кладов А.А. состоит в администрации Центрального административного района ГО «<адрес>» на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с <Дата> в составе семьи Кладовой С.Н., 1972 г.р.; номер очереди Кладовой С.Н., Кладова А.А. в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма – 1030, в первоочередном – 513; на основании сведений, направленных администрацией Центрального административного района <адрес>, Кладов А.А., <Дата> г.р., состоит в реестре ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <Дата>, сформированном Министерством труда и социальной защиты населения <адрес>; при этом общественной комиссией установлено, что пороговое значение размера дохода Кладова А.А. не превышает установленного значения, а занимаемое им помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания Кладова А.А., в связи с чем Кладов А.А.<Дата> включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ст. 17 ФЗ от <Дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <Дата>, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после <Дата>, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что основанием для обращения с настоящим иском является то обстоятельство, что с <Дата>Кладов А.А. по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, отнесен к числу граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции, в связи с чем имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма вне очереди, но не обеспечен им до настоящего времени.

При изложенных фактических обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> не признан аварийным и непригодным для проживания, подлежат отклонению как не имеющие правового значения для рассмотрения и разрешения настоящего спора, в условиях, когда жилое помещение, занимаемое Кладовым А.А. признано непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции или ремонту, а сам Кладов А.А. по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, включен в список граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

Также судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для привлечения к участию в деле Министерства труда и социальной защиты населения <адрес>, поскольку в данном случае прокурор обращается в интересах Кладова А.А. об обеспечении его жилье по основанию, право на которое возникло у Кладова А.А.<Дата> (т.е. после <Дата>), следовательно, в силу положений ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по этому основанию Кладов А.А. подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, т.е. администрацией ГО «<адрес>».

Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Указанный в приведенной выше статье перечень заболеваний установлен Приказом Минздрава России от <Дата>н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

При этом заболевание, диагностированное у Кладова А.А. (МКБ G-80), отнесено к указанному перечню, что предполагает возможность предоставления Кладову А.А. жилого помещения с превышением общих норм, исходя из особых нужд и его специального правового статуса (как гражданина, страдающего соответствующим заболевание).

Поскольку в данном случае речь идет об улучшении жилищных условий инвалида, то жилое помещение по договору социального найма должно быть ему предоставлено по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

Вместе с тем, из материалов дела также следует, что Кладов А.А. является инвалидом с детства (т. 1 л.д. 13) и в установленном законом порядке признан недееспособным (т. 1 л.д. 75), опекуном Кладова А.А. назначена Кладова С.Н. (т. 1 л.д. 63).

Согласно заключению врачебной комиссии от <Дата>Кладов А.А., являющийся инвалидом I группы, имеющий диагноз: детский церебральный паралич, спастический тетрапарез, задержка нервно-психического развития (МКБ G-80), нуждается во внеочередном предоставлении жилья (т. 1 л.д. 95).

Проведенной судебно-психиатрической экспертизой в рамках гражданского дела о признании Кладова А.А. недееспособным установлено, что Кладов А.А. страдает слабоумием в форме умеренной умственной отсталости без нарушений поведения, обусловленной другими уточненными причинами, выраженным дефектом интеллекта, плохим развитием речи, малым запасом практических навыков, рассеянной неврологической симптоматикой, что лишает его возможности понимать значение своих действий и руководить ими (т. 1 л.д. 93).

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида от <Дата>Кладов А.А. в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от <Дата>н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» по категории «способность к самообслуживанию» имеет третью степень ограничения (неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц), по категории «способность к передвижению» - третью степень ограничения (неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц); по категории «способность к трудовой деятельности» - третью степень ограничения (невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма) (т. 1 л.д. 143-146).

В соответствии со ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании. Опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими.

В рамках Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата>-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и части 3 статьи 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Г.» указано, что целями социальной политики, провозглашенных Конституцией Российской Федерации, является обеспечение благополучия граждан, их социальной защищенности и нормальных условий существования, как это следует, в том числе, из Постановления от <Дата>-П, Определения от <Дата>-О; при этом человек, если он в силу объективных причин не может самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни, вправе рассчитывать на поддержку со стороны государства и общества.

Нарушение названных конституционных установлений и правовых позиций может быть выражено в предоставлении гражданину жилого помещения на таких условиях, которые вынуждают обоих – гражданина и опекуна – вселиться в помещение, пригодное по размеру для проживания одного лишь инвалида, и исполнять опекунские обязанности в заведомо непригодных жилищных условиях с вероятным или неизбежным нарушением прав и законных интересов недееспособного подопечного и самого опекуна.

В пункте 3.4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата>-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и части 3 статьи 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Г.» указано, что предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном. Интересы граждан могут быть обеспечены, в частности, предоставлением жилого помещения такому гражданину, в том числе инвалиду, в пределах двойной нормы предоставления, в том числе с учетом части третьей статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 3 части 2 статьи 57 и части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, с тем чтобы было возможным осуществление постоянного ухода за нуждающимся в нем недееспособным гражданином с присутствием опекуна по месту жительства подопечного без вселения по договору социального найма. Если же опекун является членом семьи подопечного по смыслу семейного законодательства (супругом или близким родственником), осуществляющим за ним постоянный уход, требующий совместного проживания, предоставление жилого помещения с учетом упомянутых правил должно обеспечивать возможность вселения опекуна как члена семьи нанимателя с соблюдением требований жилищного законодательства, в частности статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом компетентным органам и судам необходимо учитывать все обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о том, позволяют ли характеристики конкретного жилого помещения обеспечить учет интересов граждан в случае проживания опекуна с таким недееспособным гражданином. В исключительных ситуациях, если предоставление жилого помещения с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно, в частности в связи с отсутствием помещений подходящего размера, и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является - в понимании семейного законодательства - членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания гражданину не может быть отказано в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой в настоящем деле нормы только в силу того, что осуществляющий за ним постоянный уход такой опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жилыми помещениями по договору социального найма вне очереди. Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Правовые позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата>-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и части 3 статьи 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Г.» применимы к рассмотрению и разрешению настоящего дела исходя из его фактических обстоятельств.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт того, что с детства Кладов А.А. страдал имеющимся у него заболеванием, являлся инвалидом и находился под постоянным уходом своей матери Кладовой С.Н., с которой с момента рождения проживал совместно.

Согласно информации, представленной администрацией Центрального административного района ГО «<адрес>», Кладова С.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, номер её очереди в общем списке – 1030 (т. 1 л.д. 14-15).

Индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида предусмотрена нуждаемость Кладова А.А. в базовой прогулочной кресле-коляске с ручным приводом (т. 1 л.д. 145).

В рамках приложения к акту обследования от <Дата> занимаемого Кладовым А.А. жилого помещения, составленному комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды в соответствии Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата>, указано, что пригодная для проживания Кладова А.А. квартира должна иметь входную дверь и дверные проемы в комнатах шириной не менее 0,9 м. с доводчиком, высоту проходов с минимальным размером 2,1 м., совмещенный санитарный узел, ванную комнату размером 2,2 * 2,2 м., туалетную комнату размером 1,2 * 1,6 м., ширину коридора не менее 1,6 м., ширину пути движения в квартире с минимальны размером 1,5 м., пороги дверных коробок должны быть оснащены временными съемными пандусами (т. 1 л.д. 25).

Принимая во внимание неспособность Кладова А.А. к самообслуживанию, его нуждаемость в постоянной посторонней помощи (уходе), его полную зависимость от других лиц при неспособности к самостоятельному передвижению и нуждаемость в кресле-коляске, судебная коллегия полагает, что обеспечение пригодных жилищных условий для Кладова А.А. возможно будет только при условии совместного проживания с ним опекуна и члена его семьи Кладовой С.Н.

При этом, учитывая технические характеристики жилого помещения, в котором нуждается Кладов А.А., установленные уполномоченной на то комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в наиболее полной мере пригодность жилищных условий будет обеспечена посредством предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, находящегося в границах городского округа «<адрес>», общей площадью 28 кв.м., т.е. исходя из нормы предоставления 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей из 2-х и более человек (решение Думы ГО «<адрес>» от <Дата>), а также с учетом права Кладова А.А. на дополнительную площадь, превышающую норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза).

В соответствии согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимание обстоятельств; жилые помещениями, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида или абилитации инвалида.

Требования к жилым помещениям, предоставляемым инвалидам, установлены постановлением Правительством РФ от <Дата> «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

С учетом положений указанного нормативно-правового акта, а также требований к жилому помещению, в котором нуждается Кладов А.А., судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что жилое помещение, пригодное для проживания Кладова А.А., должно быть оборудовано входной дверью и комнатными дверными проемами шириной не менее 0,9 метра, коридором шириной не менее 1,6 метра, с шириной движения в квартире не менее 1,5 метра и балконом, быть расположено в многоквартирном доме, территория к которому имеет нескользкое покрытие, разворотную площадку для кресла-коляски перед входной дверью в помещение подъезда размером 2,2 на 2,2 метра с пандусом, с шириной входной двери в подъезд не менее 0,9 метра, оборудованной доводчиками, и находится в подъезде, имеющем внеквартирный коридор шириной не менее 1,5 метра.

В силу приведенных выше правовых позиций доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для учета Кладовой С.Н., об отсутствии оснований для предоставления Кладову А.А. дополнительной площади судебная коллегия находит подлежащими отклонению в силу их несостоятельности.

Поскольку к полномочиям администрации ГО «<адрес>» относится обеспечение нуждающихся граждан жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, в том числе, и граждан, обладающих специальным правовым статусом, то ссылки в апелляционной жалобе на то, что в рамках решения суда надлежало разрешить вопрос о возложении обязанности на соответствующие органы государственной власти произвести финансирование, находит подлежащими отклонению.

Лицо, ответственное за обеспечение Кладова А.А. жилым помещением по договору социального найма, определено судом первой инстанции верно, вопросы того, каким способом администрацией ГО «<адрес>» будет достигнуто исполнение решение суда, к существу разрешаемого спора не относятся.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для принятия доводов апелляционной жалобы ответчика, в силу которых решение суда первой инстанции подлежало бы отмене или изменению.

Вместе с тем, в интересах законности в целях полноценного обеспечения права Кладова А.А. на жилище судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению путем изложения резолютивной части в новой редакции, указав на обязанность администрации ГО «<адрес>» предоставить Кладову А.А. с учетом необходимости проживания с ним Кладовой С.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, находящееся в границах городского округа «<адрес>», общей площадью 28 кв.м., с учетом права Кладова А.А. на дополнительную площадь с указанием технических характеристик жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, отвечающих потребностям Кладова А.А.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> изменить.

Резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции.

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Кладова А. АлексА.а, Кладовой Светланы Николаевны удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского округа «<адрес>» предоставить Кладову А. АлексА.у с учетом необходимости проживания с ним Кладовой Светланы Николаевны вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, находящееся в границах городского округа «<адрес>», общей площадью 28 кв.м., с учетом права Кладова А.А. на дополнительную площадь, оборудованное входной дверью и комнатными дверными проемами шириной не менее 0,9 метра, коридором шириной не менее 1,6 метра, с шириной движения в квартире не менее 1,5 метра и балконом, расположенное в многоквартирном доме, территория к которому имеет нескользкое покрытие, разворотную площадку для кресла-коляски перед входной дверью в помещение подъезда размером 2,2 на 2,2 метра с пандусом, с шириной входной двери в подъезд не менее 0,9 метра, оборудованной доводчиками, находящееся в подъезде, имеющем внеквартирный коридор шириной не менее 1,5 метра.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (<адрес>) путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий Е.А. Алёкминская

Судьи И.В. Куклина

В.А. Трифонов

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено <Дата>.