Судья Гончарук С.Е. Дело № 33-406/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.
с участием прокурора Федоровской Н.М.
при секретаре судебного заседания Смирновой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 02.02.2016 гражданское дело по иску прокурора Каргапольского района в интересах Российской Федерации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Курганской облает о признании имущества выморочным, возложении обязанности обратиться к нотариусу получением свидетельства о праве государства на наследство,
по апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Курганской области на решение Каргапольского районного суда Курганской области от <...>, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Каргапольского района в интересах Российской Федерации к Межрайонной ИФНС России №3 по Курганской области о признании имущества Коптякова Н.Е., <...> года рождения, выморочным и возложении обязанности обратиться к нотариусу за получением свидетельства о праве государство на наследство - на денежные средства Коптякова Н.Е., находящиеся на его счете в Курганском отделении № ОАО «Сбербанк России», оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Фоминой А.И., изложившей существо дела, пояснения прокурора Федоровской Н.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Каргапольского района обратился в суд в интересах Российской Федерации иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Курганской области (далее по тексту - МРИФНС России № 3 по Курганской области) о признании имущества выморочным, возложении обязанности обратиться к нотариусу за получении свидетельства о праве государства на наследство.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Каргапольского района была проведена проверка исполнения федерального законодательства о пенсионном законодательстве, охране прав престарелых, проживающих стационарных учреждениях социального обслуживания, в ходе которой установлено, что Коптяков Н.Е., <...> года рождения, проживал в ГБУ «<адрес> ПНИ». На его имя в ОАО «Сбербанк России» был открыт счет. Остаток денежных средств на указанном счете по состоянию на <...> составляет <...> руб. На основании сведений, представленных нотариусом Каргапольского нотариального округа, с заявлением о принятии либо отказе от наследства после смерти Коптякова Н.Е. никто не обращался, свидетельство о праве на наследство не выдавалось. Согласно п.п. 1 и 2 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, денежные средства, находящиеся на счете, открытом на имя Коптякова Н.Е. являются выморочным имуществом и должны перейти в порядке наследования по закону Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», функция по принятию в установленном порядке выморочного имущества возложена на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Между тем функции, связанные с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 №340 закреплены за налоговыми органами. Соответственно, функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены на Федеральную налоговую службу и на Росимущество. Налоговые органы, как указано в письме Федеральной налоговой службы от 04.12.2008 № ШС-6-3/892, при осуществлении работы с выморочным имуществом руководствуются Положением «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозного имущества, перешедшего по праву наследования к государству». В п. 5 указанной Инструкции предусмотрено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальными органами налоговому органу не ранее 6 месяцев со дня открытия наследства. Таким образом, свидетельство о праве государства на наследство, в установленном порядке получают налоговые органы. Названный пункт инструкции соответствует п. 1 ст. 1161 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом. Также письмом Федеральной налоговой службы от 04.12.2008 № ШС-6-3/892 «О выморочном имуществе» установлено, что принятие в установленном порядке выморочного имущества постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 возложено на Росимущество, после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу. Считает, что принятие и распоряжение выморочным имуществом - денежными средствами Коптякова Н.Е. возможно только после передачи Росимуществу свидетельства о праве государства на наследство, которое обязан получить у нотариуса ответчик. Не принятие ответчиком мер по обращению к нотариусу за получением свидетельства о праве государства на наследство нарушает имущественные права Российской Федерации. Просит признать имущество - денежные средства, находящиеся на счете № в ОАО «Сбербанк России» открытом на имя Коптякова Н.Е., выморочным имуществом, возложить на МРИФНС России № 3 по Курганской области обязанность обратиться к нотариусу за получением свидетельства о праве государства на наследство.
В судебном заседании прокурор Казова В.С. исковые требования поддержала, дав объяснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - МРИФНС России № 3 по Курганской области - Холкин В.В. с иском не согласился, дал объяснения согласно доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица ТУ Росимущества в Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Курганской области просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Считают, что судом сделан неверный вывод о том, что ответчик по делу не наделен полномочиями по получению свидетельства о праве Российской Федерации на наследство по закону. В соответствии с п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. Соответствующий закон до настоящего времени не принят. Согласно ст.4 Федерального закона от 26.11.2001 № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Гражданского кодекса Российской Федерации законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, вопросы выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, регулируются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным постановлением Советом Министров СССР от 29.06.1984 № 683, в целях реализации которого издана Инструкция о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденная Минфином СССР 19.12.1984 № 185. В соответствии с п. 5 данной Инструкции документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Следовательно, обязанность по получению свидетельства возложена на налоговые органы, в связи с чем ТУ Росимущества в Курганской области не может являться ответчиком по настоящему делу.
Росимущество на основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, принимает в установленном порядке выморочное имущество, переходящее в порядке наследования в собственность Российской Федерации, после получения свидетельства соответствующим налоговым органом, что отражено в письме Департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации от 15.10.2014, письме Росимущества от 17.11.2015.
Возражений относительно доводов жалобы не поступало.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М., полагала доводы апелляционной жалобы необоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело и доводы апелляционной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным.
Из материалов дела усматривается, что <...> умер Коптяков Н.Е., после смерти которого открылось наследство в виде денежного вклада, открытого в Курганском отделении № ОАО «Сбербанк России».
Согласно сообщению нотариуса Каргапольского нотариального округа от <...>, с заявлением о принятии либо об отказе от наследства Коптякова Н.Е. никто не обращался, наследственное дело не заводилось, свидетельство о праве на наследство на денежные вклады умершего не выдавалось.
Прокурор, обращаясь в суд с настоящим иском, приводит доводы о том, что действующим законодательством функции по принятию указанного выморочного имущества возложены на МРИФНС России № 3 по Курганской области.
Разрешая спор, суд первой инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело по предъявленным исковым требованиям, пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, посчитав, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом.
Доводы апелляционной жалобы об осуществлении налоговыми органами функций, связанных с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по наследству к государству, предусмотренных Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 № 683 и Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» не освобождают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориальных органов от возложенных на него полномочий по принятию и управлению выморочным имуществом, и судебной коллегией не принимаются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того согласно п. 5.35 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации, а действующее Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 не наделяет налоговые органы правами или обязанностями по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество.
Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Курганской области, которые основаны на неправильном толковании закона и направлены на переоценку выводов суда, оснований для удовлетворения которых судебная коллегия не находит, поэтому не принимает во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каргапольского районного суда Курганской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области – без удовлетворения.
Судья-председательствующий: Софина И.М.
Судьи: Фомина А.И.
Фролова Ж.А.