ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3288 от 09.10.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-3288 Судья Кирилина И.Н. 2015 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,

судей Гудковой М.В., Комаровой Ю.В.,

при секретаре Цховребадзе Г.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

09 октября 2015 года

по докладу судьи Гудковой М.В.

дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>

на решение Конаковского городского суда Тверской области

от 18 июня 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования Конаковского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать ООО <данные изъяты> осуществить демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций с информацией, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к базе отдыха <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> штук, размещенных <адрес>.

Обязать Администрацию Конаковского района осуществить демонтаж незаконно установленной рекламной конструкции с информацией, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к автокурсам <данные изъяты> по адресу: <адрес>, с графическим материалам рекламирующим автокурсы <данные изъяты>.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>, дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения ДД.ММ.ГГГГ., ИНН государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».

Судебная коллегия

установила:

ДД.ММ.ГГГГ Конаковский межрайонный прокурор обратился в Конаковский городской суд Тверской области в интересах МО <данные изъяты> с иском, в котором просил обязать ООО <данные изъяты> произвести демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций по адресу: <адрес> конструкции по улице <адрес> с графическими материалами, рекламирующими базу отдыха <данные изъяты>.

Определением Конаковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, в качестве ответчика к участию в деле привлечена Администрация Конаковского района Тверской области, которая тем же определением исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

В заявлении об уточнении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, предъявленном в интересах МО <данные изъяты> к ООО <данные изъяты>, Администрации Конаковского района Тверской области, прокурор просил обязать Администрацию Конаковского района Тверской области, ООО <данные изъяты> осуществить демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций с информацией, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к базе отдыха <данные изъяты>, в количестве <данные изъяты> шт., размещенных <адрес>. В части требований о возложении обязанности на ООО <данные изъяты> демонтировать рекламные конструкции, незаконно установленные по адресу: <адрес>, производство по делу прокурор просил прекратить.

Определением Конаковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ Конаковского межрайонного прокурора от исковых требований о возложении на ООО <данные изъяты> обязанности демонтировать рекламные конструкции, установленные по адресу: <адрес>, производство по делу в указанной части прекращено.

ДД.ММ.ГГГГ Конаковский межрайонный прокурор обратился в суд с защиту интересов МО «<данные изъяты> о возложении обязанности демонтировать рекламную конструкцию, просил обязать автономную некоммерческую организацию <данные изъяты> произвести демонтаж незаконно установленной рекламной конструкции по адресу: <адрес>, с графическим материалом, рекламирующим указанную <данные изъяты>.

Определением Конаковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, Администрация Конаковского района Тверской области, исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечена к участию в деле в качестве ответчика.

В исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, предъявленном в интересах МО <данные изъяты> к Администрации Конаковского района, прокурор просил обязать Администрацию Конаковского района Тверской области осуществить демонтаж незаконно установленной рекламной конструкции с информацией адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к автокурсам <данные изъяты> по адресу: <адрес>, с графическим материалом, рекламирующим автокурсы <данные изъяты>.

Определением Конаковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ дела по указанным искам прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании прокурор Мельникова И.А. поддержала исковые требования с учетом уточнений по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО <данные изъяты> Бузовкин С.В. иск не признал, пояснив, что владельцем спорных конструкций является ООО <данные изъяты>, данные конструкции не являются рекламой, а являются навигационными знаками. Ответчик пытался получить разрешение на установку конструкций, но поскольку не была разработана схема размещения, Администрация Конаковского района разрешения не выдает. Полагают, что Администрация Конаковского района должна выдать предписание о демонтаже конструкций, однако такое предписание не выдавалось, поэтому в судебном порядке обязанность демонтировать конструкции не может быть возложена.

Администрация Конаковского района Тверской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила, не сообщила суду об уважительных причинах неявки и не просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация города Конаково, Конаковская городская общественная организация Тверской областной организации общероссийской общественной организации <данные изъяты>, Автономная некоммерческая организация <данные изъяты>, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО <данные изъяты>, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить в части возложения на ООО <данные изъяты> обязанности осуществить демонтаж установленных рекламных конструкций с информацией, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к базе отдыха <данные изъяты>, размещенных на адресу: <адрес>, и принять новое решение.

Прокурором, участвующим в деле, представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с принятием судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В случае обращения в суд прокурора, действующего в чужих интересах, истцом по делу является именно тот субъект права, чьи интересы нарушены.

Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из содержания исковых заявлений прокурора следует, что прокурор обратился в суд с иском в интересах Муниципального образования <данные изъяты>, что обязывало суд привлечь к участию в деле материального истца - орган, представляющий Муниципальное образование <данные изъяты> в спорных правоотношениях.

Суд данных обстоятельств не учел и рассмотрел дело, не привлекая к участию в деле орган, полномочный представлять муниципальное образование <данные изъяты>, разрешив тем самым вопрос о правах и обязанностях данного образования в отсутствие органа, полномочного от его имени выступать в данном гражданском процессе в качестве представителя истца, реализовать предоставленные истцу права и обязанности.

Поскольку прокурор указал на то, что он обращается в суд в интересах муниципального образования город Конаково Тверской области, определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ с учетом характера спорного правоотношения к участию в деле в качестве представителя истца привлечены МО <данные изъяты>, Администрация города Конаково Конаковского района Тверской области.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Титова В.Н. поддержала исковые требования с учетом уточнения, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему.

Представитель Администрации города Конаково Конаковского района Тверской области Плотникова О.А., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования с учетом их уточнения, пояснив, что спорные вывески не являются рекламными и находятся на территории муниципального образования. Не возражают против того, чтобы данные вывески были расположены на улицах <данные изъяты> и <данные изъяты>, так как они не нарушают права Муниципального образования и права неопределенного круга лиц. Полномочий на выдачу разрешения на установку вывесок у них не имеется. Полагает, что данные вывески не нарушают чьих-либо прав.

Представитель ООО <данные изъяты> Шульгина Е.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что спорные вывески обезличены, не содержат каких-либо сведений, в связи с чем их нельзя считать рекламными конструкциями. Полагала, что права граждан и муниципального образования не нарушены.

Администрация Конаковского района Тверской области, АНО <данные изъяты>, Конаковская городская общественная организация Тверской областной организации Общероссийской общественной организации <данные изъяты>, извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в заседании суда апелляционной инстанции не участвовали, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия, рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отменяя в силу пункта 4 части 4 и части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции, находит заявленные Конаковским межрайонным прокурором Тверской области в интересах МО <данные изъяты> в защиту неопределенного круга лиц, исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Как следует из материалов дела Конаковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о рекламе в части установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе <данные изъяты> на улице <данные изъяты> и на улице <данные изъяты>.

Письмом отдела по Управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Конаково от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования по улице Пригородной с отделом не заключался.

Из письма Администрации Конаковского района Тверской от ДД.ММ.ГГГГ следует, что схема места размещения рекламной конструкции на территории Конаковского района не утверждена, Администрация Конаковского района не выдает разрешения на выдачу рекламной конструкции.

Актом проверочных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что рекламные конструкции, установленные ООО <данные изъяты> по адресу: <адрес> с графическими материалами, рекламирующими базу отдыха <данные изъяты> без требуемого разрешения органов местного самоуправления, нарушают требования ГОСТ 52044-2003, а именно рекламные конструкции установлены:

На опоре на расстоянии <данные изъяты> м от железнодорожного переезда, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бордюрного камня, что свидетельствует о нарушении подпунктов 2, 11 пункта 6.1 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003», согласно которым средства наружной рекламы не должны быть размещены на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях на расстоянии 50 м в населенных пунктах, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м (расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы) от бордюрного камня в населенных пунктах.

На опоре на расстоянии <данные изъяты> м от железнодорожного переезда, на
расстоянии <данные изъяты> м до дорожного знака, над проезжей частью, что свидетельствует о нарушении подпунктов 2, 5 пункта 6.1 и пункта 6.6 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003», согласно которым средства наружной рекламы не должны быть размещены на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях на расстоянии 50 м в населенных пунктах, над проезжей частью, над проезжей частью, расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков должно быть не менее 25 м.

На опоре на расстоянии <данные изъяты> м от железнодорожного переезда,
сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бордюрного камня, от линии электропередачи осветительной сети <данные изъяты> см, что свидетельствует о нарушении подпунктов 2, 11 пункта 6.1 и пункта 6.4 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003», согласно которым средства наружной рекламы не должны быть размещены на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях на расстоянии 50 м в населенных пунктах, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м (расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы) от бордюрного камня в населенных пунктах, удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1,0 м.

На опоре на расстоянии <данные изъяты> м от железнодорожного переезда,
сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бордюрного камня, на расстоянии <данные изъяты> м от пересечения автомобильных дорог, что свидетельствует о нарушении подпунктов 2, 10, 11 пункта 6.1 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003», согласно которым средства наружной рекламы не должны быть размещены на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях на расстоянии 50 м в населенных пунктах, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м (расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы) от бордюрного камня в населенных пунктах, в пределах границ пересечения автомобильных дорог или улиц в одном уровне на расстоянии менее 50 м в населенных пунктах.

На опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бордюрного камня, от линии электропередачи осветительной сети <данные изъяты> см; на опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бордюрного камня, от линии электропередачи осветительной сети <данные изъяты> см; на опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бордюрного камня, от линии электропередачи осветительной сети <данные изъяты> см; на опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бордюрного камня, от линии электропередачи осветительной сети <данные изъяты> см; на опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бордюрного камня, от линии электропередачи осветительной сети <данные изъяты> см; на опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бордюрного камня, от линии электропередачи осветительной сети <данные изъяты> см; на опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бордюрного камня, от линии электропередачи осветительной сети <данные изъяты> см, что свидетельствует о нарушении подпункта 11 пункта 6.1 и пункта 6.4 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003», согласно которым средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м (расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы) от бордюрного камня в населенных пунктах, удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1,0 м.

На опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бордюрного камня, от линии электропередачи осветительной сети <данные изъяты> см, <данные изъяты> м от остановки маршрутных транспортных средств, что свидетельствует о нарушении подпунктов 9, 11 пункта 6.1 и пункта 6.4 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003», согласно которым средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м (расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы) от бордюрного камня в населенных пунктах, удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1,0 м, ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств.

На опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бордюрного камня, от линии электропередачи осветительной сети <данные изъяты> см, на остановки маршрутных транспортных средств, <данные изъяты> м от наземного пешеходного перехода, что свидетельствует о нарушении подпунктов 9, 10 и 11 пункта 6.1 и пункта 6.4 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003», согласно которым средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м (расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы) от бордюрного камня в населенных пунктах, удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1,0 м, ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств, в пределах границ наземных пешеходных переходов на расстоянии 50 м в населенных пунктах.

На опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бордюрного камня, <данные изъяты> м до дорожного знака; на опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бордюрного камня, <данные изъяты> м до дорожного знака, что свидетельствует о нарушении подпункта 11 пункта 6.1 и пункта 6.6 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003», согласно которым средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м (расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы) от бордюрного камня в населенных пунктах, расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков должно быть не менее 25 м.

На опорах над проезжей частью, что свидетельствует о нарушении подпункта 5 пункта 6.1 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003», согласно которому средства наружной рекламы не должны быть размещены над проезжей частью.

На опоре , на расстоянии <данные изъяты> м от наземного пешеходного перехода, на остановке маршрутных транспортных средств, что свидетельствует о нарушении подпунктов 9, 10 пункта 6.1 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003», согласно которым средства наружной рекламы не должны быть размещены ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств, в пределах границ наземных пешеходных переходов на расстоянии 50 м в населенных пунктах.

На опоре , на расстоянии <данные изъяты> м от остановки маршрутных
транспортных средств, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бровки земляного полотна автомобильной дороги, над обочиной дороги, что свидетельствует о нарушении подпунктов 5, 9, 11 пункта 6.1 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003», согласно которым средства наружной рекламы не должны быть размещены ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м (расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы) от бровки земляного полотна автомобильной дороги в населенных пунктах, над обочиной дороги.

На опоре над проезжей частью, <данные изъяты> м до дорожного знака, <данные изъяты> м от пересечения автомобильных дорог; на опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бровки земляного полотна автомобильной дороги, над обочиной дороги; на опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бровки земляного полотна автомобильной дороги, над обочиной дороги; на опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бровки земляного полотна автомобильной дороги, над обочиной дороги; на опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бровки земляного полотна автомобильной дороги, над обочиной дороги; на опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бровки земляного полотна автомобильной дороги, над обочиной дороги; на опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бровки земляного полотна автомобильной дороги, над обочиной дороги; на опоре <адрес> сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бровки земляного полотна автомобильной дороги, над обочиной дороги, что свидетельствует о нарушении подпунктов 5, 11 пункта 6.1 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003» средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м (расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы) от бровки земляного полотна автомобильной дороги в населенных пунктах, над обочиной дороги.

На опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бровки земляного полотна автомобильной дороги, над обочиной дороги, <данные изъяты> м от железнодорожного переезда, <данные изъяты> м до дорожного знака; на сооружении, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бровки земляного полотна автомобильной дороги, над проезжей частью, на расстоянии <данные изъяты> м от железнодорожного переезда, что свидетельствует о нарушении подпунктов 2, 5, 11 пункта 6.1 и пункта 6.6 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003» средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м (расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы) от бровки земляного полотна автомобильной дороги в населенных пунктах, над обочиной дороги, расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков должно быть не менее 25 м, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях на расстоянии 50 м в населенных пунктах.

На опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бровки земляного полотна автомобильной дороги, над обочиной дороги, <данные изъяты> м от железнодорожного переезда, <данные изъяты> см от линии электропередачи осветительной сети, что свидетельствует о нарушение подпунктов 2, 5, 11 пункта 6.1 и пункта 6.4 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003», согласно которым средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м (расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы) от бровки земляного полотна автомобильной дороги в населенных пунктах, над обочиной дороги, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях на расстоянии 50 м в населенных пунктах, удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1,0 м.

На опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бордюрного камня; на опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бордюрного камня, <данные изъяты> м до дорожного знака, что свидетельствует о нарушении подпункта 11 пункта 6.1 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003», согласно которому средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м (расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы) от бордюрного камня в населенных пунктах.

На опоре сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бордюрного камня, <данные изъяты> м до дорожного знака, <данные изъяты> м от пересечения автомобильных дорог; на опоре в районе <адрес>, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> см от бордюрного камня, <данные изъяты> м до дорожного знака, <данные изъяты> м от пересечения автомобильных дорог; сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бровки земляного полотна автомобильной дороги, <данные изъяты> м от дорожного знака, на пересечении автомобильных дорог, что свидетельствует о нарушении подпунктов 10, 11 пункта 6.1 и пункта 6.6 раздела 6 «ГОСТ Р 52044-2003», согласно которым средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м (расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы) от бордюрного камня в населенных пунктах, расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков должно быть не менее 25 м, в пределах границ пересечения автомобильных дорог или улиц в одном уровне на расстоянии менее 50 м в населенных пунктах.

В ходе рассмотрения дела представителем ООО <данные изъяты> не отрицалось, что владельцем указанных конструкций является ООО <данные изъяты> и что их монтаж был произведен указанной организацией.

Судебной коллегией установлено, что на момент проверки разрешение на установку обозначенных рекламных конструкций в установленном законом порядке ООО <данные изъяты> не получено.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Закон о рекламе не распространяется на вывески и указатели, не содержащие рекламного характера (пункт 5 части 2 Закона о рекламе).

При этом размещенные в месте осуществления юридическим лицом своей деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг не подпадают под понятие рекламы, в то время как информация, ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Пунктом 10 статьи 19 вышеуказанного Закона предусмотрено, что установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в ходе организации дорожного движения, а также реализации последующего государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов и области обеспечения безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, и посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Требования к средствам наружной рекламы и местам их расположения, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения установлены ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», который принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 года № 124-ст.

Вышеуказанный ГОСТ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций.

Пунктом 6.1. ГОСТ предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены (в редакции Изменения № 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 30 июня 2005 года № 170-ст):

- на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;

- на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м - в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них (в редакции Изменения № 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 24 марта 2009 года № 117-ст);

на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;

на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах - на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;

над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах (в редакции Изменения № 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 24 марта 2009 года № 117-ст);

на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;

на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;

на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м - в населенных пунктах;

ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;

- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях
автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах (в редакции Изменения № 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 24 марта 2009 года № 117-ст);

- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах (в редакции Изменения № 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 24 марта 2009 года № 117-ст);

- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.

Пунктом 6.4. ГОСТ предусмотрено, что удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1,0 м.

Несоответствие расположения рекламных конструкций по улице <данные изъяты> требованиям государственного стандарта создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно нарушает права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья. То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.

Поскольку согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, прокурор, установив, что <данные изъяты> рекламных конструкций по <адрес> установлены с нарушением приведенных выше требований ГОСТ, правомерно обратился в суд с настоящим иском.

Пунктом 21 статьи 19 ФЗ «О рекламе» указано, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции (пункт 21.2 статьи 19 Закона о рекламе).

Рекламные конструкции <адрес> установлены в отсутствие разрешения уполномоченного органа на их установку и с учетом приведенных выше требований закона являются самовольными, а значит, должны быть демонтированы ООО <данные изъяты>.

Довод представителя ООО <данные изъяты> об отсутствии утвержденной схемы размещения рекламных конструкций судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку это не дает право их размещения без предусмотренных законом разрешений и согласований.

Судебная коллегия также отклоняет ссылку ответчика на отсутствие предписания администрации Конаковского района о демонтаже рекламных конструкций, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Не принимаются во внимание и доводы о том, что спорные конструкции не являются рекламой и представляют собой информационные вывески с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения, и указание способа проезда к месту нахождения организации не может рассматриваться в качестве рекламы.

В судебном заседании апелляционной инстанции ДД.ММ.ГГГГ к материалам дела, в числе прочих дополнительных доказательств, по ходатайству ответчика приобщена копия решения Арбитражного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу по заявлению Конаковского межрайонного прокурора к ООО <данные изъяты> о привлечении к административной ответственности. Рассматривая данный спор, Арбитражный суд Тверской области согласился с доводами ответчика о том, на опорах линии электропередач <адрес> установлены не рекламные конструкции, а вывески, которые не несут информации о деятельности организации и оказываемых услугах.

Вместе с тем, как следует из копии приобщенного к материалам дела определения Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Арбитражного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ не вступило в законную силу, а значит, в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установленные данным актом обстоятельства не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора.

Определение рекламы содержится в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которому реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данном случае спорные конструкции, в количестве <данные изъяты> шт., размещены на прямом участке дороги <адрес>, на опорных столбах линии электропередач, на каждом втором столбе, установленном вдоль улицы, при этом, как следует из содержания табличек, на них отсутствует информация о направлении движения к базе отдыха <данные изъяты>, что позволяет признать несостоятельными утверждения ответчика о том, что цель данных конструкций не в привлечении потребителей, а в обеспечении возможности лицам, заключившим договор на оказание услуг, либо имеющим такое намерение, прибыть к месту нахождения организации, оказывающей услуги.

На каждой табличке, что не отрицается ответчиком, изображен фирменный логотип клуба.

Содержание табличек: <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>), вопреки доводам жалобы, содержит сведения о конкретных услугах, оказываемых на базе отдыха <данные изъяты>, адресована неопределенному кругу лиц, а не только тем лицам, которые уже заключили договор на оказание услуг, и направлена именно на привлечение внимания потребителей.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил сообщение генерального директора рекламного агентства <данные изъяты>ФИО18 о том, что конструкции с логотипом Базы отдыха <данные изъяты> являются знаками навигации.

Истцом представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что на участке <адрес>, выявлены следующие нарушения ГОСТ Р 52044-2003: рекламная конструкция, рекламирующая автокурсы <данные изъяты>, прикреплена на столб уличного наружного освещения, установлена на расстоянии менее <данные изъяты> м от пешеходных переходов, в одном сечении с дорожными знаками, над обочиной дороги. Однако собственник конструкции не установлен.

Непринятие администрацией Конаковского района мер по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции, ее хранению либо уничтожению за счет средств местного бюджета не отвечает целям Федерального закона № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе» в части развития рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы и нарушает права неопределенного круга лиц в части обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку самовольно установленная рекламная конструкция размещена в нарушение требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».

Поскольку размещение указанной рекламной конструкции создает реальную угрозу участникам дорожного движения, собственник рекламной конструкции не установлен, Администрация Конаковского района до настоящего времени не приняла мер по установлению собственника и выдаче ему предписания о демонтаже рекламы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что рекламная конструкция с информацией, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к автокурсам <данные изъяты> по адресу: <адрес>, с графическим материалам рекламирующим автокурсы <данные изъяты>, должна быть демонтирована Администрацией Конаковского района Тверской области.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 названного Кодекса, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ определено, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей.

С учетом изложенного с ООО <данные изъяты> подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.

С учетом приведенных обстоятельств, решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований, с учетом доказанности количества рекламных конструкций, размещенных ООО <данные изъяты><адрес>, отсутствия сведений о собственнике конструкции, размещенной <адрес>.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Конаковского городского суда Тверской области от 18 июня 2015 года отменить.

Исковые требования Конаковского межрайонного прокурора в интересах МО <данные изъяты>, Администрации города Конаково Конаковского района Тверской области к ООО <данные изъяты> об обязании осуществить демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций с информацией, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к базе отдыха <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> штук, размещенных <адрес> удовлетворить частично.

Обязать ООО <данные изъяты> осуществить демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций с информацией, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к базе отдыха <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> штук, размещенных <адрес>.

Обязать Администрацию Конаковского района осуществить демонтаж незаконно установленной рекламной конструкции с информацией, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к автокурсам <данные изъяты> по адресу: <адрес>, с графическим материалам рекламирующим автокурсы РОСТО.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> ГРН , дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения ДД.ММ.ГГГГ., ИНН государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Председательствующий В.В. Цветков

Судьи: М.В. Гудкова

Ю.В. Комарова