ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4171/2016 от 08.06.2016 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело N 33-4171/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июня 2016 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе

председательствующего судьи Никитиной А.И.,

судей Булгаковой М.В., Султанова Р.А.,

при секретаре Макарейкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Советского района г.Орска Оренбургской области на решение Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 26 февраля 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г.Орска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Орские прицепы», Территориальному Управлению Росимущества в Оренбургской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом, закрытому акционерному обществу «Сармат», ГУ ГО ЧС МЧС России по Оренбургской области об обязании устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности и о гражданской обороне,

установила:

Прокурор Советского района г.Орска, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Орские прицепы», Территориальному Управлению Росимущества в Оренбургской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом об обязании устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности и о гражданской обороне, указав, что прокуратурой района в соответствии с поручением прокуратуры области проведена проверка законодательства о пожарной безопасности и о гражданской обороне в ООО «Орские прицепы». В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ООО «Орские прицепы» является производство автомобильных кузовов, производство прицепов, полуприцепов и контейнеров, предназначенных для перевозки одним или несколькими видами транспорта.

По договору аренды недвижимости от (дата)/Н, заключенному с ЗАО «САРМАТ», ООО «Орские прицепы» приняло во временное владение и пользование недвижимое имущество, расположенное по адресу: (адрес). В обязанности ООО «Орские прицепы», как арендатора, входит обеспечение сохранности противопожарной сигнализации, а также обеспечение за свой счет и своими силами соблюдения правил пожарной безопасности. Законодательство о пожарной безопасности в ООО «Орские прицепы» исполняется ненадлежащим образом. ООО «Орские прицепы» эксплуатирует опасные производственные объекты: участок погрузочно-разгрузочных работ механосборочного корпуса ; участок погрузочно-разгрузочных работ механосборочного корпуса ; участок погрузки-разгрузки готовой продукции; участок складского хозяйства отдела . В нарушение действующего законодательства ООО «Орские прицепы» не получена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на участок складского хозяйства отдела . (дата) прокуратурой района с участием ОНД по г. Орску Управления МЧС по Оренбургской области в ходе осмотра территории, зданий, строений, сооружений ООО «Орские прицепы», расположенных по адресу: (адрес) установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности: по корпусу - в складских, административных и общественных помещениях руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны, не обеспечено наличие планов эвакуации людей при пожаре, согласно планировки помещений, здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа, здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, в здании на первом этаже не установлена противопожарная дверь второго типа, отделяющая производственное помещение класса функциональной пожарной опасности Ф5.1 от административных помещений класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3, не обеспечено наличие на дверях помещений складского и производственного назначения обозначений категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны. По корпусу - в складских, административных и общественных помещениях руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны, на объекте руководитель организации не обеспечил наличие планов эвакуации людей при пожаре, согласно планировки помещений, здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа, здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, в производственных помещениях здания устроены конторки из горючих материалов, руководитель организации не обеспечил наличие на дверях помещений складского и производственного назначения обозначений категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны.

Ответчиком ООО «Орские прицепы» не разработан план гражданской обороны организации, не разработаны планы основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, не разработаны функциональные обязанности руководящего состава по вопросам ГО, а также по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, отсутствует комиссия по устойчивости функционирования объекта экономики, а также документы, регламентирующие ее деятельность, не разработаны программы подготовки, расписания занятий, отсутствуют журналы учета занятий, отсутствуют планы-конспекты проведения занятий в соответствии с программами обучения населения в области безопасности жизнедеятельности на территории г. Орска, отсутствует журнал учета подготовки и переподготовки должностных лиц и специалистов ГО, должностным лицом ГО (начальником штаба ГО) не пройдена переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны, не разработан табель оснащения формирования НАСФ, отсутствуют функциональные обязанности специалистов формирований НАСФ; не разработаны планы проведения формирования НАСФ в готовность.

Также в ходе проверки установлено, что на территории ООО «Орские прицепы» по адресу: (адрес) расположено 2 объекта гражданской обороны (бомбоубежища), находящиеся в федеральной собственности: убежище (бытовой корпус ) и убежище (бытовой корпус ). В помещениях убежища выявлен демонтаж оборудования - электрических двигателей систем вентиляции, инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны содержатся в неисправном состоянии, вспомогательные помещения, а также санузлы не закрыты и не опечатаны, не проводится окраска и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения, не производится проверка убежища на герметичность, выявлено отсутствие контрольно измерительных приборов для замера подпора воздуха и других параметров, фильтр гермоклапана закрашен, находится в неисправном состоянии. Указанные нарушения допущены по вине Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое не обеспечило сохранность защитных сооружений гражданской обороны, не выполняет требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. В результате ненадлежащего содержания и управления Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области вышеуказанного объекта гражданской обороны резко ухудшились его технические и иные характеристики, чем нарушено право граждан на общественную безопасность при проведении военных действий или вследствие этих действий, действий при чрезвычайных ситуациях, а также при совершении действий террористического характера или их минимизации.

Прокурор просил суд обязать ООО «Орские прицепы» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, гражданской обороне по адресу: (адрес) кроме объектов гражданской защиты (убежищ), находящихся в федеральной собственности: по корпусу - в срок до (дата) в складских, административных и общественных помещениях обеспечить наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; обеспечить на объекте наличие планов эвакуации людей при пожаре, согласно планировки помещений; здание оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа; здание оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации; в здании на первом этаже установить противопожарную дверь второго типа, отделяющую производственное помещение класса функциональной пожарной опасности Ф 5.1 от административных помещений класса функциональной пожарной опасности Ф 4:3; обеспечить наличие на дверях помещений складского и производственного назначения обозначений категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны. По корпусу - в срок до (дата) в складских, административных и общественных помещениях обеспечить наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; на объекте обеспечить наличие планов эвакуации людей при пожаре, согласно планировке помещений; здание оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа; здание оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации; в производственных помещениях здания осуществить демонтаж конторок из горючих материалов; обеспечить нанесение на дверях помещений складского и производственного назначения обозначений категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны; разработать планы основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; разработать функциональные обязанности руководящего состава по вопросам гражданской обороны, а также по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций; создать комиссию по устойчивости функционирования объекта экономики, а также разработать документы, регламентирующие ее деятельность; разработать программы подготовки, расписание занятий, завести журналы учета занятий; разработать планы- конспекты проведения занятий в соответствии с программами обучения населения в области безопасности жизнедеятельности на территории г.Орска; завести журнал учета подготовки и переподготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны; провести переподготовку или повышение квалификации в области гражданской обороны должностных лиц гражданской обороны; разработать табель оснащения формирования НАСФ; разработать функциональные обязанности специалистов формирований НАСФ, а также планы проведения формирования НАСФ в готовность. Признать незаконной деятельность ООО «Орские прицепы» по эксплуатации опасных производственных объектов, расположенных по адресу (адрес) в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 3 класса опасности. Запретить ООО «Орские прицепы» эксплуатацию опасных производственных объектов, расположенных по адресу (адрес), (адрес) до получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 3 класса опасности и устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, гражданской обороне. Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области по ненадлежащему содержанию федерального имущества, имеющего статус убежища , расположенного по адресу (адрес). Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области в срок до (дата) устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в убежище , расположенном по адресу (адрес): осуществить монтаж оборудования – электрических двигателей системы вентиляции, привести в исправное техническое состояние инженерно – техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны, закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы, провести окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения, произвести проверку помещения на герметичность, осуществить монтаж контрольно- измерительных приборов для замера подпора воздуха и других параметров, привести в исправное техническое состояние фильтр гермоклапана, устранить его закрашивание.

В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г.Орска Майданенко В.Н. отказался от исковых требований в части признания незаконной деятельности ООО «Орские прицепы» по эксплуатации опасных производственных объектов, расположенных по адресу (адрес) в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 3 класса опасности; запрещения ООО «Орские прицепы» эксплуатации опасных производственных объектов, расположенных по адресу (адрес) до получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 3 класса опасности и устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, гражданской обороне; признания незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области по ненадлежащему содержанию федерального имущества, имеющего статус убежища , расположенного по адресу (адрес). Также прокурор отказался от исковых требований к ООО «Орские прицепы» в части устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, гражданской обороне по адресу (адрес) по корпусу в части: в производственных помещениях здания осуществить демонтаж конторок из горючих материалов; обеспечить нанесение на дверях помещений складского и производственного назначения обозначений категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны; разработать планы основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; разработать функциональные обязанности руководящего состава по вопросам гражданской обороны, а также по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций; создать комиссию по устойчивости функционирования объекта экономики, а также разработать документы, регламентирующие ее деятельность; разработать программы подготовки, расписание занятий, завести журналы учета занятий, разработать планы-конспекты проведения занятий в соответствии с программами обучения населения в области безопасности жизнедеятельности на территории г.Орска; завести журнал учета подготовки и переподготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны; разработать табель оснащения формирования НАСФ; разработать функциональные обязанности специалистов формирований НАСФ, а также планы проведения формирования НАСФ в готовность. Отказ от иска в данной части заявлен прокурором в связи с устранением ответчиком выявленных нарушений закона.

Отказ от части иска принят судом, определением суда от 26 февраля 2016 года производство по делу в указанной части прекращено.

В оставшейся части исковые требования прокурор поддержал, просил установить срок устранения нарушений до (дата).

Представитель ответчика ООО «Орские прицепы» ФИО1 исковые требования признал и пояснил, что в настоящее время предприятием приняты меры по устранению выявленных нарушений закона, часть выявленных нарушений устранена. Признание иска является добровольным.

Судом принято признание иска представителем ответчика ООО «Орские прицепы».

Представитель ответчика Территориального управления Росимущества в Оренбургской области в судебное заседание не явился, были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В отзыве на иск указали, что в соответствии с Положением, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009г. №278, Территориальное управление Росимущества в Оренбургской области выступает полномочным представителем собственника - Российской Федерации в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Оренбургской области, а также иного федерального имущества, расположенного на территории Оренбургской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Согласно письму Росимущества от (дата) с целью сохранения сети защитных сооружений Территориальное управление совместно с Главным управлением ГО ЧС МЧС России региона определяют пользователя ЗС ГО - юридическое лицо с учетом радиуса сбора укрываемых, возможности нового пользователя к обеспечению сохранности ЗС ГО, готовности к приему укрываемых, которому передают ЗС ГО на ответственное хранение и в пользование на условиях договора. В случае отказа Главного управления ГО ЧС МЧС России региона в определении нового пользователя ЗС ГО или отсутствия надобности в данном убежище ГУ МЧС России должно письменно обосновать выведение данного ЗС из системы защитных сооружений, которое направляется в Росимущество. В отношении требований истца по разработке документации убежища, заделывания отверстий в строительных конструкциях в месте прокладки инженерных коммуникаций, восстановлении оголовок системы вентиляции и других, возражали, ссылаясь на то, что ни постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов и имущества гражданской обороны», ни Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583, на которых прокурор основывает свои требования, не возлагается обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию защитных сооружений на Территориальное управление либо на иной федеральный орган исполнительной власти. Кроме того, статьи расходов, предусматривающей осуществление работ по приведению объектов гражданской обороны в состояние готовности, в смете Территориального управления не предусмотрено.

Представитель ответчика ЗАО «Сармат», привлеченного к участию в деле определением суда, ФИО2 полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что собственником здания по (адрес) является ЗАО «Сармат», никаких ограничений или обременений права не зарегистрировано, в связи с чем, ссылка прокурора на наличие в здании бомбоубежища несостоятельна. Учитывая, что к ЗАО «Сармат» требования так и не сформулированы, просил в иске отказать.

Представитель ответчика ГУ ГО ЧС МЧС России по Оренбургской области, привлеченного к участию в деле определением суда, ФИО3 исковые требования не признала, пояснив, что на управление действующим законодательством не возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию защитных сооружений гражданской обороны.

Решением Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 26 февраля 2016 года исковые требования прокурора Советского района г.Орска удовлетворены частично.

Суд обязал ООО «Орские прицепы» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, гражданской обороне по адресу (адрес), кроме объектов гражданской защиты ( убежищ), находящихся в федеральной собственности.

По корпусу : в складских, административных и общественных помещениях обеспечить наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны, обеспечить наличие планов эвакуации людей при пожаре, согласно планировке помещений; здание оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа; здание оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации; в здании на первом этаже установить противопожарную дверь второго типа, отделяющую производственное помещение класса функциональной пожарной опасности Ф 5.1 от административных помещений класса функциональной пожарной опасности. Ф 4.3; обеспечить наличие на дверях помещений складского и производственного назначения обозначений категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны.

По корпусу : в складских, административных и общественных помещениях обеспечить наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; обеспечить наличие планов эвакуации людей при пожаре, согласно планировке помещений; здание оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа; здание оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации; провести переподготовку или повышение квалификации в области гражданской обороны должностным лицам гражданской обороны.

Определен срок устранения нарушений пожарной безопасности - до (дата).

В удовлетворении остальных требований иска прокурору отказано.

Прокурором Советского района г.Орска на решение суда принесено апелляционное представление, в котором прокурор высказывает несогласие с выводами суда об отказе в удовлетворений требований иска к Территориальному управлению Росимущества в Оренбургской области.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков ООО «Орские прицепы», ГУ ГО ЧС МЧС России по Оренбургской области, ЗАО «Сармат», Территориального управления Росимущества в Оренбургской области не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Никитиной А.И., объяснения прокурора Стиплина И.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, в пределах изложенных в апелляционном представлении доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Решение суда в части удовлетворения требований иска к ООО «Орские прицепы» постановлено на основании признания иска представителем ответчика ООО «Орские прицепы», принятого судом первой инстанции в соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК Российской Федерации.

Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется и судебной коллегией в соответствии с положениями статьи 327.1 ГПК Российской Федерации не проверяется.

Из материалов дела следует, что в соответствии с договором аренды недвижимости , заключенным (дата) между ООО «Орские прицепы» и ЗАО «САРМАТ», ООО «Орские прицепы» приняло во временное владение и пользование недвижимое имущество, расположенное по адресу: (адрес). Срок действия договора до (дата).

Убежища и (противорадиационные укрытия) имеют паспорта, оформленные в (дата) году и (дата) году.

Судом установлено, что прокуратурой Советского района г.Орска по поручению прокуратуры области была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности и гражданской обороне, в ходе которой было установлено, что в помещениях убежища , расположенного по адресу (адрес), выявлен демонтаж оборудования - электрических двигателей системы вентиляции, инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны содержатся в неисправном состоянии, вспомогательные помещения, а также санузлы не закрыты и не опечатаны, не проводится окраска и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения, не производится проверка убежища на герметичность, выявлено отсутствие контрольно измерительных приборов для замера подпора воздуха и других параметров, фильтр гермоклапана закрашен, находится в неисправном состоянии.

Учитывая правовую природу спорных правоотношений и применимые к ним нормы права, суд обоснованно признал убежище - объектом гражданской обороны.

Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что убежище относится к федеральной собственности.

На момент рассмотрения спора указанное защитное сооружение не передано какому-либо в собственность. В отношении убежища не определен пользователь, которому бы убежище было передано на ответственное хранение и в безвозмездное пользование, с обязательным участием представителя ГУ МЧС России по Оренбургской области.

Отказывая в удовлетворении требований иска прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что на Территориальное Управление Росимущества в Оренбургской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию спорного объекта гражданской обороны и его поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию не возлагается. Территориальное Управление Росимущества в Оренбургской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом уполномочено только на передачу федерального имущества на территории Оренбургской области в пользование по договору о правах и обязанностях в отношении объектов гражданской обороны.

Данный вывод суда основан на правильном применении закона.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 государственная собственность в Российской Федерации была разграничена на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.

Согласно п.п.1-3 Постановления, объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в Приложениях 1 - 3 указанного Постановления прямо не указаны.

Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу статьи 2 Закона о гражданской обороне предоставление населению убежищ относится к основным задачам в области гражданской обороны.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно статье 6 Закона о гражданской обороне к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено определение порядка создания убежищ.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно пункту 7 Порядка создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации.

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти: по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 10 данного Порядка организации, в частности, обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Согласно ч. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и. осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Территориальное управление Росимущества в Оренбургской области выступает полномочным представителем собственника - Российской Федерации в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Оренбургской области, а также иного федерального имущества, расположенного на территории Оренбургской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, утвержденное приказом Росимущества от 29.09.2009г. №278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом»).

Как следует из ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возложено на его собственника, если иное не предусмотрено законом или договором.

От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч.3 ст.214 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно подпункта «г» пункта 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ №432 от 05.06.2008 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

В соответствии с Положением, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009г. №278, Территориальное управление Росимущества в Оренбургской области выступает полномочным представителем собственника - Российской Федерации - в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Оренбургской области, а также иного федерального имущества, расположенного на территории Оренбургской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно письму Росимущества от 18.09.2008 №СМ-16/21604, с целью сохранения сети защитных сооружений Территориальное управление совместно с Главным управлением ГО ЧС МЧС России региона определяют пользователя ЗС ГО - юридическое лицо, с учетом радиуса сбора укрываемых, возможности нового пользователя к обеспечению сохранности ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, которому передают ЗС ГО на ответственное хранение и в пользование на условиях договора. В случае отказа Главного управления ГО ЧС МЧС России региона в определении нового пользователя ЗС ГО или отсутствия надобности в данном убежище ГУ МЧС России должно письменно обосновать выведение данного ЗС из системы защитных сооружений, которое направляется в Росимущество.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение; а также осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны (статья 8).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию (пункт 9).

Иные организации, в силу пункта 10 Постановления, обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Указом Президента Российской Федерации № 868 от 11 июля 2004 года определено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №583 от 15 декабря 2002 года утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, согласно которым готовность и использование защитных сооружений гражданской обороны по предназначению обеспечивают начальник гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся.

В силу п.п. 2.1.37 п. 2.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, запрещена приватизация находящихся в федеральной собственности защитных сооружений гражданской обороны (кроме объектов и оборудования, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника).

Поскольку объекты и имущество гражданской обороны запрещены к приватизации, нахождение таких объектов в обороте допускается лишь по специальному разрешению Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 359 утверждено Положение «О порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями, организациями» (далее - Положение).

Как следует из п. 2 указанного Положения, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (Приложение N 2 к настоящему Положению).

Согласно Приложению № 2 к указанному Положению с правопреемником заключается типовой договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны установленного образца. Данный договор заключается между предприятием (организацией), представителем Госкомимущества (территориального агентства Госкомимущества России), и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли. Договор согласовывается с начальником штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Как предусмотрено разделом 2 указанного типового договора, обязанность по сохранению защитных сооружений, принятию мер по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, возложена на предприятие (организацию).

В этой связи правомерным следует признать вывод суда первой инстанции о том, что на Территориальное Управление Росимущества в Оренбургской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом обязанность содержать объект гражданской обороны в надлежащем состоянии возлагаться не может.

Территориальное Управление Росимущества в Оренбургской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества, в том числе в отношении объектов гражданской обороны.

С другими требованиями к Территориальному Управлению Росимущества в Оренбургской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом прокурор не обращался.

Фактически доводы апелляционного представления направлены на переоценку представленных в дело доказательств, повторяют доводы прокурора в суде первой инстанции, которые судом проверены и надлежаще оценены, что само по себе отмены решения суда не влечет.

Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционного представления не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 26 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Советского района г.Орска Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи