СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Председательствующий
в первой инстанции Дыбец А.М.
Докладчик в апелляционной инстанции Лядова Т.Р.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Севастополь
17 ноября 2016 года Дело №33-3483/16
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Лядовой Т.Р.
судей Андрейченко А.А.
ФИО4
при секретаре судебного заседания Белановой О.А.
при участии:
прокурора ФИО1,
от Государственного казенного учреждения Севастополя «Севастопольское лесничество»: ФИО2
иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки сведения не представили
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО3 на заочное решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 04 августа 2015 года по делу №33-3483/16 (№2-1220/2015)
по иску прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
к ФИО3,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество», Управление лесного и охотничьего хозяйства, Главное управление имущественных и земельных отношений города Севастополя, Обслуживающий кооператив «Дачно-строительный кооператив «Терра-Юг», Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛА:
В мае 2015 года прокурор Балаклавского района города Севастополя в интересах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя в лице Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к ФИО3 о признании недействительным, выданного ФИО3 свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 08 мая 2013 года (индексный №) – на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,1 га, кадастровый №, истребовании в государственную собственность города федерального значения Севастополя из незаконного владения ФИО3 земельного участка, расположенного в <адрес>, площадью 0,1 га, кадастровый №.
В обоснование исковых требований, истцом указано, что Прокуратурой Балаклавского района города Севастополя в результате проведенной проверки выявлен факт незаконного возникновения у ответчика права частной собственности на спорный земельный участок, который ранее находился в собственности города Севастополя, и выбыл из собственности территориальной громады города Севастополя без соответствующего волеизъявления собственника земли.
Заочным решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 04 августа 2015 года исковые требования удовлетворены: признано недействительным выданное ФИО3 свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от 08 мая 2013 года (индексный №), а именно на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 0,1 га, кадастровый №, истребован в государственную собственность субъекта федерации – города федерального значения Севастополя из незаконного владения ФИО3 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,1 га, кадастровый №, судом разрешен вопрос о распределении судебных расходов.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор и представитель ГКУ Севастополя «Севастопольское лесничество» возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, принимая во внимание наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих их надлежащее извещение о дате, времени и месте судебного заседания, судебная коллегия, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив доводы апелляционной жалобы, решение суда относительно правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, не усматривает оснований для изменения или отмены оспариваемого решения суда исходя из следующего.
При апелляционном рассмотрении дела установлено, что 10 марта 2010 года Севастопольской городской государственной администрацией издано распоряжение №525-р, в соответствии с которым предоставлено Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Терра-Юг» разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания кварталов индивидуальной дачной застройки, расположенной в районе <адрес>, ориентировочной площади 6,0 га. Обязано Обслуживающий кооператив «Дачно-строительный кооператив «Терра-Юг» выполнить проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания кварталов индивидуальной дачной застройки, расположенной в районе <адрес>, ориентировочной площади 6,0 га, в организации, которая имеет лицензию на осуществление соответствующей деятельности, на протяжении одного года со дня издания распоряжения предоставить в городскую государственную администрацию для согласования и утверждения в установленном законом порядке проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания кварталов индивидуальной дачной застройки, расположенной в районе <адрес>, ориентировочной площади 6,0 га, совместно с проектом землеустройства предписано предоставить в Севастопольскую городскую государственную администрацию список лиц, которые являются членами кооператива и получают земельные участки в порядке бесплатной приватизации с указанием номера и площади земельного участка.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 06 апреля 2010 года №1072-р утвержден предоставленный Обслуживающим кооперативом «Дачно-строительный кооператив «Терра-Юг» проект землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ земельного участка в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки площадью 6,0 га, которая расположена в <адрес>, отнесен земельный участок площадью 6,0 га, расположенный в районе <адрес> к категории земель рекреационного назначения, передано в собственность Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Терра-Юг» земельный участок площадью 6,0 га, расположенный в <адрес>, для строительства и обслуживания индивидуальной дачной застройки, предписано Главному управлению Госкомзема Украины в городе Севастополе обеспечить оформление и государственную регистрацию государственного акта о праве частной собственности Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Терра-Юг»на земельный участок в установленном законом порядке.
На основании указанного распоряжения ФИО3 оформлено право собственности на земельный участок площадью 0,1 га, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество, индексный №, выданным Регистрационной службой Главного управления юстиции в г.Севастополе 08 мая 2013 года.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Судебная коллегия отмечает, что спорные отношения возникли в период действия на территории города федерального значения Севастополя законодательства государства Украины.
Из статьи 9 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения) следовало, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжения землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
Также согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.
Исходя из анализа указанных правовых норм, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, следует, что полномочия относительно распоряжения земельных участков, находящихся в границах города Севастополя, относились к компетенции Севастопольского городского Совета. Таким образом, судебная коллегия отмечает, что спорное распоряжение, в нарушение статьи 19 Конституции Украины, принято неуполномоченным органом, а именно Севастопольской городской государственной администрацией.
Материалам дела подтверждается, факт нахождения спорного земельного участка в административных пределах города Севастополя, а именно: в Балаклавском районе.
Кроме того, по результатам проведенной органами прокуратуры города Севастополя проверки установлено, что земельный участок площадью 6,0 га (в границах которого расположен земельный участок №), переданный распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 06 апреля 2010 года №1072-р в собственность Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Терра-Юг» согласно пункту 5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины и планово-картографических материалов лесоустройства 1999 года относится к землям лесного фонда.
Спорный земельный участок передан в постоянное пользование Севастопольскому лесхоззагу решением исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов №7/221 от 03 марта 1979 года «Об отводе земельного участка Севастопольскому лесхоззагу».
Согласно статье 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
В соответствии со статьей 57 Лесного кодекса Украины изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земельных участков в собственность или предоставление в постоянное пользование соответствии с Земельным кодексом Украины. Изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, территориальными органами центральных органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей среды.Как закреплено в части 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины основанием для отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства об отводе земельного участка является несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и иной градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства об упорядочении территории населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
В силу статьи 19 Закона Украины «О планировании и застройке территории» режим застройки и иного использования земель, определенных для градостроительных нужд на территории населенного пункта устанавливается соответствующим советом в генеральных планах населенных пунктов или местных правилах застройки.
Судебная коллегия отмечает, что в материалах дела не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка для не лесохозяйственных нужд, изменении целевого назначения спорного земельного участка и передаче его в собственность, с согласованием указанного решения с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды. Следовательно, порядок передачи в собственность земель лесного фонда, предусмотренный действующим на момент принятия спорного распоряжения законодательством, соблюден не был.
Также следует отметить, что положениями статьи 118 Земельного кодекса Украины предусмотрен порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами, соблюдение которого является неотъемлемой частью реализации права гражданина на получение бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности.
Суд апелляционной инстанции указывает, что в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства, подтверждающие факт обращения граждан – членов Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Терра-Юг» в Севастопольский городской Совет с ходатайством о предоставлении им земельных участков, в частности ФИО3 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального дачного строительства, с приложением к ходатайству графических материалов, в которых указано желаемое месторасположение земельного участка, его размер, согласование землепользователя. В материалах дела также отсутствует решение Севастопольского городского Совета о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность ФИО3
Кроме того, согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя от 25 декабря 2014 года исх.№13536/21/1-14/ДАиГ, в соответствии с информацией предоставленной Департаментом административно-территориального управления и работы с населением в базе данных за 2009 и 2010 года заявления граждан – членов Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив Терра-Юг», которые указаны в приложении к распоряжению Севастопольской городской государственной администрации от 06 апреля 2010 года №1072-р, по вопросам передачи им в собственность земельных участков для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу: <адрес>, не зарегистрированы.
Таким образом, распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 06 апреля 2010 года №1072-р в нарушение статьи 19 Конституции Украины, принято не уполномоченным органом, с нарушением установленного действующим законодательством порядка бесплатной приватизации земельных участков. Утверждения ответчика о том, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации №1072-р от 06 апреля 2010 года является действующим, в установленном порядке не оспорено и не отменено, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Необоснованными признаются судебной коллегией ссылки заявителя апелляционной жалобы на обращение с исковым заявлением неуполномоченного лица исходя из следующего.
11 марта 2014 года Верховной Радой Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости Республики Крым и г.Севастополя, согласно которой провозглашено Крым независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
20 марта 2014 года Государственной Думой Российской Федерации, а 21 марта 2014 года Советом Федерации одобрен Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Федеральным Конституционным Законом от 21 марта 2014 года № 36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов, подписанный в городе Москве 18 марта 2014 года.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года № 7156 «О статусе города – героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Кроме того, как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1,7,9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 5-ЗС «О правительстве Севастополя» к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 17 марта 2015 года №188-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных правоотношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В силу пункта 4.60 приведенного выше Положения, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя выступает от имени города Севастополя в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом и земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя.
Исходя из анализа указанных правовых норм, с учетом ликвидации органа - Севастопольского городского Совета (без правопреемства), уполномоченного по распоряжению землями, находящимися в пределах населенных пунктов до вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, с учетом того, что полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города федерального значения Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя, которое делегировала полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, в частности земельными участками, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является надлежащим истцом по делу.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу статьи 302 данного Кодекса если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Как разъяснено в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Судом апелляционной инстанции достоверно установлен факт выбытия земельного участка в отсутствие волеизъявления Севастопольского городского Совета, поскольку орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение спорным земельным участком, решение о передаче в собственность земельного участка для индивидуального дачного строительства ФИО3 не принимал, решение об изменении установленной категории целевого назначения земельного участка также не принимал.
При таких обстоятельствах, определив, что право на земельный участок возникло на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации, которое по изложенным выше обстоятельствам не может быть признано законным, в связи с чем, владение, пользование и распоряжение спорным объектом недвижимости осуществляется в отсутствие правовых оснований, судебная коллегия приходит к выводу о признании недействительным свидетельства о праве собственности ответчика на спорный земельный участок.
Учитывая изложенное, коллегия судей находит обоснованными требования прокурора об истребовании земельного участка 0,1 га, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> из чужого незаконного владения ФИО3
При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 04 августа 2015 года по делу №33-3483/16 (№2-1220/2015) оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Т.Р. Лядова
Судьи А.А. Андрейченко
ФИО4