ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3606/2021 от 27.04.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело №33-58/2022 Судья Савин Н.Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 апреля 2022 года г.Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Алдошиной В.В.,

судей Калининой М.С., Алексеевой Т.В.,

при секретаре Заплатниковой Я.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Геча Е.Д. на решение Ясногорского районного суда Тульской области от 18 февраля 2021 года по иску АО «ТНС энерго Тула» к Геча Е.Д. о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, пени и расходов, связанных с ограничением режима потребления электроэнергии.

Заслушав доклад судьи Калининой М.С., судебная коллегия

установила:

АО «ТНС энерго Тула» обратилось в суд с исковым заявлением к Геча Е.Д. о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, пени, расходов, связанных с ограничением режима потребления электроэнергии, мотивируя свои требования тем, что Геча Е.Д. обратилась в АО «ТНС энерго Тула», как к гарантирующему поставщику, с заявлением о заключении договора на снабжение электрической энергией объекта, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый . 28.11.2016 в адрес Геча Е.Д. был направлен проект договора на снабжение электрической энергией №7669437 от 28.11.2016. Подписанный со своей стороны экземпляр указанного договора Геча Н.Д. в АО «ТНС энерго Тула» не возвращала, направив ответ на письмо от 09.12.2016 г.

Руководствуясь п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997, п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 №30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», истец полагал, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что отношения по поставке электрической энергии на объект электроснабжения должника рассматриваются как договорные.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей определены точка поставки электроэнергии и место исполнения договора. Электроэнергия поставляется для объекта Геча Е.Д., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Со ссылкой на нормы действующего законодательства, указывают, что постройки, сооружения, размещенные на земельном участке, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть использованы только для осуществления деятельности фермерского хозяйства, следовательно, приобретаемый объем электрической энергии не может быть использован на коммунально-бытовые нужды. Лица владеющие, пользующиеся, распоряжающиеся постройками, сооружениями иными зданиями, расположенными на таких земельных участках, могут приобретать электрическую энергию только для осуществления деятельности фермерского хозяйства. Указанные потребители действующим законодательством не отнесены к категории потребителей, которые приравнены к населению.

Полагают, что Геча Е.Д. относится к группе «прочие потребители» и в расчетах с ней должен применяться предельный уровень нерегулируемой цены, рассчитываемый в соответствии с Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1179.

Задолженность по оплате электроэнергии Геча Е.Д. за февраль-июнь 2020 года составляет 186754 рублей 73 копеек. В связи с наличием задолженности в адрес Геча Е.Д. направлено уведомление №20/03-026 от 24.03.2020 о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии с указанием на наличие задолженности по оплате электроэнергии и датами введения ограничения режима потребления электроэнергии.

Поскольку задолженность Геча Е.Д. перед истцом за потребленную электроэнергию погашена не была, в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012, 16.06.2020 было введено полное ограничение режима потребления электроэнергии (акт №23/699 от 16.06.2020 о введении ограничения режима потребления электроэнергии). 30.06.2020 АО «ТНС энерго Тула» абоненту Геча Е.Д. был предъявлен счет №7145/59/03 за отключение электроэнергии и транспортные расходы на общую сумму 5000 рублей. На основании абз.8 ч.2 ст.37 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 №307?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов») Геча Е.Д. ввиду несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии обязана уплатить пени поставщику в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты, размер которой по состоянию на 04.02.2021 составляет 15498 рублей 78 копеек. Истец полагал, что в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Геча Е.Д. в пользу АО «ТНС энерго Тула» также подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.

С учетом изложенного, уточнив в порядке ст.39 ГПК РФ в ходе судебного разбирательства исковые требования, АО «ТНС энерго Тула» просило взыскать с ответчика Геча Е.Д. задолженность по оплате электроэнергии в размере 183754 рублей 73 копеек, задолженность по оплате услуг по введению ограничения режима потребления электроэнергии в размере 5000 рублей, пени за несвоевременную оплату в размере 15498 рублей 78 копеек, судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 5243 рублей.

Представитель истца АО «ТНС энерго Тула» по доверенности Азимова Д.С. в судебном заседании уточненные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик Геча Е.Д. в судебном заседании суда первой инстанции требования АО «ТНС энерго Тула» не признала, просила в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика Геча Е.Д. в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Тужилина А.А. требования АО «ТНС энерго Тула» не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав, что 11.10.2012 между Геча Е.Д. и сетевой организацией ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключен договор №2160-ТП/12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (объем потребления приемлемый для физических лиц). 30.05.2014 между ПО «Тульские электрические сети» и Геча Е.Д. подписаны акты: разграничения границ балансовой принадлежности сторон; разграничения эксплуатационной ответственности сторон; о выполнении технических условий; осмотра (обследования) электроустановок; об осуществлении технологического присоединения. С указанного времени началась подача электроэнергии из точки поставки к энергопринимающему устройству 3-й категории надежности на территории земельного участка.

Полагает, что наличие договорных отношений между сторонами установлено, но ссылка истца на ст. 539 ГК РФ недопустима, поскольку имело место заключение публичного договора с физическим лицом по основаниям ст.540 ГК РФ.

Наличие договора энергоснабжения Геча Е.Д. в силу ч.1 ст.540 ГК РФ не оспаривает, добросовестно несет по нему обязательства по настоящее время, производя оплату за потребленную электроэнергию (п.1 ст.544 ГК РФ), что подтверждается актами сверки, представленными истцом.

Указала, что проект Договора на снабжение электрической энергией №7669437 от 28.11.2016, в силу ч. 3 ст.540 ГК РФ, в 2015 г являлся для Геча ЕД. предложением о заключении нового договора, условия которого сторонами не согласованы по настоящее время, и относился к договору на поставку электроэнергии к энергопринимающим устройствам 1-й категории, что является неприемлемым по техническим условиям электросетевого хозяйства Геча Е.Д., предназначенного для энергопринимающих устройств 3-й категории.

После получения проекта Договора №7669437 от 28.11.2016 года на снабжение электрической энергией, Геча Е.Д. не один раз сообщала второй стороне, что новые условия являются неприемлемыми, однако АО «ТНС энерго Тула» данное обстоятельство игнорировало, незаконно применяя во внутренних расчетах к имеющимся отношениям условия проекта договора № 7669437 от 28.11.2016 года.

В связи с тем, что изменение существенных условий публичного договора с Геча Е.Д. является односторонней инициативой АО «ТНС энерго Тула», а не Геча Е.Д., полагает, что обращаться в суд с иском о понуждении заключения договора на иных условиях должно АО «ТНС энерго Тула», так как Геча Е.Д. находилась и находится в договорных отношениях в рамках публичного договора (абз. 2 п. 1 ст. 540 ГК РФ), что истцом в исковом заявлении не отрицается. Вопрос о понуждении Геча Е.Д. заключить Договор №7669437 от 28.11.2016 года в установленном законом порядке, по настоящее время не решен, в связи с чем действие публичного договора не прекращено по настоящее время.

Указала, что Геча Е.Д. является физическим лицом, не осуществляет коммерческую деятельность, потребление электроэнергии происходит исключительно для бытовых нужд, что истцом не опровергается, к Геча Е.Д. применима группа «Население», где начисление потребленной электроэнергии производится по регулируемым тарифам к энергоустановкам 3-й категории надежности.

Представитель третьего лица ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (03.08.2021 переименовано в ПАО «Россети Центр и Приволжье») в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Решением Ясногорского районного суда Тульской области от 18.02.2021 исковые требования АО «ТНС энерго Тула» к Геча Е.Д. о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, пени и расходов, связанных с ограничением режима потребления электроэнергии удовлетворены частично. Судом постановлено: взыскать с Геча Е.Д. в пользу АО «ТНС энерго Тула» задолженность по оплате электроэнергии в размере 183754 рублей 73 копеек, пени за несвоевременную оплату по состоянию на 04.02.2021 года в размере 15498 рублей 78 копеек, судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 5185 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований АО «ТНС энерго Тула» отказано.

В апелляционной жалобе Геча Е.Д., не соглашаясь с примененной истцом к расчетам за потребленную электроэнергию тарифной группой «прочие потребители», просит решение суда отменить в части взыскания задолженности за оплату электроэнергии в размере 183754 руб. 73 коп., пени за несвоевременную оплату по состоянию на 04.02.2021 в размере 15498 руб. 78 коп., расходов по уплате государственной пошлины в размере 5185 руб., вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований АО «ТНС энерго Тула».

В возражениях на апелляционную жалобу АО «ТНС энерго Тула» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Геча Е.Д. без удовлетворения.

В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, выслушав пояснения представителя истца АО «ТНС энерго Тула» по доверенности Огурцовой В.Б., ответчика Геча Е.Д. и её представителя в порядке части 6 статьи 53 ГПК РФ Тужилиной А.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Геча Е.Д. на основании договора купли-продажи от 15.01.2011г. № 90 является собственником земельного участка (доля в праве 99/100), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: примерно в 1750 м по направлению на север от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> кадастровый .

11.10.2012 на основании заявления Геча Е.Д. о заключении договора на снабжение электрической энергией объекта, расположенного по указанному выше адресу, между Геча Е.Д. и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (сетевой организацией) заключен договор №2160-ТП/12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). К названному договору Геча Е.Д. выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям, являющиеся неотъемлемым приложением к договору.

Договор на технологическое присоединение и выданные технические условия выполнены, о чем 12.11.2014 составлены соответствующие акты, а именно: акт о выполнении технических условий, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт осмотра (обследования) электроустановок, акт допуска измерительного прибора электрической энергии (марки Меркурий 230 АМ-01, заводской номер 20305854), акт проверки электрической мощности, присоединенной к сети ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго».

Актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон и актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон №14-6177 от 12.11.2014, подписанными сторонами договора: ОАО «МРСК «Центра и Приволжья» и Геча Е.Д., определены границы эксплуатационной ответственности сторон. Точка присоединения – строящаяся бытовка, граница балансовой принадлежности установлена на контактах присоединения изоляторов опоры ВЛ 10кВ №9 ПС 27 Иваньково РП 55 «Климовское» ф.Климовское КТП 5624-Славное-3 ВЛИ-0,4 кВ Л1 опора №5/16.

На основании приказа Минэнерго России от 23.12.2013 №911 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика», ОАО «Тульская энергосбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» с 01.01.2014 г.

30.06.2015, в связи с принятием Устава в новой редакции, ОАО «Тульская энергосбытовая компания» было переименовано в АО «ТНС энерго Тула».

АО «ТНС энерго Тула» приняло абонентов от предыдущего гарантирующего поставщика с 01.01.2014 в порядке, предусмотренном п.п.15,16 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», лицевые счета были переданы в том состоянии, в котором они находились на 31.12.2013 г.

Факт подачи и потребления в спорный период электроэнергии на объекте по адресу: примерно в 1750 м по направлению на север от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> Геча Е.Д. не отрицался.

28.11.2016 АО «ТНС энерго Тула» в адрес Геча Е.Д. направлено письмо (оферта) с предложением подписать договор на снабжение электрической энергией №7669437 от 28.11.2016, приложен проект договора в 2-х экземплярах, подписанный гарантирующим поставщиком.

Названный выше договор Геча Е.Д. не подписала.

13.12.2016 от Геча Е.Д. в АО «ТНС энерго Тула» поступило заявление об открытии лицевого счета для оплаты снабжения электрической энергии объекта - строящаяся хозяйственная постройка, с осуществленным 12.11.2014 на основании договора №2160-ТП/12 от 11.10.2012 технологическим присоединением к электрическим сетям, и согласно действующему Договору на снабжение электрической энергией.

16.12.2016 АО «ТНС энерго Тула» в адрес Геча Е.Д. направлено письмо со ссылками на нормы действующего законодательства о невозможности применения для лиц, приобретающих электрическую энергию для объектов, расположенных на землях для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, к каковым последняя относится, тарифной группы «население»; принадлежащий Геча Е.Д. на праве собственности земельный участок может быть использован только для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, следовательно, приобретаемый объем электрической энергии не может быть использован на коммунально-бытовые нужды, в связи с чем, у акционерного общества «ТНС энерго Тула» имеются правовые основания для отнесения потребителя Геча Е.Д. к группе «прочие потребители» и применения в расчетах свободной нерегулируемой цены. В письме также указано на направление 28.11.2016г. в адрес Геча Е.Д. оферты договора на снабжение электрической энергией, содержится просьба ее акцептировать с направлением одного экземпляра договора в адрес АО «ТНС энерго Тула»; сообщено о необходимости оплаты электроэнергии по договору №7669437 от 28.11.2016, указаны реквизиты для оплаты.

Ввиду наличия разногласий сторон относительно подлежащего применению тарифа, договор №7669437 от 28.11.2016 между ОАО «Тульская энергосбытовая компания» и Геча Е.Д. подписан не был.

Истцом ко взысканию с Геча Е.Д. предъявлена задолженность по оплате электроэнергии за февраль, апрель, май, июнь 2020г. расчет которой произведен с учетом предельного уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию, с чем ответчик не согласилась.

Разрешая возникший между сторонами спор и частично удовлетворяя требования АО «ТНС энерго Тула», суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями: Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1179, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Основные положения), установив наличие фактически договорных отношений между истцом и ответчиком по электроснабжению построек, не зарегистрированных (не узаконенных) в установленном законом порядке, поставка электроэнергии к которым Геча Е.Д. не отрицалась, расположенных на земельном участке ответчика, расположенном на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйств, что предполагает использование построек только для осуществления деятельности фермерского хозяйства, в связи с чем приобретаемый ответчиком объем электрической энергии не может быть использован на коммунально-бытовые нужды, а Геча Е.Д. не может быть отнесена к тарифной группе потребителей «население», суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности расчета образовавшейся у Геча Е.Д. перед истцом задолженности по свободным (нерегулируемым) ценам, формируемым по ценовым категориям, в соответствии с Основными положениями и Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1179.

Выводы суда в этой части подробны, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы Геча Е.Д., поддержанные в суде апелляционной инстанции, относительно необоснованности расчета образовавшейся задолженности по нерегулируемым ценам, необоснованном не применении при расчете тарифов для населения, основаны на неверном толковании и понимании норм действующего законодательства, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и не опровергают правильности сделанных им выводов.

В соответствии с предусмотренным подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса принципом земельного законодательства правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 30.06.2011 N 13-П; определения от 24.12.2013 N 2153-О, от 24.03.2015 N 671-О, от 23.06.2015 N 1453-О, от 28.02.2017 N 443-О, от 28.09.2017 N 1919-О, от 27.09.2018 N 2347-О и др.), данный принцип призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли, каковым целям служат также положения Земельного кодекса (пункт 2 статьи 7 и абзац второй статьи 42) и Гражданского кодекса (пункт 2 статьи 260), возлагающие на собственников земельных участков, включая земли населенных пунктов, обязанность использовать их в соответствии с установленным для них целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Так в силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ (далее – ЗК РФ).

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.

В силу п.1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

В соответствии с пунктом 2 статьи 257 ГК РФ, в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

Таким образом, вышеприведенные положения Федерального закона от 11 июня 2003г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации не содержат указания о возможности строительства жилых домов на землях крестьянского (фермерского) хозяйства, а находящиеся там постройки, сооружения могут быть использованы только для осуществления деятельности фермерского хозяйства, следовательно, приобретаемый объем электрической энергии не может быть использован на коммунально-бытовые нужды.

Как следует из ст.7 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, с 1 января 2011 г. продажа электрической энергии (мощности) каждым субъектом оптового рынка - поставщиком электрической энергии (мощности) осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам, за исключением случаев, для которых настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

На основании ст. 40 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков исходя из цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.

Указанные гарантирующие поставщики определяют нерегулируемые цены на электрическую энергию (мощность) и их предельные уровни и доводят их до сведения потребителей в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков.

Как следует из Приложения №1 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 №1172 Тульская область относится к ценовой зоне.

На основании п. 86 Основных положений, предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (далее - предельные уровни нерегулируемых цен) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по следующим шести ценовым категориям.

В расчетах с Геча Е.Д. подлежит применению первая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период.

В соответствии с пунктом 87 Основных положений N 442 гарантирующие поставщики рассчитывают значения предельных уровней нерегулируемых цен с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 96 настоящего документа, по формулам расчета предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и их составляющих согласно Правилам определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1179.

Нерегулируемые цены (ставки нерегулируемых цен) применяются к объемам покупки электрической энергии (мощности) потребителем (покупателем) у гарантирующего поставщика, из которых исключены фактические объемы покупки в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей (далее - объемы покупки по нерегулируемой цене).

Согласно п. 88 Основных положений предельный уровень нерегулируемых цен для первой ценовой категории гарантирующим поставщиком рассчитывается в соответствии со следующей структурой: средневзвешенная нерегулируемая цена; тариф на услуги по передаче с учетом нормативов технологических потерь; сбытовая надбавка; плата за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, определяемая гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 101 настоящего документа.

В силу п. 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее – Основы ценообразования), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.

В соответствии с п.67 Основ ценообразования, перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении N 1.

Согласно названному перечню (Приложение N 1 к Основам ценообразования) к категории потребителей, приравненных к населению (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды), относятся:

1. Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.

2. Садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

3. Юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.

4. Юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии.

5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.

6.Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.

7. Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи).

Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы), приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.

Таким образом лица, приобретающие электрическую энергию для осуществления деятельности фермерского хозяйства, в данном перечне не поименованы, а потому, как правильно указал истец, не могут быть отнесены к категории потребителей, которые приравнены к населению.

Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 19.12.2019 г. №46/2 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тульской области на 2020 г.» утверждены тарифы для населения и приравненных к нему категорий на 2020 г., в котором отсутствует указание на применение тарифа для населения и приравненных к нему категорий для собственников земель с целевым использованием «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства».

Исходя из фактически установленных по делу обстоятельств и приведенных выше положений действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о невозможности применения в расчетах с Геча Е.Д. тарифа для населения и приравненных к населению потребителей, произведя его с применением предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории.

Само по себе наличие на принадлежащем Геча Е.Д. земельном участке, имеющем категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйств, неузаконенных в установленном порядке построек, которые, как утверждает ответчик, используются ею исключительно для бытовых нужд, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства на правильность постановленного решения не влияет.

Изложенные Геча Е.Д. в суде первой инстанции доводы относительно того, что подписание 11.10.2012 г. между Геча Е.Д и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» договора об осуществлении технологического присоединения к сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) с выдачей соответствующих технических условий, которые в 2014 г. были исполнены, свидетельствует о заключении публичного договора с физическим лицом в соответствии со ст.540 ГК РФ обоснованно отклонены судом.

С учетом того, что находящиеся на принадлежащем ответчика земельном участке (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства) постройки, сооружения могут быть использованы только для осуществления деятельности фермерского хозяйства, приобретаемый ею объем электрической энергии не может быть использован на коммунально-бытовые нужды, оснований полагать, что фактическое подключение Геча Е.Д. к присоединенной сети свидетельствует о заключении между ней и АО «ТНС энерго Тула» публичного договора энергоснабжения в силу ст. 540 ГК РФ как с абонентом -гражданином, использующим энергию для бытового потребления, не имеется.

Само по себе заключение между Геча Е.Д. и ОАО «МРСК Центра и Приволжья», являющимся сетевой организацией, договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №2160-ТП/12 от 11.10.2012 (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), не может является основанием для применения к ответчику тарифа «население» при расчетах за потребленную электрическую энергию.

В договорных отношениях по технологическому присоединению своих энергопринимающих устройств Геча Е.Д. состоит с сетевой организацией, при этом истец - АО «ТНС энерго Тула», будучи гарантирующим поставщиком, стороной вышеуказанного договора не является, однако именно он в силу Основных положений № 442 осуществляет расчет предельных уровней нерегулируемых цен.

АО «ТНС энерго Тула», являясь гарантирующим поставщиком, осуществляет продажу электрической энергии ответчику Геча Е.Д., а потому стороной договора энергоснабжения сетевая организация не является, и ей не может быть предоставлено право относить потребителей электрической энергии к той или иной тарифной группе.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Осуществление абонентом однократного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности не исключает того, что абонент в дальнейшем может использовать электрическую энергию в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и в этом случае расчеты с ним за потребленную электрическую энергию должны проводится по тарифам соответствующей группы.

Действующим законодательством не предусмотрено прямой зависимости применения тарифа за отпущенную электрическую энергию потребителю от типа его технологического присоединения.

Соглашаясь с применением при расчетах с Геча Е.Д. нерегулируемых цен, суд апелляционной инстанции не может огласиться с произведенным истцом расчетом в части объема потребления, с которым согласился суд первой инстанции, поскольку данный расчет произведен исходя из показаний прибора учета ответчика, передаваемых в АО «ТНС энерго Тула» сетевой организацией - ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (в настоящее время - ПАО «Россети Центр и Приволжья»), правильность которых надлежащими доказательствами по делу не подтверждена.

В суде первой и апелляционной инстанции ответчик Геча Е.Д. указывала на то, что регулярно передавала показания прибора учета гарантирующему поставщику, однако производила оплату электроэнергии по тарифу для населения.

В материалы дела Геча Е.Д. представлены квитанции об оплате электроэнергии за спорный период: февраль, апрель, май, июнь 2020г., из которых усматривается, что с учетом абз. 2 п.161 Основных положений N 442 (в редакции, действующий в спорный период) показания прибора учета гарантирующему поставщику - АО «ТНС энерго Тула» ею передавались. Данный факт представителем АО «ТНС энерго Тула» не оспаривался.

Согласно информационному расчету, истребованному судом апелляционной инстанции у АО «ТНС энерго Тула», с учетом передаваемых Геча Е.Д. показаний приборов учета за спорный период задолженность ответчика с применением при расчете нерегулируемых цен составила 16052,56 руб. (том 3, л.д. 174), с чем судебная коллегия соглашается и полагает возможным решение суда изменить, взыскав с Геча Е.Д. в пользу АО «ТНС энерго Тула» задолженность по оплате электроэнергии за февраль, апрель, май, июнь 2020 г. в сумме 16 052 руб. 56 коп. С данным расчетом ответчик не согласилась только в части применения нерегулируемых цен, полагая, что подлежит применению тариф «население», оценка чему дана выше. Возражений по объему потребленного ресурса со стороны ответчика не представлено.

В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате потребленной электроэнергии в спорный период, истцом заявлено о взыскании неустойки в порядке абз. 8 п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

В соответствии с представленным истцом по каждому месяцу информационному расчету неустойки, ее размер по состоянию на 04.02.2021 составляет 1572 руб. 17 коп. (том 3, л.д. 175).

Вышеуказанный расчет истцом выполнен арифметически правильно и методологически верно, ответчиком не оспорен.

В связи с изменением решения суда в части суммы задолженности ответчика перед истцом, изменению подлежит и размер подлежащий взысканию с Геча Е.Д. в пользу АО «ТНС энерго Тула» неустойки(пени), который составляет 1572 руб. 17 коп.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции в части размера подлежащей взысканию с Геча Е.Д. в пользу АО «ТНС энерго Тула» задолженности по оплате электроэнергии и пени.

Принимая во внимание размер и период задолженности, судебная коллегия не усматривает оснований в соответствии со ст.333 ГК РФ для снижения пени, поскольку начисленная истцом сумма неустойки соразмерна последствиям нарушения ответчиком обязательств.

Принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции изменен размер удовлетворенных исковых требований, с учетом требований ст.98 ГПК РФ с ответчика Геча Е.Д. в пользу истца подлежат взысканию понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 704 руб. 98 коп., что соответствует требованиям ст.333.19 НК РФ.

Решение суда в части отказа АО «ТНС энерго Тула» в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по оплате услуг по введению ограничения сторонами не обжаловалось, а потому не было предметом проверки суда апелляционной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ясногорского районного суда Тульской области от 18 февраля 2021 г. изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.

Взыскать с Геча Е.Д. в пользу АО «ТНС энерго Тула» задолженность по оплате электроэнергии за февраль, апрель, май, июнь 2020 г. в сумме 16 052 руб. 56 коп., пени по состоянию на 4 февраля 2021 г. в размере 1572 руб. 17 коп., расходы по оплате госпошлины в размере 704 руб. 98 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований АО «ТНС энерго Тула» к Геча Е.Д. отказать.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 6 мая 2022 г.

Председательствующий-

Судьи: