ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2722/19 от 07.08.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья Шамухамедова Е. В. дело № 33-2722/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 7 августа 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Обносовой М. В.

судей областного суда ФИО1, Баранова Г. В.

при секретаре Салиховой Е. А.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе Управления муниципального имущества Администрации МО « Город Астрахань » на решение Советского районного суда г. Астрахани от 14 мая 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению муниципального имущества администрации Муниципального образования «Город Астрахань» о признании распоряжения незаконным,

установила:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что в соответствии с договором дарения от 1 февраля 1991 года являлся собственником жилого дома площадью 45 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Договором № 107 от 20 сентября 1961 года земельный участок предоставлен первоначальному собственнику в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома на правах личной собственности. Согласно заключению по устранению технических ошибок от 13 июня 2016 года земельному участку по ул. Победы, 77 присвоен адрес: <адрес> Постановлением Администрации МО «Город Астрахань» от 24 июля 2015 года изменен вид разрешенного использования и предварительно согласовано его предоставление в частную собственность. Однако, в связи со сносом дома и строительства нового жилого дома Администрацией оказано было в согласовании границ земельного участка. Решением Советского районного суда г. Астрахани от 16 ноября 2018 года за истцом признано право собственности на объект незавершенного строительства готовностью 37%, площадью застройки 99 кв. м по адресу: <адрес>. Распоряжением Управления муниципального имущества Администрации МО «Город Астрахань» от 11 марта 2019 года №р-10-02-735 ФИО2 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку истец не является лицом, которое имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов. Полагает, что данный отказ незаконен, поскольку истец является собственником недвижимого имущества, который расположен на земельном участке, имеющего категорию - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земли под домами индивидуальной жилой застройки. ФИО2 просит суд признать незаконным распоряжение Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования « Город Астрахань » от 11 марта 2019 года № р-10-02-7135 « Об отказе ФИО2 в предварительном согласовании предоставлении в аренду земельного участка по ул. 2-я Апрельская, 7 в Советском районе для завершения строительства жилого дома » и обязать Управление рассмотреть обращение ФИО2 о передаче в аренду земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - земли под домами индивидуальной жилой застройки с кадастровым номером № <данные изъяты>, площадью 600 кв. м. в <адрес> на условиях договора аренды.

В судебное заседание ФИО2 не явился, извещен надлежащим образом. Представитель ФИО2 - ФИО3 доводы, изложенные в иске, поддержала. Представитель Управления муниципального имущества Администрации города Астрахани ФИО4 просила отказать в удовлетворении административного искового заявлении.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 14 мая 2019 года распоряжение Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 11 марта 2019 года № р-10-02-7135 « Об отказе ФИО2 в предварительном согласовании предоставлении в аренду земельного участка по ул. 2-я Апрельская, 7 в Советском районе для завершения строительства жилого дома » признано незаконным; на Управление муниципального имущества Администрации Муниципального образования «Город Астрахань» возложена обязанность рассмотреть обращение ФИО2 о передаче в аренду земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - земли под домами индивидуальной жилой застройки с кадастровым номером №<данные изъяты>, площадью 600 кв.м в <адрес> 7 на условиях договора аренды.

В апелляционной жалобе Управления муниципального имущества Администрации МО « Город Астрахань » ставится вопрос об отмене решения суда ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права, в обоснование жалобы указано, что ФИО2 не имеет права на приобретение земельного участка без торгов ввиду несоблюдения условий, предусмотренных статьей 39. 6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителя Управления муниципального имущества Администрации города Астрахани ФИО4, поддержавшую доводы жалобы, представителя ФИО2 - ФИО3, возражавшую относительно жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Согласно требованиям статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.

Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов уполномоченный орган принимает при наличии хотя бы одного из оснований предусмотренных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно подпункту 10 пункта 2, подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта его собственнику в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление участка в аренду без аукциона в соответствии с названным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Из дела видно, что ФИО2 на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства общей площадью застройки 99 кв. м, процент готовности 37%, расположенный по адресу: <адрес>

Распоряжением Управления муниципальным имуществом Администрации МО «Город Астрахань» от 11 марта 2019 года №р-10-02-735 ФИО2 отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 600 кв.м (кадастровый номер <данные изъяты>) по ул. <адрес> для завершения строительства объекта с видом разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка (для размещения жилого дома).

Как следует из указанного Распоряжения, ФИО2 отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду спорного земельного участка в связи с тем, что с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, ввиду несоблюдения условий, предусмотренных пунктами 3, 4, 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 21 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса); земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов. Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, что ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с данным пунктом.

Однако, при вынесении Распоряжения Управления муниципальным имуществом Администрации МО «Город Астрахань» от 11 марта 2019 года № р-10-02-735 не было учтено, что спорный земельный участок аренду предыдущему собственнику не предоставлялся, а согласно договору № 107 от 20 сентября 1961 года земельный участок был предоставлен в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности.

Таким образом, указание в оспариваемом Распоряжении на пункты 3, 4, 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельным, поскольку сведения о том, что спорный земельный участок уже предоставлялся для завершения строительства объекта и право на однократное получение земельного участка в аренду для завершения строительства без проведения торгов было реализовано, отсутствуют.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 года и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещается обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.

ФИО2 на основании договора дарения от 1 февраля 1991 года являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который им снесен и на его месте начато строительство нового жилого дома литер К, которое в настоящее время приостановлено, процент готовности жилого дома составляет 37%, площадь застройки - 99 кв. м.

Требования об изъятии земельного участка администрацией в суд не заявлялись, ранее кому-либо земельный участок для завершения строительства не завершенного строительством объекта не предоставлялся

Кроме того, стороной административного ответчика не оспаривается, что с ФИО2 ранее договор аренды спорного земельного участка для завершения строительства не заключался, его государственная регистрация в установленном законом порядке не производилась, в деле отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что спорный земельный участок уже предоставлялся для завершения строительства объекта и право на однократное получение земельного участка в аренду для завершения строительства без проведения торгов было реализовано ФИО2

Установив данные обстоятельства, районный суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного искового заявления.

Поскольку доводы жалобы, рассмотренные в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьей 59, 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Советского районного суда г. Астрахани от 14 мая 2019 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления муниципального имущества Администрации МО « Город Астрахань » – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи областного суда: