Судья: Бондаренко Н.П. Дело № 33-28195/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей: Соколовой Н.М., Варламовой Е.А.,
при секретаре Рыковой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Авдоян Г. М. на решение Зарайского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по заявлению Авдоян Г.М. о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения Зарайск, выразившегося в непринятии решения, связанного с признанием аварийным и непригодным для проживания жилого дома, обязании Администрации городского поселения Зарайск в срок один месяц со дня вступления в законную силу решения суда создать межведомственную комиссию и передать ей на рассмотрение вопрос о признании аварийным и непригодным для проживания жилого дома.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя администрации городского поселения Зарайск – Муромцевой Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
Авдоян Г.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения Зарайск, выразившегося в непринятии решения, связанного с признанием аварийным и непригодным для проживания жилого дома, обязании Администрации городского поселения Зарайск в срок один месяц со дня вступления в законную силу решения суда создать межведомственную комиссию и передать ей на рассмотрение вопрос о признании аварийным и непригодным для проживания жилого дома.
В обоснование требований заявительница указала, что по договору дарения доли жилого дома от <данные изъяты>Авдоян Г.М. является собственником 42/244 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Фактически жилой дом состоит из 6 жилых квартир, с хозяйственными постройками при доме. Авдоян Г.М. со своей семьёй постоянно проживала в данном доме с 2012 года.
Согласно техническому паспорту от <данные изъяты> указанный жилой дом состоит из 6 жилых квартир, то есть является многоквартирным жилым домом, блочного типа.
Иными собственниками жилого дома, как следует из отметок Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> в свидетельстве о государственной регистрации права от <данные изъяты> являлись: в 8/122 долях – Аграмаков А. Н., в 8/122 долях - Аграмаков Ю. Н., в 16/122 долях – Шоман С. Л., в 30/224 долях – Фероян И. С.. Всего названные собственники владеют: 42/244 + 8/122 + 8/122 + 16/122 + 30/244 = 136/244 долями указанного дома.
Как следует из технического паспорта жилого дома, в разделе 3 «Сведения о правообладателях объекта», среди собственников жилого дома также значатся:
- в 48/244 долях – Филимонова Л. И. (проживала в <данные изъяты>),
- 17/244 долях – Плешаков В. П. (умер до 2012 года),
- в 13/244 долях – Бурлакова А. В. (умерла до 2012 года),
- в 13/244 долях – Бурлакова М. В. (умерла до 2012 года),
К моменту вселения в 2012 году Авдоян Г.М. с семьей в указанный жилой дом сособственники дома Плешаков В.П., Бурлакова А.В., Бурлакова М.В., Борисов Т.П. умерли, и их жилые помещения, состоявшие из обособленных квартир – длительное время фактически никем не использовались, стояли опечатанными.
Право собственности на данные жилые помещения в связи со смертью их правообладателей прекратилось, в силу ч.2 ст.17 ГК РФ. В связи с отсутствием у умерших граждан правопреемников данные жилые помещения являются бесхозяйным (выморочным) недвижимым имуществом (ст. ст. 225, 1151 ГК РФ).
Но на учет в целях последующего признания их бесхозяйным имуществом – данные жилые помещения органом местного самоуправления не принимаются. Соответственно не имеют статуса муниципального жилищного фонда, жилищного фонда социального использования (ст.19 ЖК РФ). Поскольку 184/244 долей в праве на жилой дом принадлежат физическим лицам, а остальные 60/244 долей являются бесхозяйными, то вышеуказанный жилой дом сочетал в себе как жилые помещения частного жилищного фонда, так и жилые помещения муниципального жилищного фонда.
<данные изъяты> в доме произошел пожар по причине неисправности электрической проводки. В результате пожара произошло обгорание и частичное обрушение стен и крыши жилого дома, он стал непригодным для проживания. Это подтверждается справкой Отдела надзорной деятельности по <данные изъяты> от <данные изъяты> и постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от <данные изъяты>.
В связи с отсутствием у Авдоян Г.М. и её семьи иного жилого помещения, Администрацией <данные изъяты> семье Авдоян было предоставлено по найму жилое помещение маневренного фонда – жилая <данные изъяты>. В договоре найма жилого помещения маневренного фонда от <данные изъяты> в качестве нанимателя указан сын заявителя – Хатириян Р. В., а она указана в качестве члена его семьи.
Постановлением Администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> сын заявителя Хатириян В.С., с семьей 5 человек (включая заявительницу), были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом правовой режим сгоревшего жилого дома остался неопределенным. Восстановить сгоревший жилой дом заявительница не имеет финансовой возможности, а также в связи с фактическим отсутствием правообладателей на 60/244 долей жилого дома.
Авдоян Г.М. с сыном обратились в Администрацию <данные изъяты> с заявлением о признании их сгоревшего жилого дома аварийным и подлежащим сносу, и предоставлении им жилья по договору социального найма.
Письмом от <данные изъяты> Администрация <данные изъяты> разъяснила им, что их дом не относится к муниципальному жилищному фонду, а входит в частный сектор, и им надлежит самостоятельно решать вопрос о его сносе, без получения соответствующего решения межведомственной комиссии.
Согласно п.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006г. <данные изъяты> «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Согласно п.2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ <данные изъяты> от 28.01.2006г., действие данного Положения распространяется на жилые помещения независимо от формы собственности. Согласно п.6 Положения многоквартирным домом является совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к жилому дому. Согласно п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
При этом правовой механизм создания межведомственной комиссии для решения аналогичных вопросов относительно смешанного (частного и муниципального) жилищного фонда или только частного жилищного фонда – в законодательстве не предусмотрен. На этот правовой пробел указывается и в разделе 1 Обзора судебной практики Президиума ВС РФ от 29.04.2014г. по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Тем самым вопрос о признании сгоревшего дома аварийным и подлежащим сносу подлежал рассмотрению межведомственной комиссией, создаваемой при Администрации <данные изъяты>. Однако Администрация <данные изъяты> от создания межведомственной комиссии в связи с подачей заявления и от передачи на рассмотрение межведомственной комиссии вопроса о признании их жилого дома аварийным и подлежащим сносу – уклоняется, то есть бездействует.
Признание сгоревшего дома аварийным и непригодным для проживания препятствует реализации права на включение семьи заявителя в адресную программу <данные изъяты> по расселению граждан из аварийного жилья.
Решением Зарайского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования Авдоян Г.М. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, заявительница подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела, по договору дарения доли жилого дома от <данные изъяты>Хатириян В.С. подарил своей матери Авдоян Г.М. 42/244 доли жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> (л.д.9).
Свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты> подтверждается, что Авдоян Г.М. зарегистрировала свое право собственности на 42/244 доли жилого дома в ЕГПР (л.д.10).
Согласно названному документу: объектом права является 1 - этажный жилой дом, назначение – жилое, общей площадью 129,90 кв.м., инвентарный номер №666, лит. А-А1-А2-а, Г, Г1-Г2, Г4, Г5, Г6-Г7, У, по адресу: <данные изъяты>.
По сообщению Авдоян Г.М. у дома было 9 сособственников, включая её. Доли сособственников в натуре не выделены. Юридически дом не разделен на части (части жилого дома, жилые помещения, комнаты, квартиры).
Статус данного дома, как многоквартирного, не может быть подтвержден техническим паспортом от <данные изъяты>, поскольку на стр.4 данного технического документа указано, что в состав объекта входят жилые помещения, нежилая пристройка, служебные строения.
Доказательств, подтверждающих, что жилой дом по адресу: <данные изъяты>, является многоквартирным, суду не представлено.
Из справки от <данные изъяты>, выданной врио начальника Отдела надзорной деятельности ГУ МЧС России по <данные изъяты>Д.В. Шотина усматривается, что в вышеназванном доме <данные изъяты> произошел пожар.
Таким образом, получая в дар от сына 42/244 доли в жилом доме по адресу: <данные изъяты>, заявительница была осведомлена о том, что этот жилой дом подвергся пожару.
В связи с пожаром семье сына заявительницы Хатириян В.С., куда она вошла как член его семьи, было предоставлено по договору найма жилое помещение маневренного фонда по адресу: <данные изъяты>, жилой площадью 35,6 кв.м., сроком на пять лет. Заявительница зарегистрировалась и проживает в указанной квартире.
<данные изъяты>Хатириян В.С. и Авдоян Г.М. обратились в Администрацию <данные изъяты> с письменным заявлением, в котором, обосновав, что проведение восстановительных работ дома технически невозможно и экономически нецелесообразно, указав, что остальные сособственники жилого дома и его жильцы не высказали желания восстановить дом, так как им это безразлично, просили организовать межведомственную комиссию для разрешения вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Установлено, что никто из других совладельцев жилого дома по указанному адресу не заявил о своем желании поставить перед межведомственной комиссией вопрос о признании его аварийным и подлежащим сносу, либо жилого помещения непригодным для проживания.
<данные изъяты> заявителям Администрацией <данные изъяты> был дан ответ с разъяснениями п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ, ст.ст. 209-210 ГК РФ, а также с пояснением, что собственники частного дома самостоятельно и по своему усмотрению вправе решить вопрос о сносе жилого дома частного сектора, без получения соответствующего разрешения межведомственной комиссии.
Согласно нормам Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. <данные изъяты> «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и самому Положению, только вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может быть поставлен перед межведомственной комиссией органа местного самоуправления.
Таким образом, поскольку жилой дом по адресу: <данные изъяты>, не является многоквартирным, а заявительницей вопрос о признании жилого помещения (жилого дома) непригодным для проживания перед Администрацией <данные изъяты> не ставился, то суд пришел к правильному выводу о том, что Администрация <данные изъяты> ответом от <данные изъяты> не нарушила права и законные интересы заявительницы.
Согласно п.6 Положения, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В силу п.45 Положения, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Пунктом 8 вышеуказанного Постановления Правительства РФ установлено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В пункте 1.4. Положения о межведомственной комиссии Администрации <данные изъяты>, закреплено, что Администрация <данные изъяты> вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на территории городского поселения Зарайск, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006г. <данные изъяты> «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Поскольку Авдоян Г.М. и Хатириян В.С. кроме своего заявления о признании дома аварийным и подлежащим сносу, других необходимых документов, например, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, не представляли, суд пришел к обоснованному выводу о том, что у администрации обязанности по созыву межведомственной комиссии и по передаче ей документов заявителей для проведения обследования и оценки соответствия жилого дома установленным требованиям, не возникли.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не опровергают правильность постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зарайского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Авдоян Г. М. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи