ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3819/20 от 05.03.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Баркова Е.Н.

Дело № 33-3819/2020

(2-768/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 05.03.2020

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Колесниковой О.Г., судей Редозубовой Т.Л. и Сорокиной С.В., при ведении протокола помощником судьи Гусевой М.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ( / / )1 к Администрации городского округа ( / / )2 и Муниципальному казенному учреждению «Управление муниципального заказчика» о признании решения об отказе в назначении компенсационной выплаты незаконным,

по апелляционной жалобе истца на решение Сухоложского городского суда Свердловской области от 26.11.2019,

заслушав доклад судьи Сорокиной С.В., объяснения представителя ответчика Администрации городского округа Сухой Лог ФИО1, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что 24.05.2019 ей было выдано удостоверение многодетной семьи Свердловской области № 1527. 24.06.2019 ФИО2 обратилась к ответчику в лице Муниципального казенного учреждения «Управление муниципального заказчика» с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу фактического проживания: ..., г. ( / / )2, ...55, предоставив соответствующие документы. По адресу регистрации: ..., г. ( / / )2, ..., ..., меры социальной поддержки по компенсации коммунальных услуг, истцу не предоставляются. Решением Администрации городского округа Сухой Лог от 18.07.2019 ФИО2 отказано в предоставлении компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в связи с наличием задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по адресу регистрации: г. ( / / )2, ..., .... С указанным решением ответчика истец не согласна.

На основании изложенного, с учетом уточнения требований, просила признать незаконным решение от 18.07.2019 об отказе в назначении компенсационной выплаты, обязать ответчиков назначить указанную компенсацию по месту фактического проживания: ... г. ( / / )2..., с момента подачи первоначального заявления, взыскать с каждого из ответчиков в качестве компенсации морального вреда по 50000 рублей.

Решением Сухоложского городского суда Свердловской области от 26.11.2019 в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.

Не согласившись с таким решением, истец подала на него апелляционную жалобу, в которой просила, решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указала, что в процессе рассмотрения дела истцом было предоставлено достаточно доказательств, подтверждающих факт проживания истца с семьей по адресу: ..., г. ( / / )2, .... Считает, что отсутствие регистрации по месту жительства не является основанием для отказа истцу в предоставлении компенсации расходов по оплате коммунальных платежей по фактическому месту проживания.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика Администрации городского округа Сухой Лог просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Сухой Лог ФИО1 указала на законность принятого судом решения, отсутствие оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца.

Истец ФИО2, представитель ответчика Муниципального казенного учреждения «Управление муниципального заказчика» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (истец - телефонограмма от 11.02.2020, ответчик путем размещения информации на сайте Свердловского областного суда). Истец ФИО2 в ходатайстве от 04.03.2020 просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

С учетом положений ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что 24.05.2019 ФИО2 выдано удостоверение многодетной семьи Свердловской области .

24.06.2019 истец обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила назначить ей компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг по месту фактического проживания по адресу: ..., г. ( / / )2, .... К заявлению приложила копию удостоверения многодетной семьи, документы, подтверждающие право собственности на указанное жилое помещение и документы об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг (л.д.9-18).

Решением Администрации городского округа Сухой Лог от 18.07.2019 ФИО2, проживающей по адресу: ... (( / / )2) отказано в предоставлении компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, по причине наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (л.д.8).

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст.ст.154, 160 Жилищного кодекса РФ, Законом Свердловской области от 24.04.2009 № 260ОЗ «О порядке предоставления меры социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленной законами Свердловской области», Порядком назначения и выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг многодетным семьям Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2013 № 306-ПП. С учетом положений вышеприведенных правовых актов, суд первой инстанции указал на то, что предоставление компенсации расходов на оплату коммунальных услуг законодатель связывает с местом жительства или местом пребывания, при этом, на гражданах лежит обязанность осуществлять регистрацию по своему месту жительства или месту пребывания. Учитывая, что ФИО2 при подаче заявления о назначении компенсации доказательств своего фактического проживания по адресу: г.( / / )2, ... не представила, по месту своей регистрации имела задолженность по оплате коммунальных услуг, до настоящего времени вместе со своей семьей по месту пребывания не зарегистрировалась, суд пришел к выводу о правомерности отказа Администрации городского округа ( / / )2 в назначении истцу компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм законодательства, которыми регулируются возникшие правоотношения.

Согласно ч.1 ст.160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Законом Свердловской области от 20.11.2009 N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" регулируются отношения, связанные с предоставлением в Свердловской области мер социальной поддержки многодетным семьям, а именно семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в том числе детей, принятых в семью на воспитание.

Статьей 2 указанного Закона многодетным семьям в числе прочих предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации 30 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах нормативов, установленных Правительством Свердловской области.

Порядок предоставления мер социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленной законами Свердловской области, определен Законом Свердловской области от 24.04.2009 № 26-ОЗ.

Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона Свердловской области мера социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленная законами Свердловской области, предоставляется лицу, имеющему право на ее получение, в случае, если он является: 1) нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; 2) собственником или членом семьи собственника жилого помещения.

На основании п. 4 ст. 2 вышеуказанного Закона, порядок назначения и выплаты полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации устанавливаются Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии с п. 3 Порядка назначения и выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг многодетным семьям Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2013 № 306-ПП (далее – Порядок назначения и выплаты компенсации), компенсация расходов предоставляется многодетной семье на основании заявления одного из родителей или законного представителя, воспитывающего трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в том числе принятых в семью на воспитание (далее - заявитель), по месту жительства (пребывания) многодетной семьи на территории Свердловской области. Предоставление компенсации расходов по месту пребывания производится при условии неполучения компенсации расходов по месту жительства.

Из п. 4 указанного Порядка назначения и выплаты компенсации следует, что компенсация расходов предоставляется при условии отсутствия задолженности по оплате коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению по адресу жилого помещения, в котором проживает многодетная семья, указанному заявителем в заявлении о назначении компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, подаваемом в орган местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, наделенный государственным полномочием Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - уполномоченный орган).

Назначение компенсации расходов осуществляется уполномоченным органом на основании заявления, поданного заявителем, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - заявление) и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, представляемой органами и организациями различных форм собственности, содержащей следующие сведения:

1) реквизиты удостоверения многодетной семьи Свердловской области;

2) о гражданах, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства или месту пребывания по адресу жилого помещения, указанному заявителем в заявлении, поданном в уполномоченный орган, с указанием степени их родства, вида их регистрационного учета, даты регистрации и снятия их с регистрационного учета, размера занимаемой общей площади жилого помещения, выданные органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять регистрационный учет по месту пребывания и по месту жительства граждан, а в населенных пунктах, в которых отсутствуют указанные органы, местной администрацией;

3) об оплате коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления, о размере фактически начисленной платы за коммунальные услуги и отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по адресу жилого помещения, в котором проживает многодетная семья, указанному заявителем в заявлении, поданном в уполномоченный орган;

4) описание объекта недвижимости, стоимости твердого топлива (уголь, дрова) и его доставки и (или) сжиженного баллонного газа - в случае отсутствия центрального отопления и (или) газоснабжения;

5) о неполучении мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по месту жительства многодетной семьи (в случае обращения за назначением компенсации расходов по месту пребывания) (п.6 Порядка назначения и выплаты компенсации).

Основаниями для отказа в назначении компенсации расходов являются: наличие задолженности по оплате коммунальных услуг при отсутствии и (или) невыполнении соглашений по ее погашению по адресу жилого помещения, в котором проживает многодетная семья, указанном заявителем в заявлении, поданном в уполномоченный орган; получение многодетной семьей, обратившейся за назначением компенсации расходов по месту жительства (в случае если заявление о назначении компенсации расходов подано по месту пребывания) (п.13 Порядка назначения и выплаты компенсации).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, а также не оспаривается стороной ответчика, что истец вместе со своей семьей с 2015 года фактически проживает по адресу: г.( / / )2, ..., является собственником 1/2 доли указанного жилого помещения.

Именно в отношении данного жилого помещения ФИО2 в заявлении, поданном ответчику 24.06.2019, просила назначить ей компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг.

В своем решении от 18.07.2019 ответчик отказал в назначении компенсации расходов по оплате коммунальных услуг в отношении жилого помещения по адресу регистрации истца – г.( / / )2, ... связи с наличием задолженности по оплате коммунальных платежей.

Вместе с этим, истец с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по адресу г.( / / )2, ... ответчику не обращалась.

Вопрос же о предоставлении мер социальной поддержки по адресу г.( / / )2, ..., фактически остался неразрешенным.

Отказывая в иске ФИО2 суд указал, что при обращении к ответчику ею не были приложены к заявлению документы, подтверждающие ее фактическое проживание по адресу: г.( / / )2, ....

Вместе с этим, суд не учел, что такая обязанность применительно к Порядку назначения и выплаты компенсации у истца отсутствовала.

Согласно п.8 названного Порядка именно уполномоченный орган для принятия решения о назначении либо отказе в назначении компенсации расходов должен в течение двух рабочих дней запросить информацию, указанную в п.6 Порядка в органах и организациях различных форм собственности, обладающих данной информацией, в том числе в электронной форме.

Вместе с этим, как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, соответствующая информация (из управляющей компании, от участкового уполномоченного и т.д.), истребована им не была.

Несостоятельными являются и доводы ответчика, поддержанные судом первой инстанции, о законности решения от 18.07.2019 ввиду отсутствия у истца и членов ее семьи регистрации по адресу проживания.

В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).

По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, с учетом вышеприведенного правового регулирования, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлено, что истец с членами своей семьи проживает по адресу: г.( / / )2, ..., несет расходы по содержанию указанного жилого помещения, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет, по месту регистрации компенсацию расходов не получает, она не может быть лишена предоставленного положениями Закона Свердловской области от 20.11.2009 N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" права на получение мер социальной поддержки только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска ФИО2 к Администрации городского округа Сухой Лог о признании незаконным решения от 18.07.2019, возложении обязанности предоставить компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении указанных требований.

Определяя дату, с которой подлежит назначению компенсация, судебная коллегия руководствуется п.15 Порядка назначения и выплаты компенсации, в соответствии с которым компенсация расходов назначается с месяца обращения, но не ранее возникновения права на получение меры социальной поддержки.

Удостоверение многодетной семьи истцу выдано 24.05.2019, с заявлением к ответчику она обратилась 24.06.2019, соответственно компенсация истцу должна быть назначена с 01.06.2019.

Оснований для удовлетворения иска к МКУ «Управление муниципального заказчика» судебная коллегия не усматривает, поскольку как следует из Постановления Главы ГО ( / / )2 от ( / / )-ПГ функции, связанные с реализацией органами местного самоуправления ГО ( / / )2 при осуществлении переданного им государственного полномочия по предоставлению компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложены на Администрацию ГО ( / / )2.

МКУ «Управление муниципального заказчика» согласно п.3 данного Постановления привлечено лишь только для технического обеспечения своевременного исполнения вышеуказанных государственных полномочий.

Также судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда.

Обращаясь с настоящим требованием (л.д.39) истец указала, что в результате неправомерных действий ответчика ей был причинен моральный вред, выразившийся в ухудшении ее психоэмоционального состояния, что отразилось на лактации, а также эмоциональном состоянии несовершеннолетних детей.

Вместе с этим, каких-либо доказательств в подтверждение указанных обстоятельств истцом в материалы дела представлено не было.

Иных оснований компенсации морального вреда истцом заявлено не было.

В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь положениями ст.ст.327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сухоложского городского суда Свердловской области от 26.11.2019 отменить в части отказа в удовлетворении иска ( / / )1 к Администрации городского округа ( / / )2 о признании решения незаконным, возложении обязанности.

Принять в отмененной части новое решение, которым иск ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации городского округа ( / / )2 от 18.07.2019 об отказе в назначении компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.

Обязать Администрацию городского округа ( / / )2 назначить ( / / )1 компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг с 01.06.2019.

В остальной части решение Сухоложского городского суда Свердловской области от 26.11.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий Колесникова О.Г.

Судья Сорокина С.В.

Судья Редозубова Т.Л.