ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2867/20 от 08.06.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Шабалина И.А.

Дело № 33–2867/2020 (2-3378/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Хасановой В.С.

судей Лапухиной Е.А., Бабиновой Н.А.

при секретаре Басимовой Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 08 июня 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Перми от 23 декабря 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к Центральному банку Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству финансов Пермского края, Пьянкову Петру Анатольевичу, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по наздору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю о солидарном взыскании убытков в размере 1910347 руб. 83 коп. по Договорам негосударственного пенсионного обеспечения № ** от 24.08.2006г., № ** от 18.06.2007г., № ** от 31.01.2012г., № ** от 07.09.2012г., № ** от 01.02.2013г., № ** от 22.01.2014г., № ** от 27.01.2015г., № ** от 08.10.2015г., № ** от 13.01.2016 г. оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Центральному Банку РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ, Министерству финансов Пермского края, Пьянкову Петру Анатольевичу о солидарном взыскании убытков.

В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчиков привлечены Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю.

С учетом уточнения требований, истец просил взыскать солидарно с ответчиков убытки в размере 1910347,83 руб.

Требования мотивированы тем, что между истцом ФИО1 и некоммерческой организацией Негосударственный пенсионный фонд «Стратегия» были заключены договоры негосударственного пенсионного обеспечения г. Истец полагает, что в результате действия ответчиков ему причинены убытки в размере 1910347,83 руб., так как Центральный Банк РФ, обладая особым конституционно-правовым статусом в финансовой сфере, осуществляя функции по контролю и надзору в отношении негосударственный пенсионных фондов, несмотря на финансовые нарушения со стороны НПФ «Стратегия» бездействовал, а 16.03.2016 г., на основании приказа ЦБ РФ № ОД-871, отозвал у НПФ «Стратегия» лицензию, в результате чего истец понес убытки.

Истец указывает, что в период с 2002 г. по 2015 г. на территории Пермского края, города Перми в средствах массовой информации распространяли позитивную информацию о деятельности НПФ «Стратегия». Заключая договор негосударственного пенсионного обеспечения, истец полагал, что ответчики добросовестно осуществляют свои функции по регулированию, контролю и надзору в отношении негосударственных пенсионных фондов, а переданные фонду денежные средства застрахованы в соответствии с законодательством. Приговором Ленинского районного суда г. Перми от 10.12.2018 г. президент НПФ «Стратегия» Пьянков П.А. –признан виновным в присвоении и растрате пенсионных резервов фонда.

Истец считает, что государственная власть РФ и Пермского края, учредитель фонда и ее президент Пьянков П.А., обязаны компенсировать убытки истца. В настоящее время конкурсным управляющим АО НПФ «Стратегия» К. предоставлена выписка из реестра требований кредиторов по состоянию на 27.09.2019г., согласно которой требования кредитора ФИО1, включенные в реестр неудовлетворенных требований кредиторов составляют 1910347,83 руб.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Центрального банка Российской Федерации в судебном заседании просил в иске отказать.

Ответчики Министерство труда и социальной защиты РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Министерство финансов Пермского края, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в судебное заседание представителей не направили, в письменных отзывах с иском не согласились.

Ответчик Пьянков П.А. в судебное заседание не явился.

Третье лицо - Конкурсный управляющий АО НПО «Стратегия» -Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Агентства.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить. В жалобе истец приводит доводы о том, что суд в решении не указал свои доводы относительно публично-правового характера предмета иска. Указывает, что истец являлся потребителем финансовой услуги, каждый год подписывал очередной договор негосударственного пенсионного обеспечения, соответствующий ст.12 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», убытки в размере 1910347,83 руб. ответчики должны возместить солидарно, так как 20 лет бездействовали, не включили в указанную статью условие о страховании вкладов, не обеспечили создание страхового резерва, пенсионных резервов и пенсионных накоплений. При установлении факта причинения убытков, суд не учел п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств». Вывод суда о не представлении истцом доказательств противоправности действий или бездействия ответчиков противоречит полномочиям Министерства труда РФ, Центрального Банка РФ. Судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о признании поведения ответчиков недобросовестным ( ст.10 ГК РФ). Выводы суда о том, что права истца на денежные средства пенсионного обеспечения защищены путем включения требований в реестр требований АО НПФ «Стратегия», не соответствует выводу Арбитражного суда Пермского края от 30.01.2018г. о недостаточности имущества АО НПФ «Стратегия» для удовлетворения всех требований кредиторов должника. Суд не применил нормы публичного права, обязывающие ответчиков действовать с целью предупреждения убытков у потребителей услуг негосударственных пенсионных фондов. Решение суда противоречит Конституции РФ. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены и неправильно применены нормы материального права, просит решение отменить и принять новое решение.

Лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.

В судебное заседание явились: истец ФИО1, на доводах жалобы настаивал, представитель ответчика ЦБ РФ ФИО2, с доводами жалобы не согласилась.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, с заявлениями об отложении рассмотрения дела не обращались.

Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, которое принято в соответствии с установленными обстоятельствами при правильном применении норм действующего законодательства.

При этом решение суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.

Как установлено судом, между Некоммерческой организацией Негосударственным пенсионным фондом «Стратегия» и ФИО1 заключались договоры негосударственного пенсионного обеспечения № ** от 24.08.2006 г., № ** от 18.06.2007 г., № ** от 31.01.2012 г., № ** от 07.09.2012 г., № ** от 01.02.2013 г., № ** от 22.01.2014 г., № ** от 27.01.2015 г., № ** от 08.10.2015 г., № ** от 13.01.2016 г., которыми предусмотрено, что Вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в Фонд, а Фонд обязуется выплачивать негосударственную пенсию участнику Фонда. При этом, деятельность Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению Участников Фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств Фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий Участникам Фонда.

Также истцом представлен Договор об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом № ** от 27.09.2004 г.

Приказом Банка России от 16.03.2016 № ОД-871 аннулирована лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию от 16.06.2009 № 166/2 АО «НПФ «Стратегия».

20.04.2016 года Арбитражным судом Пермского края вынесено решение по делу № А50-5876/2016 о введении в отношении АО НПФ «Стратегия» процедуры принудительной ликвидации с возложением полномочий ликвидатора на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».

В свою очередь, Агентство по страхованию вкладов уведомило ФИО1 о ликвидации АО «НПФ «Стратегия» письмом от 16.05.2016 № 50к/34011, в котором предложило заявить свои требования к Фонду в порядке, предусмотренном ст. 183.26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», путем направления в арбитражный суд, Фонд и ликвидатору своих требований.

22.04.2016 года со стороны ФИО1 представителю конкурсного управляющего (ликвидатора) АО «НПФ «Стратегия» заявлены требования кредитора.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.01.2018 года по делу № А50-45500/2017, АО «НПФ «Стратегия» признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на три года, функции конкурсного управляющего АО «НПФ «Стратегия» возложены на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».

Указанным решением суда установлено также, что требования кредиторов, включенные ликвидатором в реестр требований кредиторов АО «НПФ «Стратегия» в ходе принудительной ликвидации, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены в соответствии с Законом о банкротстве, и включаются в реестр требований кредиторов АО «НПФ «Стратегия».

Исходя из выписки из Реестра требований кредиторов АО «НПФ «Стратегия» по состоянию на 27.09.2019 требования кредитора ФИО1 включены в реестр требований кредиторов в третью очередь, подлежащую удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, на сумму 1910347,83 рублей.

Приговором Ленинского районного суда г. Перми от 10.12.2018 г. Пьянков П.А. признан виновным в совершении двух преступлений, предусмотренных п. «б» ч.4 ст.174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления), двух преступлений, предусмотренных п. «б» ч.2 ст.173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица), преступления, предусмотренного ч.4 ст.160 УК РФ (присвоение или растрата). Пьянков П.А. осужден как должностное лицо, преступления совершены им при исполнении обязанностей президента НПФ «Стратегия».

При этом, ФИО1 потерпевшим в рамках уголовного дела № **/2018г. признан не был.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что правовых оснований для наступления ответственности ответчиков по возмещению убытков в исчисленном истцом размере в виду неисполнения надлежащим образом обязательств АО НПФ «Стратегия» по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в данном деле не имеется, факт причинения истцу убытков в заявленном размере в результате незаконных действий (бездействия) ответчиков истцом не доказан, требования истца удовлетворению не подлежат.

С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы истца состоятельными судебной коллегией не признаются и отмену решения суда не влекут.

Отношения, которые возникают при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности, реорганизации и ликвидации указанных фондов регулируются Федеральным законом от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд – организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

В соответствии со ст.34 Закона в целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России. Уполномоченный федеральный орган осуществляет в пределах своей компетенции государственное регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Банк России осуществляет в пределах своей компетенции регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, а также надзор и контроль за указанной деятельностью.

В соответствии со ст.76.1 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст.79 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя обязательства.

В соответствии со ст.33.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ принудительная ликвидация фонда осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, которые предусмотрены Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для конкурсного производства, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В случае принятия арбитражным судом по заявлению Банка России решения о принудительной ликвидации негосударственного пенсионного фонда, который не является фондом-участником, в связи с аннулированием лицензии Банк России в установленные им порядке и сроки перечисляет в Пенсионный фонд Российской Федерации денежные средства в сумме, определяемой в соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 настоящего Федерального закона (но не ниже суммы средств, определяемой в соответствии с пунктом 3 части 7.1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также сумму средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, сформированных на дату аннулирования лицензии, в целях исполнения Пенсионным фондом Российской Федерации переданных обязательств негосударственного пенсионного фонда, лицензия которого аннулирована, по договорам об обязательном пенсионном страховании (ч.6 ст.23 Федерального закона от 28.12.2013 № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»).

При ликвидации фонда средства пенсионных накоплений в трехмесячный срок с даты принятия решения о ликвидации фонда передаются в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, определяемом Банком России (п.51 ст.33 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ).

Банк России возместил Пенсионному фонду РФ недостаточность средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, формировавших пенсионные накопления в АО «НПФ «Стратегия», в том числе по застрахованному лицу ФИО1 (л.д.53 – к/реестра обязательств).

Полномочия Минтруда России установлены Постановлением Правительства РФ от 04.11.2003г. № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию», согласно пункту 2 которого Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, осуществляет следующие функции: принимает нормативные правовые акты по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов в части правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части указанных правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе: утверждает перечень предоставляемой Пенсионным фондом Российской Федерации негосударственному пенсионному фонду информации, необходимой для назначения накопительной пенсии, иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также порядок и сроки ее предоставления; утверждает порядок и основания корректировки Пенсионным фондом Российской Федерации сведений, содержащихся в едином реестре застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию; утверждает порядок, форму, форматы и сроки представления негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим деятельность по обязательному пенсионному страхованию, информации в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с подпунктом 26 статьи 36.2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»; утверждает требования к порядку и форме уведомления застрахованного лица об условиях досрочного перехода в негосударственный пенсионный фонд, в Пенсионный фонд Российской Федерации или из негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд при личном обращении застрахованного лица или его представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Полномочия и функции Министерства финансов Пермского края установлены Положением о Министерстве финансов Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012г. № 824-п, согласно п.1.1 которого Министерство финансов Пермского края (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансов и бюджетного процесса в Пермском крае.

Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определены Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, в силу п.4 которого, служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями; в силу п.5 осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

В соответствии со ст.94 Конституции РФ Государственная Дума является законодательным органом Российской Федерации.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд правомерно исходил из установленных обстоятельств, судом обоснованно учтено, что конкурсное производство в отношении НПФ «Стратегия» не окончено, требования ФИО1 включены в реестр требований кредиторов.

При этом, установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что у истца возникли обязательственные правоотношения с АО НПФ «Стратегия» в связи с заключением договоров негосударственного пенсионного обеспечения, а не с ответчиками, следовательно, истец обязан доказать противоправность действий (бездействия) ответчиков.

Судом обоснованно учтено, что в ходе судебного разбирательства не доказано наличие противоправного поведения ответчиков (действий \бездействия) и причинно – следственная связь между действиями ответчиков и убытками у истца.

При этом, исходя из полномочий и функций ответчиков, они не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность негосударственного пенсионного фонда и на них не может быть возложена ответственность за фактическую деятельность негосударственного пенсионного фонда.

Наличие у ответчиков Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства финансов Пермского края, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, Государственной Думы Федерального Собрания РФ властных полномочий и контрольных функций органов государственной власти, а также принятие на законодательном уровне того или иного нормативно-правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов само по себе не является достаточным основанием для возложения на них обязанности по возмещению исчисленных истцом убытков.

В данном случае, Центральный Банк Российской Федерации, осуществляя полномочия надзорного органа, самостоятельно выбирает способ и меры реагирования, предусмотренные Федеральным законом от 07.05.1998 года № 75 – ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом от 10.07.2002 № 86 – ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», что и было осуществлено Банком России в отношении НПФ «Стратегия» путем аннулирования лицензии, обращения в Арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридических лиц, осуществляющих деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом, данные действия Банка России направлены на защиту интересов вкладчиков.

Фактически доводы истца направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом, и сводятся, по сути, к несогласию автора жалобы с выводом суда об их достаточности, к иной, отличной от суда, оценке доказательств, фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не усматривает. Само по себе несогласие с данной судом оценкой и сделанными на ее основании выводами суда, не свидетельствует о неправильности состоявшегося по делу решения.

Безусловных оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г.Перми от 23 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий :

Судьи :