Судья Ящук С.В. Дело № 33-373/22 (№)
25RS0№-64
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.04.2022АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Шульга С.В.
судей Коржевой М.В., Храмцовой Л.П.
при секретаре Быковой В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» о взыскании задолженности по оплате труда, денежной компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены в части. Взысканы с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» в пользу ФИО1 оплата труда в размере 169 999,11 рублей, компенсация морального вреда в размере 1500 рублей.
Заслушав доклад судьи Шульга С.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
истец обратился в суд с названным иском, указав, что является ... войсковой части 20293, находящейся на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>». В 2020 году работа истца состояла из нескольких отклонений: работа днем в рабочие дни; работа ночью в рабочие дни; работа ночью в выходные и нерабочие праздничные дни; работа днем в выходные и нерабочие праздничные дни; работа за временно отсутствующего сотрудника без освобождения от своих обязанностей. Ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца, поскольку 76 часов работы днем не оплачены. Работа ночью в выходные и нерабочие праздничные дни оплачена в размере 235 % оклада, из которых 35% без компенсационных и стимулирующих надбавок. 100 часов работы за временно отсутствующего работника оплачены без увеличивающих оклад надбавок и компенсационных, стимулирующих надбавок. Недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпусков. Разница между фактически выплаченной и подлежащей выплате составила 170 567, 02 рублей. Просил взыскать с ответчика доплату труда за 2020 г. в размере 170 567, 02 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей. С учетом уточнений просил взыскать с ответчика доплату труда за 2020 г. в размере 169 999, 11 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом, направил в суд для участия в процессе своего представителя по доверенности.
Представитель истца в судебном заседании просила: взыскать с ответчика оплату труда за 2020 в размере 169 999, 11 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей. Уточненные исковые требования просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении в свое отсутствие и письменные возражения, приобщенные к материалам дела, в которых просила суд отказать в исковых требованиях.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, указывается на то, что оплата труда за спорный период была произведена в полном объеме, компенсация за переработку предоставляется в виде дополнительного оплачиваемого отпуска, к тому же доказательств о привлечении истца к выполнению работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, не представлено, приказы об оплате сверхурочной работы суду не представлены и в учреждение от командования войсковой части не поступали, в связи с чем у Учреждения отсутствовали основания для производства выплат. Считает, что необходимо привлечь Войсковую часть 20293 в качестве соответчика, поскольку система оплаты труда гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ устанавливается работодателем. Истец привлекался к выполнению обязанностей недостающего по штату работника, а не за временно отсутствующего работника. Согласно приказам работодателя, компенсационная выплата за фактически отработанное время выплачена истцу в полном объеме. Кроме того, истцу выплачена надбавка за работу в особых условиях за фактическое время перевозки и хранения взрывоопасных веществ и сжиженного газа в размере 25% в полном объеме.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального Кодекса РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального Кодекса РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Трудовые отношения, как следует из положений ч. 1 ст. 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Сторонами трудовых отношений является работник и работодатель (ч. 1 ст. 20 ТК РФ).
Работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ч. 4 ст. 20 ТК РФ).
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (абзацы второй, шестой ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Трудовой договор был заключен между войсковой частью 20293 и ФИО1
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», представителем Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим полномочия работодателя в отношении ФИО1, является войсковая часть 20293.
Учитывая изложенное, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ привлекла к участию в деле в качестве соответчика войсковую часть 20293 и постановила перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Истец, представители ответчиков Войсковой части 20293, ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Причины не явки суду не известны, ходатайств об отложении или иных не поступало.
От представителя Министерства обороны Российской Федерации поступили возражения по существу, просит отказать в удовлетворении исковых требований, по доводам и основаниям изложенным в отзыве.
Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте <адрес>вого суда.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ч.2 ст. 349 ТК РФ).
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 4 ст. 129 ТК РФ).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч.1).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч.2).
Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного с войсковой частью 20293 принят на должность ..., с установлением должностного оклада в размере 13 198 руб., выплаты компенсационного характера за выслугу лет – 30, районный коэффициент – 30%, дальневосточная надбавка - 30%, вредные условия труда – 12% стимулирующие выплаты премия 25% от оклада, ЕДВ за проработанный период (т.1, л.д. 9-10).
Из п. 5 трудового договора следует, что истцу установлена нормальная продолжительность рабочего времени, при этом режим работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующим у работодателя, либо настоящим трудовым договором с 08:00 часов до 17:00 часов, обед с 12:00 часов до 13:00 часов. Истцу установлен вахтовый метод работы, суммированный учет рабочего времени.
В п. 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что работнику предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней (основной); 8 календарных дней (дополнительный за отдаленность в южных районах); дополнительный за вредные условия труда 14 календарных дней; до 10 календарных дней (дополнительный за ненормированность рабочего времени).
Войсковая часть 20293 состоит на финансовом обеспечении в Учреждении в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ДСП.
На основании приказов командира войсковой части 2029ДД.ММ.ГГГГ год гражданскому персоналу СБС «Фотий Крылов», в том числе ФИО1 установлена выплата надбавки за работу в ночное время согласно приказу МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, количество установленных приказами командира войсковой части 20293 часов рабочего времени подтверждается табелями учета рабочего времени ФИО1 за 2020 год и составляет (в январе – 60 час., в феврале – 56 час., в марте – 62 час., в апреле – 58 час., в мае – 62 час., в июне – 56 час., в июле – 60 час., в августе – 60 час., в сентябре – 68 час., в октябре – 62 час., в ноябре – 58 час., в декабре – 64 час.).
Приказами командира войсковой части 20293 установлено произвести доплату за выполнение работниками обязанностей недостающий по штату членов экипажа СБС «Фотий Крылов» пропорционально отработанному времени, на основании приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в том числе ФИО1 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ за апрель 2020 – 60 час., приказ от 08.06 № за май 2020 – 88 час.).
Обращаясь в суд с настоящим иском, представителем истца – ФИО6 указано, что ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» при расчете заработной платы ФИО1 неправильно применяет положения 149, 151, 154 ТК РФ, приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО7, ФИО8 и других», поскольку в оплату труда в ночное время (726 часов) и за недостающего по штату (временно отсутствующего) работника (148 часов) должны входить все предусмотренные для работника системой оплаты труда выплаты (за вредные условия – 12%, за несение службы в составе дежурных сил ПСО – 15%,, морская надбавка – 100%, премия – 25%, надбавка за выслугу лет – 40%, хранение взрывчатых веществ (22.04-25.05) -25%.
В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В соответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в размере 20% часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада), рассчитанного за час работы в ночное время.
Система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации установлена приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – приказ от ДД.ММ.ГГГГ№), которым утверждены условия размер и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ.
В соответствии с п. 2 Приложения № к приказу от ДД.ММ.ГГГГ№ гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат компенсационного характера:
выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункты 4 - 10, 55 - 57, 61 - 66, 71 - 74, 77, 78 и 81 настоящего приложения);
выплаты гражданскому персоналу за работу в местностях с особыми климатическими условиями (пункты 11 и 12 настоящего приложения);
выплаты гражданскому персоналу за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (пункты 13 - 17, 58 - 60 и 75 настоящего приложения).
Выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (п. 3 Приложения № к приказу от ДД.ММ.ГГГГ№).
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:
на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента;
на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов;
на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов;
на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.
Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.
Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда (п. 4 Приложения № к приказу от ДД.ММ.ГГГГ№).
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций, имеющему право на повышение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим приложением, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). Если гражданский персонал имеет право на повышение одновременно по нескольким основаниям, должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений (п.6 Приложения № к приказу от ДД.ММ.ГГГГ№).
Членам экипажей судов обеспечения, гражданскому персоналу за работу в особых условиях должностные оклады (тарифные ставки) повышаются за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения - на 15 процентов.
Указанное повышение производится членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым к несению службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения, на основании приказов руководителей воинских частей и организаций (п. 55 Приложения № к приказу от ДД.ММ.ГГГГ№).
Пунктом 17 Приложения № к приказу от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций (за исключением специалистов и рабочих хлебозаводов и хлебопекарен) за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время - 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от работы, определенной трудовым договором (далее - совмещение), в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) устанавливается компенсационная выплата за совмещение. Приказами руководителей воинских частей и организаций устанавливаются совмещаемая профессия (должность), объем дополнительно выполняемых работ (обязанностей) и размер выплаты в рублях. Размер выплаты за совмещение устанавливается по соглашению сторон трудового договора и не может превышать размера должностного оклада (тарифной ставки) по совмещаемой профессии или должности. Выплата за совмещение производится за счет экономии фонда оплаты труда и в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала (п.13 ч.2 Приказа №).
Членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливается компенсационная выплата в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время (п.59 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ№).
Аналогичный размер доплаты за работу в ночное время в количестве 35% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время и размер компенсационной выплаты 110% должностного оклада недостающего по штату работника за фактически отработанное время за выполнение обязанностей недостающего работника установлены коллективным договором войсковой части 2029ДД.ММ.ГГГГ-2022 гг.
Из приведенного нормативно-правового регулирования оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ следует, что оно предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие дни, а также за работу за временно отсутствующего работника в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника.
В спорный период в 2020 году работа истца отличалась от нормальной, поскольку он привлекался к работе ночью, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также исполнял обязанности за временно отсутствующего работника.
Заработная плата ФИО1 состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат, согласно Приложения № приказа от ДД.ММ.ГГГГ№.
В состав компенсационных выплат входят:
- доплата за работу в ночное время – 35% (п. 17);
- недостающего по штату работника за фактически отработанное время – 110% (п. 59);
- морская надбавка – 100 % (пп.7 п. 57);
- районный коэффициент – 30% (приложение № к приложению №);
- надбавка за работу в <адрес>х Дальнего Востока – 30% (постановление ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ№);
за фактическое время перевозки и (или) хранения взрывоопасных веществ и сжиженного газа – 25% (пп.2, п.57)
- выплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ).
В состав выплат стимулирующего характера входят:
- надбавка за выслугу лет – 10% (п. 26);
- ежемесячная премия (п. 38).
Из табелей учета рабочего времени ФИО1 следует, что за 2020 года им отработано следующее количество часов, с учетом отклоняющихся от нормы:
- в январе 2020 - 216 часов, из которых: 136 часов в пределах нормы рабочего времени, 80 часов в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени);
- в феврале 2020 -200 часов, из которых: 152 часа в пределах нормы рабочего времени, 48 часов в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени).
- в марте 2020 - 232 часа, из которых: 168 часов в пределах нормы рабочего времени, 48 часов в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени); 16 часов сверх нормальной продолжительности времени;
- в апреле 2020 – 208 часов из которых: 175 часов в пределах нормы рабочего времени, 32 часа в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени), 1 час сверх нормальной продолжительности времени;
- в мае 2020 - 232 часа, из которых: 135 часов в пределах нормы рабочего времени, 88 часов в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени), 9 часов сверх нормальной продолжительности времени;
- в июне 2020 - 184 часа, из которых: 167 часов в пределах нормы рабочего времени, 16 в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени); 1 час сверх нормальной продолжительности времени;
- в июле 2020 - 88 часов, из которых: 56 часов в пределах нормы рабочего времени, 32 часа в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени);
- в августе 2020 - 216 часов, из которых: 168 часов в пределах нормы рабочего времени, 32 часа в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени); 16 часов сверх нормальной продолжительности времени;
- в сентябре 2020 - 232 часа, из которых: 176 часов в пределах нормы рабочего времени, 48 часов в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени); 8 часов сверх нормальной продолжительности времени;
- в октябре 2020 - 224 часа, из которых: 176 часов в пределах нормы рабочего времени, 32 часа в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени; 16 часов сверх нормальной продолжительности времени;
- в ноябре 2020 - 208 часов, из которых: 159 часов в пределах нормы рабочего времени, 40 часов в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени), 9 часов сверх нормальной продолжительности времени;
- в декабре 2020 - 192 часа, из которых: 183 часов в пределах нормы рабочего времени, 9 часов сверх нормальной продолжительности времени.
Оплата за работу в ночные часы (в количестве 726 часов) вошла в общее количество часов, отработанных за месяц в спорный период за 2020 год.
ФИО1, заключив трудовой договор с войсковой частью, являющейся структурным подразделением Министерства обороны РФ, принял на себя соответствующие обязательства, согласившись на особые условия и специфику работы. Соглашения сторон не оспорены, система оплаты работодателя не противоречит действующему трудовому законодательству, является действующей и исполняется работодателем в полном объеме.
Представленными расчетными листками, приказами, табелями рабочего времени, отраженными в сводной таблице, представленной ответчиком, подтверждается, что оплата в спорный период произведена истцу в полном размере, в соответствии с условиями трудового договора, Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, коллективного договора в/ч 20293.
Также судебная коллегия находит необоснованными требования, в части оплаты за работу в ночное время в нерабочие и праздничные дни, поскольку за работу в выходные и праздничные дни истцу отработанные часы оплачены в двойном размере с применением выплат компенсационного и стимулирующего характера (морской надбавки- 100%, надбавки за выслугу лет-40, премии - 25 %, хранение взрывчатых веществ (22.04.-25.05.) – 25%.) пропорционально отработанного количества часов. В том числе начислена доплата за работу в ночные часы в размере 35 % часовой ставки за час работы, согласно первичных учетных документов.
С учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также подлежащих применению норм права, судебная коллегия приходит к выводу, что действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное время, посредством осуществления компенсационной выплаты как и других выплат, предусмотренных разделом 2 приложения № к Приказу от ДД.ММ.ГГГГ№. Доплата за работу в ночное время в соответствии с указанными нормативными актами является компенсацией за особые условия работы, размер которой производен от оклада. В соответствии с указанным Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ данная доплата не является надбавкой, повышающей должностной оклад.
Вопреки доводам истца, учитывая компенсационный характер доплаты за работу в ночное время начисление на данную компенсационную доплату иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствует нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, фактически приведет к необоснованному увеличению размера иных компенсационных и стимулирующих выплат и повторному их начислению на уже оплаченные часы, в связи с чем исковые требования ФИО1 в указанной части удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия также находит заслуживающими внимания возражения ответчиков о необоснованности ссылки истца на постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-П, поскольку предметом правовой оценки конституционности положения трудового законодательства относительно доплаты за работу в ночное время в данном постановлении не являлись.
Между тем, приведенное законодательное регулирование, которое призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, ответчиками по настоящему делу, как указано выше, соблюдено, истцу в заявленные периоды работы в ночное время установлена повышенная оплата труда, как это предусмотрено действующим в заявленные периоды нормативным регулированием оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, сверх оклада, определенного с учетом работы в особых условиях труда, в соответствии с положениями п.17 приложения № к Приказу №, пп.6.6.4 Коллективного договора войсковой части 20293, ст. 154 ТК РФ, условиям трудового договора.
Не подлежат удовлетворению требования истца об оплате 85 часов работы днем сверх нормальной продолжительности рабочего времени за спорный период, поскольку судебной коллегией установлено, что оплата труда произведена истцу в спорный период в соответствии с поступившими от командира войсковой части 20293 табелями учета рабочего времени и представленными приказами.
В соответствии с п. 5 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» продолжительность рабочего времени для членов экипажей (гражданского персонала) судов не должна превышать 40 часов в неделю (при 8-часовом рабочем дне) с двумя выходными днями, предоставляемыми в различные дни недели поочередно согласно графику смен (вахт).
Для членов экипажей судов устанавливается суммированный учет рабочего времени. Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка соединения (воинской части) по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива исходя из конкретных условий работы судна и установленного графика вахт (работ), а также с учетом того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей судов между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. При выполнении работ в дальнем плавании продолжительность работы на судне для членов экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней (п. 7 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Коллективного договора войсковой части 20293 истцу установлен суммированный учет рабочего времени.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске работникам с ненормированным рабочим днем в воинских частях и организациях в Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что для работников, выполнение трудовых функций которых выходит за пределы нормальной продолжительности рабочего времени, на основании перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем, установленного коллективным договором, предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее трех календарных дней за работу в условиях ненормированного рабочего дня. Компенсация переработки за пределами нормальной продолжительности рабочего времени как сверхурочной работы с письменного согласия работника осуществляется в случаях, если дополнительный отпуск не предоставлялся.
Как следует из трудового договора истцу установлен ненормированное рабочий день.
В п. 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что работнику предоставляется ежегодный дополнительный отпуск за ненормированность рабочего времени до 10 дней.
В соответствии со ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.
Работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены).
Прежняя редакция ст. 119 ТК РФ (до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 90-ФЗ) предусматривала, что в случае, если работодатель не предоставляет дополнительные отпуска работнику с ненормированным рабочим днем, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.
Однако с момента вступления в силу указанного Федерального закона единственной возможной компенсацией за работу в режиме ненормированного рабочего дня, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации, является предоставление работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого должна быть определена коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но не может составлять менее трех календарных дней (ч. 1 ст. 119 ТК РФ).
Таким образом, ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться определенные гарантии (например, ограничение часов переработки, дополнительная оплата), а ст. 97 Кодекса, разграничивающая возможность переработки на два случая (для сверхурочной работы; для работ в условиях ненормированного рабочего времени), фактически это подтверждает.
В силу ст. 97 ТК РФ сверхурочная работа (ст. 99 ТК РФ) и работа на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ) являются двумя разными видами работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Приказы об оплате за сверхурочную работу работодателем не издавались.
Соответственно, за работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней.
Как следует из материалов дела истцу за 2020 год в соответствии с приказом командира войсковой части 20293 от ДД.ММ.ГГГГ№-гп предоставлялся отпуск за ненормированный рабочий день в количестве 8 дополнительных дней.
При таких обстоятельствах, с учетом установленного истцу ненормированного рабочего времени по соглашению сторон, правовых оснований для оплаты истцу работы за пределами нормальной продолжительности времени не имеется.
За выполнение обязанностей недостающего по штату работника выплата произведена исходя из должностного оклада по штатной должности недостающего работника/количество нормы часов в месяце*количество фактически отработанных часов*110%.
Согласно ст. 60.2 Трудового кодекса РФ работнику может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса) только с его письменного согласия. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Из данного следует, что выполнение трудовой функции за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника носит добровольный характер и подлежит оплате в соответствии с установленной системой оплаты труда.
С учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также подлежащих применению норм права, судебная коллегия приходит к выводу, что действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное время, за недостающего по штату работника посредством осуществления компенсационной выплаты; при этом в системе оплаты труда гражданского персонала не предусмотрено начисление компенсационных или стимулирующих выплат на компенсационные выплаты за работу в ночное время и недостающего по штату работника.
Анализируя трудовой договор ФИО1, приказы командира войсковой части 20293 об оплате работы в ночное время и за недостающего по штату работника, табели учета рабочего времени и расчетные листки ФИО1, размер заработной платы истца за спорный период (2020 год) определен работодателем исходя из установленного повышенного должностного оклада в ряде спорных месяцев за работу с вредными условиями труда на 12% и повышение за СПСО на 15%, с начислением за отработанные дни причитающихся истцу компенсационных и стимулирующих выплат (морская надбавка – 100%, надбавка за выслугу лет – 40%, надбавка за хранение взрывчатых веществ – 25%), включая установленную компенсационную выплату в размере 35% часовой ставки за отработанные часы в ночное время, что соответствует требованиям п. 17 Приложения № приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», Коллективного договора войсковой части 2029ДД.ММ.ГГГГ-2022 г.г. и ст. 154 ТК РФ, оплата работодателем часов за недостающего по штату работника произведена работодателем в соответствии с положениями ст. 151 ТК РФ, п. 59 Приложения № приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и положений Коллективного договора войсковой части 2029ДД.ММ.ГГГГ-2022 г.г., в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии нарушения трудовых прав работника и отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца заработной платы за указанные работы в большем размере.
Вопреки доводам истца, учитывая компенсационный характер доплаты за работу в ночное время и недостающего по штату работника начисление на данные компенсационные доплаты иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствует нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, фактически приведет к необоснованному увеличению размера иных компенсационных и стимулирующих выплат и повторному их начислению на уже оплаченные часы, в связи с чем исковые требования ФИО1 в указанной части удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия также находит заслуживающими внимания доводы жалобы о необоснованности ссылки истца на постановление Конституционного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ№-П, поскольку предметом правовой оценки конституционности положения трудового законодательства относительно доплаты за работу в ночное время в данных постановлениях не являлись.
Между тем, приведенное законодательное регулирование, которое призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, ответчиками по настоящему делу, как указано выше, соблюдено, истцу в заявленные периоды работы в ночное время и за недостающего по штату работника установлена повышенная оплата труда, как это предусмотрено действующим в заявленные периоды нормативным регулированием оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, сверх оклада, определенного с учетом работы в особых условиях труда.
Также не подлежат удовлетворению требования в части взыскания праздничных часов, неоплаченных часов, ночных часов за указанный период с учетом компенсационной надбавки за хранение взрывчатых веществ -25 %.
Поскольку в соответствии в п. 68 Положения об оплате труда гражданского персонала и п. 57 Условий, размера и порядка осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера, для членов экипажей судов обеспечения предусмотрена выплата за работу в особых условиях за фактическое время перевозки или хранения взрывоопасных веществ и сжиженного газа в размере 25%.
В соответствии с представленным приказом командира войсковой части 20293 № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении компенсационных выплат за фактическое время перевозки и хранения взрывоопасных веществ в размере 25% истцу выплачена надбавка за фактическое время перевозки и хранения взрывоопасных веществ за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ количество часов 264 (в апреле 72 часа, в мае 192 часа), в связи с чем, также отсутствуют основания для удовлетворения указанных требований.
С учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии нарушения трудовых прав истца, и того обстоятельства, что оплата труда произведена истцу в полном объеме, согласно отработанному времени, в соответствии с действующим трудовым законодательством и установленной системой оплаты труда у данного работодателя, суд приходит к выводу, что задолженность перед истцом по оплате труда отсутствует. Требования ФИО1 о взыскании в счет оплаты труда за 2020 год в размере 169999, 11 рублей подлежат оставлению без удовлетворения.
Рассматривая требование истца о компенсации морального вреда в размере 2 000 руб., судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 237 ТК РФ предусмотрена возможность компенсации работнику морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями или бездействием работодателя, который возмещается в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что судом не установлено нарушений ответчиками трудовых прав истца, судебная коллегия считает необходимым отказать истцу в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Принять новое решение
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному казенному учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>», в/ч 20293, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате труда, денежной компенсации морального вреда - отказать.
Председательствующий
Судьи