ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-34 от 21.01.2015 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

 Председательствующий – Усольцева Е.В.           Дело № 33-34

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 21 января 2015 года              г. Горно-Алтайск

 Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

 председательствующего судьи – Солоповой И.В.,

 судей – Черткова С.Н., Шинжиной С.А.,

 при секретаре – Тогочоевой К.А.,

 рассмотрела в судебном заседании дело по частной жалобе представителя Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов ФИО1 на определение Майминского районного суда Республики Алтай от 08 октября 2014 года, которым

 прекращено производство по делу по исковому заявлению Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к ИРЗ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Министерству имущественных отношений Республики Алтай о признании отсутствующим право собственности, признании за Российской Федерацией права собственности на два водоема.

 Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., апелляционная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов обратилось в суд с иском к ИРЗ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Министерству имущественных отношений Республики Алтай о признании отсутствующим право собственности ИРЗ на два водоема, расположенных по адресу: <адрес>, установлено относительно ориентира на юго-запад от <адрес> признании за Российской Федерацией права собственности на два водоема. В обоснование иска указало, что в соответствии с Положением от 11.03.2014 года является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах <адрес> на территории Республики Алтай, осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности. Истец считает, что нарушены законные интересы Российской Федерации о праве собственности на два водоема, в связи с чем, просит удовлетворить заявленные требования.

 Судом вынесено вышеуказанное определение, об отмене которого в частной жалобе просит представитель Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов ФИО1, указывая на то, что на основании ст.125 ГК РФ, Положения о Верхне-Обском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Росводресурсов от 11 марта 2014 года, Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов являясь территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов имеет право на предъявление иска в интересах Российской Федерации.

 В возражениях на апелляционную жалобу представитель ИРЗ- ФИО2 указывает на законность и обоснованность обжалуемого определения суда.

 Изучив частную жалобу, материалы дела, выслушав представителя ИРЗ- ФИО2, полагавшую определение суда законным и обоснованным, апелляционная коллегия находит определение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм процессуального права.

 В соответствии с абзацем вторым ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 данного Кодекса.

 Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым указанным Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

 Прекращая производство по делу по основаниям, предусмотренными абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, суд первой инстанции, указал, что спор в отношении водных объектов возник между Российской Федерацией и ИРЗ, при этом требование заявлено в защиту федеральной собственности, то есть возник спор по вопросу распоряжения водными объектами, полномочия по распоряжению федеральным имуществом предоставлены ТУ Росимущества по Республике Алтай, в связи с чем, пришел к выводу о том, что Верхне-Обское бассейновое водное управление не относится к числу лиц, к которым такое право предоставлено.

 С данным выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

 Пунктом 1 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

 На основании утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение) последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) (абзац первый пункта 1 Положения).

 В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 649) (далее Положение) Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

 Согласно пункту 5 Положения Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:

 осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству (п.5.2);

 в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности (п.5.6.1)

 На основании пункта 4 Положения Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

 В соответствии с пунктом 1 Положения о Верхне-Обском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Росводресурсов от 11 марта 2014 года Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, сокращенное наименование Верхне-Обское БВУ (далее - территориальный орган), является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах Верхней Оби до впадения Иртыша, Бессточной области междуречья Оби и Иртыша, Иртыша на территории Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей.

 Таким образом, Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, являясь территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах Верхней Оби до впадения Иртыша, Бессточной области междуречья Оби и Иртыша, Иртыша на территории Республики Алтай, было вправе обратиться в суд с иском в интересах Российской Федерации.

 В связи с изложенным, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для прекращения производства по делу по исковому заявлению Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к ИРЗ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Министерству имущественных отношений Республики Алтай о признании отсутствующим право собственности, признании за Российской Федерацией права собственности на два водоема.

 Согласно абз. 2 п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" если судом первой инстанции дело по существу заявленных требований не было разрешено, то в случае отмены обжалуемого определения суда, вынесенного после принятия искового заявления (заявления) к производству суда первой инстанции (например, определение об обеспечении иска, определение о прекращении производства по делу, определение об оставлении заявления без рассмотрения и т.п.), суд апелляционной инстанции разрешает процессуальный вопрос по частной жалобе, представлению прокурора и направляет гражданское дело в суд первой инстанции для его дальнейшего рассмотрения по существу.

 В связи с этим, определение Майминского районного суда Республики Алтай от 08 октября 2014 года подлежит отмене с направлением дела в Майминский районный суд Республики Алтай для его дальнейшего рассмотрения по существу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 334, 335 ГПК РФ, апелляционная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Определение Майминского районного суда Республики Алтай от 08 октября 2014 года отменить, дело направить в Майминский районный суд Республики Алтай для его дальнейшего рассмотрения по существу.

 Председательствующий                      И.В.Солопова

 Судьи                                       С.Н.Чертков

                                          С.А.Шинжина