ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3404 от 09.09.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-3404 судья Панасюк Т.Я. 2015 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 сентября 2015 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Акатьевой Т.Я., Улыбиной С.А.,

при секретаре судебного заседания Галушкиной О.Н.,

по докладу судьи Акатьевой Т.Я.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области на решение Центрального районного суда г.Твери от 08 июня 2015 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области о признании незаконным представления прокурора от 18.02.2015 года об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о погребении и похоронном деле - отказать».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ГУ УПФ РФ в городе Твери и Калининском районе Тверской области (далее - Управление) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным представления прокурора от 18.02.2015 года об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о погребении и похоронном деле, а именно истребовать от граждан документы, подтверждающие осуществление погребения и произведения по нему затрат.

В обоснование заявления указано, что 24.02.2015 года в адрес Управления поступило указанное представление прокуратуры Пролетарского района города Твери. Управление не согласно с данным представлением и считает его незаконным.

Вопросы выплаты социального пособия на погребение умерших граждан регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Выплата пособия на погребение производится, в частности, органами Пенсионного фонда Российской Федерации на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти. Выплата социального пособия на погребение производится за счет средств Пенсионного Фонда РФ на погребение: умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии) с последующим возмещением расходов пенсионному Фонду РФ за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ.

Государственное учреждение - Управление ПФР в г.Твери и Калининском районе Тверской области реализует право граждан, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, на выплату социального пособия на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в строгом соответствии с нормами Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

В соответствии со статьей 8 Закона № 8-ФЗ лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти.

На основании статьи 10 указанного закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, органом, в котором умерший получал пенсию, выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в день обращения на основании справки о смерти.

Реализация положений федерального законодательства определяется в порядке, указанном в законе, либо регламентируется соответствующими нормативными документами Российской Федерации. В соответствии с Указанием Министерства социальной защиты населений Российской Федерации от 15.04.1992 № 1-27-У/2588 «О порядке выплаты ритуального пособия» заявление о выплате пособия на погребение и справка о смерти подаются членами семьи умершего или другими гражданами, которые взяли на себя организацию похорон, в районный (городской) отдел социальной защиты по месту получения умершим пенсии, В заявлении указываются сведения о работе умершего и сведения по паспорту заявителя. Работник отдела социальной защиты в присутствии обратившегося за пособием оформляет в двух экземплярах поручение на выплату пособия на погребение соответствующему предприятию связи. Заявление о выплате пособия на погребение, справка о смерти, послужившие основанием для выплаты, остаются в районном отделе в качестве отчетных документов и брошюруются в отдельное дело (срок хранения 3 года).

Действующее законодательство не регламентирует процедуру (перечень документов т.п.) документального подтверждения обязательств, взятых лицом, по погребению умершего, с последующим правовым регулированием отказа в выплате социального пособия на погребение. При этом, законодателем также не возложена на территориальные органы Пенсионного Фонда РФ обязанность по истребованию документов, подтверждающих осуществление погребения и произведения по нему затрат. Истребование документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, влечет превышение полномочий должностных лиц и в равной степени его свободное трактование.

Следуя норме Закона № 8-ФЗ, справка о смерти Форма № 33, выдается лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Таким образом, у территориального органа Пенсионного фонда нет правовых оснований подвергать сомнению определение лица, т.е. обоснованность выдачи справки о смерти лицу, который заявил об обязанности осуществить погребение умершего, и в случае не предоставления им документов о погребении, понесенных им затратах, предоставление которых не предусмотрено законодательством, отказать ему в выплате социального пособия. На основании п. 3 ст. 9 Закона №8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела, т.е. из анализа положений ст. 9 Закона №8-ФЗ следует, что затраты возмещаются специализированной службе после похорон.

Также, из Представления усматривается, что справка о смерти гражданина №33 получена сотрудниками ООО «Вечная память» на основании доверенности, выданной ФИО1, которой она уполномочила сотрудников ООО «Вечная память» быть ее представителем в компетентных органах г.Твери, в том числе в морге, кладбище, в отделе ЗАГС, ТГМКУ по вопросам похоронного дела «Радуница».

Доверенностью является письменное поручение, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами (статья 185 ГК РФ). Представительство - это правоотношение между представителем и представляемым, где представитель совершает определенные юридические действия (сделки) от имени представляемого и в его интересах. При этом, права и обязанности возникают, изменяются и прекращаются исключительно у представляемого. Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Представителями и представляемыми могут быть как физические лица, так и юридические (статья 182 ГК РФ).

Из анализа указанных норм следует, что возникновение у представителя необходимого полномочия связано, прежде всего, с волеизъявлением представляемого и не зависит от третьих лиц. Таким образом, получив справку о смерти от ФИО1 на основании доверенности сотрудник 000 «Вечная память» уполномочен на получение социального пособия на погребение в рамках статьи 10 Закона №8-ФЗ.

В судебном заседании представитель заявителя ГУ УПФ РФ в городе Твери и Калининском районе Тверской области на основании доверенности ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Заинтересованное лицо и представитель прокуратуры Пролетарского района города Твери - первой заместитель прокурора Пролетарского района города Твери Глазырина Н.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления по изложенным в возражениях основаниям. Полагала, что оспариваемое представление вынесено в пределах предоставленных полномочий и соответствует требованиям действующего законодательства.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в нарушение положений, что действующее законодательство не регламентирует процедуру (перечень документов и т.п.) документального подтверждения обязательств, взятых лицом, по погребению умершего, с последующим правовым регулированием отказа в выплате социального пособия на погребение. Законодателем не возложена на территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации обязанность по истребованию документов, подтверждающих осуществление погребения и произведения по нему затрат. Истребование документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, влечет превышение полномочий должностных лиц и в равной степени его свободное трактование.

Согласно норме Закона № 8-ФЗ, справка о смерти Ф. № 33, выдается лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Таким образом, у территориального органа Пенсионного фонда нет правовых оснований подвергать сомнению определение лица, т.е. обоснованность выдачи справки о смерти лицу, который заявил об обязанности осуществить погребение умершего, и в случае не предоставления им документов о погребении, понесенных им затратах, предоставление которых не предусмотрено законодательством, отказать ему в выплате социального пособия.

Судом не учтено, что пособие на погребение не является компенсационной выплатой и действующее законодательство не предусматривает обязанность лица, взявшего на себя обязанность по погребению представлять в территориальные органы ПФР документы подтверждающие осуществление погребения и произведения по нему затрат.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Твери и Калининском районе ФИО2, ФИО3 поддержали доводы апелляционной жалобы.

Прокурор Калько Е.Н. возражала относительно доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения ФИО2, ФИО3, Калько Е.Н. судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 02 февраля 2015 года в прокуратуру Тверской области поступило обращение Депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО4 в интересах ФИО1 о проверке обоснованности отказа отделения Пенсионного фонда в выдаче денежных средств, затраченных на погребение матери, в связи с отсутствием у нее оригинала справки о ее смерти, ранее полученной сотрудниками ООО «Вечная память».

Прокуратурой Пролетарского района города Твери по поручению прокуратуры Тверской области, прокуратуры Центрального района города Твери проведена проверка данного обращения, в ходе которой было установлено, что на территории Пролетарского района города Твери зарегистрировано по адресу: <данные изъяты> и осуществляет свою деятельность по адресу: <данные изъяты>, ООО «Вечная память». Основным видом деятельности данного общества, согласно Уставу, является организация похоронного дела. При этом, ООО «Вечная память» не является специализированной службой по вопросам похоронного дела.

ФИО1, являясь лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершей - ФИО5 при организации похорон умершей воспользовалась услугами ООО «Вечная память». При этом ФИО1 была выдана доверенность физическим лицам - ФИО6 и ФИО7, которые являлись сотрудниками ООО «Вечная память». Согласно выданной доверенности, ФИО1 уполномочила указанных лиц быть ее представителем в компетентных органах города Твери, в том числе в морге, на кладбище, в отделе ЗАГС, ТГМКУ «Радуница» расписываться за нее и совершать прочие действия, связанные с организацией похорон ее умершей матери ФИО5 Полномочия по получению в ГУ УПФ РФ в городе Твери и Калининском районе Тверской области денежных средств в доверенности не оговорены.

За предоставленные услуги по организации похорон и приобретению товаров, необходимых для погребения, ФИО1 было оплачено

<данные изъяты> рублей. Вместе с тем, согласно квитанции №000677, выданной ООО «Вечная память», стоимость услуг, предоставленных ФИО1 и приобретенных ею товаров, необходимых для погребения, составила <данные изъяты> рублей.

ФИО1 не было разъяснено, что часть подлежащих к оплате за предоставляемые услуги и товары денежных средств будет получена ООО «Вечная память» самостоятельно в Пенсионном фонде, в связи с чем, она полагала, что пособие на погребение подлежит выплате ей по ее обращению.

ООО «Вечная память», не являясь специализированной службой по вопросам похоронного дела, неоплаченную ФИО1 денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей получило путем предъявления оригинала справки формы №33, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 года №1274, в ГУ УПФР в городе Твери и Калининском районе Тверской области, через сотрудника фирмы ФИО8

Справка о смерти гражданина формы № 33 получена сотрудниками ООО «Вечная память» на основании выданной ФИО6 и ФИО7 доверенности.

Оригинал справки о смерти ФИО5 и соответствующее заявление было подано в ГУ УПФ РФ в городе Твери и Калининском районе Тверской области от имени физического лица ФИО8, являющейся сотрудником ООО «Вечная память». На основании указанных документов ГУ УПФ РФ в городе Твери и Калининском районе Тверской области ФИО8 было выдано поручение на доставку социального пособия на погребение ФИО5 и получено в отделении ФГУП «Почта России» данное пособие в размере <данные изъяты>.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований ГУ УПФ РФ в городе Твери и Калининском районе Тверской области, суд исходил из того, что, ФИО1, являясь близким родственником умершей ФИО5 и лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершей, в силу положений действующего законодательства имела право на получение социального пособия на погребение, а сотрудниками ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Твери и Калининском районе необходимые для получения социального пособия для погребения умершей ФИО5 документы были оформлены на имя ФИО8, при отсутствии надлежащих полномочий со стороны ФИО1

В связи с изложенным суд пришел к выводу о незаконности действий ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Твери и Калининском районе и обоснованности представления прокурора.

Однако с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться исходя из следующего.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации (ч. 1). Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом, в котором умерший получал пенсию (ч. 2). Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти (ч. 3).

Основанием для отказа ФИО1 в получении пособия на погребение в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Твери и Калининском районе явилось отсутствие оригинала справки о смерти форма N 33.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" утверждены формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе форма N 33 справки о смерти, которая выдается органом записи актов гражданского состояния, которая предусматривает указание в ней сведений об умершем лице (его фамилия, имя, отчество и дата рождения), о составлении записи акта о его смерти (номер, дата записи и место государственной регистрации с указанием наименования органа ЗАГС), а также о причине и месте смерти.

Таким образом, указанная справка выдается в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти, необходима для реализации определенных прав и гарантий и изымается у представившего его лица для оформления пособия на погребение.

В соответствии с Указанием Министерства социальной защиты населений Российской Федерации от 15.04.1992 № 1-27-У/2588 «О порядке выплаты ритуального пособия» заявление о выплате пособия на погребение и справка о смерти подаются членами семьи умершего или другими гражданами, которые взяли на себя организацию похорон, в районный (городской) отдел социальной защиты по месту получения умершим пенсии, В явлении указываются сведения о работе умершего и сведения по паспорту заявителя. Работник отдела социальной защиты в присутствии обратившегося за пособием оформляет в двух экземплярах поручение на выплату пособия на погребение соответствующему предприятию связи. Заявление о выплате пособия на погребение, справка о смерти, послужившие основанием для выплаты, остаются в районном отделе в качестве отчетных документов и брошюруются в отдельное дело (срок хранения 3 года).

Судебная коллегия соглашается с позицией Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области, что действующее законодательство не наделяет органы Пенсионного Фонда Российской Федерации полномочиями по истребованию иных документов, подтверждающих осуществление погребения и произведения по нему затрат, а также оснований для последующего отказа в случае непредоставления указанных документов.

Таким образом, у территориального органа Пенсионного фонда нет правовых оснований для проверки обоснованности получения справки о смерти форма N 33 лицом, предъявившим оригинал такой справки и подавшим соответствующее заявление в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене, с вынесением нового решения по делу об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г.Твери от 08 июня 2015 года отменить, постановив новое решение.

Удовлетворить заявление ГУ УПФР РФ в городе Твери и Калининском районе Тверской области. Признать незаконным представление прокурора Пролетарского района г.Твери от 18.02.2015 года №12б-15 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о погребении и похоронном деле.

Председательствующий

Судьи