ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2824/2016 от 11.04.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Шефер Д.Я. дело № 33-2824/2016

А-57

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 апреля 2016 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Наприенковой О.Г.,

судей Корчинской И.Г., Гареевой Е.Б.,

при секретаре Трухиной О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Наприенковой О.Г. гражданское дело по иску муниципального образования «Шушенский район» к Кондратовой М.В., Герасимовой Е.В., Погибовой С.Н., Семеновой А.П. о взыскании неосновательного обогащения,

по апелляционным жалобам Кондратовой М.В., Герасимовой Е.В., Погибовой С.Н., Семеновой А.П.,

на решение Шушенского районного суда Красноярского края от 15 декабря 2015 года, которым постановлено:

«Взыскать с Кондратовой М.В. в пользу Муниципального образования «Шушенский район» денежную сумму в размере 172 800 рублей.

Взыскать с Герасимовой Е.В. в пользу Муниципального образования «Шушенский район» денежную сумму в размере 162 000 рублей.

Взыскать с Погибовой С.Н. в пользу Муниципального образования «Шушенский район» денежную сумму в размере 159 300 рублей.

Взыскать с Семеновой А.П. в пользу Муниципального образования «Шушенский район» денежную сумму в размере 153 900 рублей».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Муниципальное образование «Шушенский район» обратилось в суд с исковыми заявлениями к Кондратовой М.В., Герасимовой Е.В., Погибовой С.Н., Семеновой А.П. о взыскании неосновательного обогащения. Требования мотивированы тем, что на основании краевой долгосрочной программы «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов в сельской местности на 2009 – 2011 г., утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 21.04.2009 г. № 211-п, и районной долгосрочной целевой программы «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов Шушенского района на 2009 -2011 годы, на основании постановления администрации Шушенского района от 29.06.2010 г. № 436, Кондратова М.В., Герасимова Е.В., Погибова С.Н., Семенова А.П. признаны участниками программ.

Постановлением администрации Шушенского района от 06.07.2010 г. № 474 Кондратовой М.В., Герасимова Е.В., Погибова С.Н., Семенова А.П. были предоставлены социальные выплаты за счет средств краевого бюджета в размере <данные изъяты> руб. и районного бюджета в размере <данные изъяты> руб. в пользу каждой, на строительство жилья в сельской местности, исходя из расчета 72 кв.м. общей площади жилого помещения, путем долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома.

В рамках программы каждым из участников программы был заключен договор долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома с застройщиком ООО «Сибирская строительная компания-Н».

В <дата> г. Министерством сельского хозяйства Красноярского края проведена проверка администрации Шушенского района Красноярского края на предмет соблюдения условий и целей, определенных при предоставлении в <дата> г. мер государственной поддержки в форме субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению социальных выплат участникам программы. По результатам проверки установлено, что фактическая площадь приобретенного участниками программы жилья составила менее 72 кв.м., размера общей площади жилого помещения, использованной для определения размера социальной выплаты.

В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края № 207-п стоимость 1 кв.м. общей площади жилья для предоставления социальных выплат в 2010 г. утверждена 30 000 руб., соответственно исходя из фактически переданной участникам программы площади жилья 65,6 кв., 66,0 кв.м.. 66,1 кв.м. 66, 3 кв.м., сумма денежных средств, подлежащих предоставлению из краевого бюджета должна была быть меньше. Ссылаясь на акт выездной проверки от <дата> г., п. 9 раздела 3.1 краевой долгосрочной целевой программы о возможности перерасчета социальной выплаты, положения главы 60 ГК РФ, администрация Шушенского района Красноярского края просила взыскать с Кодратовой М.В. в пользу муниципального образования – Шушенский район Красноярского края 172 800 рублей, с Герасимовой Е.В. – 162 000 рублей, с Погибовой С.Н. - 159 300 рублей, с Семеновой А.П. – 153 900 рублей. (Т. 1 л/д 2, 103, 173, 234).

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кондратова М.В. просит решение отменить. Ссылается на то, что суд не установил характер возникших правоотношений между сторонами, возникновение неосновательного обогащения у истца. Полагает, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку положения договора о долевом строительстве содержит требования к площади объекта, цену, которая не подлежит изменению в случае изменения площади квартиры. Полученные истцом денежные средства в полном объеме были перечислены застройщику, и в связи с возникшим спором обязанность вернуть деньги возникала у него. Также суд не учел, что кроме денежных средств из краевого бюджета, районного бюджета, истец исходя из площади 72 кв. произвел оплату своих личных денежных средств 194 400 руб., возложение на ответчика обязанности вернуть денежные средства в бюджет не является законной (Т.2 л/д 215).

В апелляционной жалобе Герасимова Е.В., Погибова С.Н., Семенова А.П. просят решение отменить. Указывают на то, что полученные в рамках программы денежные средства в полном объеме были перечислены с их счета на счет застройщика, который передал им жилые помещения. Администрация района в период с <дата> по <дата> к застройщику с требованиями о возврате денежных средств в бюджет не обращалась. В п. 9 раздела 3.1 краевой долгосрочной целевой программы не указано, что разница в стоимости жилья подлежит взысканию непосредственно с участника программы, вины участников программы нет, они не являются надлежащими ответчиками по делу (Т.2 л/д 221).

В представленных возражениях на апелляционные жалобы Министерство сельского хозяйства Красноярского края выражает несогласие с их доводами. (Т.2 л/д 253).

Кондратова М.В., Погибова С.Н., Семенова А.П., Министерством сельского хозяйства Красноярского края, орган опеки и попечительства администрации Шушенского района Красноярского края, о времени и месте рассмотрения жалоб были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобы в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив их доводы, возражения, заслушав объяснения Герасимовой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя администрации Шушенского района Красноярского края Ельциной С.Ю. (доверенность от 05.10.2015 г), судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.

Основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в соответствии с положениями п.1.п.2 ч.1, ч.2 ст. 330 ГПК РФ, является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права, такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении дела.

В силу ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Постановлением Правительства Красноярского края от 21.04.2009 № 211-п утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2009-2011 годы».

Согласно п. 9 раздела 3.1 долгосрочной целевой программы «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2009 - 2011 годы» от 21.04.2009 № 211-п, расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для определения размера субсидий или социальных выплат, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (далее - норма общей площади жилья), и составляющей: 33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан; 42 кв. метра - на семью участника программы, состоящей из двух человек; по 18 кв. метров - на каждого члена семьи участника программы при численности семьи, составляющей три и более человека; средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории муниципального образования.

В случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утвержденной Правительством Красноярского края, расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья и размер субсидии или социальной выплаты подлежат пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

В случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилья, установленной органом местного самоуправления, расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья и размер субсидии или социальной выплаты подлежат пересчету исходя из фактической площади жилья.

Постановлением Правительства Красноярского края от 20.04.2010 № 207-п утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории муниципальных образований Красноярского края при строительстве или приобретении жилья со сроком ввода в эксплуатацию после 01.01.2009 для определения размера субсидий и социальных выплат, предоставляемых в 2010 году участникам долгосрочной целевой программы «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2009 - 2011 годы», в размере 30 000 рублей.

В целях реализации Программы от 21.04.2009 № 211-п постановлением администрации Шушенского района от 21.06.2010 № 402 утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов Шушенского района» на 2009-2011 годы.

Из раздела 3.1 указанной программы следует, что механизм реализации программы предполагает оказание поддержки молодым семьям и молодым специалистам – участникам программы в улучшении жилищных условий путем представления им социальных выплат на приобретение или строительство жилья.

В случае, если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья, утвержденной Правительством Красноярского края, расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья и размер субсидии или социальной выплаты подлежат перерасчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

Приложением №3 к долгосрочной целевой программе «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов Шушенского района» на 2009-2011 годы установлен порядок предоставления и перечисления социальных выплат на строительство жилья в сельской местности и их возврата в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Из п.8 указанного порядка следует, что в случае установления факта несоблюдения участником целевой программы условий Программы или предоставаления ими документов, содержащих недостоверные сведения, Администрация Шушенского района направляет участнику программы письменное уведомление об исключении его из списка участников программы и о возврате в тридцатидневный срок с момента его получения средств социальной выплаты в районный бюджет.

Из материалов дела следует, что Кондратова М.В., Герасимова Е.В., Погибова С.Н., Семенова А.П. признаны участниками краевой и муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов Шушенского района» на 2009-2011 годы.

Постановлением администрации Шушенского района Красноярского края от 29.06.2010 г. утвержден список участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов Шушенского района на 2009-2011 годы», ответчики включены в указанный список. (Т.1 л/д 5-8).

Постановлением администрации Шушенского района Красноярского края от 06.07.2010 г. предоставлены социальные выплаты на строительство жилья в сельской местности молодым специалистам, в том числе ответчикам: Семеновой А.П., на состав семьи 4 человека – в размере <данные изъяты> руб.; Кондратовой М.В., на состав семьи 4 человека – в размере <данные изъяты> руб.; Герасимовой Е.В., на состав семьи 4 человека – в размере <данные изъяты> руб.; Погибовой С.Н., на состав семьи 4 человека – в размере <данные изъяты> руб. (Т.1 л/д 9).

Ответчикам выданы свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности. (Т.1 л/д 15-18, 115-118, 184-187, 245-248).

<дата> между Министерством сельского хозяйства Красноярского края и администрацией Шушенского района Красноярского края (получателем субсидии) заключено соглашение № 71-24 «О порядке и условиях предоставления субсидий муниципальному образованию Красноярского края из краевого бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам – участникам долгосрочных целевых программ муниципальных образований на строительство жилья в сельской местности на 2010 год».

Пункт 1.1 Соглашения предусматривает, что в соответствии с настоящим соглашением главный распорядитель (министерство) обязуется предоставить получателю субсидию на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам – участникам долгосрочных целевых программ муниципальных образований на строительство жилья в сельской местности в размере <данные изъяты> руб., а получатель обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим соглашением, обеспечить софинансирование в размере 255 600 рублей за счет средств местного бюджета и обеспечить исполнение настоящего соглашения. (Т.1 л/д 56).

<дата> между ответчиками (участники-заказчики) и ООО «Сибирская строительная компания-Н» (застройщик) были заключены договоры долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: Красноярский край, Шушенский район, п. Шушенское, 4 мкр., район магазина «Провизия»:

- договор № 06 с Кондратовой М.В. на объект долевого строительства – двухкомнатную квартиру, расположенную на 4 этаже 4 подъезда;

- договор № 07 с Герасимовой Е.В. на объект долевого строительства – двухкомнатную квартиру, расположенную на 7 этаже __ подъезда;

- договор № 13 с Погибовой С.Н. на объект долевого строительства – двухкомнатную квартиру, расположенную на 3 этаже 4 подъезда;

- договор № 01 с Семеновой А.П. на объект долевого строительства – двухкомнатную квартиру, расположенную на 6 этаже __ подъезда. (Т.1 л/д 12, 112, 181, 242).

Согласно п. 1.1 Договоров от <дата> застройщик обязуется в предусмотренный срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить первую блок секцию указанного многоквартирного дома и после получения разрешения на ввод Дома в эксплуатацию передать Участникам долевого строительства в собственность соответствующий объект долевого строительства, а участники-заказчики обязуются уплатить цену и принять объект долевого строительства после ввода дома в эксплуатацию. После приемки и ввода в эксплуатацию дома объектам долевого строительства будут присвоены почтовые адреса.

В силу п.1.2 договоров проектные площади квартир ответчиков составляют 73,39 кв.м., с учетом площади балконов и лоджий (в случае их наличия в соответствии с проектом). Указанные площади в результате возникновения неизбежной погрешности при проведении строительно-монтажных работ могут отличаться от фактических площадей определенных по данным замеров органа технической инвентаризации. Несовпадение фактической площади объекта долевого строительства с проектной площадью, указанной в договоре, не влечет перерасчет стоимости объекта долевого строительства, указанной в п. 3.1 договора. В п.3 договоров установлена цена объектов.

Согласно п.3.1 данных договоров цена договора, при выполнении условий, остается неизменной и определяется как произведение стоимости одного кв.м. на проектную площадь жилого помещения объекта долевого строительства. Стоимость одного кв.м. жилого помещения объекта долевого строительства составляет 30 000 руб.

Из п.3.2 указанного договора следует, что общий размер денежных средств, подлежащих уплате по договору составляет <данные изъяты> руб.

В п. 3.3.1 указано, что в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на 2009-2011 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 21.04.2009 № 21-п, 90% от расчетной стоимости строительства 72,0 кв.м. жилья (социальная выплата) оплачивается из средств краевого бюджета, что составляет в сумме <данные изъяты> рублей.

Согласно п. 3.3.2 договоров в соответствии с реализацией районной целевой программы «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов Шушенского района» на 2009-2011», право на получение которой, подтверждается свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство жилого помещения в сельской местности, выданной администрацией Шушенского района, 1% от расчетной стоимости строительства 72,0 кв.м. жилья, оплачивается за счет средств районного бюджета, что составляет в сумме <данные изъяты> рублей (п. 3.3.2 Договоров).

9% от расчетной стоимости строительства 72,0 кв.м. жилья в размере 194 400 рублей – собственные средства участника-заказчика.

В соответствии с п.3.3.4 договоров оставшуюся часть денежных средств от расчетной стоимости строительства 1,39 кв.м. жилья в размере 41 700 рублей оплачивает застройщику участник-заказчик в течение шести месяцев с момента заключения договора.

Договоры долевого участия ответчиками были зарегистрированы в Управлении Росреестра в установленном законом порядке.

После возведения объекта и передачи квартир участникам программы, исходя из свидетельств о государственной регистрации права на объекты, общая площадь квартиры переданной Кондратовой М.В. составила 65,6 кв.м., Герасимовой Е.В. – 66 кв.м., Семеновой А.П. – 66,3 кв.м., Погибовой С.Н. – 66,1 кв.м. (Т.1 л/д 15-18, 115-118, 184-187, 245-248).

Застройщик ООО «Сибирская строительная компания – Н», ликвидирована вследствие банкротства, о чем 20.08.2014 г. в реестр внесены соответствующие сведения (Т.1 л/д 132)

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от <дата> с администрации Шушенского района Красноярского края в пользу Министерства сельского хозяйства Красноярского края взыскано <данные изъяты> руб. Основанием для взыскания явился тот факт, что в связи с проведенной Министерства сельского хозяйства Красноярского края проверкой администрации Шушенского района Красноярского края на предмет соблюдения условий и целей, определенных при предоставлении в 2010 г. мер государственной поддержки в форме субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению социальных выплат участникам программы, был установлено, что фактическая площадь приобретенного участниками программы жилья составила менее 72 кв.м., размера общей площади жилого помещения, использованной для определения размера социальной выплаты. Исходя из того, что размер субсидии был определен исходя из площади 72 кв.м., а фактически жилое помещение участникам было предоставлено в меньшем размере, наличие между администрацией и министерством соглашения от 22.07.2010 г. за № 71-24, наличие условий программы о перерасчете субсидии на социальную выплату, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с администрации Шушенского района Красноярского края в пользу Министерства сельского хозяйства Красноярского края денежных средств в сумме <данные изъяты> (Т.2 л/д 109, 157).

Разрешая заявленные требования о взыскании с участников программы суммы неосновательного обогащения, суд первой инстанции установил, что ответчикам, как участникам программы «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов Шушенского района» на 2009-2011 годы, были выданы свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности. Между администрацией Шушенского района Красноярского края и Министерством сельского хозяйства Красноярского края <дата> г. заключено соглашение, в рамках которого администрация получила субсидию на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам, и должна была использовать по целевому назначению. Участники программы заключили с застройщиком договоры долевого участия в строительстве жилья, и за счет средств краевого бюджета, районного бюджета и личных денежных средств оплатили стоимость квартир. По окончанию строительства квартиры переданы участникам. В <дата> г. Министерством сельского хозяйства Красноярского края проведена проверка на предмет расходования денежных средств, в рамках которой было установлено, что фактическая площадь переданных квартир участникам программы менее размера общей площади жилого помещения, использовавшейся для определения размера социальной выплаты. Министерство сельского хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском о взыскании денежных средств с администрации района, решением Арбитражного суда Красноярского края от <дата> г. требования были удовлетворены, с администрации Шушенского района Красноярского края в краевой бюджет взысканы денежные средства в сумме <данные изъяты> руб.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от <дата> г. обязательны для суда, не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего иска. Принимая во внимание положения программы о перерасчете размера субсидий, тот факт, что размер субсидии был рассчитан исходя из 72 кв.м., а фактически участникам программы переданные квартиры имели меньшую площадь, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца и взыскании с ответчиков в пользу муниципального образования «Шушенский район» излишне выплаченные денежные средства. С Кондратовой М.В. 172 800 руб., с Герасимовой Е.В. – 162 000 руб., с Погибовой С.Н. – 159 300 руб., с Семеновой А.П. – 153 900 руб. При этом, нормы материального права, которыми руководствовался суд, в решении не приведены.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что имеются оснований для удовлетворения заявленных истцом требованиям.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

По смыслу приведенной нормы права, обогащение может быть признано неосновательным в случае, когда отсутствуют предусмотренные законом правовые основания на приобретение или сбережение имущества. Такими основаниями в силу ст. 8 Гражданского кодекса РФ могут быть акты государственных органов, органов местного самоуправления, сделки и иные юридические факты.

В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (в редакции по состоянию на 21.04.2009 г.) долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 г», постановлением Правительства Красноярского края от 21.04.2009 г. № 211-п, утверждена долгосрочная программа «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов в сельской местности на 2009 – 2011 г. (далее краевая программа). Данной программой определены условия предоставления форм государственной поддержки за счет средств краевого бюджета на улучшение жилищных условий и возникающие при этом взаимоотношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и уполномоченными организациями (уполномоченными банками или организациями, выдающими ипотечные жилищные кредиты или займы и осуществляющие операции по целевому перечислению субсидий).

Согласно указанной программе участие органов местного самоуправления в мероприятиях программы осуществляется на добровольной основе и на основании соглашения заключенного между министерством сельского хозяйства Красноярского края (далее министерство) и органами местного самоуправления. Бюджетное софинансирование осуществляется в разных формах, в том числе путем предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Администрацией Шушенского района Красноярского края, постановлением от 06.02.2009 г. № , с изменениями от 21.06.2010 г. № утверждена долгосрочная целевая программы «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов Шушенского района на 2009 -2011 годы (далее муниципальная программа).

Согласно указанной муниципальной программе заявитель, отвечающий установленным критериям, подает заявление на получение субсидии в администрацию района с приложением необходимых документов, формирует список участников программы. Право на получение выплаты подтверждается свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности. При выдаче свидетельства заключается трехсторонний договор об обеспечении жильем участника программы, в котором отражаются существенные условия. Социальная выплата зачисляется на банковский счет по обслуживанию социальных выплат, выбранный участником программы в кредитной организации на территории Шушенского района, с которой администрация заключает соглашение о порядке обслуживания средств. В приложении № 3 к муниципальной программе изложен механизм предоставления и перерасчета социальных выплат на строительство жилья в сельской местности и их возврата в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Исходя из приведенных правовых норм, основанием для получения гражданином субсидии является принимаемое в установленном порядке уполномоченным органом решение о предоставлении субсидии. При этом обязанность проверить соответствие действительности представляемых гражданином сведений, признаваемых условиями для выдачи субсидии, возлагается на орган местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что при обращении в администрацию Шушенского района Красноярского края с заявлениями о включении в состав участников муниципальной программы Кондратовой М.В., Герасимовой Е.В., Погибовой С.Н., Семеновой А.П. были представлены необходимые документы. Какие-либо данные подтверждающие несоответствие действительности представленных заявителями сведений, органом местного самоуправления установлены не были. При рассмотрении настоящего дела данные, свидетельствующие о недобросовестности ответчиков и совершении ими противоправных действий, направленных на получение за счет бюджетных средств субсидии, являющейся по своему характеру социальной выплатой, предоставляемой гражданину в качестве меры социальной поддержки, также установлены не были.

Основанием иска администрации является возникновение у ответчиков неосновательного обогащения. Однако совокупность представленных сторонами доказательств не свидетельствует о том, что на стороне ответчиков возникло неосновательное обогащение в виде части социальной выплаты, выделенной на строительство жилья.

Из положений ст. 1102 ГК РФ следует, что в целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом или договором оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.

При этом, исходя из бремени доказывания, обязанность доказывания наличия неосновательного обогащения, а также его размера лежит на истце.

Представленными доказательствами подтверждается, что субсидия была предоставлена муниципальному образованию из краевого бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам – участникам долгосрочных целевых программ муниципальных образований на строительство жилья в сельской местности. В рамках заключенного между министерством и администрацией Шушенского района Красноярского края соглашения от 22.07.2010 г. за № 71-24 обязанность по использованию средств субсидии по целевому назначению, обеспечение возврата неиспользованных субсидий в краевой бюджет возлагается на орган местного самоуправления (п. 2.3.4, 2.3.5 соглашения). При этом, исходя из п. 2.3.6 соглашения, п. 6 приложения № 3 к муниципальной программе администрация должна обладать информацией о расходовании средств, для чего участник программы предоставляет администрации, документы относительно объекта долевого строительства, в том числе договор долевого строительства. После проверки документов администрация дает указание банку о перечислении денежных средств со счета участника застройщику.

Исходя из положений ч.2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.

Таким образом, денежные средства граждан может привлекать только застройщик на основании договора долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома.

Материалами дела подтверждено, что денежные средства краевого, районного бюджета и личные средства участников программы, в счет оплат квартиры, были перечислены застройщику, он получил исполнение обязательства от стороны по договору, но не предоставил встречное исполнение в соответствии с условиями договора, передав участникам квартиры меньшей площади. Оснований полагать, что у ответчиков, как участников программы, возникло неосновательное обогащение в виде части средств социальной выплаты, перечисленной застройщику, не имеется.

Ссылка истца на то, что в соответствии с условиями п. 9 раздела 3.1 краевой программы, социальная выплата подлежит перерасчету исходя из фактической площади жилья и возврату в краевой бюджет, не свидетельствует о том, что такая обязанность в рассматриваемом случае при ликвидации застройщика возникла у участников программы.

Положения краевой и муниципальной программ, трехсторонний договор, не содержат указаний о том, что в случае такого перерасчета обязанность по возврату субсидии, оплаченной застройщику, возлагается на участника программы.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).

Возложение на гражданина обязанности возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке в качестве меры социальной поддержки, при отсутствии данных о недобросовестности с их стороны или счетной ошибки с приведенными общепризнанными правовыми принципами не согласуется.

Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции было допущено нарушение п.1,п.2 ч.1, ч.2 ст. 330 ГПК РФ, что является основанием для отмены решения, в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ, решение суда подлежит отмене, с вынесением нового, которым в удовлетворении требований истцу следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шушенского районного суда Красноярского края от 15 декабря 2015 г., - отменить, вынесении по делу новое решение, которым в удовлетворении требований муниципального образования «Шушенский район» к Кондратовой М.В., Герасимовой Е.В., Погибовой С.Н., Семеновой А.П. о взыскании неосновательного обогащения, - отказать.

Председательствующий

Судьи