ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3305/2022 от 03.03.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело №...

УИД 03RS0№...-34

Судья Ленинского районного суда адрес РБ ФИО6

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№...

адрес 3 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Арманшиной Э.Ю.,

судей Рахматуллина А.А., Фархиуллиной О.Р.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Хабировой Д.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Общества с ограниченной ответственностью «Золотой Ярлык», ФИО2, ФИО3, Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО адрес на решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата

по делу по иску Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Обществу с ограниченной ответственностью «Золотой Ярлык», ФИО2, ФИО3, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО адрес о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в натуре.

Заслушав доклад судьи ФИО14, выслушав представителя ООО «Золотой Ярлык ФИО8, представителя ФИО3ФИО9, ФИО1, поддержавших доводы своих апелляционной жалобы поддержавшего доводы своих апелляционных жалоб, представителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан ФИО10, полагавшую, что решение суда является законным и законным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан обратилось в суд с иском (с учетом уточнений) к ООО «Золотой Ярлык», ООО «Развитие», Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Республики Башкортостан, ФИО1, ФИО3, ФИО4 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан).

В обоснование свои исковых требований Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан ссылалось на то, что объект культурного наследия регионального значения «Здание», расположенный по адресу: адрес, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий) поставлен на государственную охрану. Зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и ему присвоен регистрационный №.... На объект культурного наследия оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Собственниками (правообладателями) помещений в указанном Объекте являются муниципальное образование городской округ адрес Республики Башкортостан, ООО «Золотой ярлык», ООО «Развитие», ФИО1, ФИО3, ФИО4 Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от дата№..., адрес городского округа адрес Республики Башкортостан зарегистрирован под кадастровым номером №.... Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата установлено: нежилое помещение с кадастровым номером №... площадью 289,3 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ адрес Республики Башкортостан; нежилое помещение с кадастровым номером №... площадью 93,5 кв.м, расположенное на 1 этаже по адресу: адрес на п/пл. 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»; жилое помещение с кадастровым номером №..., площадью 33,2 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»; нежилое помещение с кадастровым номером №... площадью 549,8 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: адрес на п/пл. 3, 3а, 36, 4, 4а, 46, 1, 2, 1, мансарда: 1, 2, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»; нежилое помещение с кадастровым номером №... площадью 57,8 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: адрес, квартал 421, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»; жилое помещение с кадастровым номером №.... площадью 30,6 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности ООО «Развитие»; ? доли жилого помещение с кадастровым номером №... площадью 83,2 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности ФИО1; ? доли жилого помещения с кадастровым номером №... площадью 83,2 кв.м, расположенное на 2 этаже по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности ФИО3; жилое помещение с кадастровым номером №... площадью 34 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности ФИО4

дата Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан были проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Здание», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий), расположенного по адресу: адрес, по результатам которых установлено, что объект представляет собой разноэтажное кирпичное здание. Лицевая часть, участвующая в формировании красной линии адрес оштукатурена и окрашена. Объем здания, тянущийся во двор, двухэтажный, в кирпичном стиле, с аттиком. В 2000-е годы лицевая часть здания перестроена, искажена без учета исторического облика. Одноэтажное здание по красной линии адрес разделяется на три объема. В одноэтажном здании во втором (в центре) и третьем (с правой стороны, западнее) объемах выполнен (надстроен) мансардный этаж. Все три объема завершаются парапетными столбиками. В центре одноэтажного здания (второго объема) в мансарде расположены три арочных объема с окнами. С правой стороны (третий объем, с западной стороны) мансарды расположен по центру большой полукруглый объем, где расположены большие окна разной формы. На первом этаже окна прямоугольной формы. Оконные проемы в здании в процессе эксплуатации были изменены, окна в настоящее время представляют собой большие оконные витражи. В результате визуального осмотра установлено, что над окнами первого этажа главного (южного) фасада здания со стороны адрес, размещены вывески различных размеров с надписями следующего содержания: «Фрея цветочная мастерская», «Офис Продаж», «Жилстройинвест группа компаний» и «Будильник». Под вывеской «Будильник» над окном лицевой части здания установлены металлические конструкции в виде «козырька» зеленого цвета. Нижняя часть главного фасада здания (кафе «Будильник») окрашена в зеленый цвет. На главном фасаде здания, а именно по бокам оконных проемов и дверного проема закреплены деревянные доски. Карниз здания со стороны адрес имеет небольшой участок повреждения. На торцевом западном фасаде одноэтажного здания, где размещена вывеска «Фрея цветочная мастерская» размещен 1 блок кондиционера, в левой боковой части мансардного этажа размещено 6 блоков кондиционера. С западной стороны к двухэтажному объему здания примыкают современные пристрой (входной группы), обшитые деревянными досками. На западном (внутридворовом) фасаде двухэтажного здания установлено 3 блока кондиционера, а также из стены второго этажа здания выведена 1 вентиляционная труба (вытяжка). На западном и северном (дворовых) фасадах двухэтажного здания наблюдается обесцвечивание и отслоение окрасочного слоя. Нижняя часть кирпичной кладки одного из оконных проемов 1 этажа восточного (дворового) фасада разрушена (оконный проем магазина экзотических фруктов). Отдельными местами кирпичная кладка цоколя с восточной стороны двухэтажного здания разрушена. Собственниками (правообладателями) при содержании и использовании объекта культурного наследия не приняты меры к сохранению Объекта в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Между тем, ООО «Золотой ярлык» и ООО «Развитие» при осуществлении предпринимательской деятельности провели строительные работы по изменению внешнего облика (фасада) здания. Объект находится в ненадлежащем техническом состоянии, декоративные элементы украшений фасадов местами частично разрушены. Общее состояние объекта культурного наследия (памятника) неудовлетворительное, требует принятие срочных мер, направленных на предотвращение дальнейшего разрушения здания, а затем проведение ремонтно-реставрационных работ.

На основании изложенного истец просил суд обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан, ООО «Золотой ярлык», ООО «Развитие», Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, ФИО1, ФИО3, ФИО4: в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий); в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий); в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий).

Решением Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено:

иск Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью «Золотой Ярлык», обществу с ограниченной ответственностью «Развитие», Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, ФИО1, ФИО3, ФИО5 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан) – удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Золотой ярлык», общество с ограниченной ответственностью «Развитие», Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, ФИО2, ФИО3, ФИО4:

в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий);

в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий);

в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий).

В удовлетворении исковых требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан) в остальной части – отказать.

В апелляционной жалобе представитель УЗИО адресФИО11 просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворении исковых требований в отношении Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан. В обоснование своей жалобы указывает на то, что в ходе рассмотрения дела было установлено, что согласно выпискам и ЕГРН от дата на объект недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером №...площадью 289,3 кв.м, расположенное на первом этаже по адресу: РБ, Уфа, адрес, снято с учета. В связи с чем, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных исковых требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ к Администрации ГО адрес надлежит отказать, Согласно Положению об УЗИО адрес, утвержденному решением Совета ГО адрес РБ №... от дата, Управление является структурным подразделением Администрации ГО адрес РБ. Из чего следует, что требования истца у УЗИО адрес также не подлежит удовлетворению.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Золотой Ярлык» просит отменить решение суда первой инстанции в связи с его незаконностью и необоснованностью. В обоснование своей апелляционной жалобы указывает на то, что истец не передал ответчику предостережение №... от 7августа и акт осмотра от дата, данные документы составлены с нарушением требований Административного регламента по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, сохранением и госохраной объектов культурного наследия регионального значения и соответственно, с нарушением законных прав ответчика. Согласно Федеральному закону № 294-ФЗнарушение пункта 4статьи 16 в части непредоставления акта проверки относится к грубым нарушениям требований закона. Суд не учел, что исковые требования истца о проведении работ в установленные им сроки без учета мнения собственника не могут считаться законными и обоснованными. В охранном обязательстве на объект №... от дата не указано специальных требований и запрещений относительно размещения информационных вывесок и рекламы, соответственно со сторон ответчика не допущено никаких нарушений, поскольку размещение информационных вывесок на фасаде здания согласованы с Министерством культуры и Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГО адрес. Суд не уел, что с момента подписания охранного свидетельства дата ответчиком строительных работ, влекущих изменение внешнего облика (фасада) здания объекта не проводилось. Полагает, что в части требований истца относительно установленных кондиционеров истцом пропущен срок исковой давности. Судом н принято во внимание, что истец не доказал, что собственниками при содержании и использовании объекта не приняты меры к его сохранению, что ответчик нарушил охранное свидетельство и уклоняется от несения расходов на содержание объекта. Ответчик за свой счет с целью определения технического состояния и эксплуатационной надежности объекта провел техническую экспертизу, по результатам которой установлено, что объект не находится в аварийном состоянии. Судом не исследовано должным образом и не принято во внимание, что на объекте и его территории проводятся неизвестные строительные работы, однако Администрацией ГО адрес неприняты какие-либо меры по установлению, кем проводятся данные работы, на основании какой разрешительной документации. По данному факту ответчик обратился в органы прокуратуры, однако суд при вынесении решения не дождался ответа данное обращение ответчика; также приобщил к материалам дела в качестве доказательства обращение общественного движения Архзащита Уфы, которое было учтено при вынесении решения суда, однако ответчику не дал возможности ознакомиться с ним и представить свои возражения. Указывает на то, что ответчик не отказывается и не уклоняется от своих обязанностей по принятию мер по сохранности объекта в соответствии с законодательством и охранным обязательством, однако наложением обязанностей на ответчика н проведение работ целью сохранности объекта без предварительного устранения причиненного вреда объекту виновными действиями третьих лиц является перекладыванием ответственности

В апелляционной жалобе и дополнению в ней ФИО3 просит отменить решение суда первой инстанции в связи с его незаконностью и необоснованностью. В обоснование своей жалобы указывает на то, что суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что спорный объект наследия находится в неудовлетворительном состоянии, которое создает угрозу его физической утраты. Из материалов дела следует, что собственником нежилого помещения площадью 289,.3 кв.м являлась Администрация ГО адрес, которая сняла данное помещение с учета, соответственно осталось неясным, кто должен сохранят данное нежилое помещение. Охранное задание №... ей не было выдано, а потому не знает, какие мероприятия для сохранности памятника культуры она должна проводить. Она не проводила каких-либо строительных работ и мероприятий по изменению конфигурации или исторического облика здания. Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным исковым требованиям. Она не получала каких-либо предостережений от истца. Кроме того, сотрудники истца охранное обязательство на их дом ответчику не выдавали, не разъяснили порядок его содержания, ответчик не знала, что объект, находящейся в ее собственности поставлен на государственную охрану и ее об этом истец не поставил в известность. Вывод суда о том, что ответчики не принимали мер по сохранению здания архитектурного памятника, противоречит представленным материалам дела. В целях сохранения объекта и внешнего вида руководство ООО «Золотой Ярлык» по согласованию со всеми сособственниками помещений адрес осуществляло реставрацию старого деревянного покрытия на новое деревянное покрытие той же формы, состава и вешнего вида, также в 2005 году своими силами осуществлен частичный ремонт кровли. Суд не учел, что исковые требования истца о проведении работ в установленные им сроки в одностороннем порядке сроки без учета мнения собственника не могут считаться законными и обоснованными. Согласно пункту 2 статьи 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ состав (перечень) видов работ по сохранению объект культурного наследия, периодичность проведения работ определятся с учетом мнения собственника на основании акта технического состояния объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния и т.д. Это важное требование закона, направленное на защиту прав собственников и недопустимость злоупотребления правом.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции в связи с его незаконностью и необоснованностью. В обоснование своей жалобы указывает на то, что суду не представлены доказательства, что объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии и создает угрозу его физической утраты, ей не выдавалось какие-либо охранное свидетельство. В 2005 году своими силами был осуществлен частичный ремонт кровли на проблемных участках объекта с заменой шифера, в том числе мягкую черепицу. В 2010 году руководство ООО «Золотой Ярлык» по согласованию со всеми собственниками помещений дома осуществило реставрацию старого деревянного покрытия на новое деревянное той же формы, состава и внешнего вида. По данной причине, в настоящее время, указанный пристрой находится в хорошем состоянии. Суд при принятии решения проигнорировал мнения собственников, а значит решение не может быть признано законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом заблаговременно надлежащим образом.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле – Администрации ГО адрес, Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО адрес, Финансового управления Администрации ГО адрес, ООО «Развитие», ООО «Семина» ФИО3, ФИО1, ФИО4, прокурора адрес.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п.6 ч.6 ст.11 Федерального закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Управление в соответствии с п.п.1, 9.31, 9.32 Положения, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№..., является исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ на территории Республики Башкортостан.

Управлением в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ и указанным Положением осуществляется государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

В соответствии с ч.3 ст.44 Конституции РФ закреплена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ч.4 ст.50.1 Федерального закона № 73-ФЗ под неудовлетворительным состоянием объекта культурного наследия, включенного в реестр понимается такое состояние объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, которое создает угрозу его физической утраты.

Как указано в преамбуле Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Судом установлено, что объект культурного наследия регионального значения «Здание», расположенный по адресу: адрес, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий), в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от дата№...р поставлен на государственную охрану.

На основании приказа Министерства культуры РФ от дата№...-р Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и ему присвоен регистрационный №....

На объект культурного наследия в порядке, установленным ст.47.6 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство) от дата№....

Собственниками (правообладателями) помещений в указанном Объекте являются муниципальное образование городской округ адрес Республики Башкортостан, ООО «Золотой ярлык», ООО «Развитие», ФИО1, ФИО3, ФИО4

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от дата№..., адрес городского округа адрес Республики Башкортостан зарегистрирован под кадастровым номером №...

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата установлено:

нежилое помещение с кадастровым номером №..., площадью 289,3 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ адрес Республики Башкортостан;

нежилое помещение с кадастровым номером №... площадью 93,5 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: адрес на п/пл.5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»;

жилое помещение с кадастровым номером №..., площадью 33,2 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»;

нежилое помещение с кадастровым номером №... площадью 549,8 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: адрес на п/пл. 3, 3а, 36, 4, 4а, 46, 1, 2, 1, мансарда: 1, 2, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»;

нежилое помещение с кадастровым номером №... площадью 57,8 кв.м, расположенное на 2 этаже по адресу: адрес, квартал 421, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»;

жилое помещение с кадастровым номером №... площадью 30,6 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности ООО «Развитие»;

? % доли жилого помещение с кадастровым номером №..., площадью 83,2 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности ФИО1;

? доли жилого помещения с кадастровым номером №... площадью 83,2 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности ФИО3;

жилое помещение с кадастровым номером №..., площадью 34 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: адрес, принадлежит на праве собственности ФИО4

дата Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан на основании ст.11 Федерального закона № 73-ФЗ выдано задание №... на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Здание», входящее в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий), расположенного по адресу: адрес, по результатам которых установлено следующее.

Объект представляет собой разноэтажное кирпичное здание. Лицевая часть, участвующая в формировании красной линии адрес оштукатурена и окрашена. Объем здания, тянущийся во двор, двухэтажный, в кирпичном стиле, с аттиком. В 2000-е годы лицевая часть здания перестроена, искажена без учета исторического облика.

Одноэтажное здание по красной линии адрес разделяется на три объема. В одноэтажном здании во втором (в центре) и третьем (с правой стороны, западнее) объемах выполнен (надстроен) мансардный этаж. Все три объема завершаются парапетными столбиками. В центре одноэтажного здания (второго объема) в мансарде расположены три арочных объема с окнами. С правой стороны (третий объем, с западной стороны) мансарды расположен по центру большой полукруглый объем, где расположены большие окна разной формы. На первом этаже окна прямоугольной формы. Оконные проемы в здании в процессе эксплуатации были изменены, окна в настоящее время представляют собой большие оконные витражи.

В результате визуального осмотра установлено, что над окнами первого этажа главного (южного) фасада здания со стороны адрес, размещены вывески различных размеров с надписями следующего содержания: «Фрея цветочная мастерская», «Офис Продаж», «Жилстройинвест группа компаний» и «Будильник». Под вывеской «Будильник» над окном лицевой части здания установлены металлические конструкции в виде «козырька» зеленого цвета. Нижняя часть главного фасада здания (кафе «Будильник») окрашена в зеленый цвет. Также на главном фасаде здания, а именно по бокам оконных проемов и дверного проема закреплены деревянные доски. Карниз здания со стороны адрес имеет небольшой участок повреждения.

На торцевом западном фасаде одноэтажного здания, где размещена вывеска «Фрея цветочная мастерская» размещен 1 блок кондиционера, в левой боковой части мансардного этажа размещено 6 блоков кондиционера.

С западной стороны к двухэтажному объему здания примыкают современные пристрой (входной группы), обшитые деревянными досками. Также на западном (внутридворовом) фасаде двухэтажного здания установлено 3 блока кондиционера, а также из стены второго этажа здания выведена 1 вентиляционная труба (вытяжка). На западном и северном (дворовых) фасадах двухэтажного здания наблюдается обесцвечивание и отслоение окрасочного слоя. Нижняя часть кирпичной кладки одного из оконных проемов 1 этажа восточного (дворового) фасада разрушена (оконный проем магазина экзотических фруктов). Отдельными местами кирпичная кладка цоколя с восточной стороны двухэтажного здания разрушена.

Между тем, собственниками (правообладателями) при содержании и использовании объекта культурного наследия не приняты меры к сохранению Объекта в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

дата Управлением в адрес ООО «Золотой ярлык» направлено предостережение №... от дата с требованием: проведения работ по размещению вывесок меньшего размер на фасадах здания, которые не будут закрывать видимость и препятствовать визуальному восприятию объекта культурного наследия; демонтировать с главного (южного) фасада здания металлические конструкции в виде козырька, деревянные доски, а также кондиционеры, размещенные на торцевом западном фасаде одноэтажного здания, в левой боковой части мансардного этажа, на западном (внутридворовом) фасаде двухэтажного здания; организовать работы по приведению фасадов здания в надлежащий вид с предоставлением срока их выполнения в срок до дата.

дата Управлением в адрес ООО «Развитие» направлено предостережение №... от дата с требованием: демонтировать современную постройку, где в настоящее время располагается магазин экзотических фруктов и организовать работы по приведению фасадов здания в надлежащий вид с предоставлением срока их выполнения в срок до дата.

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с п.13 ст.18 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр.

Согласно п.1 ст.33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных.

В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п.11 ст.47.6 настоящего Федерального закона, обязаны:

-осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

-не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

-не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

-соблюдать установленные ст.5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр;

-незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

-не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенного в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Согласно ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются требования, в том числе: к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со ст.47.2 настоящего Федерального закона; к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с п.4 ст.47.3 настоящего Федерального закона; к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со ст.47.4 настоящего Федерального закона; к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством РФ.

Охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Согласно ч.1 и ч.4 ст.40 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса РФ.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регламентируется ст.45 Федерального закона № 73-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

В целях определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия проводится государственная историко-культурная экспертиза.

Таким образом, работы по сохранению объекта культурного наследия предусматривают подготовку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, организацию проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, организацию проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно ст.309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу ст.310 Гражданского кодекса РФ не допускаются.

Выполнение требований по сохранению объекта культурного наследия, вытекающих из общего бремени содержания имущества, в их правовом единстве с нормами гражданского законодательства и ст.40, 48 Федерального закона № 73-ФЗ по своей правовой природе является публичной обязанностью пользователя, предусмотренной ч.3 ст.44 Конституции РФ, ограничивающей право собственности и другие права как вещные, так и обязательственные на объект культурного наследия как на особый вид имущества.

Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, установлен в порядках, утвержденных приказами Министерства культуры РФ от дата№..., дата№..., административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства культуры РФ от дата№....

Согласно п. 6 Порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдача задания в отношении объектов культурного наследия регионального значения осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании заявления о выдаче задания, подписанным уполномоченным лицом, документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче задания, копии документа, подтверждающего право собственности или владения.

Согласно п.5.2 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдача разрешения в отношении объектов культурного наследия регионального значения осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании заявления о выдаче разрешения; копии титульных листов проектной документации по сохранению объекта культурного наследия; копии договора на проведение авторского надзора и (или) копии приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора; копии договора на проведение технического надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение технического надзора; копии приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства; копии договора подряда на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия; документов, подтверждающих аттестацию лиц в области сохранения объектов культурного наследия.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от дата№....

Названный Порядок определяет процедуру согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия органами исполнительной власти, осуществляющими функции в области государственной охраны объектов культурного наследия.

Из материалов дела следует, что на спорный объект культурного наследия в порядке, установленном ст.47.6 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр от дата№....

Согласно п.2.1.1, 2.1.2, дата, дата, дата охранного обязательства собственник Объекта обязан использовать передаиваемый Объект в целях: сохранения памятника истории и культуры исключительно по назначению, согласовывать с госорганом любые изменения указанного в п.2.1.1 вида разрешенного функционального использования Объекта, проводить работы по сохранению Объекта в соответствии с заданием и научно - проектной документацией на проведение работ, согласованной с госорганом, на основании письменного разрешения госоргана, с привлечением к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на осуществление деятельности по реставрации, поддерживать территорию земельного участка, исторически и функционально связанного с Объектом в надлежащем, техническом, санитарном, противопожарном состоянии и благоустроенном состоянии, не допускать ее использования под новое строительство и другие хозяйственные нужды, а также не производить никаких пристроек к используемому Объекту (включая его переделки снаружи), не изменять внешний облик Объекта, незамедлительно извещать госорган о всяком ставшем известным собственнику, повреждении аварии или ином обстоятельстве, причинившем ущерб Объекту, его территории, или угрожающем причинением такого ущерба, и безотлагательно принимать находящиеся в пределах полномочий собственника меры для предотвращения дальнейшего разрушения, а также при наличии возможности, незамедлительно проводить необходимые работы по его сохранению.

Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что ООО «Золотой ярлык» и ООО «Развитие» при осуществлении предпринимательской деятельности провели строительные работы по изменению внешнего облика (фасада) здания, в настоящее время декоративные элементы украшений фасадов местами частично разрушены, общее состояние объекта культурного наследия (памятника) неудовлетворительное и требует принятие срочных мер, направленных на предотвращение дальнейшего разрушения здания, а затем проведение ремонтно-реставрационных работ. При этом судом учтено, что по состоянию на дата и до настоящего времени собственниками (правообладателями) здания какие-либо меры, установленные ст.40, ст.45, ст.47.2, п.1 ст.47.3 Федерального закона № 73-ФЗ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа (комплекс из 4-х зданий)», не приняты, с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению Объекта собственники (правообладатели) в Управление не обращались, разрешение на проведение работ по сохранению Объекта Управлением не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта в Управление не представлялась и не согласовывалась.

На основании изложенного, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к выводу, что бездействие ответчиков свидетельствуют о несоблюдении ими требований Федерального закона и охранного обязательства, соответственно, уточненные исковые требования Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к ответчикам о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан), подлежат частичному удовлетворению, с возложением на них обязанности в течение 3 -х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий); в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий); а в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий).

При этом, частично удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции также установил, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010205:398, площадью 289,3 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: адрес, дата снят с учета, в связи с чем, пришел к выводу, об удовлетворении в удовлетворении заявленных исковых требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан.

Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность вынесенного решения суда, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и представленными в материалы дела доказательствами, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исковые требования Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, предъявленные ответчикам о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан), подлежат удовлетворению, поскольку они основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения и соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1, ФИО3 о том, что им не было известно о том, что объект, собственниками которого они являются, также является объектом культурного наследия, ими не получено охранное свидетельство, и они не знали какие работы необходимо проводить, не могут служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Так, согласно статье 209 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня его принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр.

Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен (пункт 13 статьи 18 Федерального закона № 73-ФЗ).

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или его части в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта.

При этом собственник объекта обязан исполнять законодательные требования, непосредственно направленные на проведение работ по сохранению этого объекта, включая его консервацию, ремонт, реставрацию и приспособление для современного использования.

На объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.

В нарушение требований статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ ФИО3, ФИО1 и ООО «Золотой Ярлык» с заявлением для получения заявления и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не обращались. При этом в соответствии с требованиями законодательства работы по сохранению объекта проводятся на основании заявления собственника о выдаче задания, но не собственником непосредственно.

Довод о том, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным им исковым требованиям, является несостоятельным, поскольку требования Управления о понуждении исполнить обязательство в области объекта культурного наследия, является разновидностью требования об устранении нарушения права, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), на которые исковая давность не распространяется в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Довод апелляционных жалоб ответчиков о том, что работы по сохранению объекта культурного наследия необходимо проводить с учетом мнения собственников объекта, являются несостоятельными, поскольку такое мнение учитывается после обращения собственника в государственный орган (Управление) с заявлением о проведении таких работ, однако истцом требования о возложении на ответчиком обязанности провести какие-либо конкретные ремонтные работы не предъявлялось.

Доводы жалоб ответчиков о том, что им неясно какие работы по сохранению объекта культурного наследия необходимо проводить, состояние объекта на сегодняшний день является удовлетворительным, не могут служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку данные требования отражены в статье 45 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Методических рекомендациях по эксплуатации объектов культурного наследия, в которых указан порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, а также пунктах 1.1,, 2.1.2, 2.1.8, дата, дата части 2.1 Охранного обязательства от дата№....

При этом, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части, которой на Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан возложена обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий); в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий); в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий).

Так, как следует из материалов дела, а также информации, представленной Управлением Росреестра по адрес, на объект недвижимости с кадастровым номером №...дата зарегистрировано право собственности муниципального образования городского округа адрес РБ. Повторно право собственности муниципального образования городского округа адрес РБ было зарегистрировано дата на объект недвижимости с кадастровым номером №... адресной характеристикой: РБ, адрес, на п/пл: 1 этаж: 1-3,3а,3б,4, 4а,4б,1,2,1, мансарда:1,2, на основании договора от дата№...; в результате регистрационных действий был осуществлен двойной государственный кадастровый учет и регистрация права.

Кроме того, в результате изучения базы данных ЕГРН во вкладке» дополнительные сведения» выявлена отметка о том, что объект с кадастровым номером №... входит в состав сложносоставного объекта с кадастровым номером -№...

В связи с поступившим дата заявление от Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес РБ, государственным регистратором прав датана основании статьи 14 Закона о регистрации принято решение о снятии объекта недвижимости с кадастровым номером №... кадастрового учета.

Таким образом, статус сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером №... 2021 года переведен в статус «Архивная».

При таких обстоятельствах, учитывая, что в собственности Администрации ГО адрес и Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО адрес в спорном объекте недвижимости отсутствуют объекты недвижимости, судебная коллегия приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО адрес о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан) в остальной части отказать.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить в части возложения обязанности на Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий); в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий); в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий).

В указанной части вынести новое решение.

В удовлетворении исковых требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО адрес о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан) отказать.

В остальной части решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Золотой Ярлык», ФИО2, ФИО3 –без удовлетворения.

Председательствующий Э.Ю. Арманшина

Судьи А.А. Рахматуллин

О.Р. Фархиуллина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 мата 2022 года