Судья: Разумовская Н.Г. Дело № 33-3994/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 12 марта 2013 года апелляционное представление прокурора Первой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области
на решение Щелковского городского суда Московской области от 11 октября 2012 года по делу по иску администрации городского округа Звездный городок к Совету депутатов городского округа Звездный городок о признании части нормативного акта, принятого Советом депутатов городского округа Звездный городок Московской области, противоречащим закону,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения явившихся лиц,
заключение старшего помощника прокурора Первой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области Коркуновой О.А., считавшей, что заявление подлежит отклонению,
установила:
решением Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области от 05 мая 2010 года № 104 «Об утверждении положения о порядке формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности закрытого административного территориального образования городской округ Звездный городок Московской области» утверждено «Положение о порядке формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности закрытого административного территориального образования городской округ Звездный городок Московской области». Решение Совета от 05.05.2010 года № 104 подписано заместителем председателя Совета депутатов г.о. Звездный городок, указанные Решение и утвержденное им Положение опубликованы в официальном печатном органе Совета депутатов и администрации городского округа Звездный городок Московской области – общественно – политической газете «Взгляд с орбиты», № 5 за декабрь 2010 года, на листах 7-8, подписано в печать 01.12.2010 года.
Согласно пункту 1.7 названного Положения: «Управление и распоряжение недвижимым имуществом, кроме предусмотренных в п. 1.2), и прочим имуществом стоимостью свыше 5 млн. рублей осуществляется Администрацией на основании соответствующих решений Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области в отношении конкретных действий (в. ч. сделок) по управлению и распоряжению указанным существом».
В пункте 4.3 указано: «Порядок закрепления муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление, ответственность муниципальных организаций за его сохранность и использование по назначению устанавливается правовыми актами Руководителя администрации в соответствии с действующим законодательством и соответствующим решением Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области».
В пункте 5.2 указано: «Порядок предоставления муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование, методика расчета арендной платы и платежей при безвозмездном пользовании муниципальным имуществом определяются нормативными правовыми актами Руководителя Администрации в соответствии с нормативными правовыми актами Совета депутатов городского округа».
Администрация городского округа Звездный городок обратилась в суд с исковым заявлением к Совету депутатов городского округа Звездный городок, в котором просила признать пункты 1.7, 4.3, 5.2 решения Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области от 05 мая 2010 года №104 «Об утверждении положения о порядке формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности закрытого административного территориального образования городской округ Звездный городок Московской области» противоречащим закону и исключении их из Положения. Считают данные пункты Положения противоречащими нормам действующего законодательства, установленным ч. 2 ст. 251 ГПК РФ, статьями 209, 215 ГК РФ и Федеральным законом № 131 – ФЗ, допускающими произвольное вмешательство Совета депутатов в исполнительно – распорядительную деятельность администрации муниципального образования.
В судебном заседании представители Администрации городского округа Звездный городок ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенности, требования поддержали по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 11 октября 2012 года исковые требования были удовлетворены.
Прокурор Первой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области подал апелляционное представление, в котором указал, что к участию в деле не был привлечен прокурор, участие которого обязательно при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов, о времени и месте слушания дела не извещен. Считает решение суда необоснованным, оспариваемые нормы правомерными.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 2 ст. 251 ГПК РФ, с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться в числе других указанных в данной норме лиц, также орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
В заседании судебной коллегии представитель администрации городского округа Звездный городок пояснила, что оспариваются пункты 1.7, 4.3, 5.2 не решения Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области от 05 мая 2010 года № 104 «Об утверждении положения о порядке формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности закрытого административного территориального образования городской округ Звездный городок Московской области», а утвержденного данным решением «Положения о порядке формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности закрытого административного территориального образования городской округ Звездный городок Московской области».
Истцы, оспаривая пункты «Положения о порядке формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности закрытого административного территориального образования городской округ Звездный городок Московской области», обрались в суд с заявлением, которое оформлено как исковое, с указанием сторон – истца и ответчика.
Как установлено ч. 2 ст. 252 ГПК РФ, заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора.
В силу разъяснений, данных в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", прокурор вправе принести апелляционное представление в том случае, если он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу закона (часть 3 статьи 45 ГПК РФ).
Материалами дела подтверждается, что судом в нарушение ч. 2 ст. 252 ГПК РФ прокурор к участию в деле привлечен не был, о времени и месте слушания дела не извещался. В связи с чем, судебная коллегия своим определением на основании ч. 4, 5 ст. 330 ГПК РФ перешла к слушанию дела по правилам производства в суде первой инстанции без изъятий, установленных главой 39 ГПК РФ.
Поскольку имеются безусловные основания, предусмотренные ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, решение Щелковского городского суда от 11 октября 2012 года подлежит отмене.
Администрация городского округа Звездный обратилась с требованием о признании противоречащими законодательству и исключении из Положения пунктов 1.7, 4.3, 5.2 «Положения о порядке формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности закрытого административного территориального образования городской округ Звездный городок Московской области», утвержденного решением Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области от 05 мая 2010 года № 104.
В силу положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 4 ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления, предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены каким-либо другим центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 названного Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании ст. 25 Устава городского округа Звездный городок Московской области, структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Совет депутатов, Глава городского округа, администрация городского округа, контрольно - ревизионная комиссия.
Как установлено статьей 125 ГК РФ, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 Гражданского кодекса РФ.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ, которая устанавливает порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Положениями статьи 215 ГК РФ установлено, что средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.
Таким образом, для отнесения имущества к муниципальной казне не требуется специального акта представительного органа местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. А именно, в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011г. N424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества", которым установлены правила внесения сведений об имуществе в реестры.
В соответствии с ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится в числе прочих полномочие по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Исходя из положений ч. 3 ст. 43, п. 5 ч. 10 ст. 35 вышеназванного Федерального закона, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
По данному вопросу, как и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, представительный орган муниципального образования принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
При этом следует иметь в виду, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включает в себя, в частности, порядок передачи муниципального имущества во временное безвозмездное пользование, порядок продажи земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, порядок утверждения планов приватизации объектов муниципальной собственности, установленные в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ.
Принятие конкретных решений, в частности, по вопросам управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исполнительно-распорядительным полномочиям органов местного самоуправления, которые реализует местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), наделяемая уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, в силу ч. 1 ст. 37 названного Федерального закона.
Как установлено п. 1.4 ст. 40 Устава ЗАТО городской округ Звездный городок, администрация городского округа управляет и распоряжается в пределах, предоставленных Советом депутатов, собственностью городского округа.
Пунктом 1.3 Положения, утвержденного решением Совета депутатов № 104 установлено: «От имени ЗАТО городской округ Звездный городок управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет Администрация городского округа Звездный городок в порядке, установленном действующим законодательством, настоящим Положением, и другими нормативно – правовыми актами ЗАТО городской округ Звездный городок».
Поскольку в оспариваемом пункте 1.7 Положения Совет депутатов городского округа Звездный городок возложил на себя полномочия по согласованию решений по вопросам управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, стоимостью свыше 5 млн. рублей, судебная коллегия считает, что Совет депутатов превысил свою компетенцию, наделив себя полномочиями по принятию конкретных решений по распоряжению имуществом, допустил тем самым возможность произвольного вмешательства в установленную законом компетенцию исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по решению конкретных вопросов распоряжения имуществом муниципального образования.
Оценивая содержание оспариваемых заявителем пунктов 4.3. и 5.2 Положения о порядке формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности закрытого административно – территориального образования городской округ Звездный городок Московской области», судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Вопросы установления порядка закрепления муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление, а также ответственности муниципальных организаций за его сохранность и использование, как и установление порядка предоставления муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование, а также методики расчета арендной платы и платежей при безвозмездном пользовании муниципальным имуществом, являются ничем иным, как вопросами установления порядка распоряжения муниципальным имуществом,
Поскольку полномочие по установлению порядка распоряжения имуществом муниципального образования относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, и передача данного полномочия должностному лицу местного самоуправления законом не предусмотрена, судебная коллегия полагает, наделение оспариваемыми пунктами 4.3. и 5.2 руководителя администрации городского округа Звездный городок самостоятельным полномочием по решению указанных вопросов путем принятия правовых актов приняты Советом депутатов в нарушение установленной законом компетенции представительного органа местного самоуправления.
В связи с чем, заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Усматривается, что в городском округе Звездный городок сдача в аренду муниципального имущества осуществлялась в соответствии с Постановлением руководителя администрации от 15.12.2010 № 106 «Об утверждении порядка предоставления в аренду и в безвозмездное пользование имущества, находящегося в собственности закрытого административно-территориального образования городской округ Звездный городок Московской области», опубликованного в газете «Взгляд с орбиты» № 6 (20) декабрь 2010 года, принятого в развитие оспариваемых заявителем положений. В связи с чем, судебная коллегия считает необходимым признать пункты 1.7, 4.3, 5.2 Положения о порядке формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности закрытого административно – территориального образования городской округ Звездный городок Московской области», утвержденного решением Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области от 05 мая 2010 года № 104 «Об утверждении Положения о порядке формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности закрытого административно – территориального образования городской округ Звездный городок Московской области», недействующими с момента вступления в законную силу настоящего апелляционного определения.
руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда Московской области от 11 октября 2012 года отменить.
Заявление администрации городского округа Звездный городок удовлетворить. Признать пункты 1.7, 4.3, 5.2 Положения о порядке формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности закрытого административно – территориального образования городской округ Звездный городок Московской области», утвержденного решением Совета депутатов городского округа Звездный городок Московской области от 05 мая 2010 года № 104 «Об утверждении Положения о порядке формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности закрытого административно – территориального образования городской округ Звездный городок Московской области», недействующими с момента вступления в законную силу настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи