ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3479/20 от 02.07.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Орлова Ю.В. Дело № 33-3479/2020

УИД 76RS0017-01-2019-001280-05

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Семиколенных Т.В.

судей Емельяновой Ю.В., Архипова О.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хлопотининой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле

02 июля 2020 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 24 декабря 2019г., которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области к Администрации Кузнечихинского сельского поселения ЯМР ЯО о возложении обязанности по демонтажу построек, отказать.

Заслушав доклад судьи Архипова О.А., судебная коллегия

установила:

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области обратился в суд с иском к Администрации Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, в котором просил возложить на ответчика обязанность демонтировать: металлическую хозяйственную постройку площадью 6 кв.м.; деревянные ветхие сараи площадью 100 кв.м.; временный металлический гараж площадью 13,5 кв.м., расположенные в ... между земельными участками с кадастровыми номерами и в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что в ходе обследования территории между земельными участками с кадастровыми номерами и выявлен заброшенный земельный участок площадью 2768 кв.м., границы которого не установлены. На участке имеется древесно-кустарниковая растительность, а также сооружения: металлическая хозяйственная постройка площадью 6 кв.м.; деревянные ветхие сараи площадью 100 кв.м.; временный металлический гараж площадью 13,5 кв.м. Лица, самовольно занявшие земельный участок, истцом не установлены. Ссылаясь на положения ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 9 Устава Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района, истец указал, что обязанность по демонтажу данных строений лежит на ответчике Администрации Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области.

При рассмотрении дела представитель истца Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, указав, что обязанность по демонтажу временных сооружений, размещенных на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, лежит на истце.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, подав на решение апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. В качестве доводов в жалобе указано, что в соответствии с пп. 19 п. 2, п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп. 14 п. 1 ст. 9 Устава Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района, п. 2.23.11 Правил благоустройства Кузнечихинского сельского поселения, утвержденных решением Муниципального Совета Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 27 марта 2018г. № 6, организация деятельности по выявлению и освобождению территории Кузнечихинского сельского поселения от самовольно размещенных объектов осуществляется ответчиком Администрацией Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области.

Ответчиком Администрацией Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области в адрес суда направлены возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, возражений на жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Предметом исковых требований Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области к ответчику являлось возложение обязанности демонтировать строения расположенные в ..... между земельными участками с кадастровыми номерами и . Основанием исковых требований являлось самовольный характер данных строений и наличие соответствующей обязанности до сносу данных объектов на ответчике. В качестве правовых оснований для удовлетворения исковых требований в апелляционной жалобе истца указано на положения ст. 222 ГК РФ.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч. 1). От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч. 2). В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ч. 3).

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (п. 2 ст. 222 ГК РФ). В силу п. 3.1 ст. 222 ГК РФ, решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом: решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования; решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта (ч. 4 ст. 222 ГК ГФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», орган местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения здания, сооружения или другого строения на межселенной территории) не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, в соответствии со ст. 222 Кодекса: в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса РФ; в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 года. В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, может быть принято только судом.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ). Именно на истце – Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, как лице, заявившем соответствующие требования, лежала обязанность доказать наличие оснований, предусмотренных Законом, для возложения обязанности по сносу спорных объектов на ответчика. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (ч. 1 ст. 55 ГПК РФ).

Доказательств, определено и бесспорно свидетельствующих о том, что: находящиеся в .... между земельными участками с кадастровыми номерами и : хозяйственная постройка площадью 6 кв.м.; деревянные сараи площадью 100 кв.м.; гараж площадью 13,5 кв.м. созданы на земельном участке после периода времени, указанного в ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», материалы дела не содержат. Также судебная коллегия учитывает, что материалы дела не содержат достоверных сведений о том, что спорные объекты не являются недвижимым имуществом. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области сообщила, что в отношении бесхозяйных объектов ответчиком проводятся мероприятия на основании положений ст. 225 ГК РФ, главы 33 ГПК РФ.

Доводов, которые бы опровергали выводы, изложенные в решении суда, апелляционная жалоба истца не содержит. По своей сути, они сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит. Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены, изменения решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 24 декабря 2019г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи