ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3-1053/2022 от 02.02.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Луценко Е.Ю. дело № 33-3-1053/2022

УИД 26RS0014-01-2021-002802-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 02 февраля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

Председательствующего Осиповой И.Г.

судей Безгиновой Л.А., Луневой С.В.

при секретаре судебного заседания Гриб В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности ФИО1

на решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 19 октября 2021 года

по гражданскому делу по исковому заявлению Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края к ФИО2 о взыскании денежных средств,

заслушав доклад судьи Безгиновой Л.А.,

УСТАНОВИЛА:

Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании с него денежных средств в размере 572004 рублей, выплаченных Минстроем Ставропольского края за счет средств федерального бюджета по договору купли-продажи недвижимости на основании постановления Правительства Ставропольского края «О предоставлении субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О предоставлении субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и о «социальной защите инвалидов РФ».

В обосновании исковых требований истец указал, что Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства СК от 24.12.2019г. № 608-и является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по предоставлению субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами « О ветеранах» и « О социальной защите инвалидов РФ» за счет субвенций из федерального бюджета.

Обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и « О социальной защите инвалидов РФ», утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 17.12.2008 года № 200-п.

Субсидии предоставляются гражданам на приобретение или строительство (участие в долевом строительстве) жилья, которое подлежит оформлению в их собственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Установленная законодателем процедура предоставления выплаты состоит из трех этапов и трех списков граждан, формируемых органами власти.

Так, первоначальным этапом является уточнение органами местного самоуправления списков граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении защиты населения СК исходя из даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На втором этапе Минтруд края на основании списков, представленных органами местного самоуправления, формирует сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее- сводный список) и предоставляет его в Минстрой края.

На третьем этапе Минстрой края с учетом размера субвенции, поступившей из федерального бюджета в бюджет СК, на основании сводного списка граждан формирует в разрезе муниципальных районов и городских округов СК список граждан, которым планируется предоставить субсидии в текущем финансовом году (далее- список получателей).

В сформированный Минтруда края сводный список ФИО2 включен под №141.

Письмом от 03.08.2020г. №01-06/6668 Минстрой края направил в органы местного самоуправления список получателей на 2020 год отдельно по каждому.

Между ФИО2 и ФИО3 и Минстроем края 21.09.2020 года заключен договор купли-продажи квартиры №147, расположенной по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, ул.50 лет ВЛКСМ, д.40/3, общей площадью 35,1 кв.м.

Цена квартиры составляла 1700000 руб., из которых 572004 рублей были выплачены за счет средств федерального бюджета в соответствии с Порядком. Договор Зарегистрирован в управлении Росреестра по СК 08.10.2020 года номер регистрации 26:12:012101:1874-26/105/2020-3.

После представления ФИО2 12.10.2020 года в Минстрой края зарегистрированного договора купли-продажи Минстроем края на счет продавца ФИО4 перечислена субсидия в размере 572004 рублей за счет средств федерального бюджета, поступивших в 2020 году на обеспечение ветеранов боевых действий, что подтверждается платежным поручением от 19.10.2020г. № 542679.

В соответствии с письмом Минстроя России от 10.06.2021г. № 24101-101716 министерством проведена, проверка учетных дел категорий граждан, которым планируется оказать государственную поддержку в улучшении жилищных условий на предмет подтверждения их права на обеспечением жильем за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017г. № 1710.

В ходе проведения проверки Минстроем края установлено, что на ФИО2, как на гражданина принимавшего участие в боевых действиях в Венгрии 1956, распространяется действие ст.2 ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», иными словами такие граждане приравнены к участникам Великой Отечественной войны.

Ответчик имеет удостоверение ветерана участника ВОВ, поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 25.05.2010г.

Однако, в соответствии со ст.15 ФЗ №5-ФЗ такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не распространяется на граждан, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году.

Отсутствует данная категория граждан и в Указе Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Реализация права указанной категории граждан на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями Указа №714.

Реализация права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета указанной категорией граждан осуществляется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с соответствии с положениями Федерального закона №5-ФЗ и требованиями жилищного законодательства.

Кроме того, ветераны боевых действий, к которым относятся и участники боевых действий в Венгрии в 1956 году, имеют такое право лишь в случае постановки на учет до 01.01.2005 года.

Поскольку ФИО2 был поставлен на учет 25.05.2010 года, он имеет право на обеспечение жильем только в соответствии с жилищным законодательством РФ.

ФИО2 было направлено требование, возвратить предоставленные денежные средства, полученные им необоснованно, которое им не было исполнено.

Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 19 октября 2021 года исковые требования Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края к ФИО2 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, взыскать с ФИО2 денежные средства в размере 572004 рубля, указывает, судом неправильно были определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно был применен материальный закон.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание ФИО2 и иные лица, участвующие в деле, не явились, были надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания. О причинах неявки суду не сообщили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствии.

Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности ФИО5, просившую отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы, представителя ответчика по доверенности ФИО6, просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, проверив законность решения суда в соответствии с ч.1ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительное нее, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу требований ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с пунктами 2,3 постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 №23 « О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям законности об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судом установлено, что ФИО2 является участником боевых действий в Венгрии в 1956 году, которые приравнены к участникам Великой Отечественной войны.

В 2010 году он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник боевых действий в Венгрии в 1956 году, приравненных к лицам участвующим в Великой Отечественной войне.

На основания постановления Правительства Ставропольского края от 17.12.2008 №200-п ему была выделена субсидия в размере 572004 рублей на приобретения жилья, которая была перечислена на счет продавца по договору купли-продажи от 21.09.2020 года.

В соответствии с письмом Минстроя России от 10.06.2021 №24101-IOГ/16 была проведена проверка учетных дел категорий граждан, которым планируется оказать государственную поддержку в улучшении жилищный условий, которая выявила, что на ФИО2, как на гражданина, принимавшего участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не распространяется.

Истец обратился к ФИО2 с требованием возвратить выплаченную денежную сумму, которое ответчиком не было исполнено.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 ст. 1109 ГК РФ).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст. 17, ч. 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020 указано, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, при этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Таким образом, с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, позиции ВС РФ с гражданина, которому необоснованно предоставлена субсидия для улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета, не может быть произведено взыскание выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях такого гражданина.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить суду доказательства обоснованности своих требований или возражений.

В данном случае истец должен был представить доказательства того, что ответчик действовал недобросовестно, что субсидия на приобретение жилья была предоставлена в результате его недобросовестного поведения.

Однако таких доказательств в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом судебного разбирательства, но могли повлиять на выводы суда.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал верную правовую оценку представленным доказательствам, правильно применил материальный закон, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А

Решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 19 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности ФИО1- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

: