ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3038/2022ГОРОД от 27.04.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело №33-3038/2022 город Хабаровск

(2-4147/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Хуснутдиновой И.И.

судей: Тарасовой А.А., Мартыненко А.А.

при секретаре: Цурман В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 27 апреля 2022 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску прокурора города Хабаровска, действующего в интересах ФИО1 к Правительству Хабаровского края, Министерству имущественных отношений Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение, по апелляционной жалобе Правительства Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 15 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., объяснения представителя процессуального истца ФИО2, ФИО1, представителя ответчика ФИО3, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Хабаровска обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Правительству Хабаровского края.

В обоснование заявленных требований указал, что на территории Хабаровского края в границах округов «г. Хабаровск», «г. Комсомольск-на-Амуре», Амурского, Комсомольского, Нанайского, Хабаровского муниципальных районов с 09.08.2013 года введен режим чрезвычайной ситуации. На момент паводка в 2013 году ФИО1 проживал в жилом помещении по адресу: <адрес>, собственником которого является ФИО4 Заключением межведомственной комиссии от 03.06.2014 года № 244 спорный дом признан непригодным для проживания. Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 28.09.2014 года ФИО1 признан членом семьи собственника указанного жилого помещения ФИО4 Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 22.05.2015 года за ФИО1 признано право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с учетом нормативов общей площади жилого помещения 33 кв.м. 17.09.2015 года ФИО1 включен в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры социальной поддержки в виде приобретения жилого помещения общей площадью 33 кв.м. Постановлением Правительства Хабаровского края от 08.12.2016 года № 452-пр порядок, предусматривающий предоставление мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в том числе на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 01.01.2017 признан утратившим силу. В то же время обязательства по обеспечению жильем граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, которые включены до 01.01.2017 года в единый список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, сохранены за Правительством Хабаровского края, о чем в ответе первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам от 19.08.2019 года сообщено ФИО1 по результатам рассмотрения его обращения. Вместе с тем, ФИО1 до настоящего времени проживает в аварийном жилье. Прокуратурой города совместно со специалистами межрайонного отдела жилищного надзора Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края проведено обследование спорного жилого помещения, в ходе осмотра 23.06.2021 года установлено, что использование жилого помещения по назначению невозможно в связи с опасностью для жизни и здоровья проживающих в нем граждан.

Истец просит суд признать бездействие ответчика по предоставлению ФИО1 жилого помещения, площадью 33 кв.м. незаконным, возложить на ответчика обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, общей площадью 33 кв.м. в пределах г. Хабаровска.

Протокольным определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 01.10.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных отношений Хабаровского края и земельно-имущественной политики Хабаровского края.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.43 ГПК РФ, привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство имущественных отношений Хабаровского края, КГКУ «Краевой имущественный комплекс».

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 15 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены частично, судом постановлено:

Возложить на Правительство Хабаровского края обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, общей площадью 33 кв.м. в пределах г. Хабаровска.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

В удовлетворении иска к Министерству имущественных отношений Хабаровского края – отказать.

В апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях к ней Правительство Хабаровского края просит отменить решение суда в части удовлетворенных исковых требований, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не принято во внимание, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 12.11.2018 установлено, что предоставление истцу жилого помещения возможно только исходя из суммы 30 000 руб. за 1 кв.м., т.е. за 990 000 руб. Суд возложил исполнение решения суда на лицо, не уполномоченное на предоставление квартир из краевой государственной собственности.

В письменном отзыве Министерство ЖКХ Хабаровского края указывает, что ФИО1 самостоятельно выбрал меру социальной поддержки, тем самым реализовал свое право на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления меры социальной поддержки путем его приобретения на вторичном рынке, которую может реализовать в пределах полномочий только министерство имущественных отношений края, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители соответчика, третьих лиц, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. На основании ч.ч. 3, 4, 5 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции, и подтверждается материалами дела:

Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 28.10.2014 (по делу № 2-7519/2014) ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения признан членом семьи собственника жилого помещения – ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 22.05.2015 (по делу № 2-1695/2015) за ФИО1 признано право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с учетом норматива общей площади жилого помещения на состав один человек в соответствии с Порядком предоставления меры социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года.

Уведомлением от 24.09.2015 № 51 ФИО1 включен в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры поддержки в виде приобретения жилого помещения общей площадью 33 кв.м.

Уведомлением КГКУ «Фонд имущества Хабаровского края» от 05.11.2015 № 1807 сообщает ФИО1, что поступили списки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в августе-сентябре 2013 года, ФИО1 включен в данный список с целью предоставления жилого помещения путем приобретения на вторичном рынке жилья общей площадью 33 кв.м. стоимостью 990 000 рублей, также сообщают, что в результате предварительного исследования рынка жилья в г.Хабаровске, приобретение благоустроенного жилого помещения общей площадью 33 кв.м. по цене 990 000 рублей не представляется возможным.

Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 26.12.2016 заявление ФИО1 удовлетворено. Изменен способ исполнения решения Центрального районного суда г.Хабаровска от 22.05.2015 путем признания за ФИО1 права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с учетом норматива общей жилого помещения на состав семьи один человек, путем строительства. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 02.03.2017 определение Центрального районного суда г. Хабаровска отменено, в удовлетворении заявления ФИО1 об изменении способа исполнения решения Центрального районного суда г.Хабаровска от 22.05.2015 отказано.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 20.09.2017 в удовлетворении иска ФИО1 к министерству строительства Хабаровского края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску» о признании права на предоставление жилого помещения путем его строительства, обязании предоставить жилье путем его строительства вне очереди отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17.01.2018 решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 20.09.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца без удовлетворения.

До настоящего времени ФИО1 меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с учетом норматива общей площади жилого помещения на состав семьи один человек в соответствии с Порядком, право на получение которых признано за ним решением Центрального районного суда от 22.05.2015 вступившим в законную силу не получил. Не исполнение указанного решения суда вызвано отсутствием на территории г. Хабаровска жилых помещений стоимость 990 000 руб. и площадью 33 кв.м., что подтверждается исследованием рынка недвижимости.

Оценив вышеуказанные обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правилами предоставления из Федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 923, суд первой инстанции, установив, что обязанность по предоставлению ФИО1 мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с учетом норматива общей площади жилого помещения на состав один человек в соответствии с Порядком предоставления меры социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, до настоящего момента не исполнена, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и возложении на Правительство Хабаровского края обязанности предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, общей площадью 33 кв.м. в пределах г. Хабаровска, отказав в удовлетворении иска в остальной части.

Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания, исходя из следующего.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Как указано в п. 2 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Таким образом, абзац седьмой п. 1 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ во взаимосвязи с п. 2 той же статьи служит гарантией возмещения Российской Федерацией и (или) субъектами РФ вреда, причиненного принадлежащему гражданам имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Федеральным законом № 68-ФЗ, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 2 Федерального закона № 68-ФЗ).

В целях реализации права граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 г., на возмещение ущерба, причиненного их имуществу, были внесены изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" (далее - Государственная программа).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 № 347-пр Государственная программа была дополнена приложениями №№ 15-17, установившими порядок реализации мер социальной поддержки, указанной выше категории граждан.

Приложением № 15 к Государственной программе утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., в том числе на основании судебных решений, вступивших в законную силу.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 22.05.2015 по гражданскому делу № 2-1695/2015 (далее - решение от 22.05.2015), вступившим в законную силу, за ФИО1 признано право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с учетом норматива общей площади жилого помещения на состав семьи один человек в соответствии с Порядком, являющимся приложением № 15 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр.

Истец был включен в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, что подтверждается уведомлением КГКУ "Центр социальной поддержки населения города Хабаровска" № 51 от 24.09.2015.

В целях получения ФИО1 меры поддержки в виде приобретения жилого помещения КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" был исследован рынок жилья в г. Хабаровске, результатом явилось установление факта невозможности приобретения жилого помещения площадью 33 кв.м. в размере стоимости 990 000 рублей, о чем истец уведомлен письмом от 05.11.2015 № 1807.

Данные обстоятельства были ранее установлены решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 12.11.2018 по гражданскому делу № 2- 3935/2018.

В соответствии с п. 4.2 Постановления Правительства Хабаровского края от 24.03.2014 №77-пр «О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края «развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 №205-пр» (Далее Постановления Правительства Хабаровского края от 24.03.2014 №77-пр) министерство социальной защиты населения края формирует из числа граждан, включенных в утвержденный единый список, утвержденный единый список по решению суда, реестр лиц, выбравших меру поддержки в форме предоставления жилых помещений путем их приобретения на вторичном рынке жилья, и направляет его в министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края.

Согласно п.п. 4.3, 4.4 (Постановления Правительства Хабаровского края от 24.03.2014 №77-пр) приобретение жилых помещений в пользу граждан осуществляется на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

С учетом положений п.п. 4.5, 4.9 (Постановления Правительства Хабаровского края от 24.03.2014 №77-пр) КГКУ "Фонд имущества Хабаровского края" формирует перечни предлагаемых к продаже жилых помещений, общая площадь которых не превышает нормативы, установленные пунктами 1.9, 1.10 раздела 1 настоящего Порядка, и стоимость которых составляет не более рассчитанной начальной (максимальной) цены контракта, в последующем заключает государственный контракт с продавцом в пользу гражданина.

При этом, расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта производятся с учетом стоимости 1 кв. метра не более 30 тыс. рублей на основании Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02 октября 2013 г. № 567.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решением Центрального суда г. Хабаровска от 12.11.2018 г. по делу № 2- 3935/2018 установлено, что несмотря на то обстоятельство, что Порядок признан утратившим силу постановлением Правительства Хабаровского края от 08.12.2016 № 452-пр, предоставление жилого помещения истцу возможно только исходя из указанной выше суммы, так как правовым основанием для признания за истцом права на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения послужил именно Порядок.

Кроме того, органы исполнительной власти Хабаровского края как субъекты бюджетных отношений обязаны соблюдать требования Бюджетного кодекса РФ.

При этом принципами бюджетной системы, в том числе на уровне субъекта РФ, определены эффективность использования бюджетных средств, а также их целевой характер.

Нецелевое использование бюджетных средств, которым признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (ст. 306.4 БК РФ), является видом бюджетного нарушения и влечет применение мер принуждения за их совершение.

Таким образом, приобретение истцу жилого помещения стоимостью свыше 30 тыс. рублей за 1 кв. метр, которая установлена соответствующим правовым актом, противоречит принципам бюджетной системы и не может быть реализовано как нарушающее положения БК РФ.

Кроме того, в силу требований ст. 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении", решение суда должно быть исполнимым.

Суд первой инстанции, в нарушение ст. 67, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, не применил положения законодательства, которые подлежали применению при рассмотрении данного дела, вынес решение с отступлением от принципа всестороннего исследования доказательств, не дал оценки доводам сторон, не привел мотивы, по которым их отклонил.

Так же судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, так суд возложил исполнение решения суда на лицо неуполномоченное на предоставление квартир из краевой государственной собственности.

Согласно разъяснениям данным в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 года № 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" при определении круга лиц, которые участвуют в деле, суд должен произвести анализ правоотношений и установить конкретных носителей прав и обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Статья 16 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 № 349 "О Правительстве Хабаровского края" закрепляя полномочия Правительства края, полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам не предусматривает.

При этом в соответствии с п. "г" ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", п. 5 ч. 2 ст. 16 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 № 349 "О Правительстве Хабаровского края" Правительство края для исполнения публичных полномочий формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно ст. 1 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае", п.п. 1, 2 постановления Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 № 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" (далее - Постановление № 96), п. 1.2[1] Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 № 69-пр специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края является министерство жилищно- коммунального хозяйства края.

В частности, министерство жилищно-коммунального хозяйства края организует ведение учета государственного жилищного фонда края (п. 3.36 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 № 69-пр).

В соответствии п.п. 1.1, 1.5 Положения о министерстве имущества Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства края от 04.12.2018 № 441-пр (далее - Положение № 441-пр) министерство имущества Хабаровского края (далее - Министерство) является самостоятельным юридическим лицом, специально уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края в сфере управления и распоряжения краевой государственной собственностью, обеспечивающим координацию деятельности отраслевых органов исполнительной власти края по вопросам управления краевой государственной собственностью.

Согласно п.п. 3.2.1, 3.2.12 Положения № 441-пр Министерство осуществляет полномочия собственника имущества, находящегося в краевой государственной собственности, осуществляет в отношении объектов государственного жилищного фонда края:

принятие в государственную собственность края и передачу из государственной собственности края объектов государственного жилищного фонда края по основаниям, предусмотренным законодательством;

принятие в краевую государственную собственность объектов государственного жилищного фонда края, построенных за счет средств краевого бюджета, в том числе на условиях долевого строительства;

совершение сделок, связанных с приобретением и отчуждением объектов государственного жилищного фонда края.

Суд, возлагая обязанность на Правительство края, ссылается на письмо за подписью первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам от 19.08.2019 № 3-7429ж, ЗЮБ-3533406, в котором указано, что за Правительством края сохранены обязательства по обеспечению жильем граждан, пострадавших в ЧС 2013 г. Правительством края прорабатывается вопрос о дополнительных механизмах обеспечения в кратчайшие сроки жильем граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

При этом, с учетом положений ч. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства не возникают из писем органов государственной власти.

С учетом изложенного, вопреки п. 3 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ не указал нормативный правовой акт, определяющий полномочия Правительства края, которым руководствовался суд, возлагая на него обязанность по предоставлению жилого помещения, суд нарушил ч. 1 ст. 125 ГК РФ и не установил к полномочиям какого органа исполнительной власти края относится распоряжение краевой государственной собственностью.

Кроме того, реализация меры социальной поддержки, закрепленная за истцом, вступившим в законную силу судебным актом, может быть обеспечена путем изменения способа или порядка его исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантировано право на судебную защиту его прав и свобод, из которого вытекает обязанность суда обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Эти требования корреспондируют со ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу ст. 15 (часть 4) Конституции РФ являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.

Процессуальной гарантией надлежащего и своевременного исполнения, вступившего в законную силу судебного постановления являются положения ст. 203 и ст. 434 ГПК РФ о праве суда при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, по заявлению лиц, участвующих в деле, взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя изменить способ и порядок исполнения судебного постановления, не изменяя при этом его сущности.

Так, в силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об изменении способа и порядка исполнения.

Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе изменить способ и порядок его исполнения.

С учетом указанного, реализация меры социальной поддержки, закрепленной за истцом вынесенным судебным актом, может быть обеспечена путем изменения способа или порядка его исполнения в соответствии с требованиями ст.ст. 203, 434 ГПК РФ.

Истец обращался в Центральный районный суд г. Хабаровска с требованиями об изменении способа исполнения решения суда от 22.05.2015, путем признания права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения путем его строительства, а не приобретения на вторичном рынке.

В удовлетворении данных требований истцу было отказано в связи с признанием утратившими силу положений законодательства, предусматривающего возможность предоставления жилья путем его строительства (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 02.03.2017).

Как указано Конституционным Судом РФ в определениях от 23.11.2017 № 2664-О, от 20.04.2017 № 880-О, установление в каждом конкретном случае того, может ли быть изменен способ и порядок исполнения решения суда с учетом содержания решения и фактических обстоятельств дела, - исключительная прерогатива суда, вынесшего решение, которая вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является проявлением его дискреционных полномочий.

Отказ истцу в удовлетворении заявления об изменении способа исполнения решения суда не исключает возможность повторного обращения истца в суд в порядке ст.ст. 203,434 ГПК РФ, сформулировав требования и избрав иной способ исполнения решения, основанный на положениях действующего законодательства и не направленный на изменение содержания решения суда.

Учитывая, что жилые помещения площадью 33 кв.м. стоимостью 990 тыс. руб. в пределах г. Хабаровска отсутствуют, то в целях соблюдения законодательства и судебных актов, по ранее рассмотренным делам, истец вправе реализовать свое право на получение меры социальной поддержки монетизировано.

Избранный прокурором способ защиты права истца посредством обращения в суд с требованиями, направленными на предоставление жилого помещения, не может быть признан надлежащим, так как его реализация в судебном порядке повлечет создание правовой неопределенности в части необходимости исполнения двух судебных актов, идентичных по заявленным требованиям и возлагающих на органы исполнительной власти Хабаровского края обязанность по предоставлению истцу жилых помещений.

Принимая во внимание, что решение от 22.05.2015 вступило в законную силу, а, следовательно, обеспечена судебная защита прав истца на признание за ним меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, то данное решение не может быть преодолено иным судебным актом, которое по характеру заявленных требований аналогично ранее вынесенному судебному акту.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции РФ, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами (определения от 25.10.2016 № 2289-О, от 19.07.2016 № 1714-), от 22.04.2010 № 548-0-0, от 17.06.2010 № 873-О-О, от 15.07.2010 № Ю61-О-О).

Исходя из требований прокурора, невозможность предоставления жилого помещения истцу связано с бездействием органов исполнительной власти края, право на которое уже признано в судебном порядке, а не с невозможностью его получении в установленном ранее порядке, как об этом указал суд первой инстанции.

При этом право истца на предоставление ему жилого помещения ранее было установленном в судебном порядке.

Неисполнение ответчиком решения суда за указанный период не может служить основанием для повторного заявления указанных требований, поскольку истец не лишен возможности обратиться за принудительным исполнением решения суда, вступившего в законную силу, изменив способ его исполнения.

Суд первой инстанции возложил на Правительство края обязанность по предоставлению жилого помещения в связи с тем, что взамен признанного Правительством края, утратившим силу Порядка не разработан иной порядок.

При этом не указал закон, на основании которого Правительство края обязано было принять иной порядок, либо предоставить жилое помещение.

Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 № 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", а также утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в отсутствие установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.

Согласно приложению № 4 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах. Действующей в настоящее время федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы финансирование мероприятий по такому направлению не предусмотрено.

Ранее нормативный правовой акт субъекта РФ в рамках реализации указанной федеральной целевой программы был принят. Это был Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года. В настоящее время он признан утратившим силу.

Правовых оснований для издания нового порядка, в отсутствие условий для этого в федеральной целевой программе, не имеется.

На основании изложенного, оценив доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что права ФИО1 на получение меры социальной поддержки были восстановлены, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 22.05.2015, которым за ФИО1 признано право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с учетом норматива общей площади жилого помещения на состав один человек в соответствии с Порядком предоставления меры социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года. В связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на Правительство Хабаровского края обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, общей площадью 33 кв.м. в пределах г. Хабаровска.

В связи с чем, решение суда первой инстанции в указанной части не может быть признано законным и обоснованным, на основании ст. 328 ГПК РФ подлежит отмене, с принятием нового решения, поскольку выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права (пункты 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 15 декабря 2021 года по делу по иску прокурора города Хабаровска, действующего в интересах ФИО1, к Правительству Хабаровского края, Министерству имущественных отношений Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение –отменить в части удовлетворения исковых требований о возложении на Правительство Хабаровского края обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, общей площадью 33 кв.м. в пределах г. Хабаровска, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: