ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3351 от 26.03.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Андреева Ю.А.

Докладчик: Молчанова Л.А.

Дело № 33-3351

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 марта 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего судьи Першиной И.В.,

судей: Молчановой Л.А., Бычковской И.С.,

с участием прокурора Антипова А.А.,

при секретаре Куцых Ю.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Молчановой Л.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Новокузнецка ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 04.12.2018

по иску прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Новокузнецка о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Куйбышевского района г. Новокузнецка мотивирует свои требования тем, что прокуратурой Куйбышевского района г. Новокузнецка проведена проверка по коллективному обращению жителей домов, расположенных по ул. Солнечная в г. Новокузнецке, по результатам которой установлены грубые нарушения требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога местного значения ул. 375 км в районе остановки «Солнечная» не соответствует п.п. 4.6.1.1, 4.5.1.2, 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007

Остановка общественного транспорта «Солнечная», расположенная вдоль дороги местного значения ул. 375 км не обустроена посадочными площадками, заездным карманом в направлении п. Листвяги, тротуарами, пешеходными дорожками, автопавильоном в направлении п. Листвяги, пешеходным переходом, стационарным электрическим освещением.

В нарушение требований закона администрацией г. Новокузнецка меры по обеспечению безопасности дорожного движения на указанной автомобильной дороге длительное время не принимаются.

Нарушение федерального законодательства в деятельности администрации г. Новокузнецка повлекло нарушение прав граждан – пешеходов, на обеспечение безопасности дорожного движения, а также обоснованное коллективное обращение в прокуратуру, является фактором, формирующим социальную нестабильность и напряженность в районе, нивелирует задачи органов местного самоуправления, призванных добиться обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах местного значения.

Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации г. Новокузнецка, выразившееся в неисполнении требований законодательства при организации обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге местного значения ул. 375 км в районе остановки «Солнечная»; обязать администрацию г. Новокузнецка принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге местного значения ул. 375 км в районе остановки «Солнечная» в соответствии с требованиями п.п. 4.6.1.1, 4.5.1.2, 5.3.3.1 ГОСТ Р52766-2007, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.

Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 04.09.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка, Управление капитального строительства администрации г. Новокузнецка.

Прокурор, участвующий в деле, в судебном заседании на иске настаивала.

Представитель администрации г. Новокузнецка ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала, считая администрацию ненадлежащим ответчиком.

Представители Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка ФИО2, Беспалый В.Г., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании требования не признали. Считали Управление ненадлежащим ответчиком, полагая, что ответственность по иску должна быть возложена на Управление капитального строительства администрации г. Новокузнецка.

Представитель Управление капитального строительства ФИО3, действующая на основании доверенности, требования не признала.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 04.12.2018 постановлено:

Признать незаконным бездействие администрации г. Новокузнецка, выразившееся в неисполнении требований законодательства при организации обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге местного значения ул. 375 км в районе остановки «Солнечная».

Возложить обязанность на администрацию г. Новокузнецка принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге местного значения ул. 375 км в районе остановки «Солнечная» в соответствии с требованиями п.п. 4.6.1.1, 4.5.1.2, 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.

Отказать в удовлетворении требований прокурора Куйбышевского района к Управлению капитального строительства, Управлению дорожно–коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге местного значения ул. 375 км в районе остановки «Солнечная».

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Новокузнецка ФИО1 просит отменить решение и принять по делу новое решение, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, не применением нормы закона, подлежащие применению, неправильного истолкования закона.

Не согласна с выводами суда о том, что администрация г. Новокузнецка является ответчиком по иску, обоснованным тем, что в соответствии с Уставом Новокузнецкого городского округа, утв. постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 № 11/117 именно администрация г. Новокузнецка осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Судом не приведена конкретная статья или статьи Устава Новокузнецкого городского круга, на основании которых он пришел к данному выводу.

Приводит содержание ст.ст. 44, 45 Устава Новокузнецкого городского округа ссылаясь на то, что в структуру администрации г. Новокузнецка согласно решению Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.09.2009 № 36 «Об утверждении структуры администрации г. Новокузнецка» входит Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецк (УДКХиБ администрации г.Новокузнецка), которое действует на основании Положения, утв. решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.04.2011 № 4/52.

Согласно Положению к основным задачам УДКХиБ администрации г. Новокузнецка относится реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере организации капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа, учитываемых на балансе Управления, дорожных сооружений, являющихся их технологическими частями, учитываемых на балансе Управления, и обеспечения безопасности дорожного движения; УДКХиБ г. Новокузнецка входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, наделен правами юридического лица; является главным распорядителем и получателем средств бюджета г. Новокузнецка, а также администратором доходов местного бюджета, закрепляемых в решениях о бюджете на очередной финансовый год по объектам дорожного хозяйства и благоустройства городского округа.

В целях организации мероприятий по осуществлению дорожной деятельности администрацией г. Новокузнецка принята муниципальная программа «Комплексное благоустройство Новокузнецкого городского округа», утвержденная постановлением администрации г. Новокузнецка от 19.12.2014 № 196, разработчиком и исполнителем которой является УДКХиБ администрации г. Новокузнецка. На мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в указанной программе предусматривается финансирование, получателем которого является УДКХиБ администрации г. Новокузнецка.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ администрация г. Новокузнецка не вправе получать финансирование на осуществление указанной деятельности, если не является исполнителем или соисполнителем соответствующих программ. Главным распорядителем бюджетных средств на данные цели является уполномоченный орган - УДКХиБ администрации г. Новокузнецка.

УДКХиБ администрации г. Новокузнецка в соответствии со своей компетенцией должно осуществлять дорожную деятельность и в отношении автомобильной дороги ул. 375 км и, соответственно, быть ответчиком по рассмотренному делу.

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Судом не применены указанные выше нормы, определяющие компетенцию и ответственность УДКХиБ администрации г. Новокузнецка, как уполномоченного в сфере дорожной деятельности органа мастного самоуправления.

Ссылаясь на ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», считает, что при принятии решений по вопросам местного самоуправления суд должен учитывать содержание всей системы норм муниципальных правовых актов данного муниципального образования. Неприменение судом норм муниципальных правовых актов, определяющих компетенцию, порядок работы органов местного самоуправления, создает предпосылки для их фактической ничтожности, необязательности для исполнения и, как следствие, нарушению исполнительской дисциплины среди работников органов местного самоуправления.

Кроме того, считает, что суд не обосновано пришел к выводу, что нет оснований возложить ответственность по иску на УДКХиБ администрации г.Новокузнецка, так как проект работ на автомобильной дороге ул. 375 км до настоящего времени не разработан, в связи с чем у суда нет возможности определить объем предполагаемых работ - будет произведен ремонт или реконструкция.

Фактически же объем предполагаемых на автомобильной дороге ул. 375 км работ не влияет на определение их сути, те есть что будет производится ремонт, или реконструкция.

Согласно п. 4 Классификации работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, утв. приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» все виды работ, необходимые для приведения участка автомобильной дороги ул. 375 км в соответствие с требованиями национального стандарта ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.» относятся к капитальному ремонту дорог, если не требуется изменение границ полосы отвода.

То есть обстоятельством, подлежащим установлению по данному делу, является наличие или отсутствие необходимости при проведении работ, указанных в исковом заявлении, изменять полосу отвода.

Для подтверждения отсутствия необходимости изменять полосу отвода администрацией г. Новокузнецка суду представлена служебная записка от 03.12.2018 № 12371-20 председателя Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка (компетенция органа подтверждена представленной заверенной копией положения о нем), в которой указано на отсутствие необходимости при производстве требующихся работ изменять границы существующих земельных участков (то есть, изменять полосу отвода).

Таким образом, данные работы и в отсутствие проекта можно классифицировать как капитальный ремонт, который должно производить УДКХиБ администрации г. Новокузнецка.

Судом необоснованно не приняты во внимание указанные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела.

Прокурором, участвующим в деле, на апелляционную жалобу поданы возражения.

В суде апелляционной инстанции представитель Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка – ФИО2 просил решение суда оставить без изменения.

Представитель администрации г. Новокузнецка ФИО1 направила в суд заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя администрации г. Новокузнецка.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции также не явились, что в силу ч. 1 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела при имеющейся явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя УДКХиБ администрации г.Новокузнецка, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что остановка общественного транспорта «Солнечная», распложенная вдоль дороги ул. 375 км в г. Новокузнецке не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». В частности, остановка не обустроена посадочными площадками, заездным карманом в направлении п. Листвяги, тротуарами, пешеходными дорожками, автопавильоном в направлении п. Листвяги, переходным переходом, стационарным электрическим освещением, т.е. не соответствует требования п. 4.6.1.1, 4.5.1.2, 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007. Улица 375 км является муниципальной собственностью Новокузнецкого городского округа.

Возлагая обязанность по принятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ на администрацию г. Новокузнецка, суд первой инстанции исходил из того, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено Уставом Новокузнецкого городского округа к ведению администрации г. Новокузнецка.

С выводом о том, что обязанность по принятию мер должна быть возложена именно на администрацию г. Новокузнецка судебная коллегия соглашается и отклоняет доводы апелляционной жалобы, которые в целом сводятся к тому, что уполномоченным органом является Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка.

Федеральными законами РФ осуществление дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов (ст. 3 п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно Уставу Новокузнецкого городского округа, утверждённого Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 № 11/17, администрация г. Новокузнецка, наряду с иными органами, входит в структуру органов местного самоуправления, является исполнительно-распорядительным органом городского округа, и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области (ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 44).

Согласно п. 69 ст. 44 Устава г. Новокузнецка администрация города в пределах своих полномочий организует и осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения городского округа в границах городского округа и обеспечивает безопасность дорожного движения на них.

Как следует из структуры администрации г. Новокузнецка, утвержденной решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.09.2009 № 36, в структуру администрации входит Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства, которое подчиняется первому заместителю Главы города.

Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.04.2011 утверждено Положение «Об управлении дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка».

В соответствии с п. 1.4 положения управление наделено правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом; имеет бюджетную смету, лицевые счета, круглую печать с изображением герба г. Новокузнецка, иные печати, штампы и бланки со своими наименованием, необходимые для осуществления его деятельности. Управление может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах. Управление обладает обособленным имуществом, находящимся в муниципальной собственности и закрепленным за управлением на праве оперативного управления и учитываемым на балансе управления.

В соответствии с п. 1.6 положения, управление является главным распорядителем и получателем средств бюджета г. Новокузнецка, а также администратором доходов местного бюджета, закрепляемых в решениях о бюджете на очередной финансовый год по объектам дорожного хозяйства и благоустройства городского округа.

В соответствии с п. 2.1 положения, одной из основных целей деятельности управления является проведение муниципальной политики, направленной на развитие дорожного хозяйства.

Положение «Об управлении дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка» и его содержание учтено судом первой инстанции.

По мнению судебной коллегии, наделение Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства полномочиями в сфере ремонта и содержания автомобильных дорог и полномочиями распорядителя бюджетных средств, выделяемых на финансирование указанных мероприятий не исключает ответственности администрации г. Новокузнецка и возможность возложения именно на администрацию города обязанности принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге местного значения, поскольку объем и характер работ требует совершения определенных действий от нескольких структур администрации г. Новокузнецка.

Как указано выше, осуществление дорожной деятельности, в том числе обеспечение безопасности дорожного движения на дорогах местного значения возложено Федеральными законами, а также Уставом Новокузнецкого городского округа именно на администрацию города, Возложение обязанности на администрацию города не исключает принятие мер со стороны УДКХиБ по поручению, или во исполнение каких-либо распоряжений администрации города.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что указанные в решении суда работы обязано производить УДКХиБ администрации г. Новокузнецка.

На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 04.12.2018 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Першина И.В.

Судьи

Молчанова Л.А.

Бычковская И.С.