Докладчик Юркина И.В. Апел. дело № 33-2769/2019
Судья Свиягина В.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 июня 2019 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Юркиной И.В.,
судей Арслановой Е.А., Иванова П.Д.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску отделения лицензионно-разрешительной работы (по городам Алатырю и Шумерле, Алатырскому, Аликовскому, Вурнарскому, Ибресинскому, Красночетайскому, Порецкому, Шумерлинскому и Ядринскому районам) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике к Игушкину И.В., Игушкиной Л.А. о признании имущества выморочным и обращении в собственность Российской Федерации, поступившее по апелляционной жалобе третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 25 марта 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего Юркиной И.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
отделение лицензионно-разрешительной работы (по городам Алатырю и Шумерле, Алатырскому, Аликовскому, Вурнарскому, Ибресинскому, Красночетайскому, Порецкому, Шумерлинскому и Ядринскому районам) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике (далее – отделение лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республике) обратилось в суд с иском к Игушкину И.В., Игушкиной Л.А. о признании выморочным охотничьего огнестрельного оружия марки ..., калибр ..., передаче его в порядке наследования в собственность Российской Федерации с последующей реализацией через розничную семь специализированных магазинов г.Чебоксары, указав в обоснование заявленных требований следующее.
В связи со смертью ФИО1 проживавшего по адресу: ..., инспектором отделения лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республике вынесено заключение об аннулировании разрешения на право хранения и ношения огнестрельного оружия марки ..., №. На основании статьи 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» 20 июня 2018 данное оружие было изъято и помещено на временное хранение в комнату хранения оружия межмуниципального отдела МВД России «Шумерлинский». По состоянию на 27 декабря 2018 года в Управлении Росгвардии по Чувашской Республике отсутствуют сведения о наследниках ФИО1 Учитывая, что собственник оружия умер, а информация о наследниках отсутствует, оружие считается выморочным.
В судебном заседании представитель истца отделения лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республике Платцева А.Н. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчики Игушкин И.В. и Игушкина Л.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 25 марта 2019 года охотничье огнестрельное оружие марки ...№ признано выморочным и передано в собственность Российской Федерации с последующей реализацией через розничную сеть специализированных магазинов г.Чебоксары.
На данное решение суда третьим лицом Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе указано, что имущество может быть признано выморочным только в случае установления судом факта отсутствия наследников, в том числе и фактически принявших наследство умершего ФИО1 Однако судом первой инстанции не выяснены обстоятельства фактического принятия наследства, не определен круг наследников и объем наследственного имущества. При этом порядок распоряжения оружием, изъятым в связи со смертью собственника, определен статьей 27 Федерального закона «Об оружии». Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области не является органом, который может осуществлять хранение и продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Представитель истца отделения лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республике, ответчики Игушкин И.В. и Игушкина Л.А., представитель третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела уведомления о вручении судебных извещений.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статей 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
При таком положении судебная коллегия на основании статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 являлся владельцем охотничьего огнестрельного оружия.
18 июня 2018 года ФИО1. умер.
По сообщению нотариуса Шумерлинского нотариального округа Чувашской Республики от 20 марта 2019 года наследственное дело на имущество ФИО1 не заводилось.
В связи со смертью собственника на основании протокола изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от 20 июня 2018 года было произведено изъятие принадлежащего ФИО1 оружия и оружие помещено на хранение.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что огнестрельное оружие является выморочным ввиду непринятия наследниками наследства и мер по продлению срока лицензии, в связи с чем имеются основания для передачи огнестрельного оружия в собственность Российской Федерации с последующей его реализацией через розничную сеть специализированных магазинов г.Чебоксары.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным (пункт 1). Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3).
Выморочность имущества относится к исключительным ситуациям, когда возможность универсального правопреемства после наследодателя в пользу физических лиц - наследников по закону или по завещанию исключается, в связи с чем к наследованию призывается государство или муниципальное образование.
В силу пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В настоящее время функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Согласно пункту 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из анализа приведенных положений законодательства следует, что отделение лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республике не относится к органам, имеющим функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества, и не обладает полномочиями по представлению интересов Российской Федерации.
Таким образом, отделение лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республике не является уполномоченным государством лицом, по иску которого может быть принято решение о переходе имущества по праву наследования к государству.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.
Согласно статье 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
В пункте 10 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 (далее – Правила), изложен исчерпывающий перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации. В данный перечень входит Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 названных Правил торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно пункту 9 названных Правил юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу оружие и патроны, обращенные в установленном порядке в государственную собственность.
Из приведенных правовых норм следует, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом правом на реализацию гражданского и служебного оружия и патронов к нему не наделено.
При таком положении у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска отделения лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республике.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене в силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и полагает возможным согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска отделения лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республике.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 25 марта 2019 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отделения лицензионно-разрешительной работы (по городам Алатырю и Шумерле, Алатырскому, Аликовскому, Вурнарскому, Ибресинскому, Красночетайскому, Порецкому, Шумерлинскому и Ядринскому районам) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике к Игушкину И.В., Игушкиной Л.А. о признании охотничьего огнестрельного оружия выморочным, передаче его в порядке наследования в собственность Российской Федерации с последующей реализацией через розничную сеть специализированных магазинов г.Чебоксары отказать.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи Е.А. Арсланова
П.Д. Иванов