Судья: Дмитренко В.М. | дело <данные изъяты> |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Гулиной Е.М., Цуркан Л.С.,
при секретаре Крупновой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 декабря 2018 года апелляционную жалобу Министерства социального развития <данные изъяты> на решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску ФИО1 к Министерству социального развития <данные изъяты> о признании права на меры социальной поддержки, предусмотренные <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Гулиной Е. М.,
объяснения истицы, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству социального развития <данные изъяты> о признании права на меры социальной поддержки, предусмотренные <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <данные изъяты>.
В обосновании требований указала, что она проработала в образовательных учреждениях К. края более 35 лет. <данные изъяты> ей назначена пенсия по выслуге лет. Истцу, как педагогическому работнику государственного социально-культурной сферы К. края, проработавшему в сельском населенном пункте 35 лет, была назначена и выплачивалась компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в <данные изъяты>К. края. В 2006 году истица оформила пенсию по старости, с 2009 года получала региональную льготу по ЖКХ, как ветеран. В 2017 году истица переехала на постоянное место жительства в <данные изъяты>, где приобрела 1-комнатную квартиру. <данные изъяты>ФИО1 обратилась в Щелковское Управление социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <данные изъяты>". Письмом Управления от <данные изъяты> истцу было отказано в предоставлении льгот. Истица считает отказ Щелковского Управления социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> незаконным и не соответствующим ст.7 Конституции РФ. Не соглашаясь с данным отказом, истица просит суд признать за истцом ней право на меры социальной поддержки, предусмотренные п. 31 ст.1 и ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <данные изъяты>», обязать Министерство социального развития <данные изъяты> предоставить ФИО1 меры социальной поддержки, предусмотренные п.31 ст.1 и ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <данные изъяты>».
В судебном заседании истец требования поддержала.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям указанным в возражениях на заявленный иск.
Решением Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования были удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <данные изъяты>" (далее -Закон МО) ежемесячная денежная компенсация по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются педагогическим работникам государственных и муниципальных учреждений социальной сферы <данные изъяты>, работающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа <данные изъяты>, и сохраняется за ними, при прекращении трудовых отношений с учреждениями в связи с установлением (назначением) им пенсии, если общий стаж их работы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа других субъектов Российской Федерации, составляет не менее 10 лет и на день установления (назначения) пенсии либо на день выхода на пенсию они пользовались указанными мерами социальной поддержки, в случае их переезда на место жительства в <данные изъяты>.
Постановлением Правительства МО от 19.12.2017г. <данные изъяты> утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки. Он определяет условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) (далее - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), установленных законодательством РФ и законодательством <данные изъяты>, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <данные изъяты>.
Исходя из системного толкования указанных правовых норм и норм жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения (статьи 153, 155 ЖК РФ), предоставление такой меры социальной поддержки, как компенсация уже понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения, в котором гражданин проживает.
Компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития <данные изъяты> по месту жительства получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <данные изъяты>. Распоряжением Правительства МО от <данные изъяты><данные изъяты>-РП утверждена структура Министерства социального развития <данные изъяты>. Среди территориальных структурных подразделений - Щёлковское управление социальной защиты населения, которое находится по адресу: 141100, МО, г. Щёлково, <данные изъяты>.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что истица ФИО1, <данные изъяты> года рождения, является получателем страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ с <данные изъяты> бессрочно.
Истец зарегистрирована и проживает по адресу: <данные изъяты>, Щёлковский район, <данные изъяты>А, <данные изъяты>, принадлежащей по праву собственности.
В соответствии с представленной информацией Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития К. края в городе Горячий ключ, ФИО1, <данные изъяты> года рождения являлась получателем ежемесячных выплат ветерана труда, компенсационных выплат взамен льгот на оплату ЖКУ, по <данные изъяты>, компенсацию выплат взамен льгот на оплату твердого топлива и его доставку ветеранам труда - выплачена <данные изъяты>.
Компенсацию по категории «педагогические работники государственных и муниципальных учреждений, расположенных в сельских населённых пунктах, поселках городского типа субъектов РФ, отработавшие 10 лет в селе и вышедшие на пенсию» по линии УСЗН не получала.
При этом, согласно сведений предоставленных ФИО3 сельского округа муниципального образования <данные изъяты> ключ К. края муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Имеретинская ООШ <данные изъяты> расположена в сельской местности, на территории ФИО3 сельского округа, по адресу: 353285, <данные изъяты> ключ, <данные изъяты>. ФИО1, <данные изъяты> г.р. была зарегистрирована и проживала в <данные изъяты>. До выхода на пенсию в 2006 году и находясь на пенсии, пользовалась льготами на оплату ЖКХ, как сельский педагог. Работа в качестве сельского педагога подтверждена записями в трудовой книжки ФИО1
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Федерального закона «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
<данные изъяты>К. края - сельский населенный пункт.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от <данные изъяты> № 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании" (действовавшими до <данные изъяты>) в ст. 55 Закона "Об образовании" были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей.
Данным законом закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет субъектов РФ.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливается законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счёт средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 55 Закона «Об образовании», ранее существовавшие права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, изменены на право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивается за счёт средств субъектов Российской Федерации.
При этом в ст. 3 вышеуказанного закона законодатель указал, что нормативные правовые акты РФ, принятые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Пунктом 31 ст.1 Закона <данные изъяты>-ОЗ от <данные изъяты> "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <данные изъяты>" предусмотрено, что педагогическим работникам государственных и муниципальных учреждений социальной культуры сферы <данные изъяты>, работающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа <данные изъяты> установлены меры социальной поддержки.
В силу ст. 2 Закона <данные изъяты>-ОЗ, меры социальной поддержки отдельных категорий граждан предоставляются в натуральной и в денежной форме.
Компенсация является денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.
При наличии у лиц, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, законодательством <данные изъяты> право на получение одних и тех же мер социальной поддержки по нескольким основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований, по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и законодательством <данные изъяты>.
Законом в отдельную категорию выделены лица, переехавшие в <данные изъяты> из других регионов: «если общий стаж их работы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа других субъектов Российской Федерации, составляет не менее 10 лет и на день установления (назначения) пенсии либо на день их выхода на пенсию они пользовались указанными мерами социальной поддержки, в случае их переезда на место жительства в <данные изъяты>» (абзац 7 пункта 3 части 1 ст. 15 Закона).
Доводы представителя ответчика о том, что по прежнему месту жительства ФИО1 пользовалась ежемесячной денежной выплатой как Ветеран труда в виде: компенсационной выплаты взамен льгот по оплате ЖКУ ветеранам труда и компенсационной выплаты взамен льгот на оплату твердого топлива и его доставку ветеранам труда, а получателем компенсации по категории «педагогические работники государственных и муниципальных учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа субъектов Российской Федерации, отработавшие 10 лет в селе и вышедшие на пенсию» - не являлась, суд обоснованно признал несостоятельными, поскольку они не подтверждаются материалами дела, и не могут быть расценены судом как обстоятельство, которое лишает истца права на получение мер социальной поддержки как педагогический работник, проработавший с сельской местности более 10 лет, по тем основаниям.
Как следует из материалов дела, истица не день выхода на пенсию в 2006 году пользовалась льготами по оплате ЖКУ как сельский педагог.
В указанный период действовало Постановление ФИО4 края от <данные изъяты><данные изъяты> «О предоставлении компенсационных выплат на возмещение расходов по оплате жилья, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», предусматривающее соответствующие меры соцподдержки сельским педагогам.
Изменив место жительства и переехав на постоянное место жительства в <данные изъяты> из К. края, ФИО1 не утратила право на получение мер социальной поддержки, как педагогический работник, проработавший с сельской местности более 10 лет, поскольку судом установлено, что педагогический стаж работы истицы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах К. края, составляет более 10 лет и на день установления назначения) пенсии она пользовалась мерами социальной поддержки.
В связи с тем, что ФИО1 пользовалась правом на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действовавшим, в т.ч., по Закону РФ "Об образовании", суд пришел к правильному выводу, что истица имеет право на меры социальной поддержки после переезда в <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах суд правомерно счел, что заявленные ФИО1 исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи