Судья Поращенко Г.Л. | № 33–3504/2013 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 октября 2013 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.
судей Коваленко С.В., Савина А.И.,
при секретаре Поповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Лоухского муниципального района Республики Карелия на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 20 августа 2013 года по иску прокурора Лоухского района в интересах ФИО1, ЦВ.ой В. Н., ФИО2, ФИО3, ФИО4 к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей ФИО5 районная детско-юношеская спортивная школа о взыскании задолженности по заработной плате.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Лоухского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к МБУ ДОД ФИО5 районная детско-юношеская спортивная школа (далее- Учреждение) по тем основаниям, что их заработная плата без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера составляет менее установленного минимального размера оплаты труда, что является нарушением трудовых прав работников. Прокурор просил взыскать с ответчика в пользу истцов задолженность по заработной плате за (...) в размере (...) руб. (...) коп., (...) руб. (...) коп., (...) руб. (...) коп., (...) руб. (...) коп., (...) руб. (...) коп., соответственно.
Решением суда от 20 августа 2013 г. исковые требования удовлетворены. С Учреждения в пользу ФИО1 взыскана задолженность в размере (...) руб. (...) коп., в пользу ФИО6- (...) руб. (...) коп., в пользу ФИО2- (...) руб. (...) коп., в пользу ФИО3- (...) руб. (...) коп., в пользу ФИО4- (...) руб. (...) коп. Также с Учреждения в пользу бюджета Лоухского муниципального района взыскана государственная пошлина в размере (...) руб. (...) коп.
С решением суда не согласно третье лицо – администрация Лоухского муниципального района. В апелляционной жалобе, поданной ее представителем ФИО7, просит его отменить и принять новое решение об отказе в иске. В обоснование жалобы указывает, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, в том числе доплаты и надбавки компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Считает, что поскольку совокупный размер месячной заработной платы истцов в указанный период превышал как федеральный, так и установленный для Лоухского района соглашением трехсторонней комиссии минимальный размер оплаты труда, является неправильным вывод суда первой инстанции о том, что работодателем допущены нарушения трудовых прав работников при выплате заработной платы.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Лоухского района просил оставить решение суда без изменения, полагая его законным и обоснованным.
В части размера взысканных судом сумм решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем в силу положений пункта 1 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела, извещены надлежащим образом.
Заслушав заключение прокурора Соболевой Ю.В., полагавшей решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене, проверив материалы дела, законность судебного решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 состоит в трудовых отношениях с МБОУ дополнительного образования детей ФИО5 районная детско-юношеская спортивная школа с ХХ.ХХ.ХХ, работает в должности (...).
По условиям п. № трудового договора (с учетом дополнительного соглашения № от ХХ.ХХ.ХХ) ей выплачивается должностной оклад в размере (...) руб. в месяц, компенсационная выплата за работу с вредными и иными условиями труда- 10%, 80% - процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера, 40% - районный коэффициент к заработной плате.
Согласно справке о заработной плате оклад ФИО1 составляет (...) руб., выплата за вредность 10% от оклада- (...) руб. (...) коп., районный коэффициент 40%, северная надбавка 80%, всего – (...) руб. (...) коп. (л.д. 13).
ЦВ.а В.Н. состоит в трудовых отношениях с МБОУ дополнительного образования детей ФИО5 районная детско-юношеская спортивная школа с ХХ.ХХ.ХХ работает в должности (...).
По условиям п. № трудового договора (с учетом дополнительного соглашения № от ХХ.ХХ.ХХ) ей выплачивается должностной оклад в (...) руб. в месяц, компенсационная выплата за работу с вредными и иными условиями труда- 10%, 80% - процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера, 40% - районный коэффициент к заработной плате.
Согласно справке о заработной плате оклад ЦВ.ой В.Н. составляет (...) руб., выплата за вредность 10% от оклада - (...) руб. (...) коп., районный коэффициент 40%, северная надбавка 80%, всего – (...) руб. (...) коп. (л.д. 32).
ФИО2 состоит в трудовых отношениях с МБОУ дополнительного образования детей ФИО5 районная детско-юношеская спортивная школа с ХХ.ХХ.ХХ работает в должности (...).
По условиям п. № трудового договора (с учетом дополнительного соглашения № от ХХ.ХХ.ХХ) ей выплачивается должностной оклад в (...) руб. в месяц, компенсационная выплата за расширение зон обслуживания- 20%, 80% - процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера, 40% - районный коэффициент к заработной плате.
Согласно справке о заработной плате оклад ФИО2 составляет (...) руб., выплата 20% от оклада - (...) руб. (...) коп., районный коэффициент 40%, северная надбавка 80%, всего – (...) руб. (...) коп. (л.д. 46).
ФИО3 состоит в трудовых отношениях с МБОУ дополнительного образования детей ФИО5 районная детско-юношеская спортивная школа с ХХ.ХХ.ХХ, работает в должности (...)
По условиям п. № трудового договора (с учетом дополнительного соглашения № от ХХ.ХХ.ХХ) ему выплачивается должностной оклад в (...) руб. в месяц, 80% - процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера, 40% - районный коэффициент к заработной плате.
Согласно справке о заработной плате оклад ФИО3 составляет (...) руб., районный коэффициент 40%, северная надбавка 80%, всего – (...) руб. (...) коп. (л.д. 64).
ФИО4 состоит в трудовых отношениях с МБОУ дополнительного образования детей ФИО5 районная детско-юношеская спортивная школа с ХХ.ХХ.ХХ, работает в должности (...).
По условиям п. № трудового договора (с учетом дополнительного соглашения № от ХХ.ХХ.ХХ) ему выплачивается должностной оклад в (...) руб. в месяц, 80% - процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера, 40% - районный коэффициент к заработной плате.
Согласно справке о заработной плате оклад ФИО4 составляет (...) руб., районный коэффициент 40%, северная надбавка 80%, всего – (...) руб. (...) коп. (л.д. 80).
Учитывая, что Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 года установлен в сумме 5 205 рублей в месяц, размер выплачиваемой истцам заработной платы за (...) без учета районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж был ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, что правильно установлено судом первой инстанции.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации находятся в Особенной части Кодекса; устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда; не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования и взыскал с ответчика недовыплаченную заработную плату. Выводы суда мотивированны, подробно изложены в решении, основаны на представленных сторонами доказательствах.
В силу изложенного, судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что не ниже минимального размера оплаты труда должна быть заработная плата работника с учетом всех стимулирующих и компенсационных выплат, включая районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы.
Постановленное по настоящему делу судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 20 августа 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лоухского муниципального района Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Деперсонификацию выполнил помощник судьи
____________________ (ФИО8), _____ _________________ 2013г.
«Согласовано» судья Верховного суда РК
____________________ (Переплеснина Е.М.), _____ _________________ 2013г.
«Разместить на сайте» Председательствующий судья Верховного суда РК
____________________ (Переплеснина Е.М.), ______ _________________ 2013 г.