дело № 33 - 417 судья Лебедев А.И. 2019 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Кулакова А.В.,
судей Лозовой Н.В., Харитоновой В.А.,
при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Кулакова А.В.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации Осташковского городского округа по доверенности ФИО1 на решение Осташковского городского суда Тверской области от 02 ноября 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования и.о. Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство», Администрации Осташковского городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании провести ремонтные работы объектов теплоснабжения Осташковского городского округа Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» и Администрации Осташковского городского округа Тверской области по непроведению ремонта объектов теплоснабжения - котельных и теплотрасс <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» и Администрацию Осташковского городского округа Тверской области произвести следующие ремонтные работы до состояния полной готовности к эксплуатации объектов теплоснабжения Осташковского городского округа Тверской области:
Котельная №<адрес>:
- произвести восстановление теплоизоляции теплотрассы (150 погонных метров);
Котельная №<адрес>:
- произвести замену теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (400 погонных метров);
Котельная №<адрес>:
- произвести замену теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (350 погонных метров);
Котельная №<адрес>:
- произвести демонтаж термометров (3 штуки);
- произвести монтаж термометров (3 штуки);
- произвести ремонт кровли (150 кв. м.);
- произвести замену теплоизоляции на теплотрассе (250 погонных метров);
Котельная №<адрес>:
- произвести ремонт кровли (180 кв. м.)».
Судебная коллегия
установила:
И.о. Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство», администрации Осташковского городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия по непроведению ремонта объектов теплоснабжения - котельных и теплотрасс <адрес> Осташковского городского округа Тверской области и обязании провести ремонтные работы в котельной №<адрес> произвести восстановление теплоизоляции теплотрассы (150 погонных метров); в котельной № д<адрес> произвести замену теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (400 погонных метров); в котельной №<адрес> произвести замену теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (350 погонных метров); в котельной № д. <адрес> произвести демонтаж термометров (3 штуки), произвести монтаж термометров (3 штуки), произвести ремонт кровли (150 кв.м.), произвести замену теплоизоляции на теплотрассе (250 погонных метров); в котельной №<адрес> произвести ремонт кровли (180 кв.м.).
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки исполнения МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» законодательства о теплоснабжении, а администрацией Осташковского городского округа Тверской области - законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и о теплоснабжении, было установлено, что по состоянию на 20 августа 2018 года здания котельных, расположенные в <адрес>, <адрес>, <адрес>, переданные постановлением Главы администрации Осташковского городского округа <адрес> от 17 июля 2018 года № в хозяйственное ведение МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство», для прохождения отопительного сезона 2018 – 2019 годов были не подготовлены.
МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» осуществляет ремонт и эксплуатацию вышеперечисленных объектов теплоснабжения, при этом работы по их приведению в рабочее состояние не произведены, договорные обязательства не исполняются, возможность надежного теплоснабжения населения городского округа на момент подачи иска не обеспечена, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Также в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. ст. 125, 210, 215 Гражданского кодекса РФ обязанность по обеспечению проведения ремонтных работ до состояния полной готовности к эксплуатации объектов теплоснабжения возложена на администрацию Осташковского городского округа Тверской области - собственника вышеперечисленного имущества.
Бездействие МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» и администрации Осташковского городского округа Тверской области, выразившееся в непринятии мер по ремонту котельных в ходе подготовки к отопительному сезону 2018 – 2019 годов, может повлечь нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, теплоснабжение которых организует администрация Осташковского городского округа Тверской области.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Нескучаева О.В. поддержала доводы искового заявления.
Представитель ответчика МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель ответчика администрации Осташковского городского округа Тверской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Осташковского городского округа Тверской области ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда в части признания бездействия администрации Осташковского городского округа Тверской области незаконным и обязании администрации провести ремонтные работы объектов теплоснабжения Осташковского городского округа Тверской области.
Податель жалобы полагал, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Указал, что в силу ст. ст. 210, 294, 295 Гражданского кодекса РФ, определяющих права и обязанности собственника и предприятия в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, обязанность собственника по содержанию переданного в хозяйственное ведение имущества не сохраняется, такая обязанность возлагается на предприятие, у которого имущество находится на праве хозяйственного ведения.
Иными участниками процесса решение Осташковского городского суда Тверской области от 02 ноября 2018 года в апелляционном порядке не обжаловано.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчика МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» отношение к апелляционной жалобе не высказано.
В возражениях Осташковской межрайонной прокуратуры доводы апелляционной жалобы критикуются как несостоятельные, предлагается оставить решение суда без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции участвующий в деле прокурор Машуто Д.А. относительно удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель МУП Осташковского городского округа «ЖКХ» по доверенности ФИО2 оставила удовлетворение апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что на основании постановления администрации Осташковского городского округа Тверской области от 06 апреля 2018 года № создано МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» с определением его основных целей деятельности и утверждением Устав.
Согласно п. п. 2.1, 2.2, 2.3.6 Устава МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» создано, в том числе в целях обеспечения функционирования объектов жилищного и нежилого фонда, удовлетворения потребностей населения и прочих потребителей жилищно-коммунальными услугами. Предметом деятельности МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство», в частности, является предоставление жилищно-коммунальных услуг. Для достижения поставленных целей предприятие осуществляет, среди прочего, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт внешних и внутренних систем теплоснабжения, котельных, тепловых пунктов и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для снабжения тепловой энергией населения и иных потребителей.
Постановлением администрации Осташковского городского округа Тверской области от 17 июля 2018 года № в хозяйственное ведение МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» передано муниципальное имущество с закреплением его за предприятием на праве хозяйственного ведения, в числе которого: здание котельной № с оборудованием и тепловая сеть, расположенные по адресу: <адрес>; здание котельной № с оборудованием, здание питателя угля и тепловая сеть, расположенные по адресу: <адрес>; здание котельной № с оборудованием и тепловая сеть, расположенные по адресу: <адрес>; нежилое помещение № (здание котельной) с оборудованием и тепловая сеть, расположенные по адресу: <адрес>; нежилое помещение № (здание котельной) с оборудованием и теплосетью, расположенные по адресу: <адрес>».
По результатам осмотров котельных Осташковского городского округа Тверской области составлены акты их комиссионных обследований, в ходе которых установлено, что для подготовки котельных к отопительному сезону 2018 - 2019 годов необходимо проведение следующих работ: по котельной №<адрес>: демонтаж задвижек Д - 100 мм; монтаж задвижек Д = 100 мм; монтаж светодиодного светильника; приобретение и осуществление монтажа двигателей и насосов (3 штуки); ремонт тепловой камеры; крепление воздушной теплотрассы над переходом с восстановлением теплоизоляции (10 погонных метров); восстановление теплоизоляции теплотрассы (300 погонных метров); по котельной №<адрес>: демонтаж котла Е 1/9-1,5 МВт; демонтаж дымососа В-цц 14-46-2-01А; демонтаж сетевых насосов 160S2 мощностью 15кВт (2 штуки); демонтаж задвижек Д = 100 мм (4 штуки); демонтаж прожектора; демонтаж теплового колодца (возле общежития); монтаж котла КВр-1,6 МВт, в том числе дымонасоса ДН-6,3; монтаж сетевых насосов 16ОS2 мощностью 15 кВт (ЦНСГ 13-140) (2 штуки); монтаж задвижек Д = 100 мм (4 штуки); монтаж светодиодного светильника; замена теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (400 погонных метров); монтаж ТК (тепловой камеры) Д = 2000 мм; по котельной №<адрес>: демонтаж манометров (3 штуки); демонтаж термометров (3 штуки); демонтаж задвижек Д = 76-120 мм (10 штук); демонтаж воздушной теплотрассы (33 погонных метра); монтаж манометров (3 штуки); монтаж термометров (3 штуки); монтаж задвижек Д = 76 мм (2 штуки); монтаж задвижек Д = 100 мм (4 штуки); монтаж задвижек Д = 120 мм (4 штуки); перенос воздушной теплотрассы (24 погонных метра); ремонт кровли (150 кв.м.); замена теплоизоляции на теплотрассе (250 погонных метров); по котельной №<адрес>»: демонтаж котла ИЖ КВр-1,2 МВт; демонтаж дымонасоса ДН-8; монтаж котла КВр-1,25 МВт, в том числе дымонасоса ДН-8; ремонт котла ИЖ КВр-0,8 МВт; ремонт кровли (180 кв.м.); по котельной № д. Жданово: демонтаж котла ИЖ КВр-1,25К; демонтаж дымонасоса ДН-9 левого вращения, двигатель - 15 кВт; демонтаж подпитывающего насоса К-20, мощность двигателя 3 кВт; монтаж котла КВр-1,25 МВт, в том числе дымонасоса ДН-9 левого вращения с электродвигателем; монтаж дымонасоса ДН-9 левого вращения, двигатель 15 кВт; монтаж подпитывающего насоса К-20, мощность двигателя 3 кВт; замена теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (350 погонных метров).
На момент принятия решения ответчиками вышеперечисленные ремонтные работы были частично выполнены.
Руководствуясь положениями ст. ст. 210, 215, 295 Гражданского кодекса РФ, п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 16, п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 1, 3, 6, 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», установив, что котельные, расположенные в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> Осташковского городского округа Тверской области, являющиеся муниципальным имуществом Осташковского городского округа Тверской области, переданы в хозяйственное ведение МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство», нуждаются в осуществлении ремонтных работ до состояния полной готовности к эксплуатации, суд обоснованно признал незаконным бездействие МУП Осташковкого городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» как предприятия, на которое возложена обязанность по обеспечению теплоснабжением потребителей, и администрации Осташковского городского округа Тверской области, как органа местного самоуправления, на который возложена обязанность по организации теплоснабжения, по непроведению ремонта котельных и теплотрасс <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> Осташковского городского округа Тверской области, обязав ответчиков произвести ремонтные работы до состояния полной готовности к эксплуатации объектов теплоснабжения Осташковского городского округа Тверской области по котельной №<адрес> - произвести восстановление теплоизоляции теплотрассы (150 погонных метров); по котельной №<адрес> - произвести замену теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (400 погонных метров); по котельной № д. Жданово -произвести замену теплоизоляции на теплотрассе 2Д = 89 мм (350 погонных метров); по котельной №<адрес> - произвести демонтаж термометров (3 штуки), произвести монтаж термометров (3 штуки), произвести ремонт кровли (150 кв. м.), произвести замену теплоизоляции на теплотрассе (250 погонных метров); по котельной №<адрес>» - произвести ремонт кровли (180 кв.м.).
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда, поскольку они сделаны при точном соблюдении норм материального и процессуального права.
При этом подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Осташковского городского округа Тверской области как собственник котельных, требующих ремонта, является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не имеет обязательств по содержанию муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение.
Так, в силу п. 1 ст. 295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии сзакономрешает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно п./п. 1, 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В силу ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
Таким образом, обязанность по организации теплоснабжения, его обеспечению на соответствующих территориях, в том числе и принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также обязанность по обеспечению проведения ремонтных работ на объектах теплового снабжения до состояния их полной готовности, а равно обязанность по осуществлению контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения имущества законодателем возложена как на орган местного самоуправления, так и на собственника имущества, переданного в хозяйственное ведение, соответственно, в рассматриваемом случае на администрацию Осташковского городского округа Тверской области.
Каких-либо иных доводов, которые не были учтены и рассмотрены судом первой инстанции и которые могли бы послужить основанием к отмене обжалуемого решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, основаны на субъективном толковании норм материального права, были предметом судебного разбирательства, направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося решения (ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ), судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Осташковского городского суда Тверской области от 02 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации Осташковского городского округа по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Кулаков
Судьи Н.В. Лозовая
В.А. Харитонова