ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-4188/2019
г. Уфа 25 февраля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Якуповой Н.Н.,
судей Александровой Н.А.,
Хакимова А.Р.
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к НОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» о признании непредставления платежных документов, договора проведения капитального ремонта общего имущества по адресу проживания, обязании заключения договора проведения капитального ремонта общего имущества и обязании предоставления платежных документов по адресу проживания истца, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Хакимова А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя требования тем, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: адрес, и является обладателем 1\6 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес, но не проживает в указанной квартире. Истец один раз в конце месяца проверяет квартиру и почтовый ящик, забирает платежные документы, но за период с 2014 г. по август 2018 г. в почтовом ящике по адресу: адрес, и по адресу: адрес, квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт, договор о проведении капитального ремонта общего имущества, иных извещений не находил и не получал.
Истец по телефону горячей линии НОФ «Региональный оператор РБ» просил доставлять квитанции на оплату по адресу: адрес, а также предоставить договор о проведении капитального ремонта общего имущества. 17.11.2017 в филиале ОГАУ МФЦ г.Белебея истец обратился с заявлением в адрес ответчика с целью корректировки данных в лицевых счетах и начислениях, также выразил просьбу о направлении договора и квитанций по адресу проживания: адрес.
Ответчик, нарушив требования Конституции РФ и норм ГК РФ, с 2014 года договор о проведении капитального ремонта и платежные документы в адрес истца не направил.
С учетом утонений к иску просит признать не предоставление платежных документов по месту проживания истца, нарушением положений ст. 2,4,19,24,29 Конституции РФ; не предоставление договора (оферты) проведения капитального ремонта общего имущества по месту проживания истца, нарушением ст.ст. 1,3,7,8,10,153,158,160,161,442,435 ГК РФ; обязать ответчика заключить договор (оферту) проведения капитального ремонта общего имущества, направив два подлинных экземпляра договора по адресу проживания истца; обязать ответчика предоставлять платежные документы по адресу проживания истца.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно п. 3 ст. 166 ЖК РФ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 4 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что истец ФИО1 является долевым собственником в праве собственности на квартиру, общей площадью 32,3 кв. м., расположенную по адресу: адрес.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права №... от 31.03.2011 ФИО1 принадлежит 1/6 доля в праве собственности на вышеуказанную квартиру.
Судом установлено, что собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: адрес, решение о способе формирования фонда капитального ремонта не принято, в силу чего формирование фонда капитального ремонта данного дома производится на счете регионального оператора.
В соответствии с постановлением Администрации городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район № 70 от 10.07.2014 «Об утверждении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район РБ» утвержден способ формирования фонда капитального ремонта в отношении домов согласно приложению, на счете регионального оператора.
Региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан, является НОФ «Региональный оператор РБ».
Согласно ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ на регионального оператора возложена обязанность представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос.
Представитель ответчика пояснил, что доставка платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт осуществляется Почтой России общепринятым способом доставки документов для оплаты за жилищно-коммунальные услуги - в конвертованном виде до почтовых ящиков абонентов. Обращения собственников о неполучении платежных документов ранее не поступали.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что истцом не представлено доказательств в обоснование своих доводов о нарушении его прав.
Вопреки доводам истца на регионального оператора возложена обязанность представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос, а не по фактическому адресу проживания и потому требования истца, несмотря на обращения истца к ответчику в досудебном порядке, в этой части не подлежат удовлетворению.
Доводы истца об обязании ответчика заключить договор (оферту) проведения капитального ремонта общего имущества, необоснованны, поскольку положениями Жилищного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения сторон в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не предусмотрена обязанность регионального оператора заключать индивидуальный договор с каждым собственником жилого помещения.
Таким образом, ФИО1 как долевой сособственник квартиры N 144, расположенной в многоквартирном доме по адресу: адрес, в соответствии со ст. ст. 153, 154 и 169 ЖК РФ является лицом, обязанным в силу закона оплачивать ежемесячные взносы в Фонд капитального ремонта.
Обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возложена на собственников в силу прямого указания закона, согласно ст. 154 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт включены в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: адрес, не принималось, в связи с чем, орган местного самоуправления принял решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, на счете регионального оператора.
Учитывая изложенные обстоятельства, исходя из положений приведенных выше норм ст. 171, п. 9 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ, у собственника помещения, в силу закона возникает гражданско-правовое обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет. Участие каждого собственника в расходах по содержанию общего имущества является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом. Отсутствие между сторонами договора на оказание подрядных услуг по ремонту жилого дома, не является основанием для освобождения собственника жилого помещения от несения расходов по содержанию общего имущества дома.
Возникновение у лица обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт связано с включением дома, собственником помещения в котором является лицо, в Республиканскую программу капитального ремонта, а не с получением платежного документа, следовательно, платежный документ не является юридически значимым сообщением.
При этом, в соответствии с предписаниями Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающими основополагающие начала о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных незапрещенных источников финансирования; в целях организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которыми устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. (Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 N 10-П).
Отказывая в части требований о заключении персонального договора "аккумулирования взносов на капитальный ремонт", суд исходил из того, что положениями Жилищного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения сторон в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не предусмотрена обязанность регионального оператора заключать индивидуальный договор с каждым собственником жилого помещения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в определении от 14.03.2018 N 307-ЭС18-872 по делу N А56-77273/2016, ненаправление истцом в адрес собственника помещений платежных документов не исключает возможности начисления истцом пеней за просрочку внесения взносов на капитальный ремонт, обязательность уплаты которых установлена законом; не освобождает ответчика от установленной законом обязанности своевременно уплачивать взносы на капитальный ремонт и, соответственно, от несения бремени ответственности за просрочку платежа.
В период рассмотрения дела п. 33 ст. 1 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ, внесены изменения в ст. 181 ЖК РФ, и с момента вступления изменений в силу исключена обязанность областного оператора по направлению проекта и заключению договора в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ (заключение договора в обязательном порядке), о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
В силу ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Из материалов дела следует, что на день принятия судом первой инстанции решения норма ст. 181 ЖК РФ, обязывающая Фонд направлять проект договора и заключать его в обязательном порядке, изменена. Изменения, внесенные в данную норму права, исключили данную обязанность и установили возникновение прав и обязанностей сторон из норм закона.
При этом следует отметить, что положения ст. 422 ГК РФ, установили, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Поскольку на момент рассмотрения судом первой инстанции дела обязанность, предусмотренная положениями ст. 181 ЖК РФ заключить договор в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ, то есть в обязательном порядке, отменена, суд первой инстанции правомерно отказал в иске.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, не учтенных судом при рассмотрении дела, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения, не опровергают правовые суждения суда, в связи с чем они не могут рассматриваться как состоятельные.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи