ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4026/2021 от 27.07.2021 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 27 июля 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Яковлева Д. В.,

судей Кучменко Е.В., Богониной В. Н.,

при секретаре Шульгиной А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Белгородэнергосбыт», заместителю генерального директора по сбыту электроэнергии-ФИО5, Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области о признании действий по неприменению специального тарифа оплаты электроэнергии незаконными, обязании произвести перерасчет задолженности по оплате электроэнергии, признании бездействия Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области по необеспечению применения специального тарифа оплаты электроэнергии в период с октября 2019 года по май 2020 года незаконными, по встречному иску АО «Белгородэнергосбыт» к ФИО1 о взыскании задолженности по договору энергоснабжения

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 22 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Кучменко Е.В., объяснения представителя истца ФИО2, представителей ответчика АО «Белгородэнергосбыт» ФИО3, комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области ФИО4, судебная коллегия

установила:

ФИО1 является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.

Между АО «Белгородэнергосбыт» и ФИО1 действует публичный договор энергоснабжения на поставку электрической энергии в принадлежащее ему домовладение, открыт лицевой счет .

Дело инициировано иском ФИО1, который, с учетом уточнений и дополнений искового заявления, просил суд:

- признать действия АО «Белгородэнергосбыт» по неприменению специального тарифа оплаты электроэнергии для домовладения, находящегося по адресу: <адрес>, в период с октября 2019 года по май 2020 года незаконными;

- признать действия заместителя генерального директора АО «Белгородэнергорсбыт» ФИО5 по неприменению специального тарифа оплаты электроэнергии для домовладения, находящегося по адресу: <адрес>, в период с октября 2019 года по май 2020 года незаконными,

- обязать АО «Белгородэнергобыт» произвести перерасчет задолженности по оплате электроэнергии для домовладения, находящегося по адресу: <адрес>, в период с октября 2019 года по май 2020 года согласно тарифу 1,39 руб./кВтч.,

- признать бездействие Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области по необеспечению применения специального тарифа оплаты электроэнергии для домовладения, находящегося по адресу: <адрес>, в период с октября 2019 года по май 2020 года незаконными.

АО «Белгородэнергосбыт» обратилось со встречным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по договору энергоснабжения за потребленную электрическую энергию за период с ноября 2019 года по сентябрь 2020 года в размере 39 064,61 рублей и расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 1 372,00 рублей.

Встречное исковое заявление истец-ответчик оспорил в части применения тарифа. Представил письменные возражения на встречное исковое заявление, в которых указал, что, по его мнению, в отопительный период должен применяться «льготный специальный тариф». Оплату задолженности, рассчитанной исходя из «льготного тарифа», в размере 21 688,80 рублей он готов произвести.

Решением Свердловского районного суда г. Белгорода от 22 марта 2021 года в удовлетворении иска ФИО1 к АО «Белгородэнергосбыт», заместителю генерального директора по сбыту электроэнергии ФИО5, Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области о признании действий по неприменению специального тарифа оплаты электроэнергии незаконными, обязании произвести перерасчет задолженности по оплате электроэнергии, признании бездействия Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области по необеспечению применения специального тарифа оплаты электроэнергии в период с октября 2019 года по май 2020 года незаконными, отказано.

Встречный иск АО «Белгородэнергосбыт» к ФИО1 о взыскании задолженности за электроэнергию удовлетворен.

С ФИО1 в пользу АО «Белгородэнергосбыт» взыскана задолженность за потребленную электроэнергию за период с ноября 2019 года по сентябрь 2020 года в размере 39 064,61 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 372,00 рубля, а всего 40 436, 61 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 – ФИО2 просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение. Указывает, что с 2012 года ему устанавливался льготный тариф, претензий по оплате не было. Он оплачивал электроэнергию в отопительный сезон исходя из скидки 50% для лиц, проживающих в сельской местности в размере 1,37 руб. Считает, что разницу в тарифе при применении льготы должен оплачивать поставщику энергии орган местного самоуправления, поэтому просит удовлетворить первоначальный иск.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика (истца по встречному иску) с доводами не согласен, просит оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.

Истец ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом посредством телефонограммы и почтовой корреспонденцией, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания по делу не ходатайствовал. Ответчик обеспечил явку представителя. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив содержащиеся в апелляционной жалобе доводы, возражения на жалобу, не находит предусмотренных законом оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании действий ответчиков незаконными в связи с неприменением специального тарифа за оплату электроэнергии в его домовладении, суд первой инстанции сослался, что плата за оказанную услугу является регулируемой, устанавливается органам, регулирующим ценообразование на территории Белгородской области, является одинаковой для всех потребителей, указанная плата для ФИО1 применяется с понижающим коэффициентом, оснований для дальнейшего снижения тарифа не имеется. В связи с неполной оплатой за оказанную услугу удовлетворен встречный иск и с ФИО1 взыскана задолженность по оплате электроэнергии в размере 39064,61 рублей.

Указанные выводы суда мотивированы, основаны на правильном применении закона к спорным правоотношениям, доводы ФИО1, изложенные в апелляционной жалобе были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку, с которой нет оснований не согласиться суду апелляционной инстанции.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ, если по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента фактического подключения абонента к присоединенной сети.

В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, в соответствии с данными учета энергии.

ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. с 2010 года.

Между АО «Белгородэнергосбыт» и ФИО1 действует публичный договор энергоснабжения на поставку электрической энергии в принадлежащее ему домовладение, открыт лицевой счет .

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

Во исполнение п.1 ст. 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года №1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).

Согласно положениям п.63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления).

Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2019 год, утверждены приказом ФАС России от 12 ноября 2018 года № 1544/18 (приложение 3).

Приказом ФАС России от 11 октября 2019 года №1338/19 установлены и введены в действие с 01 января 2020 года предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год (приложение № 1,2).

П. 71 Основ ценообразования предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

На территории Белгородской области органом по установлению тарифов на электроэнергию выступает Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области.

В соответствии с п. 1.1. Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 25 июня 2018 года № 234-пп, Комиссия является органом исполнительной власти Белгородской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, стандартизированных ставок) на товары (услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за установленным порядком ценообразования, а также иные регулятивные функции и полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области.

Указанным Положением закреплено, что для выполнения возложенных задач Комиссия осуществляет государственные функции в сфере электроэнергетики.

Приказами Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области за спорный период дважды в год установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей по Белгородской области

В соответствии с указанными Приказами тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению, проживающему в сельских населенных пунктах и приравненные к ним в размере плата установлена с понижающим коэффиентом 0,7.

В период 2019-2020 гг. для расчета платы за потребленную электрическую энергию истцу поставщиком электроэнергии применялись следующие тарифы:

- с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года – 2,74 руб./кВтч.,

- с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года – 2,80 руб./кВтч.,

- с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года – 2,80 руб./кВтч.,

- с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года – 2,91 руб./кВтч.

Указанные тарифы установлены комиссией Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области и применяются на всей территории белгородской области,являются одинаковыми для всех потребителей. Сведения об установлении данных тарифов опубликованы в средствах массовой информации, общедоступны на сайте комиссии в сети интернет.

Сведений о том, что на территории Белгородской области в период 2019-2020 гг. были установлены в соответствии с действующим законодательством иные тарифы, чем те, которые применялись для начисления платы за электроэнергию истцу, об отмене приказов об установлении тарифов в материалах дела не имеется.

Доводы представителя истца о том, что в отопительный период для ФИО1 должен применяться тариф с учетом льготы 50% от тарифа, указанного в квитанциях в соответствии с положениями Федерального закона от 14 апреля 1995 года №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», не обоснованы, поскольку, с 2011 года данный закон утратил силу. На территории Белгородской области применяются тарифы, установленные в соответствием с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области.

При таких данных суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Белгородэнергосбыт», к заместителю генерального директора АО «Белгородэнергорсбыт» ФИО5 о признании их действий по неприменению специального тарифа оплаты электроэнергии и обязании АО «Белгородэнергобыт» произвести перерасчет задолженности по оплате электроэнергии.

Ввиду осуществления Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области функций органа исполнительной власти Белгородской области, уполномоченного осуществлять государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, стандартизированных ставок) на товары (услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за установленным порядком ценообразования, принятие тарифов на территории Белгородской области в пределах предоставленных полномочий и основ ценообразования, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным ее бездействия по неприменению специального тарифа оплаты электроэнергии в домовладении ФИО1

Доводы ФИО1 о том, что орган местного самоуправления должен компенсировать поставщику электроэнергии разницу в оплате за электроэнергию в размере 50%, судебная коллегия признает основанными на неправильном понимании закона.

Действующим законодательством не предусмотрена оплата за коммунальные платежей с применением льготы. Статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на получение компенсации понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что предполагает возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.

При наличии такого права ФИО1 после оплаты коммунальных услуг может обратиться в орган местного самоуправления для получения компенсации.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 22 марта 2021 года по делу по иску ФИО1 к АО «Белгородэнергосбыт», заместителю генерального директора по сбыту электроэнергии - ФИО5, Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области о признании действий по неприменению специального тарифа оплаты электроэнергии незаконными, обязании произвести перерасчет задолженности по оплате электроэнергии, признании бездействия Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области по необеспечению применения специального тарифа оплаты электроэнергии в период с октября 2019 года по май 2020 года незаконными, по встречному иску о взыскании задолженности по договору энергоснабжения оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1.- без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Председательствующий

Судьи

Мотивированный текст изготовлен 29.07.2021 г.

Определение05.08.2021