ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3069ПО от 14.10.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

УИД:04RS0018-01-2020-000908-71

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Дело № 33-3069 поступило 18 сентября 2020 года

Судья Прокосова М.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Улан-Удэ 14 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Нимаевой О.З.,

судей коллегии Мирзаевой И.И. и Семенова Б.С.,

при секретаре Эрдынеевой Е.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов РФ к Улан-Удэнскому лесничеству Министерства обороны РФ - филиалу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ о понуждении произвести действия по очистке мест незаконных порубок лесных насаждений,

по апелляционной жалобе представителя ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ ФИО1

на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 июля 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично и постановлено:

Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем из сбора на выделах ... квартала ... Кяхтинского участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации в срок до ....

В остальной части исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., выслушав пояснения представителя Военной прокуратуры Улан-Удэнского гарнизона ФИО2, ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд, истец просил обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ и Улан-Удэнское лесничество МО РФ провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем сбора на выделах №... квартала ...<...> до ....

Иск мотивирован тем, что в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2020 года военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Улан-Удэнского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ требований законодательства о лесопользовании, в ходе проведения которой выявлено, что в 2017-2018 г.г. на территории выделов №... квартала ...<...> зафиксировано 5 фактов незаконной рубки лесных насаждений на площади 0,56 га, объемом вырубленных лесных насаждений (сосна) 32,99 куб. м. При этом, работы по уборке порубочных остатков, образовавшихся в результате незаконной рубки лесных насаждений, не проведены, до настоящего времени порубочные остатки находятся на территории вышеуказанного выдела, что создает реальную угрозу их возгорания в пожароопасный период.

Определением суда от 29 мая 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7

В судебном заседании помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Васин Д.А. иск уточнил в части срока, просил обязать ответчиков провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков в срок до ....

Представитель ответчика ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ ФИО1, просила в иске отказать, возложив обязанность по очистке лесного массива от порубочных остатков, на третьих лиц, привлеченных к участию в деле ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, которые непосредственно осуществили незаконную рубку деревьев. Также просила установить срок для выполнения работ до ..., так как в пожароопасный период продлится до ....

Представитель ответчика Улан-Удэнского лесничества МО РФ, представитель третьего лица Министерства обороны РФ, третьи лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 не явились, были надлежаще извещены.

Районным судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Улан-Удэнского лесничества Министерства обороны РФ - филиал ФГКУ «Управлении лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ ФИО1 просит отменить решение суда, указывая, что В апелляционной жалобе представитель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны России» по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить в связи нарушением судом норм материального и процессуального права. Указывает, что ответчик ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ не уполномочено на проведение работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем их сбора. Суд первой инстанции не учел, что незаконная рубка осуществлена третьими лицами, на которых и должна быть возложена обязанность по уборке порубочных остатков. Кроме того, Министерством обороны РФ создано ФГАУ «Оборонлес», которое реализует мероприятия противопожарного обустройства лесов, а также осуществляет прокладку и прочистку просек, очистку лесов от захламления, загрязнения и древесных отходов (древесины).

Согласно письменным возражениям помощника военного прокурора Васина Д.А., считает, что решение суда является законным и обоснованным, а жалоба не подлежит удовлетворению, т.к. полномочия по осуществлению мероприятий по защите и воспроизводству лесов на землях обороны на территории Республики Бурятия возложены на Улан-Удэнское лесничество МО РФ. Факты незаконных рубок лесных насаждений свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по сохранению лесов.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель Улан-Удэнского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ «Управлении лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ не явилась, надлежаще извещена.

Помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона ФИО2 возражал против отмены решения по доводам апелляционной жалобы

Представитель ответчика Улан-Удэнского лесничества Министерства обороны РФ, представитель третьего лица Министерства обороны РФ, третьи лица - граждане осуществившие рубку, не явились, извещались надлежаще.

На основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Согласно п.п. 2, 6, 8 ст.1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах, в том числе сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В силу ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Охрана лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 36 и 37 ст. 81 этого Кодекса.

Как следует из материалов дела, в 2020 году в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка требований федерального законодательства в сфере лесопользования. По результатам проверки зафиксирован 5 фактов незаконной рубки лесных насаждений на площади 0,56 га объемом вырубленных лесных насаждений (сосна) 32,99 куб.м. на территории выделов №... квартала ...<...>.

Данные обстоятельства подтверждены актом обследования ... от ... квартала ... выдела ..., согласно которому ФИО7 произведена незаконная рубка сухостойных деревьев, общим объемом 2,35 куб.м., стоимость которых составляет 28 руб.; протоколом о лесонарушении ... от ..., согласно которому выявлена незаконная рубка сухостойных деревьев в выделе ... квартала ...<...>, размеры причиненного ущерба 3,48 куб.м., лесонарушитель - ФИО5, ущерб составляет 41 руб.; протоколом о лесонарушении ... от ..., согласно которому выявлена незаконная рубка сухостойных деревьев в выделе ... квартала ...<...>, размеры причиненного ущерба 2,04 куб.м., лесонарушитель - ФИО3, ущерб составляет 23,40 руб.; протоколом о лесонарушении ... от ..., согласно которому выявлена незаконная рубка сухостойных деревьев в выделе ... квартала ...<...>, размеры причиненного ущерба 11,50 куб.м., лесонарушитель - ФИО4., ущерб составляет 128,70 руб.,

Факт незаконной рубки лесных насаждений и наличие порубочных остатков на указанном лесном участке представителем ФГКУ «УЛХиП» МО РФ в судебном заседании не оспаривался.

Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах, являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с п. 3 Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);

б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

г) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно п. 4 Правил меры пожарной безопасности в лесах, указанные в п. 3 настоящих Правил, осуществляются, в том числе, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 9 Правил запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Согласно п. 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 26-П от 13 октября 2015 года, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст.ст. 13 и 42 Земельного кодекса РФ, ст. 51 Лесного кодекса РФ).

Исходя из изложенных правовых норм, при разрешении спора суд первой инстанции пришел к верному выводу, что обязанность по очистке территории от порубочных остатков на землях обороны путем их сбора должна быть возложена на ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ.

Поскольку необходимость очистки мест незаконных порубок лесных насаждений возникла в результате ненадлежащей организации оперативной работы по охране лесов со стороны ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, с учетом того, что установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Согласно п.п. 19 и 20 Устава ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ Управление осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

Для достижения указанных целей учреждение осуществляет планирование, организацию, управление, анализ и контроль мероприятий по охране и защите лесов, организацию оперативной работы по охране лесов от незаконных рубок иных нарушений лесного законодательства, проведению рейдов, патрулированию лесов в целях оперативного выявления и пресечения правонарушений, в том числе и по фактам незаконных рубок.

Кроме того, учреждение обязано обеспечить сохранность предоставленного ему в безвозмездное пользование или закрепленного за ним имущества, в том числе, расположенного в границах Кяхтинского участкового лесничества Министерства обороны РФ.

Порубочные остатки в местах незаконных рубок на территории данного лесничества создают угрозу сохранности лесов в случае их возгорания в пожароопасный период.

При этом судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции и в том, что в отношении лиц, совершивших незаконную рубку лесов, может быть возложена только обязанность по возмещению ущерба, кроме того, ссылка представителя ответчика ФИО1 на ч. 2 ст. 99 Лесного кодекса РФ несостоятельна ввиду того, что данная правовая норма утратила силу.

С доводом апелляционной жалобы о том, что обязанность по устранению порубочных остатков путем их сбора относится к полномочиям ФГАУ «Оборонлес», судебная коллегия не соглашается, так как порубочные остатки возникли в результате незаконных действий третьих лиц, то есть в результате негативного воздействия на леса, расположенные на землях, представленных для нужд Министерства обороны РФ.

Поскольку образованные в ходе незаконной рубки порубочные остатки создают реальную угрозу возгорания в пожароопасный период, срок, установленный для их сбора, является достаточным и разумным.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об обязании ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ произвести работы по очистке мест незаконных порубок лесных насаждений от порубочных остатков путем их сбора, сделан на основании представленных по делу доказательств (ст.ст. 55, 56, 60 и 67 ГПК РФ).

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах, решение суда постановлено законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 июля 2020 года по иску военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов РФ к Улан-Удэнскому лесничеству Министерства обороны РФ – филиалу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ о понуждении произвести действия по очистке мест незаконных порубок лесных насаждений оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья: О.З. Нимаева

Судьи коллегии: И.И. Мирзаева

Б.С. Семенов