Судья – Лапшин К.Н. Дело № 33-33371/2023
2-2001/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 октября 2023 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам
Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Малахай Г.А.
судей Быстрова А.Н., Роговой С.В.
при помощнике судьи Тупик С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОПФР по Алтайскому раю по доверенности ФИО1 на решение Северского районного суда Краснодарского края от 29 октября 2021 года по делу по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Павловском районе Алтайского края о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Малахай Г.А., суд
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ГУ ОПФ РФ по Алтайскому краю) о возмещении упущенной выгоды, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО2 в 2016 году, по достижении 60 лет, обратился в ОПФ РФ в Алтайском крае с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от ........ ФИО2 отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку ИПК заявителя составляет 7,474, то есть менее требуемого 9,0. При этом в специальный стаж необоснованно не включен период работы истца в АО «Нефтемаш-Сапкон».
Истец полагает, что такие действия ответчика нарушают его пенсионные права; указывает, что в связи с незаконным отказом в назначении пенсии по старости он недополучил пенсию в размере 251 418 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, в окончательном варианте исковых требований, ФИО2 просил суд возложить на ОПФ РФ в Алтайском крае обязанность выплатить ему недополученную пенсию в размере 251 418 руб.; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 29 октября 2021 года исковые требования ФИО2 удовлетворены частично. Судом постановлено признать незаконным решение ОПФ РФ в Павловском районе Алтайского края от ........; возложить на ОПФ РФ в Павловском районе Алтайского края обязанность повторно рассмотреть по существу заявление ФИО2 о назначении страховой пенсии по старости с учетом установленных обстоятельств. В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2022 года решение Северского районного суда Краснодарского края от 29 октября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31 мая 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2022 отменено, дело было направлено для повторного рассмотрения в суд апелляционной инстанции.
Участники процесса в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, несмотря на то, что о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно в соответствии с положениями статей 113, 114 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), что подтверждается судебными уведомлениями.
Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, суд апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 2, 6.1, 167, 327 ГПК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), исходя из сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, размещении информации о рассмотрении жалобы, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на интернет-сайте суда апелляционной инстанции, а также в занимаемых судом апелляционной инстанции помещениях, признает возможным рассмотреть дело при данной явке. Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, поскольку доказательств причин неявки участников процесса не представлено, неявка сторон в судебное заседание безусловным основанием к отложению судебного разбирательства не служит.
Приняв во внимание указания Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, отраженные в определении от 31 мая 2023 года, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 29.04.2016) право на страховую пенсию по старости (далее также - пенсия) имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу положений статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2 в 2016 году, по достижении им возраста 60 лет, обратился в ОПФ РФ в Павловском районе Алтайского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 16.05.2016 № 752 ФИО2 отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку ИПК заявителя составляет 7,474, то есть менее требуемого 9,0. При этом в специальный стаж не включен период работы истца в АО «Нефтемаш-Сапкон».
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается, в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 63 и 64 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 года № 14н (документ действовал на дату обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости – 29 апреля 2016 года и утратил силу 24 февраля 2019 года; далее - Административный регламент).
В приложении № 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что: При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, по настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований ФИО2, возражений ответчика относительно иска, и норм материального права, регулирующих спорные отношения, является установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению ФИО2 при первичном его обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно для подтверждения трудовой деятельности истца в АО «Нефтемаш-Сапкон», а также выдавал ли пенсионный орган истцу соответствующее уведомление, и содержалось ли в нем указание на необходимость дополнительно представить недостающие документы для назначения страховой пенсии; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
По запросу суда первой инстанции ГУ ОПФ РФ по Алтайскому краю представлено заверенное отказное пенсионное дело в отношении ФИО2
Однако, достоверных доказательств того, что Ответчик надлежащим образом свою обязанность по разъяснению гражданину его пенсионных прав в части подачи заявления с последующим предоставлением документов исполнил не представлено, судом при рассмотрении спора не установлено.
В исковом заявлении, истец указывает, что на момент первичного обращения в пенсионный орган с заявлением об установлении страховой пенсии по старости у него имелись все условия в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ для назначения пенсии, при этом пенсионный орган не разъяснил ему о необходимости дополнительно представить недостающие документы до принятия пенсионным органом решения по его заявлению.
Кроме того, в исковом заявлении истец ссылается на то, что самостоятельно запросил недостающую справку и представил ее ответчику (л.д.13), однако, какого-либо ответа от пенсионного фонда не получил.
Суд первой инстанции проанализировав и надлежащим образом оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу о том, что ответчик свою обязанность по разъяснению ФИО2 при первичном его обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно для подтверждения трудовой деятельности истца в АО «Нефтемаш-Сапкон», а также по запросу недостающих документов, находящихся в распоряжении иных органов при обращении истца за назначением пенсии, не исполнил, не поставил ФИО2 в известность об отсутствии в выплатном деле каких-либо документов, необходимых для назначения ему трудовой пенсии либо влияющих на ее размер, не предложил ФИО2 представить недостающие справки в связи с чем, признал незаконным решение ОПФ РФ в Павловском районе Алтайского края от 16.05.2016 № 752.
Отказывая в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности по выплате ФИО2 страховой пенсии по старости за период до 10.12.2020 (перерасчете размера пенсии), суд первой инстанции исходил из того, что наличие минимального размера ИПК до указанного срока у истца не установлено, а перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, при условии одновременного предоставления необходимых документов.
Указав, что доказательств причинения истцу физических либо нравственных страданий ввиду виновных действий ответчика не представлено, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных ФИО2 требований в части взыскания компенсации морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика относительно предмета спора, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку обстоятельств по настоящему делу, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Северского районного суда Краснодарского края от 29 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: