Дело № 33-4385/2013
Председательствующий:
судья Сатина И.П.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе,
председательствующего – судьи В.В. Пичуева,
судей – Д.С. Ходюкова и П.Н. Смолякова,
при секретаре – С.Д. Боздоевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 3 декабря 2013 года,
гражданское дело по заявлению Шилкинского межрайонного прокурора об оспаривании Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации муниципального района «Шилкинский район», утверждённого постановлением администрации муниципального района «Шилкинский район» от 7 августа 2013 года N 1005, по апелляционному представлению заявителя,
на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2013 года,
которым постановлено:
«В удовлетворении требований Шилкинского межрайонного прокурора об оспаривании Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации муниципального района «Шилкинский район», предельных нормативов расходов, утвержденных постановлением администрации муниципального района «Шилкинский район» от 07.08.2013г. № 1005 отказать».
Заслушав доклад судьи П.Н. Смолякова, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
постановлением администрации муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края (далее – администрация) от 7 августа 2013 года N 1005 (л.д. 6) утверждено Положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации (далее – Положение) (л.д. 7-8).
В пункте 4 Положения установлено, что бюджетные ассигнования резервного фонда администрации, в числе прочего, расходуются на финансирование:
поддержки общественных организаций и объединений (абзац третий);
проведения мероприятий местного значения (абзац четвёртый);
проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам местного значения (абзац пятый);
выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед районом (абзац шестой);
других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления района (абзац седьмой).
В Предельных нормативах расходов, связанных с проведением мероприятий местного значения и разовых выплат, являющихся приложением к Положению, (далее – Предельные нормативы) (л.д. 9-10) приведены нормы соответствующих расходов, в частности:
в связи с торжественными, праздничными, юбилейными, спортивными, культурно-массовыми мероприятиями, профессиональными праздниками и другими аналогичными мероприятиями – не более 30 000 рублей (пункт 1);
в связи с участием в мероприятиях протокольного характера – не более 10 000 рублей (пункт 2);
в связи с мероприятиями по поводу открытия социально значимых объектов – не более 30 000 рублей (пункт 3);
премирование граждан района за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие Шилкинского района к юбилейным датам – не более 10 000 рублей (пункт 5);
поощрение работников сельского хозяйства по итогам весенне-полевых работ, заготовки кормов, уборки урожая, достижений в животноводстве – не более 15 000 рублей (пункт 7);
поощрение коллективов, команд по итогам конкурсов, турниров районного значения – не более 10 000 рублей (пункт 8);
приобретение ценных подарков, памятных сувениров, цветов юридическим лицам – не более 15 000 (30 000) рублей (пункт 9);
приобретение ценных подарков, памятных сувениров, цветов физическим лицам – не более 10 000 (15 000) рублей (пункт 10).
И.о. Шилкинского межрайонного прокурора Забайкальского края оспорил в суде (л.д. 2-5, 139-147) данные нормы Положения, считая их противоречащими Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее – БК РФ).
Судом постановлено приведённое решение (л.д. 155-159).
В апелляционном представлении (л.д. 161-167) участвовавшим в деле прокурором Шилкинской межрайонной прокуратуры С.С. Гагариновым поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения – об удовлетворении заявления.
Податель представления ссылается на то, что упоминаемые в Положении расходы не являются чрезвычайными, и их возможно предвидеть, поскольку они относятся к основной, исполнительно-распорядительной деятельности администрации. Кроме того, орган местного самоуправления вправе оказывать поддержку не всем без исключения общественным организациям и объединениям, а лишь социально ориентированным некоммерческим организациям, общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Нормы о выплатах, в которых отсутствует указание на порядок и условия их предоставления, являются объективно коррупционногенными, что при принятии решения учтено не было. Суд, по суждению прокурора, неверно проигнорировал и то значимое обстоятельство, что требование об оспаривании положений Предельных нормативов являлось самостоятельным требованием, а, значит, указанные положения также подлежали оценке на соответствие законодательству.
Относительно апелляционного представления глава муниципального района «Шилкинский район» ФИО1 представил возражения в письменной форме (л.д. 170).
В заседании суда апелляционной инстанции приняли участие: прокурор прокуратуры Забайкальского края В.Е. Солохина, которая апелляционное представление поддержала, глава муниципального района «Шилкинский район» ФИО1, который против удовлетворения апелляционного представления возражал.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений относительно него, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Оценив нормативные положения абзацев третьего-седьмого пункта 4 Положения и пунктов 1-3, 5, 7-10 Предельных нормативов, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что они не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, который является правильным.
В пункте 5 статьи 3 БК РФ сказано, что органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 81 БК РФ в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов, включая резервные фонды местных администраций.
Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (пункт 4 той же статьи).
Таким образом, БК РФ устанавливает, что средства резервных фондов расходуются на финансирование любых непредвиденных расходов, которые могут как носить, так и не носить чрезвычайный характер. Следовательно, средства резервного фонда могут направляться на финансирование не только расходов, связанных с аварийно-восстановительными работами, работами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и т.п., но и других расходов, определяющим для которых должен быть такой фактор, как непредвиденность, то есть – расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий финансовый год.
С учётом изложенного администрация на основании пункта 6 статьи 81 БК РФ была вправе установить порядок расходования средств резервн ого фонда даже на цели, указанные в оспариваемых нормах Положения.
Утверждение в апелляционном представлении о том, что эти расходы не могут являться непредвиденными, ничем не подтверждено и подлежит отклонению.
Не является основанием для признания Положения недействующим в части положений о расходовании бюджетных ассигнований резервного фонда на поддержку общественных организаций и объединений отсутствие в абзаце третьем его пункта 4 указания на то, что подобная поддержка оказывается только социально ориентированным некоммерческим организациям, общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Оспариваемое Положение в названной части не может рассматриваться в отрыве от предписаний пункта 25 части 1 статьи 15, пункта 10 части 1 статьи 15.1 Закона N 131-ФЗ и иных, которые определяют, каким именно организациям и объединениям (а равно – в каком виде) оказывается поддержка.
Что касается указаний на порядок и условия ряда выплат, то следует заметить, что таковые должны урегулироваться не актом бюджетного законодательства, каковым является Положение, а иными – специальными правовыми актами. Орган местного самоуправления здесь правильно ориентировался на аналогичное Положение о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 838, (пункт 3).
Законность же фактического направления средств резервного фонда администрации на финансовое обеспечение тех или иных непредвиденных расходов в силу абзаца второго пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» является отдельным предметом прокурорского надзора и может быть подвергнута судебной проверке.
По изложенным основаниям судом обоснованно отвергнуты претензии заявителя и к содержанию пунктов 1-3, 5, 7-10 Предельных нормативов.
Перечень расходов, данный в пункте 4 Положения, включает другие мероприятия и расходы, относящиеся к полномочиям органов местного самоуправления района.
Несение органами местного самоуправления муниципального района упоминаемых в апелляционном представлении расходов на участие в мероприятиях протокольного характера и мероприятиях по поводу открытия социально значимых объектов, на поощрение работников сельского хозяйства по итогам весенне-полевых работ, заготовки кормов, уборки урожая, достижений в животноводстве, на поощрение коллективов, команд по итогам конкурсов, турниров районного значения и др. продиктовано осуществлением указанными органами и их должностными лицами так называемой представительской деятельности – пункт 1 части 4 статьи 36 Закона N 131-ФЗ.
При этом удовлетворение требований прокурора фактически означает наложение запрета на её осуществление, чем неправомерно ущемляется гарантированная законом самостоятельность органов местного самоуправления (статья 12 Конституции Российской Федерации; преамбула Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом от 11.04.1998 N 55-ФЗ; часть 2 статьи 1 Закона N 131-ФЗ).
То обстоятельство, что бюджет муниципального района «Шилкинский район» в настоящее время дефицитен, не препятствует нормативному закреплению в Положении финансового обеспечения реализации администрацией её представительских функций.
Как нормативно-правовой акт Положение рассчитано на длительное применение в будущем, когда соответствующий муниципальный район может перестать быть дотационным.
Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене решения суда, апелляционное представление не содержит.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
оставить решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2013 года без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Пичуев
Судьи Д.С. Ходюков
КОПИЯ ВЕРНА: П.Н. Смоляков