ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2725-2019 от 29.08.2019 Курского областного суда (Курская область)

Судья: Емельянова Л.Ф. Дело № 33-2725-2019 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 29 августа 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Лобковой Е.А.,

судей Журавлева А.В., Чупрыной С.Н.,

при секретаре Крюковой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Золотухинского района Курской области к администрации муниципального образования «п. Золотухино» Золотухинского района Курской области об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество, поступившее по апелляционной жалобе ответчика главы муниципального образования «п. Золотухино» Золотухинского района Курской области ФИО1 на решение Золотухинского районного суда Курской области от 29 мая 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Золотухинского района Курской области к администрации муниципального образования "поселок Золотухино" Золотухинского района Курской области обязать зарегистрировать право муниципальной собственности на недвижимое имущество, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «поселок Золотухино» Золотухинского района Курской области в течение 1 года 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты недвижимости:

водопроводные сети, протяженностью 0,14 км., расположенные по адресу ул<данные изъяты>, п<данные изъяты>, <данные изъяты> область;

водопроводные сети, протяженностью 0,472 км., расположенные по адресу ул.<данные изъяты>, п.<данные изъяты>, <данные изъяты> область;

водопроводные сети, протяженностью <данные изъяты> км., расположенные по адресу ул.<данные изъяты>, п.<данные изъяты>, <данные изъяты> область;

водопроводные сети, протяженностью 0,15 км., расположенные по адресу пер.2<данные изъяты>, п.<данные изъяты>, <данные изъяты> область;

водопроводные сети, протяженностью 1,4 км., расположенные по адресу ул.<данные изъяты>, п.<данные изъяты>, <данные изъяты> область;

водопроводные сети, протяженностью 0,84 км., расположенные по адресу ул.<данные изъяты>, п<данные изъяты>, <данные изъяты> область;

водопроводные сети, протяженностью 0,525 км., расположенные по адресу ул.К.<данные изъяты>, п.<данные изъяты>, <данные изъяты> область;

водопроводные сети, протяженностью 0,48 км., расположенные по адресу ул<данные изъяты>, п.<данные изъяты>, <данные изъяты> область;

водопроводные сети, протяженностью 1,5 км., расположенные по адресу ул.<данные изъяты>, п.<данные изъяты>, <данные изъяты> область;

водопроводные сети, протяженностью 0,32 км., расположенные по адресу ул.<данные изъяты>, п.<данные изъяты>, <данные изъяты> область;

водопроводные сети, протяженностью 0,5 км., расположенные по адресу ул.<данные изъяты>, п.<данные изъяты>, <данные изъяты> область;

водопроводные сети, протяженностью 0,322 км., расположенные по адресу ул.<данные изъяты>, п.<данные изъяты>, <данные изъяты> область;

водопроводные сети, протяженностью 1,168 км., расположенные по адресу ул.<данные изъяты>, п.<данные изъяты>, <данные изъяты> область.»

Заслушав доклад судьи Лобковой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Золотухинского района Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «п. <данные изъяты>» <данные изъяты> района <данные изъяты> области, в котором просил обязать ответчика в течение 1 года 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество – перечисленные в исковом заявлении водопроводные сети, расположенные в п. <данные изъяты><данные изъяты> области.

В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что прокуратурой <данные изъяты> района <данные изъяты> области при проведении проверки исполнения законодательства РФ о муниципальной собственности установлено, что на территории муниципального образования «п.Золотухино» Золотухинского района Курской области находятся объекты централизованной системы холодного водоснабжения, снабжающие население муниципального образования питьевой водой, которые включены в реестр муниципального имущества муниципального образования «п. Золотухино» Золотухинского района Курской области как объекты недвижимого имущества, составляющие казну муниципального образования «п. <данные изъяты>», однако, в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. ст. 130, 131 ГК РФ государственная регистрация права собственности на данные объекты недвижимости ответчиком не произведена, в связи с чем прокурор в защиту неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» обратился в суд с данным иском.

При рассмотрении дела судом первой инстанции в судебном заседании помощник прокурора Золтухинского района Иноземцев М.О. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования «п.Золотухино» Золотухинского района Курской области по доверенности ФИО2 исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать.

Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований прокурора Золотухинского района Курской области.

В апелляционной жалобе ответчик администрация муниципального образования «п. Золотухино» Золотухинского района Курской области в лице главы муниципального образования ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Прокурор в возражениях на апелляционную жалобу ответчика просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель ответчика администрации муниципального образования «поселок Золотухино Золотухинского района Курской области» ФИО2 апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам и основаниям, просил решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курской области Борисова Е.С. возражала против доводов апелляционной жалобы ответчика, полагала решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика и письменных возражений на нее прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» указано, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы истца, изученным материалам дела, не установлено.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Частью 1 статьи 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Статьей 51 данного Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

В силу статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Частями 1 и 3 статьи 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением - надписи на документе, представленном для регистрации.

В соответствии с частью 6 статьи 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.20.15 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 133.1, 164 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водоснабжение – это подача поверхностных или подземных вод водопотребителями в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении, и водоотведении» водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения..

Пунктом 14 статьи 2 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что объект централизованной системы холодного водоснабжения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы холодного водоснабжения непосредственно используемое для холодного водоснабжения.

Как следует из п. 4 ст. 3 Устава муниципального образования "поселок Золотухино", утвержденного решением Собрания депутатов поселка Золотухино № 1 от 25.05.2015, с последующими изменениями, к вопросам местного значения п. Золотухино относится организация в границах п. Золотухино водоснабжения населения, водоотведения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории муниципального образования «п. <данные изъяты> района Курской области находятся объекты централизованной системы холодного водоснабжения, снабжающие население муниципального образования питьевой водой: водопроводные сети, протяженностью 0,14 км., расположенные по адресу: ул. <данные изъяты>, п. <данные изъяты>, Курская область, водопроводные сети, протяженностью 0,472 км., расположенные по адресу: ул. <данные изъяты>, п. <данные изъяты>, Курская область, водопроводные сети, протяженностью 0,38 км., расположенные по адресу: ул. <данные изъяты>, п. <данные изъяты>, Курская область, водопроводные сети, протяженностью 0,15 км., расположенные по адресу: пер. 2<данные изъяты>, п. <данные изъяты>, Курская область, водопроводные сети, протяженностью 1,4 км., расположенные по адресу: ул. <данные изъяты>, п. <данные изъяты>, Курская область, водопроводные сети, протяженностью 0,84 км., расположенные по адресу: ул. <данные изъяты>, п. <данные изъяты>, Курская область, водопроводные сети, протяженностью 0,525 км., расположенные по адресу: ул<данные изъяты>, п. <данные изъяты>, Курская область, водопроводные сети, протяженностью 0,48 км., расположенные по адресу ул. <данные изъяты>, п. <данные изъяты>, Курская область, водопроводные сети, протяженностью 1,5 км., расположенные по адресу ул. <данные изъяты>, п. <данные изъяты>, Курская область, водопроводные сети, протяженностью 0,32 км., расположенные по адресу: ул. <данные изъяты>, п. <данные изъяты>, Курская область, водопроводные сети, протяженностью 0,5 км., расположенные по адресу ул.<данные изъяты>, п. <данные изъяты>, Курская область, водопроводные сети, протяженностью 0,322 км., расположенные по адресу ул. <данные изъяты>, п. <данные изъяты>, Курская область, водопроводные сети, протяженностью 1,168 км., расположенные по адресу ул. <данные изъяты>, п. <данные изъяты>, Курская область, которые включены в реестр муниципального имущества муниципального образования «п. <данные изъяты>» Золотухинского района Курской области как объекты недвижимого имущества, составляющие казну муниципального образования «п.<данные изъяты>».

Из сведений ЕГРН по состоянию на <данные изъяты> следует, что муниципальное образование "<данные изъяты>" является собственником наружных сетей водоснабжения, которые расположены по адресу: Курская область, <данные изъяты> район, п. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>. Сведений об объектах централизованной системы холодного водоснабжения, указанных прокурором в исковом заявлении, в ЕГРН не имеется.

Доводы искового заявления о том, что право муниципальной собственности на спорные объекты недвижимого имущества не зарегистрировано, ответчиком не оспариваются.

На основе анализа обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, суд пришел к обоснованному выводу, что требования истца о возложении на ответчика обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на спорное недвижимое имущество основаны на законе и подлежат удовлетворению, поскольку в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено достоверных и объективных доказательств, опровергающих доводы, приведенные в иске.

Отсутствие государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорные объекты недвижимости свидетельствует о нарушении ответчиком обязанностей, установленных законом, которое затрагивает интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования.

Доводы апелляционной жалобы ответчика, аналогичные доводам, приведенным в качестве возражений на предъявленные исковые требования, о проведении им мероприятий по осуществлению регистрации права муниципальной собственности, о наличии плана на 2019-2023 годы по осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну муниципального образования "поселок Золотухино", утвержденному распоряжением администрации поселка Золотухино от 12.04.2019 №27-р, согласно которому государственная регистрация права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимого имущества запланирована на 2020-2023 г.г., не опровергают выводы суда, поскольку право муниципальной собственности на спорные объекты недвижимого имущества на момент рассмотрения спора не зарегистрировано и данный факт ответчиком не оспаривается.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к вводу, что суд первой инстанции разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на спорное недвижимое имущество, правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам и обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора Золотухинского района Курской области, обязав администрацию муниципального образования «поселок Золотухино» Золотухинского района Курской области в течение 1 года 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты недвижимости: водопроводные сети, расположенные в п. Золотухино Курской области.

Иных доводов, которые могли бы являться основанием к отмене судебного решения либо опровергнуть выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.

Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, не опровергают выводов суда. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.199, ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Золотухинского районного суда Курской области от 29 мая 2019 года оставить без изменения,апелляционную жалобу ответчика – главы муниципального образования «п. Золотухино» Золотухинского района Курской области ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи