Дело №33- 3270 Судья Иванкович А.В. 2017 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Лозовой Н.В.,
судей Кулакова А.В., Кустова А.В.
при секретаре Гарибмамадовой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
25 июля 2017 года
по докладу судьи Лозовой Н.В.
дело по апелляционной жалобе истца межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Торжокский»
на решение Кувшиновского районного суда Тверской области от 05 апреля 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Торжокский» к ФИО1 о прекращении права собственности на гражданское огнестрельное оружие марки <данные изъяты>№ с передачей оружия на уничтожение в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Тверской области» отказать».
Судебная коллегия
установила:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Торжокский» обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о прекращении права собственности на оружие - гражданское огнестрельное оружие марки <данные изъяты> №№ и получении разрешения на его принудительное уничтожение.
Исковые требования мотивированны тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежит охотничье гладкоствольное огнестрельное оружие марки <данные изъяты> мм №. Принадлежащее ответчику оружие было изъято 26 июня 2014 г. в связи с нарушением срока перерегистрации. Ответчик каких-либо мер по возврату оружия, получения разрешения на его хранение и ношение не предпринял. В адрес ответчика истцом дважды направлялось уведомление о том, что ему необходимо произвести следующие действия: либо получить разрешение на хранение и ношение оружия, либо получить направление на его реализацию через сеть специализированных магазинов, либо сдать оружие на уничтожение, написав соответствующее заявление на утилизацию. Однако, ответчик никаких действий в отношении оружия не предпринял. В связи с изложенным полагает, что право собственности ответчика на изъятое оружие подлежит прекращению, а само оружие - передаче в специализированный орган для уничтожения, поскольку оно относится к оружию, находившемуся в употреблении, следовательно, не подлежит реализации в специализированных магазинах.
Ссылаясь на положения ст. 125, 214, 218 ГК РФ, ст. 28, 27 Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», п. 79, 82 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814, МО МВД России «Торжокский» просит прекратить право собственности ФИО1 на гражданское огнестрельное оружие марки МР-79-9ТМ 9 мм №0835105020 с передачей данного оружия на уничтожение в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Тверской области».
Представитель истца, представитель третьего лица ФКУ «ЦХиСО УМВД сии по Тверской области» и представитель третьего лица УМВД России по Тверской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик, представители третьих лиц ТУ Росимущества по Тверской области и Управления Росгвардии по Тверской области в судебное заседание не явились, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не представили, причины неявки не известны.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым МО МВД России «Торжокский» не согласился и в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования истца.
В обоснование своих доводов указало на то, что ответчиком каких-либо мер по возврату оружия, получения разрешения на хранение и ношение оружия не предпринималось, судьбой оружия не интересовался, предписание МО МВД России «Торжокский» от 20.05.2016 по выполнению одного из следующих действий, а именно: получить разрешение на хранение и ношение гражданского огнестрельного оружия; получить направление на реализацию в специализированный магазин изъятого оружия; сдать на уничтожение принадлежащее оружие, не исполнил. Поэтому, право собственности на изъятое оружие у него прекращено, а само оружие должно подлежать передаче в специализированный орган для уничтожения, поскольку оно относится к оружию, находившемуся в употреблении, и, следовательно, не подлежит реализации в специализированных магазинах, какой-либо ценности оно не представляет, а также длительное время находилось на ответственном хранении в органах внутренних дел без специального обслуживания.
Также апеллянт выражает несогласие с решением суда в части признания Межмуниципального отдела МВД РФ «Торжокский» ненадлежащим истцом, так как в настоящее время отсутствует нормативно правовой акт, регламентирующий порядок реализации (уничтожения) невостребованного оружия, изъятого в связи с совершением административно правового правонарушения.
Приказ МВД СССР от 19.03.1986 № 63 дсп «О мерах по совершенствованию порядка обеспечения сохранности в органах внутренних дел изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов», который детальным образом определял порядок работы органов внутренних дел по данному направлению, утратил силу.
Согласно п.12,15,16,24,27 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» полномочиями по приему, хранению и уничтожению добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ наделены Войска национальной гвардии. Указанная часть Федерального закона вступает в силу только с 01 января 2018 года.
В соответствии с главой 8, п. 6,7 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» до оборудования в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, помещений для хранения оружия и производства контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, но не позднее чем до 01 января 2018 года полицией осуществляются функции по хранению и уничтожению изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, производству контрольного отстрела огнестрельного оружия.
Соответственно МО МВД России «Торжокский» до 01 января 2018 года обладает полномочиями по обращению в суд с исковыми заявлениями о прекращении права собственности на оружие, на его хранение, изъятие.
МО МВД России «Торжокский» подавало иск на уничтожение оружия марки <данные изъяты>№, в базе указано данное оружие. Также во всех справках, уведомлениях указано именно это оружие.
По мнению апеллянта, данное решение суда существенно затруднит его исполнение для истца, поскольку в нем четко не указаны дальнейшие действия для МО МВД России «Торжокский» в отношении изъятого оружия.
В заседание суда апелляционной инстанции лица участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статей 113-118 ГПК РФ, не явились, ФИО1 извещался по последнему известному адресу, указанному в деле, по которому им было получено уведомление от МО МВД РФ «Торжокский», ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах судебная коллегия на основании статей 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления закреплены в статье 328 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Из материалов гражданского дела следует, что ФИО1 была выдана лицензия на приобретение оружия <данные изъяты>№ и разрешение на хранение в отношении оружия <данные изъяты>№.
Согласно представленной суду первой инстанции справке, принадлежащее ФИО1 огнестрельное оружие ограниченного поражения <данные изъяты>№ находится на ответственном хранении в ДЧ МО МВД России «Торжокский».
ФИО1 дважды (20.05.2016,13.09.2016г.) направлялись уведомления о необходимости в месячный срок после получения уведомления устранить причину изъятия (продлить разрешение (лицензию) на хранение и ношения оружия) либо отказаться от права собственности на данное оружие с согласием на уничтожение последнего на личном приеме.
Согласно иску МО МВД России «Торжокский» по настоящее время ответчиком каких-либо мер по возврату оружия, получения разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия не предпринято.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в частности отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В силу пункта 1 статьи 238 Гражданского кодекса РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
Частями 1, 3, 4 и 5 ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 года №150-ФЗ "Об оружии" предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 28 Федерального закона от 13.12.1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" предусматривалось, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 13.12.1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" изъятие оружия и патронов к нему производится в случае нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 27 Федерального закона от 13.12.1996 года №150-ФЗ "Об оружии" оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в органе внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2, п. 12, 15, 16, 24, 27 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возлагается выполнение задач по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, ссылаясь на положения вышеуказанного закона, пришел к выводу, что МО МВД РФ «Торжокский» не обладает полномочиями по обращению в суд с исковыми заявлениями о прекращении права собственности на оружие.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может.
В соответствии с ч. 13 ст. 54 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» полицией осуществляются функции по хранению и уничтожению изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, производству контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, а также по выдаче в соответствии с законодательством Российской Федерации во временное пользование юридическим и физическим лицам отдельных видов, типов и моделей оружия и патронов к нему, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, до оборудования в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, помещений для хранения оружия и производства контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, но не позднее чем до 1 января 2018 года.
Пункт 12 статьи 9 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», предусматривающий перечень полномочий войск национальной гвардии, в том числе осуществление приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, вступает в силу только с 1 января 2018 года.
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Торжокский» согласно Положению о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Торжокский», утвержденному приказом УМВД России от 05 июля 2011 года №281, является территориальном органом МВД России на территориальном уровне и входит в состав органов внутренних дел российской Федерации. Таким образом МО МВД РФ «Торжокский» вправе был обратиться с вышеуказанными исковыми требованиями.
В связи с тем, что по настоящее время ответчиком каких-либо мер по возврату оружия, получения разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия не предпринято, то данное бездействие свидетельствует о его фактическом отказе от права собственности на оружие.
Таким образом, судебная коллегия решение суда в данной части признать законным и обоснованным не может, так как оно постановлено с нарушением норм материального права, в связи с чем оно подлежит отмене.
Судебная коллегия считает возможным исковые требования МО МВД РФ «Торжокский» в данной части удовлетворить и постановить новое решение, которым прекратить право собственности ФИО1 на гражданское огнестрельное оружие марки <данные изъяты>№.
То, что согласно протоколу об изъятии оружия от 26 июня 2014 года у ФИО1 изъято оружие <данные изъяты>№, то данное обстоятельство основанием для отказа в удовлетворении иска в данной части служить не может.
Согласно полученного ФИО1 от МО МВД РФ «Торжокский» уведомления от 20.05.2016 года, в котором имеются сведения об изъятии оружия только <данные изъяты>№, каких-либо заявлений о неправильном указании реквизитов оружия от последнего не поступало (л.д.225-27).
Также истцом было заявлено требование о передаче оружия на уничтожение. Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении иска в полном объеме, указал, что требования истца о передаче оружия на уничтожение являются производными от требования о прекращении права собственности на оружие.
Судебная коллегия, удовлетворяя требования о прекращении права собственности на оружие, оснований для удовлетворения требования о передаче оружия на уничтожение не находит, в связи с чем резолютивная часть решения в данной части содержит правильный вывод, но неправильные выводы содержит его мотивировочная часть.
Порядок изъятия и уничтожения оружия и патронов к нему регламентирован Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998г. № 814.
В силу п. 82 указанных Правил, изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры РФ, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. При этом оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно пункту 83 Правил, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории РФ уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел.
Судебная коллегия отмечает, что истцом не представлено в суд доказательств того, что оружие являющееся предметом спора является технически неисправным, а иных требований определяющих возможную судьбу оружия (получение разрешения на реализацию либо реализация) не заявлено.
С учетом анализа вышеприведенных правовых норм, судебная коллегия обращает внимание, что суд не должен сам принимать решение об уничтожении изъятого оружия, поскольку данное уничтожение производится органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в данной части судебная коллегия не принимает, поскольку они не содержат правовых оснований к отмене решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, что само по себе не может служить основанием для отмены решения суда в данной части.
В соответствии с п.2 ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу МО МВД России «Торжокский» удовлетворить частично.
Решение Кувшиновского районного суда Тверской области от 05 апреля 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Торжокский» к ФИО1 о прекращении права собственности на гражданское огнестрельное оружие марки <данные изъяты>№.
Постановить в данной части новое решение, которым право собственности ФИО1 на гражданское огнестрельное оружие марки <данные изъяты>№ прекратить.
В остальной части решение Кувшиновского районного суда Тверской области от 05 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МО МВД России «Торжокский» без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Лозовая
Судьи А.В. Кулаков
А.В. Кустов