Судья Яворек Я.А. Дело № 33-2723
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16 мая 2013 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Ретунской Н.В.,
судей Пантелеева В.М., Петровой Н.А.,
при секретаре Каланиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению министерства сельского хозяйства Саратовской области к ФИО1 о взыскании суммы социальной выплаты, по апелляционной жалобе министерства сельского хозяйства Саратовской области на решение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 13 марта 2013 года, которым постановлено:
отказать министерству сельского хозяйства Саратовской области в удовлетворении иска к ФИО1 о взыскании 143296 руб. социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, из которых в доход бюджета Саратовской области 81883 руб., в доход бюджета Российской Федерации 61413 руб.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения ФИО1, её представителя ФИО2 (ордер от 16.05.2013 г.), полагавших решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось в суд с иском к ответчице ФИО1, просило взыскать с неё 143296 руб. в бюджеты Российской Федерации и Саратовской области в лице министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств, из которых в доход бюджетов Саратовской области - 81883 руб., Российской Федерации - 61413 руб. излишне полученной социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности.
Требования обосновывало тем, что ФИО1, как участнице федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. №858, на основании приложения №1 к приложению №16 вышеуказанной программы была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья на семью из 2-х человек в сумме 293706 руб., из которых за счет средств областного бюджета - 167832 руб. и за счет федерального бюджета - 125874 руб. Выплата была предоставлена в размере 9998 руб./кв.м, исходя из рыночной стоимости жилья в Балтайском районе из расчета 42 кв.м на семью из 2-х человек. Фактически ФИО1 приобрела жилье из расчета 5116 руб./кв.м, то есть ниже рыночной стоимости, разница цен которых составляет взыскиваемую сумму (293 706 - 150410 (42 x 5116 x70%)= 143296).
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министерство сельского хозяйства Саратовской области просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои требования в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
На доводы апелляционной жалобы ФИО1 принесены возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции ФИО1, её представитель ФИО2 полагали решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что оно подлежит отмене в части.
Из материалов дела следует и установлено судом, что министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - Министерство) в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденном постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 г. №354-П, является органом исполнительной власти области, осуществляющим управление в агропромышленном комплексе Саратовской области.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. №858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» (далее - Постановление №858) и Министерство сельского хозяйства РФ утверждено государственным заказчиком - координатором Программы.
Ранее, до внесения в указанное постановление Правительства изменений, данная программа именовалась федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года».
В разделе III «Мероприятия Программы» федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. №858 (в редакции от 17.09.2007 г.) предусматривалось, что финансирование мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе должно осуществляться на основе софинансирования расходов на строительство (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, в том числе средств ипотечного кредитования. Предполагалось, что средства федерального бюджета для реализации указанных мероприятий будут предоставляться на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования этих мероприятий в объеме не более 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Расчетную стоимость строительства (приобретения) жилья, используемую для расчета субсидии, предлагалось определять исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья в субъекте Российской Федерации, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В п. 20 Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.03.2008 г. N 144, которые действовали в спорный период предоставления ответчице социальной выплаты (утратили силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 31.01.2009 N 83), было предусмотрено, что расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации. В случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
Пунктом 12 постановления Правительства РФ от 31.01.2009 г. N 83 федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года» дополнена приложением N 16 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов».
У вышеуказанного Приложения №16 имеется Приложение №1 «Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», которое в последующем редактировалось Постановлениями Правительства РФ от 28.04.2011 г. N 336, от 12.12.2012 г. N 1285 (далее - Положение).
В соответствии с п.26 Положения право на получение социальных выплат имеет молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 Положения.
В силу п.8 Положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти.
Согласно п.9 Положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации. В случае если фактическая стоимость 1 кв.м общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. м общей площади жилья.
Из п.12 Положения следует, что гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в настоящем Типовом положении, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению N 2 с приложением документов, указанных в данном пункте.
В п.1 Распоряжения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29.01.2010 г. N 40-р (в редакции от 18.10.2010 г.) "Об утверждении средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в муниципальных районах области для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также для расчета безвозмездной финансовой помощи (субсидии) при реализации Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 г. N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" и федеральных целевых программ" установлена на I, II, III и IV кварталы 2010 года средняя стоимость 1 квадратного метра общей площади жилых помещений в муниципальных районах области для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также для расчета безвозмездной финансовой помощи (субсидии): для жилых помещений, приобретаемых на вторичном рынке, согласно Приложению. В Приложении к данному распоряжению для Балтайского муниципального образования (сельское поселение) Балтайского муниципального района стоимость 1 квадратного метра общей площади жилых помещений установлена в размере 9998 руб.
ФИО1 на основании вышеуказанных требований была признана участником программы, что подтверждается предоставленными ею документами и корешком свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Платежным поручением №25061 от 08.09.2010 г. на блокированный счет ФИО1, открытый в Базарно-Карабулакском отделении Сбербанка РФ №3961/043 от Министерства поступило 167832 руб. из областного бюджета и заявкой на кассовый расход №5039 от 09.09.2010г. - 125874 руб. из федерального бюджета, а всего 293706 руб., как участнику Программы, на оплату приобретаемого жилья из расчета 42 кв.м на семью из 2-х человек, по рыночной цене в данной местности - 9998 руб. за кв.м, установленной распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29.09.2010 г. №40-р (42x9998x70%).
На основании договора купли-продажи жилого дома с надворными хозяйственными постройками и земельного участка от 01.11.2010 г. ФИО1 и её сын Г.А.Ю. приобрели у Б.Г.А. в общую долевую собственность жилой дом общей площадью 82,1 кв.м, в том числе жилой - 50,9 кв.м, с надворными постройками и землей, находящиеся по адресу: (данные изъяты) Балтайского района, Саратовской области. Недвижимость приобретена за 450000 руб., из которых стоимость дома составляет 420000 руб. Согласно договору оплата за приобретаемую недвижимость должна быть произведена продавцу: лично ФИО3 в сумме 156294 руб. - в день заключения договора; Министерством - 293706 рублей, из которых: из областного бюджета - 167832 руб. и федерального бюджета - 125874 руб. с блокированного счета ФИО1 при реализации федеральной Программы в срок до 31.12.2010 г. Договор зарегистрирован в регистрационном органе.
Вышеуказанный договор поступил в Министерство 26.11.2010 г., о чем свидетельствует отметка Министерства в правом верхнем углу первого листа договора.
Мемориальным ордером №00824-4 от 07.12.2010 г. отделение Сбербанка №3961/042 по счету №40817810956252600519 «Счет для обслуживания государственных программ», открытому на имя ФИО1, произвело расходную операцию на сумму 293 706 рублей путем списания денежных средств на основании исполнительных документов, то есть перечислило их продавцу жилья Б.Г.А.
Истец просил взыскать с ответчицы разницу в стоимости приобретенного ею дома между рыночной и приобретательской стоимостью, которая составляет 143296 руб. (социальная выплата за приобретенный ФИО1 дом, исходя из фактически уплаченной стоимости, должна составлять 420000:82,1=5116 руб./кв.м х 42 : 100% х 70% = 150410 руб.; 293706-150410 =143296 руб.).
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, указал, что согласно п.4 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Истец, имея договор купли-продажи жилья со всеми его характеристиками и покупной ценой, по которому ФИО1 приобрела жилье, знал, но, тем не менее, фактически дал разрешение (по умолчанию) Сбербанку на выдачу денег, имеющихся на блокированном счете ФИО1, продавцу Б.Г.А., из расчета рыночной стоимости 9988 руб. за 1 кв.м. Поскольку Министерство до передачи денег продавцу знало об отсутствии обязательства по предоставлению ФИО1 социальной выплаты в размере 9998 руб. за кв.м., т.е. исходя из рыночной стоимости жилья в данной местности, то обязано было предоставить социальную выплату (согласно договору купли-продажи недвижимости от 01.11.2010 г.), рассчитанную исходя из реальной покупной стоимости 5116 руб. за 1 кв.м общей площади жилья, то есть в общей сумме 150410 руб.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске Министерству.
Судебная коллегия считает вышеуказанные выводы суда ошибочными.
Районным судом не учтено, что согласно подпункту 4 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Из материалов дела следует, что денежная сумма социальной выплаты передавалась истице в соответствии с существующим обязательством, основанном на положениях Постановления №858.
Поскольку размер социальной выплаты был рассчитан исходя из стоимости квадратного метра жилья равного 9998 руб., а фактическая стоимость квадратного метра приобретенного ФИО1, жилого помещения составила 420000 руб.: 81,2 кв.м =5115 руб. 71 коп, соответственно, размер социальной выплаты подлежал перерасчету.
Судебная коллегия отмечает, что действия ФИО1 не носят виновный характер, поскольку на получателя средств не возложена обязанность по осуществлению расчета/перерасчета размера социальной выплаты. Вместе с тем судебная коллегия находит, что со стороны ФИО1, имело место неосновательное обогащение.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Учитывая, что ФИО1 получила социальную выплату в размере 293706 руб., превышающем размер, установленный законодательством, соответственно, сумма выплаты в размере превышения равная 141304 руб. 70 коп. составляет неосновательное обогащение и подлежит возврату, исходя из следующего расчета.
420000руб.:82,1 кв.м = 5115 руб. 71 коп. /кв.м.
5115 руб. 71 коп х 42 кв.м = 214859 руб.82 коп.
1% составляет: 214859 руб.82 коп.: 100% =2148 руб. 59 коп.
30% составляет: 2148 руб. 59 коп. х 30% =64457 руб.70 коп.
40% составляет: 2148 руб. 59 коп. х 40% =85943руб.60 коп.
Соответственно ответчица обязана выплатить неосновательное обогащение в бюджет Российской Федерации - 59416 руб. 30 коп.(125874 руб.- 64457 руб.70 коп.), в бюджет Саратовской области - 81888 руб. 40 коп.(167832 руб.- 85943руб.60 коп.). Общая сумма составляет 141304 руб. 70 коп.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с ФИО1 141304 руб. 70 коп. в бюджеты Российской Федерации и Саратовской области. Судебная коллегия считает необходимым постановить новое решение об удовлетворении вышеуказанных требований в части взыскания с ответчицы 141304 руб. 70 коп.
В остальной части исковые требования не подлежат удовлетворению ввиду неверного расчета истца.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 13 марта 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с ФИО1 141304 рублей 70 копеек в бюджеты Российской Федерации и Саратовской области.
Принять новое решение, которым обязать ФИО1 выплатить неосновательное обогащение в бюджет Российской Федерации - 59416 рублей 30 копеек, в бюджет Саратовской области - 81888 рублей 40 копеек.
В остальной части решение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 13 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства сельского хозяйства Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи