ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4388/18 от 10.12.2018 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Лукин Е.В. Дело № 33 – 4388/18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 10 декабря 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Федоровой Г.А. при секретаре Васильевой Л.Э. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца Сергеева А.И. и его представителя Басыгысова Г.С. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2018 года,

которым по делу по иску Сергеева Афанасия Иннокентьевича к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Якутска» и Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) об устранении нарушения прав инвалидов при проживании в государственном специализированном жилом помещении

постановлено:

В удовлетворении исковых требований Сергеева Афанасия Иннокентьевича к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Якутска» и Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) об устранении нарушения прав инвалидов при проживании в государственном специализированном жилом помещении отказать.

Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения представителя истца Басыгысова Г.С., представителей ответчиков Гермогеновой Т.И., Федоровой Т.Д., судебная коллегия

установила:

Сергеев А.И. обратился в суд с указанным иском к ответчикам ГБУ РС (Я) «КЦСОН г. Якутска» и МТиСР РС (Я), ссылаясь на то, что является инвалидом ********, проживает в квартире № ... специализированного жилого дома, расположенного в г. ........... Между сторонами был заключен договор № ... найма специализированного жилого помещения, который нарушает право инвалида, отсутствуют обязанности наймодателя по обеспечению нанимателя доврачебной помощью, социальной реабилитации техническими средствами по деятельности тренажерного зала, библиотеки, обеспечением доступной средой (магазином, парикмахерской, швейной мастерской). Просил возложить на ответчика обязанность заключить новый договор с указанием на обязанности по обеспечению инвалидов всем необходимым (бесплатной доврачебной помощью, процедурным и массажным кабинетами, специальной реабилитацией, прачечной, бильярдной, магазином, парикмахерской) и разработать договор найма специализированного жилого помещения с учетом требований законодательства РФ.

25 сентября 2018 года судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с решением суда, истец Сергеев А.И. и его представитель Басыгысов Г.С. обратились в суд с апелляционными жалобами об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска, поскольку судом нарушены нормы материального права. Указали, что в договоре отсутствует указание на размещение служб культурно-бытового, психологического и социального обслуживания, медицинского обеспечения, а также помещений для организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Не указано в п. 2.2.9, какие обязанности несет наймодатель и из какой сферы социального обслуживания, что противоречит п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 г. № 48. Не согласны с выводом суда о работе круглосуточной диспетчерской, прачечной, бильярдной, библиотеки, парикмахерской, тренажеров. Представление прокурора г. Якутска об установлении медицинского блока для получения инвалидами первичной медицинской помощи не исполнено. Судом не установлено, на каком основании в доме имеется только 3 штатных единицы (заведующая и 2 специалиста по социальной работе), что противоречит Распоряжению Президента РС (Я) «О штатной численности ГБУ РС (Я) «Специальный дом системы социального обслуживания населения в г. Якутске» от 03.12.2012 г. № 77-РП, где предусмотрено 23 штатных единицы. Первый этаж дома инвалидами не используется, занят коммерческими помещениями.

Истец Сергеев А.И. о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщил. Извещен путем направления по адресу проживания телеграммы.

В соответствии с ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В силу ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно руководствовался положениями ст. 107 ЖК РФ и нормами Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания гражданина в Российской Федерации», Закона РС (Я) от 16.12.2009 года № 784-З № 449-IV «О специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)» и пришел к выводу, что п. 2.2.9 договора уже устанавливает обязанности, которые имеются у ответчика в соответствии с действующим законодательством РФ и РС (Я), подробное перечисление всех обязанностей, предусмотренных законом не является обязательным условием для составления нового договора. При этом судом установлено, что услуги, предоставляемые работниками специального дома, не входят в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в РС (Я), и, соответственно, специальный дом не вошел в реестр поставщиков социальных услуг. Деятельность продуктового магазина и вышивального цеха в специальном доме не согласована.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, между сторонами _______ г. заключен договор № ... найма специализированного жилого помещения в ГБУ РС (Я) «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Якутска», объектом которого является изолированное жилое помещение № ..., расположенное по адресу: .......... и находящееся в государственной собственности и переданное в возмездное пользование истцу для постоянного проживания, а также обеспечение истца, как нанимателя указанной квартиры, за плату коммунальными услугами по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению (канализации), теплоснабжению (отоплению), содержанию жилого помещения и дома, лифтов.

Распоряжением МИЗО РС (Я) от 13.10.2016 г. № Р-1896 «О закреплении на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением РС (Я) «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Якутска» государственного имущества РС (Я)» здание закреплено за ГБУ РС (Я) «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Якутска», т.е. дому придан статус специального дома системы социального обслуживания.

В ст. 107 ЖК РФ предусмотрено, что порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.

Такие законы и подзаконные акты согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона РС (Я) от 16.12.2009 года № 784-З № 449-IV «О специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)» предоставление жилого помещения в специальном доме осуществляется по договору найма жилого помещения в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В силу ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Таким образом, жилищное законодательство РФ не допускает расширительное толкование предмета договора социального найма с возможным указанием на дополнительные обязанности наймодателя.

Типовой договор социального найма жилого помещения утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 года № 315 «Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения».

Исходя из содержания договора найма № ... от _______ г., заключенного между сторонами, судебная коллегия приходит к выводу, что данный договор полностью соответствует вышеуказанным требованиям законодательства РФ и РС (Я).

Вышеназванными нормами также не предусмотрено обязательное указание в договоре найма обязанностей наймодателя, связанных со статусом жилого дома, а потому доводы истца об обязательном указании в договоре найма на выполнение наймодателем обязанностей по обеспечению нанимателя специального дома медицинской доврачебной помощью и мерами социальной реабилитации техническими средствами являются необоснованными. Меры социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов имеют иное правовое регулирование в отличие от норм жилищного законодательства РФ и субъектов РФ.

При этом следует отметить, что ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета, относит решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (подпункт 24 пункта 2).

Согласно пункту 2.1 указанной статьи органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.

Исходя из критерия нуждаемости, субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств собственного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ). При этом федеральный законодатель указал, что финансирование полномочий, предусмотренных статьей 26.3-1, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии такой возможности (часть 4 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Анализ приведенных правовых предписаний Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ в их взаимосвязи свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации вправе предоставлять меры социальной поддержки исходя из критерия нуждаемости, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки, а также в отношении тех категорий граждан, которым необходима государственная социальная помощь и которые субъектом Российской Федерации определены самостоятельно вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных правовых актах.

Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей социальных услуг; права и обязанности поставщиков социальных услуг, регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее по тексту Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.

Доводы апелляционной жалобы исследованы судом апелляционной инстанции в полном объеме и не могут быть приняты в качестве состоятельных, поскольку по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм законодательства, но не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения.

Учитывая изложенное, полно и правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав собранные и исследованные в судебном заседании доказательства и дав им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в соответствии с требованиями материальных и процессуальных норм, суд постановил законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2018 года, которым по делу по иску Сергеева Афанасия Иннокентьевича к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Якутска» и Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) об устранении нарушения прав инвалидов при проживании в государственном специализированном жилом помещении о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, апелляционную жалобу – б е з у д о в л е т в о р е н и я.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий О.Н. Бережнова

Судьи Г.А. Федорова

С.А. Топоркова