УИД: 23RS0003-01-2023-002173-39
2-1819/2023
Судья: Топорцова Е.Н. Дело № 33-36027/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2023 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Доровских Л.И.,
судей: Кудинова А.В., Тарасенко И.В.,
по докладу судьи Тарасенко И.В.,
при участии прокурора Бурлевой Е.В.,
при ведении протокола
судебного заседания помощником судьи Фоменко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юго-Западной транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации, к ...........2 о взыскании денежных средств в счет возмещения ущерба,
поступившее с апелляционной жалобой ...........2 на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 23 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Тарасенко И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Юго-Западной транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к ...........2 о взыскании денежных средств в счет возмещения ущерба.
Обжалуемым решением Анапского городского суда Краснодарского края от 23 мая 2023 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ...........2 полагает решение Анапского городского суда Краснодарского края от 23 мая 2023 года незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Просит обжалуемое решение суда отменить и принять по настоящему гражданскому делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в виду пропуска срока исковой давности.
В представленных письменных возражениях прокурор Юго-Западной транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры полагает решение Анапского городского суда Краснодарского края от 23 мая 2023 года законным, обоснованным и неподлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В силу ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; 3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части; 4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, заслушав пояснения представителя ...........2 по ордеру адвоката ...........7, поддержавшего доводы апелляционной жалобы в полном объёме, заслушав заключение прокурора ...........8, полагавшей решение Анапского городского суда Краснодарского края от 23 мая 2023 года законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 ГПК, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу ч. 1 ст. 56 Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Российская Федерация, выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 1064 ГК РФ, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (действующего на момент перемещения товара через границу Российской Федерации) под незаконным перемещение товаров через таможенную границу понимается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; 5) таможенные сборы.
Согласно п. 1 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при вывозе товаров таможенного союза с таможенной территории.
В соответствии с ч. 2 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
Подпунктом 2 п. 5 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза, установлено, что в случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на основании достоверных сведений при помещении таких товаров под заявленную таможенную процедуру на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего гражданского дела, в производстве отдела дознания Центральной акцизной таможни ФТС России находилось уголовное дело №........, возбужденное 17 ноября 2021 года в отношении ответчика ...........2, по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 194 УК РФ, по факту уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица, совершенное в крупном размере.
Дознанием по уголовному делу было установлено, что 08 декабря 2019 года согласно сделке №........ по передаче права собственности на механическое транспортное средство, гражданин Республики ...........1 передал право собственности на транспортное средство марки «................» модели «................................», идентификационный номер VIN:........, ................ года выпуска, гражданину Российской Федерации ...........11, за ................ долларов США, после чего организовал перевозку данного транспортного средства из Республики ................ в Республику ................ по транзитной декларации .........
Согласно письму Комитета государственных доходов Республики ................ от 15 апреля 2021 года ........, автомобиль марки «................» модели «................», идентификационный номер VIN:........, ................ года выпуска, задекларирован ...........2 в Республике ................ и выпущен в свободное обращение 09 декабря 2019 года.
Размер уплаченных таможенных платежей составил ................ Армянских драм (АМD) из которых: НДС – ................ Армянских драм; таможенная пошлина 10% – ................ Армянских драм; таможенный сбор – ................ Армянских драм; экологический налог 10% – ................ Армянских драм, что по курсу Банка России составляет ................ рублей.
Материалами уголовного дела ........ установлено, что в период до 11 декабря 2019 года ...........2 организовал и осуществил вывоз данного транспортного средства из Республики ................ через территорию Республики ................ для его последующего использования в Российской Федерации. 11 декабря 2019 года указанное транспортное средство ввезено из Республики Армения на территорию Российской Федерации через многосторонний автомобильный пункт пропуска «Верхний Ларс» Северо-Осетинской таможни.
Согласно информации, представленной служебной запиской оперативно-аналитического отдела таможни от 15 ноября 2021 года ........, на портале ФТС России в разделе «Реестр автомобилей, ввезенных из Республики ................ и выпущенных в свободное обращение» содержится информация о декларировании автомобиля марки «................» модели «................», идентификационный номер VIN:........, ................ года выпуска в Республике .................
Сведения об осуществлении таможенных операций в отношении вышеуказанного транспортного средств, направленных на выпуск в свободное обращение в соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписан в г. Минске 10 октября 2014 года, на территории Евразийского экономического союза, отсутствуют.
Также установлено, что ...........2 при приобретении вышеуказанного автомобиля, а также декларировании данного транспортного средства в таможенных органах Республики Армения, пользования и владения статусом лица, постоянно проживающего на территории Республики Армении, не обладал и не являлся гражданином Республики Армения.
Срок давности привлечения к уголовной ответственности за совершение ...........2 преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 194 УК РФ по факту перемещения 11 декабря 2019 года транспортного средства марки «................» модели «................», идентификационный номер VIN:........, ................ года выпуска в Республике ................, на территорию Российской Федерации через многосторонний автомобильный пункт пропуска «................ таможни истек 12 декабря 2021 года, уголовное дело ........ по данному прекращено в виду данного обстоятельства.
Как установлено судом, материалами уголовного дела, письмом УВМ ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 08 апреля 2021 года ........дсп (вх. ЦАТ от 14 апреля 2021 года ........дсп) подтверждается, что ...........2 11 декабря 2019 года осуществил перемещение через пункт пропуска МАПП ................ таможни транспортного средства для личного пользования транспортное средство «................» модели «................», идентификационный номер VIN:........, ................ года выпуска, государственный регистрационный знак Республики .........................
На основании статей 336, 340 ТК ЕАЭС гражданину ...........2 по адресам государственной регистрации по месту жительства: ............, и по адресу местопребывания: ............, письмами ЦАТ от 01 июля 2022 года ........ и ........ были направлены требования о представлении в течение 10 календарных дней документов и сведений при камеральной таможенной проверке. Однако данные требования ЦАТ ответчиком не получены и возвращены отправителю.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 3 ст. 239 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», данные требования считаются полученными гражданином ...........2 на шестой рабочий день со дня направления заказных писем ЦАТ то есть 12 июля 2022 года.
Ответы на требования ЦАТ, направленные указанными письмами в таможенный орган не поступили. Таким образом, документы и сведения, запрошенные в требовании ЦАТ, ...........2 в установленный срок в таможню не представлены.
В ходе проведения проверочных и оперативно-розыскных мероприятий, письмом Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России от 06 мая 2021 года ........ в ЦАТ были направлены поступившие во исполнение международного запроса копия письма Комитета государственных доходов Республики ................ от 15 апреля 2021 года ........ с предлагающимися материалами.
В соответствии с вышеуказанными материалами транспортное средство марки «................» модели «................», идентификационный номер VIN:........, ................ года выпуска, государственный регистрационный знак Республики ........................, было приобретено ...........2 у гражданина Республики ...........................12, что подтверждается документом сделки ........ от 08 декабря 2019 года.
Согласно транзитной декларации ........ получателем товара в Республике ................ являлся ответчик ...........2
Таможенное декларирование вышеуказанного транспортного средства в Республике ................ было осуществлено ...........2 09 декабря 2019 года по таможенной декларации ......... Автомобиль был классифицирован в товарной подсубпозиции 8703 24 909 30 ТН ВЭД – «бывшие в эксплуатации автомобили с двигателем внутреннего сгорания с возвратно-поступательным движением с рабочим объемом двигателя более 3000 куб. см., с момента выпуска которых прошло более 7 лет». Сумма уплаченных при совершении таможенных операций в Республике ................ таможенных пошлин и налогов составила ................ Армянских драм, в том числе: таможенная пошлина по ставке 10% от таможенной стоимости товара в размере ................ Армянских драм; налог на добавленную стоимость в размере ................ Армянских драм; таможенные сборы в размере ................ Армянских драм; экологический налог по ставке 20% от таможенной стоимости товара в размере ................ Армянских драм.
Указанное выше транспортное средство было застраховано на территории Республики ................ компанией «НаириИншуранс» на период с 08 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года и вывезено в Республику ................ через пункт пропуска «................» 11 декабря 2019 года. Водителем являлся ...........2
Согласно информации Паспортно-визового управления полиции Республики ................, документов об учете или регистрации ...........2 в базе госрегистра населения Республики ................ не имеется.
В соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о присоединении) Республика Армения присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС), а также другим международным договорам, входящим в право ЕАЭС, с 01 января 2015 года (дата подписания – 10 октября 2014 года).
Пункт 30 Условий и переходных положений (приложение № 3 к Договору о присоединении) устанавливает, что ставки таможенных пошлин, налогов, установленные таблицей 2 приложения №2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее – Решение Совета ЕЭК), не применяются в Республике Армения в отношении транспортных средств для личного пользования до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом (далее – ЕТТ) ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2014 года №113 Республика Армения применяет ставки ввозных таможенных пошлин, установленные ЕТТ ЕАЭС в отношении моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС, с 01 января 2020 года.
До начала применения Республикой Армения в отношении автомобилей ставок таможенных пошлин, налогов, установленных таблицей 2 приложения №2 к Решению Совета ЕЭК, таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей уплачивались в соответствии с законодательством Республики Армения.
Товары ЕАЭС могут свободно перемещаться по всей таможенной территории ЕАЭС. Таможенные операции в отношении товаров ЕАЭС, перемещаемых с территории одного государства – члена ЕАЭС территорию другого государства – члена ЕАЭС, таможенными органами не совершаются.
На основании пункта 31 Условий и переходных положений (приложение №3 к Договору о присоединении) в случае помещения легкового автомобиля, ввезенного из третьих стран, на территории Республики Армения под таможенный режим ввоза для свободного обращения, таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпуска в свободное обращение в качестве товара для личного пользования после даты подписания Договора о присоединении (то есть после 10 октября 2014 года), такой автомобиль признается в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации иностранным товаром: - до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов подлежащих уплате по ставкам, установленным таблицей 2 приложения № 2 к Решению Совета ЕЭК; до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС (то есть, до 01 января 2023 года).
Согласно письму Комитета государственных доходов Республики Армения от 15 апреля 2021 года ........, транспортное средство марки «................» модели «................», идентификационный номер VIN:........, ................ года выпуска, статусом товара Евразийского экономического союза на момент отправления данного письма не обладало.
На основании письма Страхового акционерного общества «ВСК» (САО «ВСК») от 26 января 2021 года ...................2 17 декабря 2019 года заключил договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства МММ ........ с представлением свидетельства о государственной регистрации серии Р6 ........ от 09 декабря 2019 года в отношении автомобиля марки «................» модели «................», идентификационный номер VIN:........, ................ года выпуска, государственный регистрационный знак Республики ........................, где ответчик указан в страховом полисе как собственник автомобиля и единственное лицо, допущенное к управлению данным транспортным средством. Срок использования транспортного средства согласно страховому полису с 17 декабря 2019 года по 16 декабря 2020 года.
На основании полученных в ходе проверочных сведений из базы данных АС «Авто-Транспорт» вышеуказанное транспортное средство не декларировалось таможенным органам Российской Федерации с целью выпуска в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации и получения статуса товара ЕАЭС.
Таким образом, условия ввоза, нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС ввезенного транспортного средства, установленные правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, судом первой инстанции установлено, что ...........2 нарушены в части несоблюдения положений Условий и переходных положений (приложение № 3 к Договору о присоединении) и приложения №3 «Перечень случаев и условий ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов» к Решению Совета ЕЭК.
Ввезенное ...........2 вышеуказанное транспортное средство не является товаром ЕАЭС и подлежит таможенному декларированию с уплатой таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в Решении Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 года №107.
Положениями пунктов 32 и 34 Условий и переходных положений (приложение №3 к Договору о присоединении) установлено, что уплата таможенных платежей в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов и сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в Решении Совета ЕЭК, производится в бюджет Республики Армения до ввоза автомобилей на территории других государств – членов ЕАЭС.
В случае, если такая разница сумм платежей не уплачена в бюджет Республики Армения, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании автомобилей в бюджет того государства члена ЕАЭС, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, в которое прибыли такие автомобили, а в данном случае таким государством является Российская Федерация.
В отношении указанных автомобилей на основании пункта 33 Условий и переходных положений (приложение № 3 к Договору о присоединении) при их ввозе на территории других государств – членов ЕАЭС проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей – совершаются таможенные операции в порядке, установленном ТК ЕАЭС, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС, с учетом пунктов 34 и 35 данных Условий и переходных положений.
Согласно заключению специалиста Центрального экспертнокриминалистического таможенного управления ФТС России от 10 июня 2021 года ........, представленный на исследование товар является транспортным средством, рыночная стоимость которого по состоянию на 11 декабря 2019 года составляет ................ рублей. Данный размер стоимости подтвержден служебной запиской отдела контроля таможенной стоимости ЦАТ от 09 августа 2021 года .........
Согласно расчету, произведенному отделом таможенных платежей ЦАТ, сумма таможенных платежей, подлежащих уплате за транспортное средство марки «................» модели «................», идентификационный номер VIN:........, ................ года выпуска в качестве разницы между уплаченной суммой таможенных платежей в Республике ................ и суммой, подлежащей уплате в соответствии с таблицей 2 приложения №2 к Решению Совета ЕЭК составила на дату перемещения автомобиля (11 декабря 2019 года) ................ рублей, что в свою очередь послужило поводом для направления Центральным таможенным управлением уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
В соответствии с ч. 15 ст. 73 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом: расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам (ч. 2 ст. 74 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 73 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В соответствии с ч. 15 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Общие требования к содержанию уведомлений установлены ч. 2 ст. 73 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Форма, формат и структура уведомления (уточнения к уведомлению) и порядок его заполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней утверждена приказом ФТС России от 30 октября 2018 года №1752.
Уведомление (уточнение к уведомлению) составляется в виде электронного документа или на бумажном носителе (ч. 21 ст. 73 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»):
на бумажном носителе – может быть вручено таможенным органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку или направлено по почте заказным письмом (ч. 22 ст. 73 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
в виде электронного документа – днем его получения считается день, установленный ч. 3 ст. 282 Федерального закона, то есть день, следующий за днем его направления (ч. 24 ст. 73 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с приказом ФТС России от 24 декабря 2018 года №2095 «Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней» (далее – Приказ № 2095) с 03 сентября 2021 года.
Центральное таможенное управление определено таможенным органом, уполномоченным на взыскание задолженности по таможенным платежам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, процентам и пеням.
В связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей, исчисленных в расчете таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа от 29 ноября 2022 года №/Ф-00010, на основании ст. 73 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Центральным таможенным управление в адрес ответчика ...........2 направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 30 ноября 2022 года №/........ (далее – Уведомление) на общую сумму ................ рублей (таможенные платежи – ................ рублей, пени – ................ рублей).
Уведомления Центрального таможенного управления были направлены в адрес ...........2 письмом Центрального таможенного управления от 02 декабря 2021 года №79-11/36894 «О направлении уведомлений». Указанное письмо возвращено отправителю без вручения по иным обстоятельствам.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В силу п. 1 ст. 34 НК РФ (далее – НК РФ), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза (ныне – ЕАЭС) в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ЕАЭС) и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, а также иные товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС (статья 51 ТК ЕАЭС).
Согласно п. 3 ст. 55 ТК ЕАЭС, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, – субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 55 ТК ЕАЭС, и случаев, установленных законодательством государств-членов.
Согласно п. 1 ч. 8 ст. 71 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное ст. 73 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 126 ТК ЕАЭС, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Срок добровольной уплаты по Уведомлению истек 10 января 2023 года и по истечении срока для добровольного погашения задолженности по уплате таможенных платежей, предусмотренных ч. 19 ст. 73 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уведомление исполнено не было, доказательств обратного ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 72 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин у лица, осуществлявшего временный ввоз возникает обязанность по уплате пеней.
Согласно ч. 3 ст. 72 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В силу ч. 10 ст. 72 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ставка пени принимается равной одной трехсот шестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено ч. 11 ст. 72 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При этом из содержания п. 3 ч. 13 ст. 72 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», следует, что таможенный орган начисляет пени на сумму таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок исполнения обязанности по уплате которых был нарушен при формировании уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней - в таком уведомлении (уточнении к уведомлению).
На основании ч. 4 ст. 71 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер взыскания, установленных Федеральным законом, такое взыскание не было произведено.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 41 Постановления Пленума от 26 ноября 2019 года №49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», взыскание таможенных платежей, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, обращение взыскания на товары, в отношении которых физическими лицами таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени не уплачены и которые не переданы таможенным органам в качестве предмета залога, производятся в судебном порядке за исключением случаев, установленных частями 10 и II статьи 76 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 5 ст. 71, ч. 6 и 10 ст. 79 Федерального закона Российской Федерации от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что имеются законные основания для начисления пеней в связи с несвоевременной уплатой таможенных платежей в размере ................ рублей, то есть на 17 мая 2023 года, что подтверждается соответствующим расчетом и представленными в материалах дела доказательствами.
Судом апелляционной инстанции проверен предоставленный истцом в материалы дела расчет задолженности, который являются верными и подлежат применению судом, контррасчёт ответчиком не предоставлен.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами подтвержден факт причинения Российской Федерации ущерба в виде неуплаты необходимых таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что в период до 11 декабря 2019 года ...........2 организовал и осуществил вывоз транспортного средства из Республики Армения через территорию Республики ...........1 для его последующего использования в Российской Федерации и 11 декабря 2019 года указанное транспортное средство ввезено из Республики ................ на территорию Российской Федерации через многосторонний автомобильный пункт пропуска «................» ................ таможни.
Согласно информации, представленной служебной запиской оперативно-аналитического отдела таможни от 15 ноября 2021 года ........, на портале ФТС России в разделе «Реестр автомобилей, ввезенных из Республики ................ и выпущенных в свободное обращение» содержится информация о декларировании автомобиля марки «................» модели «................», идентификационный номер VIN:........, ................ года выпуска в Республике .................
Срок добровольной уплаты по уведомлению истек 10 января 2023 года.
Настоящее исковое заявление поступило в адрес суда первой инстанции 11 апреля 2023 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции городского суда.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истцом подано исковое заявление в суд в течении трех летнего срока, то есть в пределах срока исковой давности.
В силу ч. 1 ст. 88, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела
Согласно ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Судом первой инстанции правильно разрешен вопрос взыскании с ...........2 государственной пошлины в доход государства в размере ................ рублей, поскольку в силу п. 9 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Обжалуемым решением Анапского городского суда Краснодарского края от 23 мая 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Суд своим решением постановил: взыскать с ...........2 в пользу Российской Федерации денежные средства в размере ................ рублей в счёт возмещения ущерба.
Взыскать с ...........2 в пользу Центрального таможенного управления ФТС России пеня в размере ................ рублей.
Взыскать с ...........2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере ................ рублей.
Так, разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования прокурора Юго-Западной транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действиями ...........2 причинен Российской Федерации ущерб в виде неуплаты необходимых таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу.
В досудебном порядке настоящий спор не урегулирован по причине незаинтересованности должника в урегулировании данного спора. Доказательств обратного материалы настоящего гражданского дела не содержат, ответчиком не представлено.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений закона в системном их толковании применительно к данному правоотношению, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном установлении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для настоящего гражданского дела, являются несостоятельными и опровергаются материалами настоящего гражданского дела.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске срока исковой давности являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, не подтверждают нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного решения.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, учитывая, что существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Анапского городского суда Краснодарского края от 23 мая 2023 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 23 мая 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ...........2 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть оспорено в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев.
Мотивированное апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда в окончательной форме изготовлено 27 октября 2023 года.
Председательствующий: Доровских Л.И.
Судьи: Тарасенко И.В.
Кудинов А.В.