г.Хабаровск
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2019 г. по делу № 33-35/2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Е.С.Жельнио,
судей И.Н.Овсянниковой, Т.В.Флюг,
при секретаре М.С.Носаль,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Центрального района г.Хабаровска на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 19 сентября 2018 года, принятое по гражданскому делу по иску прокурора Центрального района г. Хабаровска к Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Дальневосточная база авиационной охраны лесов», Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Овсянниковой И.Н., пояснения прокурора отдела Хабаровской краевой прокуратуры – Лазаревой Н.А., представителей КГСАУ «ДВ авиабаза» - ФИО1, ФИО2, представителя Федерального агентства лесного хозяйства – ФИО3, представителя управления лесами Хабаровского края – ФИО4, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Центрального района г. Хабаровска обратился в суд с иском к КГСУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов», Управлению лесами Правительства Хабаровского края, о возложении обязанности на Управление лесами Правительства Хабаровского края обеспечить финансирование авиамониторинга в лесном фонде Хабаровского края в объеме, достаточном
для осуществления КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» авиапатрулирования в соответствии с требованиями законодательства, о возложении обязанности на КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» обеспечить выполнение мониторинга в лесном фонде Хабаровского края в соответствии с требованиями законодательства. В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Центрального района г. Хабаровска проведена проверка деятельности КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» об охране лесов от пожаров, в результате которой установлено, что охрана лесов на территории Хабаровского края не соответствует принципам и требованиям Лесного кодекса РФ, иным нормативным правовым актам в области охраны лесов, поскольку не соблюдается кратность авиапатрулирования, что не позволяет организовать своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, дополнительное привлечение людских и технических ресурсов, средств пожаротушения. В соответствии со ст. 15 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утв. приказом Минприроды России от 15.11.2016 №597 лицами, на которых в соответствии с лесным законодательством возложена обязанность по выполнению авиационных работ по охране лесов от пожаров, в зоне лесоавиационных работ, должен быть установлен ежедневный контроль (наблюдение) с использованием авиационных или космических средств за каждым лесным пожаром с момента обнаружения и до ликвидации. Согласно п. 1.3 Устава КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» Учреждение является некоммерческой организацией, созданной на неопределенный срок для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, иного негативного воздействия, а также по защите и воспроизводству лесов. К основным видам деятельности КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» для достижения целей, указанных в п. 1.3 Устава, относится, согласно п. 2.4.4 Устава, в том числе наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами, организация патрулирования лесов. Между тем, общий налет часов составляет 1010 часов, что составляет 0,3 раза при достаточности 1/1. Фактическая кратность авиационного патрулирования в апреле 2018 составила - 1,16, что ниже назначенной - 1,60. В связи с выявленными нарушениями начальнику КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» 26.04.2018 за №2-11-2018 внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и отклонено. Учредителем КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» является управление лесами Правительства Хабаровского края. К компетенции учредителя относится, в том числе, формирование и утверждение государственного задания Учреждения; планирование бюджетных ассигнований в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и субсидий на иные цели, не связанные с выполнением государственного задания; принятие решений об увеличении или уменьшении объемов субсидий, предоставленных на выполнение государственного задания; осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения, целевым использованием закрепленного за ним имущества, использованием средств краевого бюджета. Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 №185-пр утверждено Положение об управлении лесами Правительства Хабаровского края, основными задачами которого являются: реализация государственной политики в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории края в пределах предоставленных полномочий, осуществление в пределах компетенции края федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений. Таким образом, обязанность по выделению денежных средств на финансовое обеспечение полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов, включая авиапатрулирование лежит на Управлении лесами Правительства Хабаровского края. В соответствии с государственным заданием от 29.12.2017 и дополнительным соглашением к заданию от 11.01.2018 №06-11/1 о предоставлении субсидий из краевого бюджета КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в 2018 году с целью организации системы и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием авиационных средств на землях государственного лесного фонда Хабаровского края в 2018 году предусмотрено финансирование в объеме 92,5 млн. рублей. Дефицит финансовых средств, предоставляемых Управлением лесами Правительства Хабаровского края КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» составляет 149,4 млн. рублей, что приводит к невозможности авиационного патрулирования КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» в соответствии с графиком патрулирования. В соответствии с приложением №9 к приказу Управления лесами Правительства Хабаровского края от 01.02.2018 №54П и расчетом к нему, расчетная кратность авиационного патрулирования в пожароопасном сезоне 2018 года, с учетом показателей за пять предыдущих лет составила 1,07. Исходя из класса пожарной опасности по условиям погоды за апрель 2018 год и приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 01.02.2018 №54П назначена кратность авиационного патрулирования - 1,60. Фактическая кратность авиационного патрулирования в апреле 2018 года составила 1,16. Для выполнения в 2018 году КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» всей расчетной кратности авиационного патрулирования 1,07 необходим объем финансирования в размере 241,9 млн. рублей. По состоянию на 29.08.2018 финансовое обеспечение по сравнению с апрелем 2018 года увеличено на 39,3 млн. рублей и составляет 131,8 млн. рублей. Таким образом, по состоянию на 29.08.2018 имеет место недофинансирование в размере 110,1 млн. рублей для выполнения расчетной кратности авиационного патрулирования 1,07.
Изменив в ходе судебного разбирательства исковые требования, прокурор Центрального района г.Хабаровска, просил суд обязать КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» обеспечить выполнение авиамониторинга в лесном фонде Хабаровского края в соответствии с требованиями законодательства согласно приказу Управления лесами Правительства Хабаровского края от 01.02.2018 №54П и расчетом к нему с кратностью авиапатрулирования не менее 1,07, обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края, Федеральное агентство лесного хозяйства обеспечить дофинансирование авиамониторинга в лесном фонде Хабаровского края в объеме, достаточном для осуществления КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» авиапатрулирования в соответствии с требованиями законодательства в размере 110,1 млн. рублей.
Определением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 04.06.2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 19.09.2018 г. в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г.Хабаровска отказано.
В апелляционном представлении прокурор Центрального района г.Хабаровска просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства соблюдения ответчиком требований кратности проведения авиационного мониторинга лесов, периодичности авиапатрулирования, нет данных о лесопожарной обстановке, сведений об осадках, состоянии погоды (за исключением апреля 2018 г.), о районах авиационной и надземной охраны и защиты лесов, схем и таблиц авиационных патрульных маршрутов на землях Лесного фонда, расположенных на территории Хабаровского края в 2018 году, заявках на полет, отчетов, данных бортовых журналов и т.д. Суд не дал оценку документам, имеющимся в материалах дела, и не выяснил вопрос средней продолжительности пожароопасного сезона на территории Хабаровского края, не исследовал среднее значение классов пожарной опасности в днях, протяженность патрульных маршрутов, не проверил расчет кратности патрулирования по формуле, предусмотренной действующим законодательством. При существующей у ответчика обязанности проводить авиапатрулирование 3 раза в сутки в зоне авиационного мониторинга и тушения пожаров с действующими лесными пожарами, кратность проведения авиационных работ не соблюдается. Значительное увеличение площадей лесных пожаров и, как следствие, размера ущерба ими причиненного, является результатом ненадлежащего осуществления переданных РФ полномочий по охране и защите лесов Управлением лесами Правительства Хабаровского края в лице его подведомственного учреждения КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов», свидетельствует о допускаемых нарушениях кратности авиапатрулирования, отсутствия оперативности, приводящей к нарушению порядка организации и выполнения авиаработ по охране лесов от пожаров.
В письменных возражениях на апелляционное представление КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов», управление лесами Правительства Хабаровского края, Федеральное агентство лесного хозяйства просят решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворение.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и (или) изменения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований прокурора Центрального района г.Хабаровска, суд первой инстанции, оценив все представленные в материалы дела доказательства в совокупности, принимая во внимание положения Устава КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов», руководствуясь положениями ст.ст. 19, 51, 53, 83 Лесного кодекса РФ, Приказом Минприроды России от 15.11.2016 г. № 597, которым утвержден Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и Порядок организации и выполнения авиационных работ по защите лесов, Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 г. № 185-пр, утвердившим Положение об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза от 22.09.1997 г. № 122, пришел к правильному выводу, что выявленные прокурором факты о снижении в апреле 2018 кратности авиационного патрулирования не противоречат требованиям действующего законодательства РФ, поскольку действующим законодательством, а именно Инструкцией по авиационной охране лесов, начальнику авиаподразделения предоставляется право изменять время вылета и кратность патрулирования по согласованию с пунктом диспетчерского управления, а если диспетчерское управление работой авиаотделений не введено, решение о необходимости полетов, кратности патрулирования принимает начальник авиаотделения. Прокурором доказательств, подтверждающих несоблюдение КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» кратности проведения авиационного мониторинга лесов, несоблюдения периодичности проведения авипатрулирования лесов не предоставлено.
Вопреки доводам апелляционного представления, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии с пунктами 4 и 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), а также федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 ЛК РФ, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ.
Средства на осуществление переданных таким образом полномочий предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета (ч. 3 ст. 83 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 15.11.2016 N 597 утвержден Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и Порядок организации и выполнения авиационных работ по защите лесов.
Согласно п. 4 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.
В силу п. 5 указанного Порядка авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, на которых обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно.
Как следует из п. 1.3 Устава КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» Учреждение является некоммерческой организацией, созданной на неопределенный срок для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, иного негативного воздействия, а также по защите и воспроизводству лесов.
Согласно п. 2.2 Устава предметом деятельности Учреждения является охрана лесов от пожаров, защита от вредных организмов, осуществление авиационных и наземных работ по охране и защите лесов, выполнение мероприятий по воспроизводству лесов.
Основными целями деятельности Учреждения являются (п. 2.3 Устава): выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществление отдельных мер пожарной безопасности в лесах; выполнение мероприятий по защите и воспроизводству лесов.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр утверждено Положение об управлении лесами Правительства Хабаровского края, согласно которому Управление лесами Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений (п. 1.1).
Основными задачами Управления являются: реализация государственной политики в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории края в пределах предоставленных полномочий. Осуществление в пределах компетенции края федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений (п. п. 2.1, 2.2).
В соответствии с приложением №9 к приказу Управления лесами Правительства Хабаровского края от 01.02.2018 г. №54П и расчетом к нему, расчетная кратность авиационного патрулирования в пожароопасном сезоне 2018 года, с учетом показателей за пять предыдущих лет составила 1,07. Исходя из класса пожарной опасности по условиям погоды за апрель 2018 год и приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 01.02.2018 г. №54П назначена кратность авиационного патрулирования - 1,60, фактическая кратность авиационного патрулирования в апреле 2018 года составила 1,16, что ниже назначенной 1,60, но выше расчетной кратности 1,07.
Меду тем, в соответствии с пунктом 12 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного Приказом Минприроды России от 15.11.2016 г. N 597 кратность авиационного патрулирования может быть снижена при выпадении осадков на всей или части зоны лесоавиационных работ.
Согласно п. п. 4.1.12, 4.1.13 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза от 22.09.1997 г. №122, в зависимости от конкретной лесопожарной обстановки начальнику авиаотделения предоставляется право изменять время вылета и кратность патрулирования по согласованию с пунктом диспетчерского управления. Если диспетчерское управление работой авиаотделений не введено, решение о необходимости полетов, кратности патрулирования принимает начальник авиаотделения.
При таком положении, учитывая, что истцом доказательств несоблюдения КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» кратности проведения авиационного мониторинга лесов, несоблюдение периодичности проведения авиапатрулирования лесов не представлено, судом принято обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
Доводы апелляционного представления прокурора относительно того, что в материалах дела нет данных о лесопожарной обстановке, сведений об осадках, состоянии погоды (за исключением апреля 2018 г.), о районах авиационной и надземной охраны и защиты лесов, схем и таблиц авиационных патрульных маршрутов на землях Лесного фонда, расположенных на территории Хабаровского края в 2018 году, заявках на полет, отчетов, данных бортовых журналов и т.д. правильности выводов суда первой инстанции не отменяют. Кроме того в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таком положении, прокурор Центрального района г.Хабаровска не был лишен возможности представить недостающие, по его мнению доказательства, как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции.
Ссылка истца на факты, установленные решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 20.08.2018г. по делу по административному иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к КГСАУ «ДВ авиабаза» о признании незаконным бездействия несостоятельна, поскольку данное решение апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда от 23.11.2018г. отменено, исковое заявление Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора оставлено без рассмотрения.
Фактически доводы апелляционного представления сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют позицию стороны истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 19 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Центрального района г.Хабаровска - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.С.Жельнио
Судьи: Т.В.Флюг
И.Н.Овсянникова