ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3690/20 от 13.07.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Русинов Д.М.

Дело № 33-3690/2020

УИД 76RS0022-01-2019-001619-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Сеземова А.А.

судей Ваниной Е.Н., Рыбиной Н.С.

при секретаре Никитниковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ваниной Е.Н.

13 июля 2020 года

гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО5 по доверенности ФИО6, апелляционной жалобе АО «Племзавод Ярославка», апелляционному представлению прокурора Ярославского района Ярославской области на решение Заволжского районного суда города Ярославля от 31 января 2020 года, которым постановлено:

«Иск Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области удовлетворить. Иск прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать недействительным договор об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты от 15.03.2017 г., заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, АО «Племзавод Ярославка» и ФИО5.

Взыскать с ФИО5 в пользу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области в счет возврата социальной выплаты денежные средства в сумме 1 562 400 (один миллион пятьсот шестьдесят две тысячи четыреста) рублей.

В остальной части иска прокурора Ярославского района Ярославской области отказать».

По делу установлено:

Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области обратился в суд с иском с учетом уточнения требований к ФИО5, АО «Племзавод «Ярославка» о признании недействительным договора от 15.03.2017 года об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, взыскании с ФИО5 в счет возврата социальной выплаты денежные средства в сумме 1 562 400 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 года № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года». Реализация мероприятий программы осуществлялась в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (Приложение № 3). Порядок и условия предоставления субсидий предусмотрены в Типовом положении на строительство (приобретение) жилья (Приложение № 4). Во исполнение положений законодательства Правительством Ярославской области 17.02.2014 года № 222-п утверждена областная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014-2020 года» и Правила предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Согласно пунктов 34, 35 Типового положения право на получение социальной выплаты имеют молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей) переехавшие в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в котором один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района). Это же условие предусмотрено в п. 1.4 раздела III Правил областной целевой программы. Контрольно-счетной палатой Ярославской области проведена проверка целевого и эффективного использования средств, направленных на реализацию указанной программы, выявлен факт неправомерного включения в списки участников программы в ... муниципальном районе граждан, не соответствующих условиям предоставления социальных выплат в связи с переездом в район из административного центра этого района. В нарушение указанных требований 15.03.2017 года между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, АО «Племзавод Ярославка», ФИО5 заключен трехсторонний договор об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты и предоставлена социальная выплата на строительство жилья в ... муниципальном районе в размере 1 562 400 руб. на четырех человек.

Прокурор Ярославского района Ярославской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с учетом уточнения требований к ФИО5, Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, АО «Племзавод «Ярославка», Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, КУМИ администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании действий Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по включению ФИО5 в сводные списки участников мероприятий – получателей социальных выплат от 28.08.2016 года и от 14.11.2016 года в рамках реализации целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по ... муниципальному району на 2017 год незаконными; признать договор ... от 15.03.2017 года об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты ничтожным; взыскать с Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области неправомерно израсходованные денежные средства в бюджет РФ в размере 548 714 руб. 88 коп., в бюджет Ярославской области в размере 1 013 685 руб. 12 коп.

В обоснование требований указано, что при включении ФИО5 в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат, который переехал с семьей в ... муниципальный район из г. ..., являющегося административным центром этого района не были соблюдены условия целевой программы. Список был направлен КУМИ администрации Ярославского муниципального района в Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, на основании включения ФИО5 в число участников программы между ФИО5, АО «Племзавод Ярославка» и Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области 15.03.2017 года в нарушение требований закона заключен договор и произведено перечисление средств в сумме 1 562 400 руб.

Определением суда от 30.08.2019 года дела по указанным искам соединены в одно производство.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представителя ФИО5 по доверенности ФИО6 ставится вопрос об отмене решения и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе АО «Племзавод Ярославка» ставится вопрос об отмене решения и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к незаконности и необоснованности решения суда.

В апелляционном представлении прокурора Ярославского района ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по включении ФИО5 в списки, принятии в этой части нового решения об удовлетворении требований. Доводы представления сводятся к нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционных жалоб и представления, обсудив их, исследовав материалы дела, заслушав представителя ФИО5 по доверенности ФИО6, ФИО7, представителя администрации Ярославского муниципального района по доверенности ФИО8, поддержавших доводы жалоб, прокурора Каныгину Т.И., поддержавшую доводы представления, возражения представителя Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области по доверенности ФИО9, представителя Контрольно-счетной палаты Ярославской области по доверенности ФИО10, судебная коллегия считает, что апелляционные жалобы и апелляционное представление не содержат оснований для отмены решения суда.

Принимая решение, суд исходил из того, что при переезде ФИО5 из г. ... в сельскую местность в границах ... муниципального района у него не возникло право на получение и использование социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года». Договор с ним не соответствует условиям программы, заключение договора повлекло нецелевое расходование бюджетных средств и нарушение прав неопределенного круга лиц на получение мер социальной поддержки согласно очередности и в установленном порядке, то есть нарушение публичных интересов, поэтому сделка является ничтожной. Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области как сторона сделки и прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц вправе обратиться с заявленными исками. Последствием недействительной сделки должен стать возврат ФИО5 полученного по ней в пользу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области. Доводы об отсутствии оснований для возврата денежных средств в соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ основаны на неправильном толковании закона. Требования прокурора о признании незаконными действий Администрации Ярославского муниципального района по включению ФИО5 в списки сами по себе не относятся к способам защиты гражданских прав, не являются самостоятельными материально-правовыми требованиями, являются основанием иска.

С данными выводами судебная коллегия соглашается, считает их правильными, соответствующими обстоятельствам дела и закону. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно. Установленные по делу обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Материальный закон применен правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Согласно п. 35 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, изложенного в Приложении № 4 Постановления Правительства РФ от 15.07.2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО5 в 2016 году с заявлением о включении в состав участников программы, под молодыми семьями и молодыми специалистами, указанными в пункте 34 настоящего Типового положения, понимались молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности ряду условий, в том числе те, которые переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района).

В п. 1.4 раздела III Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения, изложенных в Приложении № 2 Постановления Правительства ЯО от 17.03.2014 года № 222-п «Об утверждении областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 - 2020 годы в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО5 в 2016 году с заявлением о включении в состав участников программы, так же было предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеют молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности ряду условий, среди которых переезд в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой 1 из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района).

Из выписки из ЕГРН от 23.06.2016 года и выписки из домовой книги от 12.07.2016 года по адресу: <адрес>, следует, что собственником данной двухкомнатной квартиры является ФИО5 на основании договора купли-продажи от 06.07.2012 года, вместе с ним по месту жительства в данном жилом помещении зарегистрированы жена ФИО и дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, регистрация собственника и членов его семьи произведена в 2014 году и в 2013 году (т. 2 л.д. 12, 19).

На основании договора безвозмездного найма комнаты в жилом доме от 01.07.2016 года семья И-вых зарегистрирована по месту пребывания в доме <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности ФИО2, ФИО3 и ФИО4, с 08.07.2016 года на срок до 08.07.2017 года (т. 2 л.д. 10, 14, 18, 24, 31).

Согласно Перечню административно-территориальных единиц, административных центров районов Ярославской области и сельских округов, приведенному в приложении к Закону ЯО от 07.02.2002 года № 12-з «Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения» административным центром Ярославского района является г. Ярославль.

ФИО5 не подпадал под требования к участникам программы, поскольку переехал в ... муниципальный район из административного центра данного района г. ....

Доводы апелляционной жалобы о том, что семья фактически проживала в ... материалами дела не подтверждаются. Выбранным и объявленным местом постоянного жительства семьи согласно указанных документов являлась квартира в г. ..., переезд в сельскую местность на территории ... района был осуществлен из административного центра этого района.

Вопреки доводам жалобы, согласно п. 42 Типового положения, изложенного в приложении № 4 к Федеральной целевой программе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 года № 598, отсутствие оснований на включение в число участников программы исключало возможность заключения договора и предоставления социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности. Иски Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и прокурора Ярославского района Ярославской области не идентичны, заявленные в них требования имеют отличия. Право на предъявление исков в силу п. 3 ст. 166 ГК РФ и ст. 45 ГПК РФ имеют оба указанных лица. Злоупотребления правом в соответствии со ст. 10 ГК РФ в связи с предъявлением двух исков не усматривается.

В п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

Вопреки доводам жалобы суд ссылался не только на нарушение требований законодательства в результате заключения оспариваемого договора, но и нецелевое расходование бюджетных средств, а так же нарушение прав неопределенного круга лиц на получение мер социальной поддержки согласно очередности и в установленном порядке, в связи с чем пришел к правильному выводу о нарушении публичных интересов и ничтожности сделки.

Согласно п.п. 19, 21, 22 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, изложенного в Приложении № 4 Постановления Правительства РФ от 15.07.2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления ФИО5 в 2016 году, гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением документов (п. 19). Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата (п. 21). Орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков, указанных в пункте 21 настоящего Типового положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки. Орган исполнительный власти вправе внести изменения в сводный список, утвержденный на очередной финансовый год, с учетом объема субсидии, предусмотренного бюджету субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год на мероприятия, указанные в пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением N 3 к Программе (п. 22).

В п.п. 4, 6, 7, 8 раздела III Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения, изложенных в Приложении № 2 Постановления Правительства ЯО от 17.03.2014 года № 222-п «Об утверждении областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 - 2020 годы в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления ФИО5 в 2016 году, так же было предусмотрено, что молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявление с приложением документов (п. 4). Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пунктах 3 и 4 данного раздела Правил, достоверность содержащихся в них сведений и формируют списки граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях ОЦП по муниципальному району на очередной финансовый год и плановый период, согласно очередности, предусмотренной подпунктами 1.1 и 1.5 пункта 1 данного раздела Правил. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата в течение 5 календарных дней с момента выявления недостоверной информации. Сформированные органами местного самоуправления указанные списки в срок до 01 сентября текущего финансового года направляются в департамент для формирования сводного списка на очередной финансовый год и на плановый период (п. 6). Департамент на основании представленных органами местного самоуправления списков граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях ОЦП по муниципальному району на очередной финансовый год и плановый период, формирует сводный список участников мероприятий на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с формой, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, бюджетной заявкой и очередностью, предусмотренной подпунктами 1.1 и 1.5 пункта 1 данного раздела Правил (п. 7). Департамент с учетом сведений о размерах субсидий, предусмотренных на мероприятия в федеральном и областном бюджетах на очередной финансовый год, вносит изменения в сводный список участников мероприятий по строительству (приобретению) жилья гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в рамках реализации ОЦП по Ярославской области по форме согласно приложению 4 к Правилам (далее - сводный список) и в срок до 01 декабря текущего финансового года утверждает его. Департамент вносит в сводный список в течение года изменения на основании ходатайств органов местного самоуправления, личного заявления участника мероприятий, документов, подтверждающих данные изменения, и утверждает сводный список в новой редакции. В случае если даты подачи заявлений участников мероприятий совпадают, то в сводный список они включаются в алфавитном порядке. Департамент в течение 5 календарных дней со дня утверждения (изменения) сводного списка уведомляет о принятом решении органы местного самоуправления, которые в течение 10 календарных дней доводят до сведения граждан информацию о включении их в сводный список (п. 8).

Таким образом, прием заявления и документов, их проверка, формирование списка входила в обязанность органа местного самоуправления, орган государственной власти лишь формировал сводный список, а изменения в него по своей инициативе мог вносить только в связи с размером субсидий, предусмотренных на мероприятия в федеральном и областном бюджетах на очередной финансовый год, в остальных случаях - на основании ходатайств органов местного самоуправления. В связи с этим ссылки в жалобах на п. 5 ст. 166 ГК РФ по мотивам недобросовестного поведения Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области несостоятельны. Достоверных и достаточных доказательств в материалах дела того, что Департаменту до заключения оспариваемого договора 15.03.2017 года были известны обстоятельства переезда И-вых в ... район из его административного центра в г. ..., но не смотря на это, он заключил и исполнял сделку, не имеется.

На основании пп. 3, 4 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пп. 3); денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности (пп. 4).

По условиям целевой программы и договора от 15.03.2017 года Департамент перечислил социальную выплату на возмещение части затрат на строительство жилья.

Неосновательно выплаченные ответчику денежные средства не являются заработной платой и другими приравненными к ней выплатами и не подпадают под категорию денежных средств, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, в связи с чем не могут быть отнесены к неосновательному обогащению, не подлежащему возврату, предусмотренному п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Социальная выплата была перечислена на основании трехстороннего договора от 15.03.2017 года, заключенного между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, АО «Племзавод Ярославка», ФИО5 На момент перечисления средств в сентябре-декабре 2017 года решения суда от 31.01.2020 года о признании договора недействительным не существовало, поэтому нельзя говорить о том, что выплата произведена во исполнение несуществующего обязательства, о чем Департаменту было известно.

Исковые требования о взыскании с ФИО5 денежных средств заявлены не прокурором, а Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области. Нарушений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ судом не допущено.

Суд ошибочно сделал вывод о том, что действия администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по включению ФИО5 в списки участников программы могли быть исправлены Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области. Из п. 10 раздела III и п. 7 раздела IV Приложения № 2 к областной целевой программе это не следует. Однако, на правильность разрешения спора это не повлияло.

По условиям оспариваемого договора денежные средства перечисляются ФИО5, поэтому последствием признания сделки недействительной в силу п. 2 ст. 167 ГК РФ может быть только взыскание с него полученного по сделке. Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области ни стороной сделки, ни получателем социальной выплаты не являлась, поэтому оснований для взыскания с нее денежных средств не имеется.

КУМИ администрации Ярославского муниципального района без законных на то оснований включило ФИО5 28.08.2016 года в список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программ «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по ... муниципальному району на 2017 года и 14.11.2016 года в аналогичный уточненный список. Вместе с тем, с учетом того, что к моменту обнаружения допущенных нарушений в 2019 году уже был заключен договор от 15.03.2017 года и в сентябре-декабре 2017 года произведены выплаты по нему выбранный прокурором способ защиты - оспаривание действий по включению в списки не может привести к защите интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В связи с этим суд обоснованно исходил из того, что указанные обстоятельства по существу являются основанием требований об оспаривании сделки.

По изложенным мотивам судебная коллегия считает, что апелляционные жалобы и апелляционное представление не содержат оснований для отмены и изменения решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Оставить решение Заволжского районного суда города Ярославля от 31 января 2020 года без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО5 по доверенности ФИО6, апелляционную жалобу АО «Племзавод Ярославка», апелляционное представление прокурора Ярославского района Ярославской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи