Судья Соснин К.В. Дело № 33-3716/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Мельниковой Г.Ю.,
судей – Ступак Ю.А., Хохлова И.Н.,
при секретаре – Прозоровой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 07 августа 2019 года гражданское дело по иску Удмуртского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, Удмуртской Республики, неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике» о понуждении к оснащению подразделений оборудованием и инструментами,
по апелляционной жалобе ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» на решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования Удмуртского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, Удмуртской Республики, неопределенного круга лиц, к ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике» удовлетворены.
На Федеральное казенное учреждение «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать:
- группу технического надзора - набором слесарного инструмента в количестве 1 шт.;
- инспекторские отделения <адрес> и <адрес>, инспекторский участок Воткинск ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» - лебедками электрическими (механическими) от 2-5 т. по 1 шт.;
- группу технического надзора, инспекторское отделение <адрес>, инспекторские участки в <адрес> и <адрес> ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» - рулетками (20 м) по 1 шт.;
- инспекторское отделение <адрес> и инспекторский участок <адрес> ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» - динамометрами (ПДУ 0,1 - 2) по 1 шт.;
- группу технического надзора - газоанализатором типа «Инфракар» в количестве 1 шт.
Заслушав доклад судьи Мельниковой Г.Ю., объяснения помощника Удмуртского транспортного прокурора Серова Д.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Удмуртский транспортный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, Удмуртской Республики, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике» (далее по тексту – ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР»), которым просил обязать ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать группу технического надзора набором слесарного инструмента; инспекторские отделения <адрес> и <адрес>, инспекторский участок Воткинск ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» - лебедками электрическими (механическими) от 2-5 т.; группу технического надзора, инспекторское отделение Сарапул, инспекторские участки в <адрес> и <адрес> ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» - рулетками (20 м); инспекторское отделение <адрес> и инспекторский участок <адрес> ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» - динамометрами (ПДУ 0,1 - 2); группу технического надзора, инспекторские участки <адрес> и <адрес> ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» - газоанализаторами типа «Инфракар».
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» требований законодательства о безопасности плавания выявлены нарушения в указанной сфере, установлено, что подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» техническими приборами и средствами для осуществления технического надзора, а также проведения первичных и ежегодных технических освидетельствований маломерных судов, в том числе проверок маломерных судов на соответствие нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ обеспечены не в полном объеме. Бездействие должностных лиц ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» влечет за собой проведение не в полом объеме технического освидетельствования маломерных судов, не обеспечиваются благоприятные экологические условия для населения, проживающего вблизи акваторий поднадзорных водоемов.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части требований о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать инспекторские участки <адрес> и <адрес> ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» - газоанализаторами типа «Инфракар», в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.
В судебном заседании Удмуртский транспортный прокурор Коньков С.В. на удовлетворении исковых требований настаивал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, отзыве на возражения ответчика (л.д. 58-60), дополнительно указал, что передвижные пункты не обеспечат одновременную работу всех пунктов освидетельствования маломерных судов. Имеющееся оборудование в одном передвижном пункте планируется перемещать в другой, в связи с чем отсутствует возможность в полном объеме одновременного функционирования нескольких пунктов одновременно, прибывшие для освидетельствования граждане не смогут его пройти, поскольку оборудование будет находиться в другом районе республики. В ответе на представление прокурора за подписью руководителя доводы истца нашли свое подтверждение, в котором также подтверждается направление заявок в вышестоящие подразделения МЧС для выделения средств на оснащение инспекторских пунктов.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» ФИО1 против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в ранее представленных возражениях (л.д. 38-41, 66-67), суть которых сводится к тому, что весь перечень оборудования и инструментов, необходимых для реализации полномочий по проведению технического надзора за маломерными судами, имеется, оснащенность составляет 56,7%, функции исполняются в полном объеме и на должном уровне. В настоящее время прорабатывается вопрос оснащения подразделений ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» мобильным пунктом освидетельствования маломерных судов. К началу открытия навигации созданы два передвижных пункта освидетельствования маломерных судов, что создает возможность реализовывать полномочия по проведению технического надзора за маломерными судами на всей территории УР.
В судебном заседании представитель третьего лица ГУ МЧС России по УР ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что конкретных фактов нарушения ответчиком законодательства истцом не выявлено, жалоб никаких не поступало, считает, что ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» может полностью выполнять возложенные на него функции. Ранее представил в материалы дела возражения, согласно которым указал на то, что временное отсутствие у ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» имущества, о котором указано Транспортным прокурором, само по себе не может свидетельствовать о совершении ответчиком неправомерных действий. Кроме того, в соответствии с Приказом ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» от ДД.ММ.ГГГГ созданы передвижные пункты освидетельствования маломерных судов, что говорит о возможности беспрепятственно и в полном объеме выполнять функции, возложенные на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» (л.д. 61-62, 69-70).
Судом принято вышеуказанное решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба.
На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика, третьего лица ГУ МЧС России по УР, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями ст. 9 Конституции РФ, ст. ст. 6, 161 Бюджетного кодекса РФ, ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. ст. 1, 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, п. п. 1, 4, 5, 6 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 №835, п.п. 1.2, 2.2, 2.5 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утв. Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 №501, п.п. 16, 17, 20 Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и Правила классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 №820, п.п. 1.1, 1.2, 2.2 Административного регламента МЧС по предоставлению государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС, утв. Приказом МЧС России от 18.10.2012 №608, Разделами III «Вспомогательное оборудование и инструменты» Типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. приказом МЧС России от 09.08.2005 №618, и пришел к следующим выводам: ответчиком допущены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности судоходства, выразившиеся в отсутствии в группах технического надзора, инспекторских отделениях и участках необходимых измерительных приборов, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц в рассматриваемой сфере, что является основанием для удовлетворения заявленных требований в полном объеме, с установлением срока для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» просит решение суда отменить, ссылаясь на следующие доводы: приказ МЧС РФ от 29.06.2005 №501 в настоящее время не является действующим в части порядка предоставления услуги по освидетельствованию маломерных судов; несмотря на то, что указанным в исковом заявлении оборудованием инспекторские отделения и участки ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» обеспечены не в полном объеме, данное обстоятельство не мешает реализовывать полномочия по проведению технического надзора за маломерными судами с помощью созданных передвижных пунктов освидетельствования маломерных судов; согласно Типовым нормам обеспечения ГИМС, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» должно быть оснащено необходимым оборудованием и инструментами, однако учреждение не может их приобрести по своей инициативе самостоятельно, при этом учреждение не бездействует, подавая ежегодно соответствующие заявки через Главное управление МЧС России по УР в соответствующий довольствующий орган МЧС России.
В возражениях на апелляционную жалобу Удмуртский транспортный прокурор выражает несогласие с ее доводами, полагая решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
На основании ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.
Изучив материалы дела, судебная коллегия считает установленными следующие значимые для настоящего дела обстоятельства.
Как следует из Устава ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР», утвержденного Приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» создано Распоряжением Правительства РФ от 05 сентября 2011 года №1536-р путем изменения типа государственного учреждения Центр ГИМС МЧС России по УР.
Учреждение является юридическим лицом и вправе от своего имени совершать сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответствующие целям и видам деятельности Учреждения, заключать договоры, контракты, соглашения, приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.п. 1.1 -1.3, 1.9 Устава).
Данное учреждение является некоммерческой организацией и входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России и осуществляет деятельность, в том числе, по классификации маломерных судов, государственной регистрации (в том числе регистрации залога и других обременений), учет, техническое освидетельствование маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдача судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда, проведению в установленном порядке регулярных проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (п. 2.2 Устава) (л.д. 11-17).
Как указано истцом, в ходе проведенной в отношении ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» проверки, проведенной Удмуртской Транспортной прокуратурой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено нарушение вышеизложенных требований законодательства о безопасности плавания.
В результате проверки выявлено, что группа технического надзора не оснащена набором слесарного инструмента; инспекторские отделения <адрес> и <адрес>, участок Воткинск - лебедками электрическими (механическими) от 2-5 т.; группа технического надзора, инспекторское отделение Сарапул, инспекторские участки в <адрес> и <адрес> - рулетками (20 м); инспекторское отделение <адрес> и инспекторский участок <адрес> - динамометрами (ПДУ 0,1 - 2); группа технического надзора, инспекторские участки <адрес> и <адрес> - газоанализаторами типа «Инфракар», что отражено в представленных сведениях о наличии оборудования и инструментов в пунктах ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» (л.д. 19).
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ ВрИО руководителя Центра ГИМС Удмуртским транспортным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона (л.д. 20-22).
Согласно письму Центра ГИМС от ДД.ММ.ГГГГ№, направленному в ответ на указанное представление, информация об оснащенности Центра ГИМС имуществом и оборудованием ежегодно направляется в довольствующий орган ГУ МЧС России по Удмуртской Республике. Заявки на технические средства и приборы измерения для оснащения пунктов освидетельствования маломерных судов также представлены в довольствующий центр ГУ МЧС России по Удмуртской Республике, однако денежных средств на указанные цели не поступало (л.д. 23-24), представлен протокол рассмотрения представления Удмуртской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).
ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по недопущению нарушений законодательства о безопасности плавания» (л.д.26).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» Удмуртским транспортным прокурором направлено требование о предоставлении сведений о принятых мерах по доукомплектованию подразделений ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» необходимым оборудованием и инструментами (л.д. 27).
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» сообщило, что централизованные поставки инструмента и оборудования довольствующим органом МЧС России для оснащения подразделений ГИМС не проводились. В целях определения потребности в оснащении техническими средствами представлены сведения о потребности в оснащении техническими средствами и техникой на 2019 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28, 29, 30-31).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ инспекторские отделения <адрес> и <адрес>, инспекторские участки <адрес> и <адрес>, группа технического надзора Центра ГИМС необходимым оборудованием и инструментами не доукомплектованы, что следует из рапорта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).
Как следует из представленных материалов дела, ГУ МЧС России по УР ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес МЧС России направлено представление о потребности в мобильных комплексах, согласно которому сообщается об отсутствии в настоящее время грузового автомобиля соответствующей категории в Центре ГИМС, а также неукомплектованности пунктов освидетельствования маломерных судов. Подтверждена целесообразность оснащения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» одним передвижным пунктом освидетельствования маломерных судов и двумя комплектами контейнеров (л.д. 40).
В материалы дела ответчиком представлен Приказ ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании передвижных пунктов освидетельствования маломерных судов», согласно которому приказано создать передвижные пункты освидетельствования маломерных судов на базе автомобилей УАЗ 390945, государственный регистрационный знак №, и УАЗ 3962, государственный регистрационный знак №, ответственным лицам обеспечить работу передвижных пунктов освидетельствования, оснастить передвижные пункты освидетельствования необходимыми инструментами и оборудованием (л.д. 71).
Согласно п.п. 1.2, 1.3 Устава ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» учредителем учреждения является Российская Федерация, полномочия собственника, федерального имущества осуществляет МЧС России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Согласно п. 2.1 Устава ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» данное учреждение создано в целях осуществления надзора за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, технических норм и правил по вопросам пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации, обеспечения в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах, а также участия в поиске и спасании людей на водных объектах на территории Удмуртской Республики, входит в систему учреждений, посредством которых МЧС России осуществляет государственные функции.
В силу п. 3.3 Устава после ДД.ММ.ГГГГ источниками формирования финансовых средств Учреждения являются средства федерального бюджета. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (л.д.15).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Обсуждая довод апелляционной жалобы о том, что Приказ МЧС РФ от 29.06.2005 №501 не регулирует порядок предоставления услуги по освидетельствованию маломерных судов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июня 2005 года №501 (далее - Правила технического надзора за маломерными судами).
Правила технического надзора за маломерными судами разработаны в соответствии с Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. №835, и устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России), базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами (п. 1.1).
Согласно п. 1.1 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Приказом МЧС России от 18.10.2012 №608, предметом регулирования настоящего административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Административный регламент), является последовательность действий заявителей, а также государственных инспекций по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС МЧС России) по субъектам Российской Федерации, их инспекторских отделений, участков и (или) групп (далее - подразделения ГИМС) и их должностных лиц, осуществляемых в целях освидетельствования маломерного судна, успешное прохождение которого удостоверяется проставлением отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию в безопасном районе.
Административный регламент определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, осуществляемых в целях предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна (далее - государственная услуга) (п. 1.2).
Таким образом, Приказом МЧС России от 18.10.2012 №608 утвержден Административный регламент МЧС по предоставлению государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС, а порядок проведения технического надзора за маломерными судами регулируется Правилами технического надзора за маломерными судами, утвержденными Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года №501.
При этом, в соответствии с п. 2.2 Правил технического надзора за маломерными судами технический надзор включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров.
Пунктом 3.21 Административного регламента предусмотрено, что административная процедура тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации включает, в том числе, следующие действия: проверку маломерных судов на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Кроме того, из содержания заявленного прокурором иска и данных в суде пояснений следует, что процессуальным истцом не оспаривался порядок проведения ответчиком технического надзора за маломерными судами, в обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что бездействие должностных лиц ответчика по обеспечению структурных подразделений предусмотренным законом перечнем оснащения нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, не позволяет в полной мере реализовывать полномочия по проведению технического надзора за маломерными судами.
Обсуждая довод апелляционной жалобы о том, неполное обеспечение оборудованием не мешает ответчику реализовывать полномочия по проведению технического надзора за маломерными судами с помощью созданных передвижных пунктов освидетельствования маломерных судов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2.30 Административного регламента освидетельствование маломерных судов в процессе эксплуатации проводится на пунктах освидетельствования маломерных судов, а также на передвижных пунктах освидетельствования маломерных судов, которые организуются на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов или других, пригодных для этих целей местах. Указанные пункты освидетельствования маломерного судна включают в себя, в том числе, оборудование и мерительные инструменты, необходимые для освидетельствования маломерного судна, газоанализатор.
В силу пункта 3.1 Административного регламента предоставление государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна в процессе эксплуатации (п.п. 3.20, 3.21), осуществляется с помощью оборудования и мерительных инструментов, необходимых для проведения освидетельствования маломерного судна.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» техническими приборами для проведения проверок и инструментами оснащено не в полном объеме, в том числе, не оснащены газоанализаторами. Как указано представителем ответчика в судебном заседании, имеется весь необходимый перечень оборудования и инструментов, в то же время заявлено об оснащении подразделений ГИМС лишь на 56,7% от требуемого объема, сообщено, что централизованные поставки инструмента и оборудования довольствующим органом МЧС России для оснащения подразделений ГИМС не проводились.
Использование указанных оборудования и мерительных приборов признано необходимым для реализации государственной функции по обеспечению государственного надзора за соблюдением порядка пользования маломерными судами и обеспечения безопасности судоходства, следовательно, оснащение ими является обязательным в силу вышеуказанных Типовых норм обеспечения ГИМС.
Ответчиком не доказано, что наличие организованных передвижных пунктов освидетельствования маломерных судов создаст возможность реализовывать полномочия по проведению технического надзора за маломерными судами, в том числе, одновременно в нескольких пунктах на территории УР.
Таким образом, отсутствие в стационарных пунктах освидетельствования необходимого оборудования и инструментов, предусмотренных Типовыми нормами обеспечения ГИМС, препятствует реализации ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» в полном объеме возложенных на него законодательством задач и функций.
Из анализа приведенных правовых актов следует, что проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ является элементом освидетельствования маломерного суда и при его проведении в обязательном порядке должна быть выполнена.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, отсутствие необходимых измерительных приборов (газоанализаторов) замеров выбросов маломерным судном в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ является нарушением прав неопределенного круга лиц.
Довод апелляционной жалобы о том, что учреждение не может приобрести необходимое оборудование и инструменты по своей инициативе самостоятельно, судом первой инстанции оценен и обоснованно отклонен.
Согласно п.п. 1.2, 1.3 Устава ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» учредителем учреждения является Российская Федерация, полномочия собственника, федерального имущества осуществляет МЧС России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В силу п. 3.3 Устава после ДД.ММ.ГГГГ источниками формирования финансовых средств Учреждения являются средства федерального бюджета. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Ответчик является распорядителем (получателем) бюджетных средств, при этом главным распорядителем бюджетных средств является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Между тем, сам по себе факт отсутствия выделенных на данные цели бюджетных средств не может служить основанием для освобождения ответчика от выполнения требований законодательства о надлежащем оснащении ГИМС необходимым оборудованием и инструментами.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, оснований для переоценки не усматривает.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для его отмены либо изменения в суде апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Г.Ю. Мельникова
Судьи Ю.А. Ступак
И.Н. Хохлов