ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3-6690/2023 от 17.08.2023 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Невечеря Е.А. Дело № 33-3-6690/2023 (2-1510/2023)

УИД 26RS0002-01-2023-001956-86

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 17 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Чебанной О.М.

судей краевого суда: Евтуховой Т.С., Берко А.В.

при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю по доверенности ФИО1, представителя третьего лица МВД России в лице Департамента по материально-техническому обеспечению МВД России по доверенности ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 12 апреля 2023 года по исковому заявлению ФИО3 к ГУ МВД России по Ставропольскому краю об обязании изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

заслушав доклад судьи Чебанной О.М.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО3 обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в котором просит:

- признать решение ГУ МВД России по СК от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения ФИО3 - незаконным;

- признать датой постановки на учет ФИО3 составом семьи из 4 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ;

- возложить на ГУ МВД России по Ставропольскому краю обязанность принять решение о постановке ФИО3 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из 4-х человек, с ДД.ММ.ГГГГ и внести соответствующие изменения в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МВД России по Ставропольскому краю.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 служил в органах внутренних дел МВД России, в том числе, с ноября 1995 по ноябрь 2015 в ГУ МВД России по СК.

Приказом МВД России л.с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уволен из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ истец подал в ГУ МВД России по Ставропольскому краю заявление о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением необходимых документов, которое было зарегистрировано в книге учета ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец вместе с семьей в составе 4 человек поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, то есть спустя 3 месяцев 17 дней с момента регистрации заявления, с нарушением предусмотренного законом срока.

Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 12 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с вышеуказанным решением суда, представителем ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю по доверенности ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение суда первой инстанции, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Ссылается на то, что судом не исследованы журнал регистрации заявлений сотрудников органов внутренних дел для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, книга учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для приобретения или строительства жилого помещения. Вопрос о принятии или отказе в принятии на учет разрешается комиссией ЦЖБК, после чего выплата осуществляется в порядке очередности принятия на учет. Указывает, что для принятия решения в отношении принятии сотрудника на учет необходима проверка представленных документов, в связи с чем постановка на учет с даты подачи заявления противоречит п. 14 Правил. Также указывает, что срок принятия решение по заявлению сотрудника составляет 2 месяца. При этом Правила № 1223 в редакции, действующей в период рассмотрения заявления, не содержали сведений о сроках утверждения решения ЦЖБК.

Также не согласившись с постановленным решением суда, представителем третьего лица МВД России в лице Департамента по материально-техническому обеспечению МВД России по доверенности ФИО2 подана апелляционная жалоба, согласно доводам которой указано, что судом не разрешено ходатайство о замене третьего лица Департамента по материально-техническому обеспечению МВД России на МВД России, поскольку Департамент не является самостоятельным юридическим лицом. Истцом не представлено доказательств того, что ответчиком было нарушено право истца на получение ЕСВ, поскольку очередь формируется на основании выслуги лет с указанием даты подачи заявления. Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности, о чем ответчик заявлял при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Судом не исследовались материалы учетного дела, журнал регистрации заявлений сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ МВД России по СК, третьего лица МВД России по доверенностям ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что данные требования нарушают права и интересы иных лиц, поставленных на учет для получения ЕСВ. В подтверждение доводов жалобы представителем ответчика, третьего лица ФИО1 представлены на обозрение судебной коллегии журнал регистрации заявлений сотрудников на получение ЕСВ, а также книга учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для приобретения или строительства жилого помещения.

Представитель истца ФИО3 по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, полагая решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционных жалоб несостоятельными по доводам, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что если бы ФИО3 был поставлен на учет в течении 2-х предусмотренных законом месяцев, он бы никаких претензий не имел, а в данном случае нарушено его преимущественное право на поучение выплаты.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным, в соответствии со ст. 167, 327 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (ст. 330 ГПК РФ).

Материалами дела установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 служил в органах внутренних дел МВД России.

Приказом МВД России л.с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уволен из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ истец подал в ГУ МВД России по Ставропольскому краю заявление о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением необходимых документов, которое было зарегистрировано в книге учета ДД.ММ.ГГГГ под .

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника ГУ МВД России по СК истец поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Удовлетворяя заявленные требования, исходя из обстоятельств дела, выслушав участников процесса, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями ст. ст. 4, 20 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ, п. п. 5, 10, 11, 14, 15, 20, 25, 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ 30.12.2011 № 1223, п. 16 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 157, п. 8 Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, утвержденного Приказом МВД РФ от 30.03.2012 № 207, а также положениями ст. ст. 196, 200 ГК РФ, суд, установив нарушения в действиях комиссии, выраженное в принятии решения с нарушением установленного Правилами срока, с учетом того, что при формировании очередности получения ЕСВ дата постановки на учет является юридически значимым обстоятельством, а также, что истцу стало известно о нарушении его прав лишь ДД.ММ.ГГГГ, с момента получения выписки заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, а соответственно о наличии оснований для постановки ФИО3 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты подачи документов, с возложением на ответчика обязанности по внесению соответствующих сведений в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда по п. п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.

Правоотношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (в редакции № 1 от 30.12.2011, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) (далее - Правила № 1223).

В соответствии с п. 5 Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.

В силу п. 10 Правил № 1223, для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам.

Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в п. 5 данных правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (п. 11 Правил № 1223).

Единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет (п. 31 Правил № 1223).

Пунктом 15 Правил № 1223 установлено, что решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

Исходя из содержания вышеуказанных норм следует, что комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается не позднее двух месяцев со дня подачи заявления, что свидетельствует об отсутствии тождественности между датой подачи заявления истцом и датой принятия решения о принятии (отказе в принятии) сотрудника на учет.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции о наличии оснований для постановки ФИО3 на учет для получения единовременной выплаты с даты подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) основаны на неверном применении норм материального права.

Так, учитывая, что заявление ФИО3 для получения ЕСВ, поданное ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрено с нарушением срока, а лицо поставлено на учет лишь ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что права и интересы истца нарушены.

Однако, вопреки выводам суда первой инстанции нарушение предусмотренного п. 15 Правил № 1223 срока рассмотрения заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ основанием для изменения даты постановки истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на дату его обращения не является, поскольку указанные даты (дата обращения и дата постановки на учет) являются разными.

Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

В приложении № 1 к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.

При этом предусмотренная пунктом 20 Правил очередность установлена при внесении сведений в книгу учета с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержден приказом МВД России от 30 марта 2012 г. N 207 (далее - Порядок), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.

Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.

Пунктом 8 Порядка установлено, что первичная информация в базу данных вносится на основании правовых актов с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа РФ, 2 и 3 - код субъекта РФ, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела.

Поскольку датой принятия на учет является дата принятия правового акта органом, утверждающим решение комиссии о принятии на учет, а уникальный номер формируется, в том числе из даты постановки на учет, и номера учетного дела, под которым истец учтен в книге учета, первичная дата обращения лица с заявлением не может быть тождественной дате постановки на учет.

Иное позволяет влиять на ранее установленную очередность лиц, в том числе обратившихся и поставленных на учет ранее ФИО3

Таким образом, нарушение предусмотренного п. 15 Правил № 1223 срока рассмотрения заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для изменения его очередности путем изменения даты постановки на учет на дату подачи заявления и изменения уникального номера.

Судебной коллегией в судебном заседании исследованы журнал регистрации заявлений сотрудников ОВД для получения выплаты (где ФИО3 значится под – дата обращения ДД.ММ.ГГГГ), а также книга учета сотрудников ОВД, принятых на учет для получения выплаты (где ФИО3 значится под , дата принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ, дата обращения ДД.ММ.ГГГГ).

Вместе с тем, учитывая, что ФИО3 документы были поданы ДД.ММ.ГГГГ, и комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет (согласно п. 15 Правил № 1223) должно было быть принято не позднее двух месяцев со дня подачи заявления, датой принятия решения о постановке ФИО3 на учет для получения единовременной выплаты должна является дата не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

При этом доводы стороны ответчика о большом объеме поступивших обращений сотрудников МВД в 2012 году, а также об отсутствии на момент обращения ФИО3 законодательно установленного срока рассмотрения вопроса о постановке на учет, подлежат отклонению, поскольку п. 15 Правил № 1223 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на дату обращения ФИО3) предусматривал обязанность рассмотрения комиссией указанного вопроса не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, не обуславливая возможность изменения данного срока какими-либо обстоятельствами (например, большим объемом поступивших заявлений).

С учетом изложенного судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменению, и находит необходимым обязать ГУ МВД России по СК внести изменения в базу данных учета для единовременной выплате указав дату постановки ФИО3 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого дома с учетом состава его семьи, не позднее двух месяцев с даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия Ставропольского краевого суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 12 апреля 2023 года изменить в части указания даты постановки ФИО3 на учет.

Возложить на ГУ МВД России по Ставропольскому краю обязанность принять решение о постановке ФИО3 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из 4-х человек, в течение 2 месяцев с даты подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ), но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, и внести соответствующие изменения в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МВД России по Ставропольскому краю.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю по доверенности ФИО1, представителя третьего лица МВД России в лице Департамента по материально-техническому обеспечению МВД России по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 августа 2023 года.