ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2826-2020 от 04.12.2020 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Быкова Н.Б.

№ 33-2826-2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

4 декабря 2020 г.

Мурманский областной суд в составе

судьи судебной коллегии по гражданским делам ФИО1

при помощнике судьи Брюковой О.А.,

рассмотрев единолично в открытом судебном заседании материал № 9-167/2020 по заявлению федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» о признании движимой вещи бесхозяйным имуществом и обращении его в доход государства,

по частной жалобе федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» на определение судьи Апатитского городского суда Мурманской области от 20 октября 2020 г.,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» (далее ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области) обратилось в суд с заявлением о признании бесхозяйными движимых вещей – денежных средств, находящихся на лицевом счете ранее содержащегося под стражей и освобожденного (убывшего) из учреждения ФИО2, и обращении их в доход государства.

Определением судьи Апатитского городского суда Мурманской области от 20 октября 2020 г. в принятии заявления ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области отказано.

В частной жалобе ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области просит определение судьи отменить.

Анализируя положения статей 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта «д» пункта 2 Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 г. № 311, и приказа Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», полагает, что ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области не лишено права обращаться с настоящим заявлением.

Указывает на то, что обращаемые в федеральный доход денежные средства заинтересованному лицу Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия не принадлежат.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив представленный материал, изучив доводы, изложенные в частной жалобе, суд апелляционной инстанции находит определение судьи законным и обоснованным.

В силу пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

Отказывая в принятии заявления о признании движимой вещи бесхозяйным имуществом и обращении его в доход государства, судья, руководствуясь положениями статей 134, 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, пришел к выводу, что ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области не относится к числу финансовых органов и не наделено полномочиями по обращению в суд с требованиями о признании движимого имущества бесхозяйным и передаче его в собственность Российской Федерации.

Оснований не согласиться с данным выводом судьи у суда апелляционной инстанции не имеется.

В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно части 1 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.

Федеральная служба исполнения наказания является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (пункт 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314).

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Порядок учета и хранения изъятых личных вещей и ценностей установлен Инструкцией по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной Приказом Минюста РФ от 8 декабря 2006 г. № 356.

Так, согласно пункту 4 и пункту 5 названного приказа для учета личных денег бухгалтерией учреждения открывается лицевой счет с вкладышем.

Личные деньги осужденных хранятся на лицевых счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изъятые у осужденных, подозреваемых или обвиняемых деньги в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденной Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 также зачисляются на лицевой счет осужденного, подозреваемого или обвиняемого.

Согласно пункту 25 приказа контроль за движением личных денег и ценностей организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации по бюджетному учету.

Таким образом, в соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области входит в состав территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, наделено компетенцией по изъятию денежных средств у осужденных и зачислению их на открытый лицевой счет бухгалтерией учреждения для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение.

В свою очередь Федеральная служба исполнения наказаний полномочиями по обращению в суд с заявлениями о признании движимого имущества бесхозяйным не наделена.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции находит правильным вывод судьи о том, что ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области не наделено полномочиями по обращению в суд в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с заявлением о признании движимого имущества в виде денежных средств, находящихся на лицевом счете осужденного, бесхозяйным и обращении его в доход государства.

При таких обстоятельствах определение судьи об отказе в принятии искового заявления ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам частной жалобы, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

определение судьи Апатитского городского суда Мурманской области от 20 октября 2020 г. – оставить без изменения, частную жалобу федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» - без удовлетворения.

Судья