ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-41/19 от 16.01.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-41/2019 (8916/2018) г.Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего судьи Жельнио Е.С.,

судей Флюг Т.В., Овсянниковой И.Н.,

при секретаре Носаль М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2019 года гражданское дело по иску ФИО7 к ФИО8, ФИО9 о признании недействительным решения общего собрания членов Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера «Тэбах-Два» по апелляционной жалобе ответчика ФИО9 на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 7 сентября 2018 года, заслушав доклад судьи Жельнио Е.С.,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО7 обратился в суд с иском к ФИО8, ФИО9 о признании недействительным решения общего собрания членов Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера «Тэбах-Два» (ТСО МКНС «Тэбах-Два») от 29.10.2017 г. об избрании председателя и секретаря собрания, о прекращении деятельности прежних участников и о принятии в состав новых участников общины, о переизбрании председателя общины, о назначении ответственного за исполнение решения собрания. В обоснование заявленных требований истец указал, что ему как председателю правления общины ТСО МКНС «Тэбах-Два» 28.12.2017 г. стало известно, что 29.10.2017 г. было проведено общее собрание общины, ФИО9 и ФИО8 указаны в качестве председателя и секретаря собрания. Принятые на собрании решения, в том числе о переизбрании председателя общины, изменении состава ее учредителей, смене юридического адреса, введении новых членов в состав общины являются недействительными. В силу ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» учредителями общин могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, право выбирать органы управления общины и быть избранным принадлежит ее членам. При этом, членство в общине может быть коллективным (членство семей (родов) и индивидуальным (лица достигшие 16 летнего возраста, относящиеся к малочисленным народам и ведущие традиционный для этих народов образ жизни, занимающиеся традиционными промыслами). Правление (совет) общины избираются на общем собрании (сходе) членов общины. Между тем, на собрании присутствовали не известные лица, не являющиеся членами общины и не имеющие полномочий на созыв внеочередного собрания. Собрание проведено с нарушением установленного законом порядка, без надлежащего извещения о его проведении, в отсутствие кворума, в то время как разрешенные вопросы относятся к исключительной компетенции схода членов общины. Фактически общее собрание не собиралось, указанные в протоколе лица численностью 78 человек на самом деле на собрании не присутствовали, данные присутствовавших лиц в протоколе отсутствуют, что не дает возможности связаться с ними для проверки указанных в протоколе фактов. На основании оспариваемого решения из состава учредителей выведены все ее прежние учредители, а ответчики к малочисленным народам не относятся и не могут быть ни членами общины, ни ее учредителями. В результате неправомерных действий ответчиков в руководящем составе общины зарегистрированы изменения, созданы препятствия в осуществлении деятельности общины, нарушены права ее членов.

Ответчик ФИО9 исковые требования не признал, ссылаясь на несоблюдение истцом досудебного порядка вследствие не уведомления всех членов общины о намерении обратиться в суд и отсутствие у истца, не являющегося членом общины, права на оспаривание решения общего собрания ее членов. Полагал, что поскольку предмет спора относится к хозяйственной деятельности юридического лица, иск подсуден арбитражному суду.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО, ИФНС по Железнодорожному району г.Хабаровска.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 07.09.2018 г. исковые требования удовлетворены, признаны недействительными решения общего собрания членов Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера «Тэбах-Два» от 29.10.2017 г. об избрании председателя и секретаря собрания, о прекращении деятельности прежних участников и о принятии в состав новых участников общины, о переизбрании председателя правления, о назначении ответственного за исполнение решений собрания. С ФИО9 и ФИО8 пользу ФИО7 взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб. в равных долях.

В апелляционной жалобе ответчик ФИО9 просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в иске с прекращением производства по делу, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права вследствие не привлечения к участию в деле ТСО МКНС «Тэбах-Два» и разрешения неподведомственного суду общей юрисдикции корпоративного спора.

В судебном заседании ответчики ФИО9, ФИО8 и представитель ФИО9ФИО10 апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, представители истца ФИО7ФИО11, ФИО12, ФИО13 выразили согласие с решением суда первой инстанции.

Представитель третьего лица ГУ Минюста России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО14 указала, что в управление поступил только протокол собрания, проверка членства лиц, принявших участие в собрании, не проводилась.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены, неявка разбирательству дела не препятствует.

Заслушав объяснения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Тэбах-Два» зарегистрирована в качестве юридического лица 31.03.2008 г..

Согласно уставу в редакции от 28.03.2016 г. территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Тэбах-Два» (ТСО КМНС «Тэбах-Два») является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. Территориальной сферой деятельности общины является Ульчский район Хабаровского края, учредителями - относящиеся к коренным малочисленным народам Севера ФИО15 негидалка, Баку Н.Б. нивх, ФИО7 эвенк.

Общим собранием членов общины от 28.03.2016 г. принято решение о принятии ФИО7 в члены общины и избрании его председателем правления ТСО КМНС «Тэбах-Два».

Согласно протокола общего собрания членов ТСО КМНС «Тэбах-Два» от 26.09.2016 г. на собрании в числе прочего принято решение о проведении очередных и внеочередных общих собраний членов общины в очно-заочной форме путем заполнения и подписания бланков решений для голосований, а также об организации информационного контента для оповещения членов общины о планируемых мероприятиях, ответственной назначена ФИО8. Указанным собранием также принято решение об исключении из ТСО КМНС «Тэбах-Два» бывших членов общины (в том числе ФИО7) и регистрации их в составе членов ТСО КМНС «Чайка».

Согласно протоколу от 29.10.2017 г. (15-00 час.) общего собрания членов ТСО МКНС «Тэбах-Два» на собрание приглашены 78 членов общины, кворум имеется. На собрании в числе прочего приняты решения о: избрании в правление общины ФИО9, ФИО8, ФИО4, управляющим - ФИО9; об изменении адреса места нахождения общины без указания нового адреса (в выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.02.2018 г. адрес прежний); принято решение об утверждении Устава ТСО МКНС «Тэбах-Два» в новой редакции с введением новой должности управляющего общиной.

Согласно протоколу общего собрания членов ТСО КМНС «Тэбах-Два» от 29.10.2017 г. (17-00 час.) на собрание приглашены 78 членов общины, кворум имеется. Собранием приняты решения: об избрании председателем и секретарем собрания ФИО9 и ФИО8; об исключении из членов правления участников общины в виду смерти ФИО1, ФИО2, ФИО3, а также на основании поданного заявления ФИО16; о принятии в состав членов общины ФИО9 и ФИО8. По предложению ФИО9 на должность председателя правления избрана ФИО8, в связи с неисполнением своих должностных обязанностей по причине отдаленности проживания ФИО7. Ответственность за надлежащее исполнение решения собрания возложена на ФИО9.

Согласно протоколу общего собрания членов ТСО КМНС «Тэбах-Два» от 29.10.2017 г. (18-00 час.) на собрание приглашены 78 членов общины, кворум имеется. Собранием также в числе прочего приняты решения о: об избрании председателем и секретарем собрания ФИО9 и ФИО8; избрании ФИО9 управляющим общиной; изменении адреса места нахождения общины – <адрес>, местонахождения руководящего органа – <адрес> почтового адреса – <адрес>; утверждении устава в новой редакции с введением новой должности управляющего общиной.

Согласно протоколу общего собрания членов ТСО КМНС «Тэбах-Два» от 23.08.2018 г. , на которое приглашены 115 членов общины, собранием в числе прочего принято решение об утверждении полномочий председателя правления ФИО8.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.3, 5, 8-9, 11-12, 14-16 ФЗ от 20.07.2000 г. №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», и исходил из того, что общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаются в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов. Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов). Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех. По решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов в члены общины могут приниматься лица, не относящиеся к малочисленным народам, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов. Членство в общине малочисленных народов может быть коллективным (членство семей (родов)) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам). Члены общины малочисленных народов имеют право выхода из нее. Права и обязанности членов общины малочисленных народов, порядок и условия вступления в общину и выхода из нее определяются уставом общины малочисленных народов. Члены общины малочисленных народов в соответствии с уставом общины малочисленных народов имеют право на: участие в принятии решений общины; участие в выборах органов управления общины и право быть избранными в эти органы; получение доли из имущества общины или ее компенсации при выходе из общины либо при ее ликвидации; выход из общины; другие права, предусмотренные уставом общины. Высшим органом управления общины малочисленных народов является общее собрание (сход) членов общины, которое созывается по мере необходимости, периодичность его проведения определяется уставом. Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов считается полномочным при условии участия в нем не менее половины членов общины, если уставом общины не установлены иные правила. В исключительной компетенции общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов находится: принятие устава общины; избрание правления (совета) общины и его председателя; принятие новых членов; исключение из общины; определение основных направлений деятельности общины; избрание ревизионной комиссии; принятие решений о реорганизации, ликвидации и самороспуске общины; утверждение решений председателя правления (совета) общины. Органом управления общины малочисленных народов является правление (совет) общины малочисленных народов, которое избирается в составе председателя правления (совета) и других членов правления (совета) общины на общем собрании (сходе) членов общины малочисленных народов простым большинством голосов. Правление (совет) общины малочисленных народов организует деятельность общины малочисленных народов в перерывах между общими собраниями (сходами) членов общины малочисленных народов и проводит заседания по мере необходимости. Полномочия правления (совета) общины малочисленных народов и срок полномочий устанавливаются уставом общины малочисленных народов. Избранными в состав правления (совета) общины малочисленных народов считаются члены общины, получившие более половины голосов ее членов, присутствующих на общем собрании (сходе) членов общины. Председатель правления (совета) общины малочисленных народов: организует работу правления (совета) общины; в период между заседаниями правления (совета) общины решает все организационные, производственные и иные вопросы, за исключением тех вопросов, которые отнесены к ведению общего собрания (схода) членов общины или правления (совета) общины; в соответствии с уставом общины собирает правление (совет) общины и общее собрание (сход) членов общины; представляет общину в отношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В силу ст.181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме, который подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны: дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества; сведения о лицах, принявших участие в голосовании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; сведения о лицах, подписавших протокол.

Согласно ст.181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

В соответствии со ст.181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола. Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.

Разрешая спор по существу, оценивая доводы и возражения сторон, суд первой инстанции исходил из того, что лица, указанные в качестве членов общины в протоколах оспариваемого собрания, включены в состав членов общины ранее принятыми и не оспоренными в установленном порядке решениями общих собраний членов общины. Вместе с тем, ответчиками суду не представлено доказательств, подтверждающих надлежащее извещение членов общины и ФИО7, являющегося председателем правления ТСО КМНС «Тэбах-Два» по состоянию на день проведения оспариваемого собрания, в повестку дня которого в числе прочего был включен вопрос о прекращении его полномочий в качестве председателя правления общины. Факт не извещения о времени, месте проведения собрания и повестке дня также подтвердили допрошенные в качестве свидетелей ФИО4 и ФИО5. Допрошенная со стороны ответчика свидетель ФИО6, подтвердившая факт проведения собрания и участия в нем, указала, что на собрании присутствовало не более 10 человек. Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения созыва и проведения общего собрания членов ТСО КМНС «Тэбах-Два» от 29.10.2017 г., решения по которому оформлены протоколом от 29.10.2017 г., и не нашел своего подтверждения факт легитимности собрания, в виду не предоставления достоверных сведений о наличии кворума, заявленные истцом исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска, отклоняя доводы апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, сторонами по делу являются председатели правления общины ныне действующий и избранный на обжалуемом собрании, которые в силу закона и устава общины вправе действовать от имени общины без доверенности. При таких обстоятельствах формальное не привлечение к участию в деле ТСО МКНС «Тэбах-Два» не может являться основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Доводы ответчика о не подведомственности данного спора суду общей юрисдикции ранее были предметом проверки суда апелляционной инстанции и признаны несостоятельными. Вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30.07.2018 г. оставлена без удовлетворения частная жалоба ФИО9 на определение Центрального районного суда г.Хабаровска от 28.05.2018 г. об отказе в передаче гражданского дела в Арбитражный суд Хабаровского края. Судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что заявленные требования не могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда.

Права истца, являвшегося председателем правления ТСО МКНС «Тэбах-Два» и переизбранного без надлежащего извещения об инициировании собрания и включении в повестку дня общего собрания членов общины оспариваемых вопросов, безусловно нарушены обжалуемым решением общего собрания, при созыве, подготовке и проведении которого допущены существенные нарушения. Свою волю на обращение в суд с данным иском ФИО7, вопреки доводам ответчиков, подтвердил в ходе личного участия в судебном заседании суда первой инстанции.

Протоколы оспариваемого собрания не содержат сведений об инициаторе созыва внеочередного собрания.

Между тем, согласно пп.8.1-8.2 устава ТСО МКНС «Тэбах-Два» общее собрание членов общины созывается не реже одного раза в год и созывается по решению председателя правления, избираемого решением общего собрания сроком на 5 лет (п.8.8), утвержденному правлением общества. Внеочередное общее собрание созывается по решению правления общины, председателя правления, либо по требованию не менее 1/3 членов общины. Председатель правления общины извещает членов общины о дате, месте проведения общего собрания и повестке дня собрания не позднее, чем за месяц до даты проведения общего собрания.

В соответствии со ст.181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.

В протоколах общего собрания содержатся сведения лишь о количестве приглашенных на собрание лиц и их списочный состав, в который входят в числе прочих и несовершеннолетние лица. При этом, как следует из материалов дела количество членов общины не мотивировано не последовательно и существенно изменяется без соблюдения п.5.2 устава общины, согласно которому прием в члены общины осуществляется на общем собрании на основании рекомендации правления общины, воля к вступлению должна быть выражена в виде письменного заявления или записи в протоколе собрания (доказательств обратного не представлено). Количество лиц, принявших участие в голосовании, в протоколах не указано, как не указано и общее количество голосов членов общины, а также порядок их определения и подсчета голосов.

В судебном заседании ответчики пояснили, что в общине есть коллективные члены (семьи, рода) и индивидуальные, при этом в голосовании участвуют все лица, как входящие в семьи, являющиеся коллективными членами, так и индивидуальные участники, за несовершеннолетних, в том числе и не достигших 16 лет, голосуют их родители, что подтверждается представленными бланками решений.

Однако данный порядок голосования не соответствует уставу ТСО МКНС «Тэбах-Два», согласно которому членство в общине может быть коллективным (членство семей (родов) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам), индивидуальными членами могут быть лица, достигшие возраста 16 лет. По решению общего собрания (схода) членов общины в члены могут приниматься лица, не относящиеся к малочисленным народам, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами (п.5.1). В соответствии с п.8.3 устава общее собрание является правомочным, если в нем участвует более половины членов общины, решение считается принятым, если за него проголосовали большинство присутствующих на собрании членов общины. Одному члену (коллективному, либо индивидуальному) принадлежит один голос.

Таким образом, независимо от количества членов семьи (рода), являющихся коллективным членом общины, такой член обладает лишь одним голосом. Между тем, достоверных сведений о количестве членов общины, определяемом в порядке, установленном уставом общины, ответчиками не представлено, что в совокупности с вышеназванными нарушениями препятствует разрешению вопроса о наличии (отсутствии) на собрании кворума.

В соответствии с п.2 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.

Ссылки ответчиков на решения собраний от 23.08.2018 г. и 23.11 2018 г., как подтверждающие оспариваемое решение, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку первое решение не содержит сведений о переизбрании ФИО7, а лишь подтверждает полномочия действующего председателя правления, а второе принято после вынесения судом первой инстанции обжалуемого решения.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.

Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, и основанием к отмене решения суда являться не могут. Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, разрешив спор в соответствии с законом.

Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 7 сентября 2018 года, года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО9 - без удовлетворения.

Председательствующий судья Е.С. Жельнио

Судьи Т.В. Флюг

И.Н. Овсянникова