ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4308 от 25.08.2014 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Кузнецов А.А.       

Стр.63 г/п 00 руб.

Докладчик Пыжова И.А. 

№ 33-4308

25 августа 2014 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:    

председательствующего Верещагина Г.С.,  

судей Брагина А.А., Пыжовой И.А.,

при секретаре Черняевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске
25 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе и.о. главы администрации МО «Онежский муниципальный район» ФИО1 на решение Онежского городского суда Архангельской области от 20 июня 2014 года, которым постановлено:

«иск Онежского межрайонного прокурора, поданный в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности принять меры к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории муниципального образования «Онежское», в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, в срок до 31 марта 2016 года.

Обязать администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах в срок до 31 августа 2016 года».

Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Онежский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на администрацию МО «Онежский муниципальный район» обязанности принять меры к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что администрацией МО «Онежский муниципальный район» не исполняется возложенная на нее законом обязанность в отношении городских лесов: не образовано лесничество на землях МО «Онежское», отсутствуют сформированные земельные участки, занятые городскими лесами, не оформлено право собственности на них, не установлены границы земельных участков, занятых городскими лесами, указанные земельные участки не поставлены на кадастровый учет, осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах не организовано. Допущенное администрацией МО «Онежский муниципальный район» бездействие создает угрозу уничтожения леса, не обеспечивает его рациональное использование, приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля, привлечения лиц, совершивших противоправные деяния, к установленной законом ответственности, нарушает предусмотренное Конституцией Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просил обязать администрацию МО «Онежский муниципальный район» в срок до 01 июля 2015 года осуществить мероприятия по лесоустройству; представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель лесного фонда МО «Онежское», на которых находятся леса, к категории земель лесного фонда; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования; организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах.

В судебном заседании старший помощник Онежского межрайонного прокурора Феопентов А.В. заявленные требования уточнил, просил обязать администрацию МО «Онежский муниципальный район» провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории МО «Онежское», в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, в срок до 01 июля 2015 года; организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах в срок до 31 декабря 2015 года.

Представитель администрации МО «Онежский муниципальный район» ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Пояснил суду, что к вопросам местного значения в сфере лесных отношений отнесено только осуществление муниципального контроля. Ссылался на ненаделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере лесных отношений. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица МКУ «У.» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд постановил решение, с которым не согласился и.о. главы администрации МО «Онежский муниципальный район» ФИО1 В поданной апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что к вопросам местного значения в сфере лесных отношений отнесено только осуществление муниципального лесного контроля, каких-либо отдельных государственных полномочий в области лесоустройства органам местного самоуправления не передавалось. Прокурором не представлено доказательств наличия негативных последствий в результате не проведения администрацией района мероприятий в сфере лесоустройства.

Полагает, что заявленные прокурором требования по существу сводятся к возложению на орган местного самоуправления обязанности по принятию  соответствующих нормативных правовых актов, что является недопустимым.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ дело в апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора Бакина И.С., полагавшего жалобу необоснованной, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.   

В соответствии с ч.1 ст.67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. При этом согласно п.п. «г»  п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ городские леса относятся к одной из категорий защитных лесов.

Согласно п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной Онежской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что администрацией МО «Онежский муниципальный район» не исполняется возложенная законом на орган местного самоуправления обязанность в отношении городских лесов: границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены, межевание, постановка на кадастровый учет указанных земельных участков не проведены, право муниципальной собственности не зарегистрировано, лесохозяйственные регламенты не разработаны, осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах не организовано.

Материалами дела подтверждается, что на территории МО «Онежское» имеются городские леса, вся территория лесхоза разбита на <…> кварталов, общая площадь городских лесов г.Онега составляет <…> га.

С 31 октября 2012 года полномочия администрации МО «Онежское» переданы администрации МО «Онежский муниципальный район».

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии со стороны администрации МО «Онежский муниципальный район» незаконного бездействия, выразившегося в непроведении лесоустройства в отношении городских лесов, расположенных на территории МО «Онежское» и не осуществлении мер пожарной безопасности в городских лесах, а также о необходимости возложить на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения. 

Судебная коллегия находит правильным данный вывод суда по следующим основаниям.  

В соответствии с ч.2 ст.4 Лесного кодекса РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно п.п.1, 4, 5, 6 ч.1 ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч.1.1 ст.84 Лесного кодекса РФ).

Кроме того, согласно ч.1 ст.52, ч.1 ст.53  Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

 Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Правила проведения лесоустройства регулируются Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, согласно п.24 которой к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

Согласно п.3 Лесоустроительной инструкции и ст.68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу ст.70 Лесного кодекса РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч.1).

Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч.2).

Кроме того, действующим лесным законодательством предусмотрено ведение государственного лесного реестра лесных участков, а также осуществление государственного кадастрового  учета лесных участков (ст.ст.91, 92 Лесного кодекса РФ).

Так, частью 9 статьи 91 Лесного кодекса РФ установлено, что ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту – Закон).

Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости определен в ст.7 Закона.

В силу п.12 ч.2 указанной нормы в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных также вносятся сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.

На основании ч.3 ст.15 Закона орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах направляет в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости (ч.3).

Таким образом, к вопросам местного значения относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории МО «Онежское». В этой связи орган местного самоуправления наделен полномочиями по проведению лесоустройства в отношении городских лесов, осуществлению разработки и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, ведению государственного лесного реестра в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий, направлению в орган кадастрового учета соответствующих сведений.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что администрацией МО «Онежский муниципальный район» мероприятия, направленные на охрану, защиту и воспроизводство городских лесов на территории МО «Онежское» надлежащим образом не осуществляются.

Таким образом, вывод суда о наличии правовых оснований для возложения на администрацию МО «Онежский муниципальный район» обязанности провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории МО «Онежское», а также организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах, является правильным.

При этом как указывалось выше обязанность органа местного самоуправления по проведению лесоустройства в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, ограничена полномочиями предусмотренными статьей 84 Лесного кодекса РФ.

Конкретный перечень необходимых в рамках проведения мероприятий по лесоустройству действий и их последовательность администрация МО «Онежский муниципальный район»,  вправе определять самостоятельно.

На основании изложенного судебная коллегия находит необоснованным довод жалобы о том, что решением суда на администрацию района возложены обязанности, не относящиеся к компетенции органа местного самоуправления.

Довод жалобы о том, что к вопросам местного значения в сфере лесных отношений отнесено только осуществление муниципального лесного контроля, судебной коллегией отклоняется как основанный на неверном толковании норм материального права.

Довод жалобы о том, что прокурором не доказано наличие негативных последствий в результате не проведения лесоустроительных мероприятий, является необоснованным. Поскольку проведение лесоустроительных мероприятий направлено, прежде всего, на обеспечение благоприятной окружающей среды, сохранение леса, его рациональное использование, то несоблюдение вышеизложенных требований закона, очевидно, свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц в рассматриваемой сфере.

Также несостоятельным судебная коллегия считает довод апелляционной жалобы о том, что заявленные прокурором требования, по существу сводятся к возложению на орган местного самоуправления обязанности по принятию  соответствующих нормативных правовых актов.

С учетом заявления об уточнении заявленных требований требование о возложении на администрацию района обязанности разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты, прокурором не было поддержано.

Решение суда в части установленных судом сроков для проведения лесоустройства (до 31 марта 2016 года) и организации осуществления мер пожарной безопасности в городских лесах (до 31 августа 2016 года) подателем жалобы не оспаривается. Указанные сроки являются достаточными.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, материальный закон применен верно, нарушений норм процессуального права не допущено, то судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Онежского городского суда Архангельской области от 20 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. главы администрации МО «Онежский муниципальный район» ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Г.С.Верещагин

Судьи

А.А.Брагин

И.А.Пыжова