ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3622 от 29.10.2013 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Земцов Н.В. Дело № 33-3622

29 октября 2013 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Орлова А.М.,

судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А.,

при секретаре Воложаниновой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове

29 октября 2013 года

гражданское дело по искуФИО1 ФИО10, действующей в интересах опекаемой ФИО1 ФИО11, к администрации Оричевского района Кировской области о признании действий незаконными и возложении обязанности выплатить незаконно удержанные суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

поступившее по апелляционной жалобе администрации Оричевского района на решение Оричевского районного суда Кировской области от 15 августа 2013 года, которым постановлено:

требования ФИО1 ФИО10 удовлетворить. Признать незаконными действия администрации Оричевского района Кировской области по включению в состав дохода ФИО1 ФИО11, используемого для расчёта субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, денежных эквивалентов скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых ФИО2 как инвалиду <данные изъяты>. Взыскать с администрации Оричевского района Кировской области в пользу ФИО1 ФИО10 невыплаченные суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> копейки.

Заслушав доклад судьи областного суда Маркина В.А., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда,

УСТАНОВИЛА:

ФИО3, действуя в интересах опекаемой недееспособной ФИО2, <дата> года рождения, обратилась в суд с иском к администрации Оричевского района Кировской области о признании незаконными действий по включению в состав дохода ФИО2, используемого для расчёта субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой ФИО2 как инвалиду <данные изъяты>. Просила возложить на ответчика обязанность выплатить удержанные таким образом суммы субсидии (с учетом уточнения) в размере <данные изъяты> копейки. В обоснование указала, что ФИО2 относится к гражданам, которым должна предоставляться и предоставлялась до мая 2013 года субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При этом администрация Оричевского района, рассчитывая размер субсидии, незаконно включала в состав дохода ФИО2 денежный эквивалент льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой ФИО2 как инвалиду <данные изъяты>, тогда как п/пунктом «а» пункта 34 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 (в ред. от 16.03.2013) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предусмотрено исключение такого эквивалента. Отмечает, что ФИО2 не является получателем компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, включение которой в совокупный доход при расчете субсидии предусмотрено статьей 160 ЖК РФ, поскольку не относится к категориям специалистов, поименованным в принятом во исполнение статьи 160 ЖК РФ Законе Кировской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области».

Оричевским районным судом Кировской области постановлено решение от 15 августа 2013 года об удовлетворении заявленных требований.

Администрация Оричевского района не согласна с решением суда, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется мера социальной поддержки в виде скидки не ниже 50-ти процентов на оплату жилого помещения муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг. Постановлением Правительства Кировской области от 14.11.2006 № 74/254 с 01.04.2009 лицам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, установлены формы предоставления указанных мер, в том числе в виде компенсации в размере 50 процентов расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включается в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 ЖК РФ. Полагает, что в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Кировской области ФИО2 с 01.04.2009 не предоставляется скидка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, денежный эквивалент которой действительно не включается в совокупный доход получателя субсидии. Вместо этого ей выплачивается денежная компенсация, которая в соответствии со статьей 160 ЖК РФ учитывается при расчете совокупного дохода семьи.

В письменных возражениях ФИО3 выражает несогласие с доводами, приведенными ответчиком в апелляционной жалобе. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрация Оричевского района по доверенности ФИО4 требования и доводы жалобы поддержала. ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда приходит к следующему.

Установлено, что ФИО1 ФИО11 является инвалидом с детства <данные изъяты> бессрочно, признана недееспособной, опекуном назначена ФИО1 ФИО10.

В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ФИО1 предоставлялась скидка в размере 50 % на оплату жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) ФИО1 также до мая 2013 года предоставлялись субсидии на оплату указанного жилого помещения и коммунальных услуг.

При расчете размера субсидий администрацией Оричевского района в совокупный доход ФИО2, начиная с 1.04.2009 года, включались суммы денежных эквивалентов скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой ФИО2 как инвалиду <данные изъяты> в соответствии с ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Это влияло на размер субсидии, предоставляемых ФИО1 согласно статье 159 ЖК РФ, а с мая 2013 года, на основании такого расчета администрацией было принято решение об отказе в предоставлении субсидии (л.д. 32).

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности данных действий администрации Оричевского района и обязал ответчика выплатить недоначисленную часть субсидий за период с ноября 2010 года по июль 2013 года.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.

Согласно части 7 статьи 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту - Правила).

Согласно подпункту «а» пункта 34 Правил совокупный доход в целях предоставления субсидии исчисляется с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате.

В подпункте «ж» пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512, указаны: денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Таким образом, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи в качестве дохода названы и денежные эквиваленты получаемых льгот и социальных гарантий.

Вместе с тем в целях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг при определении такого дохода сделано исключение и в него не включаются денежные эквиваленты льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

При этом в пункте 25 Правил предусмотрено, что если заявителю и (или) членам его семьи предоставлены льготы или меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при расчете размера субсидии соответствующий размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг умножается на коэффициент, определяемый как соотношение размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом предоставленной скидки к размеру платы без учета скидки.

Заявитель жалобы ссылается на то, что с 1 апреля 2009 года натуральная скидка по оплате жилья и коммунальных услуг ФИО2, как инвалиду, была заменена денежной выплатой, которая должна включаться в совокупный доход в целях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Согласно части 1 статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», введенной в действие с 1 января 2005 года, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В этой же статье указано, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Кировской области от 14.11.2006 года № 74/254 лицам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, установлена форма предоставления вышеназванных мер в виде компенсации в размере 50% расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Этот довод жалобы отклоняется, поскольку то, что натуральная скидка по оплате жилья и коммунальных услуг ФИО2, как инвалиду, была заменена денежной выплатой, не влечет иное применение п/пункта «а» пункта 34 Правил, поскольку от этого правовая природа предоставляемой в соответствии с частью 13 статьи 17 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» льготы и понятия «денежного эквивалента льготы», использованного в Правилах, не изменилась.

Статьей 160 ЖК РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1).

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса (часть 2).

Ссылку в жалобе на данные положения статьи 160 ЖК РФ судебная коллегия отклоняет, поскольку к категориям граждан, указанным в статье 160 ЖК РФ, ФИО2 не относится. В части 13 статьи 17 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» говорится о предоставлении инвалидам скидки в размере 50 % на оплату жилья и коммунальных услуг, а не о компенсации их расходов. Кроме того, как ранее было указано, порядок и условия предоставления этой льготы регламентированы не федеральным законом и не законом субъекта Российской Федерации, а иным нормативно-правовым актом субъекта РФ.

Таким образом, доводами апелляционной жалобы правильность выводов суда по существу спора не опровергнута. Иных доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Оричевского районного суда Кировской области от 15 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: