ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4234/2022 от 24.08.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Шевцова Н.А. № 33-4234/2022

2-85/2022

55RS0007-01-2021-005881-93

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 24 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Масленкиной С.Ю.,

судей областного суда Магденко И.Ю., Сковрон Н.Л.,

при секретаре Речута Я.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело апелляционной жалобе Гуральчук Татьяны Александровны на решение Центрального районного суда г. Омска от 21 февраля 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Гуральчук Татьяны Александровны к Территориальному органу Государственной статистики по Омской области о возложении обязанности в течение десяти рабочих дней с момента вынесения решения направить в Федеральную службу государственной статистики комплект документов для рассмотрения вопроса о включении периода работы в стаж государственной гражданской службы, а также возложении обязанности на Федеральную службу государственной статистики в течение десяти рабочих дней с момента поступления из Территориального органа Государственной статистики по Омской области комплекта документов подготовить и направить в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представление руководителя с комплектом документов для подготовки в установленном порядке решения о включении в стаж государственной гражданской службы Гуральчук Татьяны Александровны для назначения пенсии за выслугу лет периода работы в должности бухгалтера на Государственном Ордена Трудового Красного Знамени Сибирском заводе имени борцов Революции Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Сковрон Н.Л., судебная коллегия

установила:

Гуральчук Т.А. обратилась в суд с иском к Территориальному органу Государственной статистики по Омской области, Федеральной службе государственной статистики о возложении обязанности.

В обоснование указала, что с 01.09.2017 г. она является получателем страховой пенсии по старости согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». До выхода на пенсию с по истец работала в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Омской области, стаж работы составил 24 года 5 месяцев 7 дней. С сентября 1981 года по сентябрь 1982 года истец работала в должности бухгалтера на Государственном Ордена Трудового Красного Знамени Сибирском заводе имени Борцов революции Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР. Данные периоды подтверждаются трудовой книжкой и архивными справками, после увольнения с последнего места работы (Омскстат) других записей в трудовой книжке нет.

Федеральной службой государственной статистики не включен в стаж федерального государственного гражданского служащего период работы Гуральчук Т.А. с по в должности бухгалтера на Государственном Ордена Трудового Красного Знамени Сибирском заводе имени борцов революции. Соответствующее представление о назначении Гуральчук Т.А. пенсии за выслугу лет с учетом периодов работы в Омскстат и в Государственном Ордена Трудового Красного Знамени Сибирском заводе имени борцов революции не было вынесено и направлено в органы пенсионного фонда.

С учетом изменения требований просила обязать Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области в течение 10 рабочих дней с момента вынесения судом решения направить в Росстат комплект документов в отношении Гуральчук Т.А. с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, а также обязать Росстат в течение 10 рабочих дней с момента поступления из Омскстат пакета документов подготовить и направить в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ представление руководителя с комплектом документов для подготовки в установленном порядке решения о включении в стаж государственной гражданской службы Гуральчук Т.А. для назначения пенсии за выслугу лет периода работы с сентября 1981 года по сентябрь 1982 года в должности бухгалтера на Государственном Ордена Трудового Красного Знамени Сибирском заводе имени Борцов революции Министерства автомобильной и транспортной промышленности СССР.

Истец Гуральчук Т.А. в судебном заседании требования поддержала.

Представитель ответчика Омскстат Мищенко О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Омскстат не имеет полномочий для направления представления. Омскстат только принимает документы в соответствии с установленным законом перечнем и направляет в Москву. В отношении истца не были направлены документы, поскольку истцом не были представлены все необходимые документы. Росстат не вправе принимать решения самостоятельно, они дальше направляют представление для принятия решения.

Ответчик Федеральная служба государственной статистики в судебное заседание представителя не направил, извещены надлежащим образом.

Представили письменный отзыв на иск, в котором просят в удовлетворении иска отказать, поскольку в соответствии с установленными законом требованиями Росстат не вправе самостоятельно принимать решения об изменении в сторону увеличения стажа государственной гражданской службы и на Росстат не может быть возложена такая обязанность. Заявление Гуральчук Т.А. от 12.12.2017 г. о включении спорного периода в стаж было получено Омскстат 12.12.2017 г. и передано для рассмотрения в Росстат. По итогам рассмотрения письмами от /ДР и /ОГ истцу было сообщено о том, что у нее отсутствует право на получение пенсии за выслугу лет. Соответственно, Гуральчук не позднее июня 2018 года знала о нарушении своих прав, с настоящим иском в суд истец обратилась с пропуском срока исковой давности.

Представитель ГУ-ОПФР по Омской области Каленник О.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Третьи лица Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство финансов Российской Федерации представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Гуральчук Т.А. просит решение отменить. Указывает, что суд при принятии решения исходил из добровольного исполнения обязанности ответчиком по направлению соответствующего заявления, однако по истечении 4 месяцев в ее адрес так и не поступил ответ, также было проигнорировано ее заявление о предоставлении информации от 19.04.2022 г.

Полагает, что территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Омской области не исполнена обязанность по подготовке представления. В своих ответах территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области ссылается не представление ею документов, подтверждающих выполняемые ею трудовые обязанности, возложенные по занимаемой должности, представленной для рассмотрения. Считает, что в связи с отсутствием должностной инструкции, выполняемые ею должностные обязанности могут быть установлены из норм действующего законодательства в период ее работы.

В письменных возражениях Росстат просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В письменных возражениях Омскстат просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель Мищенко О.Н. пояснила, что требования, которые заявлены непосредственно к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Омской области исполнены в полном объеме.

В письменных возражениях Минтруд России просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представлены пояснения, из которых следует, что лицо, имеющее право на пенсию за выслугу лет, при обращении за этой пенсией, путем подачи заявления, одновременно с ним может подать заявление о включении в стаж государственной гражданской службы дополнительно «иных периодов работы». Полагают, что реализовать право по п. 1.1 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» могут лица после наступления юридического факта – назначение страховой пенсии, должны иметь стаж службы не менее 25 лет.

В письменных возражениях представитель Пенсионного Фонда РФ указал, что для приобретения права на пенсию за выслугу лет по п. 1.1 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» все условия, установленные данной нормой, в том числе не менее 25 лет стажа государственной гражданской службы, должны соблюдаться на день увольнения с государственной гражданской службы. При этом периоды службы, включаемые в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, подсчитываются и подтверждаются в соответствии с порядком подсчета и подтверждения стажа. Включение в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы является прерогативой Минтруда России. Решение Минтруда России принимается по представлению руководителя соответствующего федерального органа.

В письменных возражениях ОПФР по Омской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель Каленник О.Г. пояснила, что в Пенсионный фонд РФ поступает представление после согласования с Министерством труда РФ, т.е. для дальнейшего исполнения. Последующую оценку сотрудники пенсионного органа не дают, поскольку занимаются непосредственно назначением пенсии.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции были допущены.

В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной названным федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим определены ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Одним из таких условий является определенный стаж государственной гражданской службы (п. 1, 1.1 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Из материалов дела следует, что Гуральчук Т.А. с по работала на должностях государственной службы в службе статистике, ныне – территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - Омскстат). По сведениям Омскстата стаж государственной гражданской службы Гуральчук Т.А. составляет 24 года 5 мес. 7 дней.

По сведениям пенсионного органа Гуральчук Т.А. является получателем пенсии по старости с

Гуральчук Т.А. обращалась с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы на государственном предприятии Омский завод им. Борцов Революции в должности бухгалтера за период с по Одновременно подано заявление о назначении (перерасчете) пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих. Заявление приняты сотрудниками Омскстата.

врио начальника Административного управления Федерального службы государственной статистики (далее – Росстат) ей возвращены документы для назначения пенсии за выслугу лет и включения в стаж государственной гражданской службы иных периодов службы (работы). Указано на отсутствие у Гуральчук Т.А. стажа государственной гражданской службы, который составляет менее 25 лет, что не удовлетворяет требованиям п. 1.1 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Относительно включения в стаж государственной гражданской службы иных периодов службы (работы) указано на неприменении нормы, предусматривающей возможность включения в стаж государственной гражданской службы иных периодов, для лиц, у которых на момент увольнения со службы по собственной инициативе до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) менее 25 лет.

после обращения Гуральчук Т.А. в адрес Руководителя Аппарата Губернатора и правительства Омской области, ей дан официальный ответ Росстата об отсутствии возможности рассмотреть вопрос о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов.

Обращаясь в суд, Гуральчук Т.А. настаивала, что на протяжении длительного времени обращается в различные инстанции для защиты своего права, поскольку сотрудники Омскстата, Росстата не направляют ее документы для рассмотрения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросу о возможности включения иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы.

В ходе рассмотрения дела в суд первой инстанции поступили сведения о том, что 10.02.2022 г. врио руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Омской области был направлен комплект документов для решения вопроса о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы для назначении пенсии за выслугу лет в Росстат.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что Гуральчук Т.А. неоднократно подавались заявления о включении спорных периодов работы в стаж, однако предусмотренный перечень документов представлен не был. При этом на дату рассмотрения дела Омскстат совершены действия по направлению заявления и необходимых документов, поступивших от Гуральчук Т.А., для рассмотрения вопроса о назначении пенсии. С учетом того, что по состоянию на дату рассмотрения дела решение по существу поступившего обращения принято не было, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания нарушения действиями ответчика Росстата прав истца и удовлетворения требований.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске Гуральчук Т.А. срока исковой давности для обращения в суд.

Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные гражданские служащие.

Условия назначения пенсии федеральным гражданским служащим определены в ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Право на назначение пенсии за выслугу лет зависит от стажа государственной гражданской службы. При этом согласно ст. 19 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

В Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. № 1141, включены отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет (п. 20).

В соответствии с п. 1 Порядка включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2003 г. № 570 (далее – постановление Правительства РФ № 570) включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.

Документ, подтверждающий стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд Российской Федерации для решения вопроса о назначении указанной пенсии.

Периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, подсчитываются и подтверждаются в соответствии с порядком подсчета и подтверждения указанного стажа на основании сведений о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы, содержащихся в трудовой книжке (при наличии) и в иных выданных в установленном порядке документах (п. 2).

В соответствии с абз. 2 п. 3 постановления Правительства Российской Федерации № 570 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

Согласно п. 9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2011 г. № 1648н, решение о включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, принимается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих выполняемые трудовые (служебные) обязанности.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. № 636). Соответствующее полномочие перешло в компетенцию Министерства труда и социальной защиты РФ.

Включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет.

Решение принимается по представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.

Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа оформляется не позднее двухмесячного срока со дня подачи гражданином заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.

Заявление о включении иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет.

Согласно п. 7, 8 Правил обращения за указанной пенсией, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.05.2017 г. № 436н, заявление о назначении (перерасчете) пенсии за выслугу лет регистрируется в день его поступления в федеральный орган или территориальный орган.

При личном обращении гражданина Российской Федерации или его представителя прием заявления и других документов, предусмотренных Перечнем документов, подтверждается уведомлением об их принятии, которое выдается гражданину Российской Федерации или его представителю при их подаче.

В случае подачи гражданином Российской Федерации заявления и других документов, предусмотренных Перечнем документов, в территориальный орган, кадровая служба территориального органа в течение 14 дней направляет указанные заявление и документы в соответствующий федеральный орган.

Кадровая служба федерального органа рассматривает заявление и другие документы, предусмотренные Перечнем документов, осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в них сведений, оформляет справку о периодах замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет (далее - справка о периодах замещения должностей).

Таким образом, включение в стаж государственной гражданской службы периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, производится решением Министерства труда и социальной защиты РФ принимается на основании представления руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором служащий проходил государственную гражданскую службу.

Заявление федерального государственного гражданского служащего о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет.

Комплект документов формируется кадровой службой федерального органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы.

На основании изложенного именно Омскстат принимает необходимые документы, формирует соответствующий комплект и направляет в Росстат, который подготавливает представление и комплект документов и далее направляет в установленном законом порядке для разрешения вопроса Министерством труда и социального развития РФ о возможности включения иных периодов трудовой деятельности в стаж государственной гражданской службы.

Согласно п. 5.6.36 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 610, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет принятие решений о включении периодов службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

В отзывах Омскстат и Росстат неоднократно подтверждали, что полномочие на разрешение вопроса о включении в стаж государственной гражданской службы принадлежит Министерству труда и социального развития РФ.

Вместе с тем документы Гуральчук Т.А. возвращены Росстатом в связи с занимаемой позицией об отсутствии у нее права обращаться с заявлением о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, в связи с отсутствием у нее стажа государственной гражданской службы 25 лет.

Судебная коллегия полагает изложенную позицию ответчиков не соответствующей закону.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» стаж государственной гражданской службы - суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности на день увольнения с федеральной государственной гражданской службы, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии.

В силу ст. 19 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

Гуральчук Т.А. претендует на рассмотрение вопроса о возможности включения иных периодов деятельности с по в стаж государственной гражданской службы, имевших место до ее принятия на службу, и последующего увольнения , которые в совокупности с имеющимся у нее стажем 24 года 5 мес. 7 дней (в случае удовлетворения ее заявления) будут составлять на день увольнения стаж более 25 лет. Это позволит ей претендовать на назначение пенсии за выслугу лет в порядке ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», поскольку непосредственно перед увольнением она замещала должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет, уволена по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», является получателем пенсии только с .

В федеральном законе не предусмотрено ограничение права гражданина претендовать на включение в стаж государственной гражданской службы периода иной деятельности, имевшей место до дня увольнения, при отсутствии 25 лет выслуги.

В противном случае теряется правовой смысл включения иных периодов работы в стаж, что предусмотрено ст. 19 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 20.09.2010 г. № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих».

Судебная коллегия также отмечает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст. 55 Конституции РФ). Произвольно гражданин РФ не может быть ограничен в реализации своего права на рассмотрение заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы уполномоченным органом - Министерством труда и социальной защиты РФ.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что Гуральчук Т.А. необоснованно отказано в направлении ее заявления и комплекта документов в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для рассмотрения заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о применении последствий пропуска срока исковой давности по ранее состоявшимся обращениям и об отсутствии нарушенного права Гуральчук Т.А.

Материалами дела подтверждается, что Гуральчук Т.А. неоднократно обращалась с заявлениями по спорному вопросу в Омскстат, Росстат.

В материалы дела представлены ответы Омскстат за 2017 год, от 07.05.2019 г., ответы Росстат от 19.01.2018 г., 07.05.2018 г. о невозможности включения в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы, а также об отсутствии права на пенсию за выслугу лет по вышеуказанным основаниям, которые являются предметом спора. То есть, Омскстат, Росстат ранее неоднократно отказывали Гуральчук Т.А. в подготовке представления и комплекта документов для последующего направления в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты РФ для разрешения вопроса о возможности включения иных периодов трудовой деятельности в стаж государственной гражданской службы.

В ответе от 07.05.2019 г. Гуральчук Т.А. уведомили о прекращении переписки по вопросу подтверждения общего стажа государственной службы.

После вынесения решения Центрального районного суда г. Омска от 21.02.2022 г. по настоящему делу, в ходе рассмотрения которого Омскстат направил заявление Гуральчук Т.А. и комплект документов в Росстат, до рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, письмом от 11.05.2022 г. Росстат вернул документы Гуральчук Т.А. со ссылкой на оспариваемое решение без рассмотрения.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ.

Спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, направлены на защиту пенсионных прав Гуральчук Т.А., в связи с чем нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о сроках исковой давности (ст. 195, 196, 200 Гражданского кодекса РФ) неприменимы к указанным правоотношениям в сфере пенсионного обеспечения граждан.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что факт нарушения прав Гуральчук Т.А. нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. При этом отсутствуют основания для применения последствий пропуска срока исковой давности, о чем заявлено в споре.

В такой ситуации с учетом предусмотренных полномочий Омскстата, который принимает соответствующие заявления, формирует комплект документов, направляет их в Росстат, полномочий Росстата, который подготавливает представление и в установленном законом порядке направляет уполномоченному органу для рассмотрения и принятия решения о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы или об отказе, пределов заявленных исковых требований, судебная коллегия полагает решение суда подлежащем отмене в части возложения на указанные органы соответствующих обязанностей.

При этом судебная коллегия полагает, что для указания сроков и перечисление конкретных документов, подлежащих направлению, о чем заявляет истец Гуральчук Т.А., оснований не имеется, поскольку процедура исполнения полномочий федеральных органов, их территориальных органов регламентирована правовыми актами.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 21 февраля 2022 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Гуральчук Татьяны Александровны удовлетворить частично.

Обязать территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области направить в Федеральную службу государственной статистики заявление Гуральчук Татьяны Александровны с комплектом документов для рассмотрения вопроса о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы.

Обязать Федеральную службу государственной статистики подготовить и направить в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представление руководителя с комплектом документов для рассмотрения заявления Гуральчук Татьяны Александровны о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Председательствующий:

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 31.08.2022 г.