ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2722/18 от 10.07.2018 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Жолобова Т.А. Дело № 33-2722/2018

10 июля 2018 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Дубровиной И.Л.,

судей Маркина В.А., Катаевой Е.В.,

при секретаре Карташовой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МЧС России по Кировской области Портновой Д.А. на решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 11 апреля 2018 года по иску прокурора Октябрьского района г. Кирова, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ГУ МЧС России по Кировской области, Межрегиональному ТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области о признании вещи бесхозяйной, обязании утилизировать, которым постановлено:

исковые требования прокурора Октябрьского района г. Кирова лиц удовлетворить;

признать движимое имущество - контрольно - измерительный прибор, имеющий цилиндрическую форму, высота и диаметр по 10 см., с цифрами желто-белого цвета на циферблате, содержащего радиоактивные вещества, находящийся на территории промышленной площадки ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> бесхозным, обратив в собственность Российской Федерации;

обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области совершить действия, направленные на утилизацию в установленном законом порядке контрольно - измерительного прибора, имеющего цилиндрическую форму, высоту и диаметр по 10 см., с цифрами желто-белого цвета на циферблате, от которого исходит превышающее установленные нормативы гамма излучение, расположенного на территории промышленной площадки ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>

настоящее решение суда обратить к немедленному исполнению;

заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Октябрьского района г. Кирова, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Кировской области и указал, что в ходе проверки радиационного контроля по обращению ООО «<данные изъяты>» об утилизации радиоактивных отходов, экспертом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» на территории промплощадки по адресу: <адрес>, 01.02.2017 года обнаружен «локальный радиоактивный источник». С учетом уточнения исковых требований, просил признать движимое имущество - контрольно - измерительный прибор, имеющий цилиндрическую форму, высота и диаметр по 10 см., с цифрами желто-белого цвета на циферблате, содержащего радиоактивные вещества, бесхозным, обратив в собственность Российской Федерации; обязать Главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области совершить действия, направленные на утилизацию в установленном законом порядке контрольно - измерительный прибор, имеющий цилиндрическую форму, высота и диаметр по 10 см., с цифрами желто-белого цвета на циферблате, от которого исходит превышающее установленные нормативы гамма излучение, расположенный на территории промышленной площадки ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>

Октябрьским районным судом г. Кирова 11 апреля 2018 года постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда представитель ГУ МЧС России по Кировской области Портнова Д.А. не согласилась, в апелляционной жалобе указала, что ссылка суда на п. 1.4.7 Приказа МЧС России от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях» является ошибочной, т.к. данный Приказ содержит сведения, необходимые для статистического учета и не может квалифицировать ситуацию. Для установления чрезвычайной ситуации, нужно руководствоваться Федеральным законом от 21.12.1994 № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с данной нормой под чрезвычайной ситуацией следует понимать обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Также во исполнение ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304, была утверждена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ситуация «уровни опасности» не подпадает под критерии «чрезвычайная ситуация локального характера», т.к. отсутствует нарушение условий жизнедеятельности людей, не нанесен ущерб окружающей среде, нет погибших или получивших ущерб здоровью людей. ГУ МЧС России не наделено полномочиями по обеспечению и проведению работ по утилизации радиоактивных предметов и работе с ними, тем самым не имеет права реализовывать государственную политику в области обнаружения и обезвреживания «бесхозных» источник ионизирующего излучения. Приказом МЧС России от 14.12.2006 года № 730 утвержден порядок использования средств целевого финансового резерва, при финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций только на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте. ООО «<данные изъяты>» не является промышленным предприятием, не занимается строительством, транспортировкой чего-либо, соответственно не подпадает под целевой финансовый резерв по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Средства финансового резерва не могут быть использованы в данной ситуации. Согласно п. 4.1.10 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, территориальный орган организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств – его уничтожение. Тем самым, Территориальный орган будет обеспечивать право на радиационную безопасность граждан РФ, закрепленное в ч. 1 ст. 11 ФЗ от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» путем передачи контрольно-измерительного прибора в соответствующую Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом». Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области Редькин И.Ю. в возражениях на апелляционную жалобу указал, что ГУ МЧС не полностью выделило квалифицирующие признаки чрезвычайной ситуации. Причиной ЧС так же является авария, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Одной из причин возникновения радиационной аварии является обнаружение неизвестного источника. Таким образом, обнаружение «бесхозного» источника ионизирующего излучение попадает под определение радиационной аварии и с учетом возможных последствий сложившаяся ситуация должна быть признана чрезвычайной. Предупреждение и ликвидация техногенных ЧС, включая радиационную, входит в компетенцию ГУ МЧС по Кировской области. Порядок обращения с радиоактивными веществами урегулирован специальными нормативно-правовыми актами и законодательством РФ определен конкретный исполнитель работ по поиску и утилизации «бесхозных» ИИИ - МЧС России.

В возражениях на апелляционную жалобу ст.помощник прокурора Октябрьского района г. Кирова Лыскова Н.А. указала, что одним из направлений реализации Государственной программы РФ «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» являются работы по обнаружению и обезвреживанию «бесхозных» источников ионизирующего излучения, радиоактивных, взрывоопасных, пожароопасных и токсичных продуктов, исполнителем которых является МЧС России. Средства целевого финансового резерва могут использоваться на обеспечение работ по обнаружению и утилизации «бесхозных» источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов. Решение о выделении подразделениям МЧС России финансовых средств на указанные цели принимает постоянно действующая комиссии МЧС России по определению лимитов финансирования и контролю за их целевым использованием на основании обращения курирующего вопрос подразделения центрального аппарата или территориального органа МЧС России. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области Н.В. Брагина в возражениях на апелляционную жалобу указала, что обеспечение работ по обнаружению и утилизации бесхозяйных (бесхозных) источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов и финансированием должно заниматься МЧС России по Кировской области, а не ООО «<данные изъяты>», поэтому решение суда является законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.

На заседании суда апелляционной инстанции представители ГУ МЧС России по Кировской области по доверенности Вржещ Ю.А. и Жулев С.Н доводы жалобы поддержали. Прокурор Блинова А.В., представитель Министерства энергетики и жилищно – коммунального хозяйства Кировской области по доверенности Денисенко А.П., представитель ООО «<данные изъяты>» адвокат Богданов А.В. указали на законность и обоснованность судебного акта.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 11.07.2011 г. № 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, а также образовавшиеся до дня вступления в силу настоящего Федерального закона иные радиоактивные отходы, находятся в федеральной собственности. Радиоактивные отходы, образовавшиеся со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (за исключением радиоактивных отходов, содержащих ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности), находятся в собственности организации, в результате деятельности которой они образовались.

Бесхозными признаются радиоактивные материалы, которые не находятся под контролем в силу того, что они либо никогда не находились под контролем, либо были оставлены без присмотра, утеряны, помещены в ненадлежащее место, похищены или переданы без надлежащего официального разрешения.

В силу ст. 12 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ радиоактивные отходы, за исключением короткоживущих радиоактивных отходов, удельная активность которых в результате распада радионуклидов за время хранения может быть снижена до уровня, при котором такие отходы перестают быть радиоактивными отходами, подлежат обязательному захоронению в пунктах захоронения радиоактивных отходов.

Статьей 14 Закона предусмотрено, что обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

В силу ст. 18 Закона от имени Российской Федерации полномочия собственника находящихся в федеральной собственности пунктов хранения радиоактивных отходов, за исключением их отчуждения, осуществляет орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами, уполномоченный законодательством РФ.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки радиационного контроля по обращению ООО «<данные изъяты>» об утилизации радиоактивных отходов экспертом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» на территории промплощадки по адресу: <адрес> 01.02.2017 обнаружен локальный радиоактивный источник.

03.02.2017 Управлением Роспотребнадзора по Кировской области на основании предписания от <адрес> проведено санитарно - эпидемиологическое обследование территории промышленной площадки ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> где обнаружен источник ионизирующего излучения (далее ИИИ) - радиоактивное изделие, что в соответствии с приложением № 7 СанПиН 2.6.1.2523-09 «НРБ-99/2009» расценивается как радиационная авария (потеря управления источником).

Указанный ИИИ является контрольно - измерительным прибором, имеет

цилиндрическую форму (высота и диаметр по 10 см.); имеется циферблат, цифры желтовато - белого цвета. При измерении мощности дозы гамма- излучения (МД) установлено, что на поверхности ИИИ МД составляет 4,5 мкЗв/час, на расстоянии 0,1 м - 1,29 мкЗв/час.; на расстоянии 1,0 м. -0,15 мкЗв/час. Уровень гамма - фона на территории площадки составляет 0,10 - 0,11 мкЗ/час.

В соответствии с п. 3.5 СП 2.6.6.1168-02 «споро-2002» (в ред. изменений и дополнений от 2010 г., изменений от 2013 г. № 2) обнаруженное изделие относится к радиоактивным отходам (далее - РАО).

ООО «<данные изъяты>» не имеет лицензии на обращение с РАО; нахождение на территории предприятия РАО является нарушением п. 1.8 СП 2.6.1.2612-10 «ОСПОРБ-09/2010»

03.02.2017 г. и 06.02.2017 г. Управлением Роспотребнадзора по Кировской области донесениями по установленной форме проинформировало ГУ МЧС России по Кировской области (дважды), Правительство Кировской области о чрезвычайной ситуации. 07.04.2017 г. ООО «<данные изъяты>» также направило обращение в ГУ МФС России по Кировской области.

Какие-либо меры ГУ МЧС России по Кировской области по ликвидации

чрезвычайной ситуации до настоящего времени не приняты.

Постановлением от 14.12.2017 г. ОП № 1 УМВД России по г. Кирову установить обстоятельства, при которых данных прибор попал на территорию ООО «<данные изъяты>», не представилось возможным, в возбуждении уголовного дела по 4.1 ст. 220 УК РФ отказано за отсутствием события преступления.

Во исполнение предписания Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 06.02.2017 г. ООО «<данные изъяты>», в целях обеспечения радиационной безопасности населения на период хранения ИИИ, ограждена зона доступа людей на расстоянии 1м. от источника излучения, исключен доступ посторонних лиц к ИИИ, обеспечена сохранность ИИИ до утилизации.

Установив по делу юридически значимые обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства, при верном применении норм материального права, суд первой инстанции пришел к следующим выводам, с которыми соглашается судебная коллегия. Деятельность ООО «<данные изъяты>» не образует РАО, о наличии на промплощадке ИИИ ООО «<данные изъяты>» стало звестно при исполнении обязанности по радиационному контролю, следовательно, ООО «<данные изъяты>» не приобретало данный ИИИ и собственником его быть не может в силу ст. 129 ГК РФ. Поскольку ООО «<данные изъяты>» не имеет разрешения федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии для осуществления деятельности с радиоактивными веществами, следовательно, ООО «<данные изъяты>» не может распоряжаться или проводить дальнейшие действия с источником ионизирующего излучения; не вправе обращать его в свою собственность. Указанное имущество является бесхозяйным и подлежит передаче в собственность Российской Федерации.

Вместе с тем, ответственным за утилизацию источника ионизирующего излучения, судом первой инстанции обоснованно признано ГУ МЧС России по Кировской области. Спорное имущество в свободном гражданском обороте не находится, а предотвращение возможных последствий воздействия источника в виде нанесения вреда жизни и здоровью людей, предотвращение чрезвычайных ситуаций на территории Кировской области является прямой обязанностью ГУ МЧС России по Кировской области.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 26.08.1994 № 989 «О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте», Порядком использования средств целевого финансового резерва, утвержденного Приказом МЧС России от 11.12.2006 № 730, целевой финансовый резерв, обеспечивающий оперативность и целевую направленность при финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте, формируется за счет средств, ежегодно предусматриваемых в федеральном бюджете в составе расходов, предусмотренных МЧС России, на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

На основании п. 3 Порядка средства целевого финансового резерва могут использоваться, в том числе на обеспечение работ по обнаружению и утилизации «бесхозных» источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов.

Руководствуясь данными нормативными правовыми актами, суд первой инстанции правомерно возложил на ГУ МЧС России по Кировской области обязанность утилизировать в установленном порядке контрольно - измерительный прибор, имеющий цилиндрическую форму, высота и диаметр по 10 см., с цифрами желто-белого цвета на циферблате, от которого исходит превышающее установленные нормативы гамма излучение, расположенный на территории промышленной площадки ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил предмет доказывания, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы жалобы представителя Главного управления МЧС России по Кировской области – ФИО1 сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом, влияли бы на принятое решение.

Судебная коллегия не усматривает оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 11 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: