ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4424/2013 от 06.06.2013 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Буйлук А.А. Дело № г.

Докладчик Зверинской А. К.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе

Председательствующего ПетрунИ. И.Н.,

судей Зверинской А. К., Вегелиной Е.П.,

при секретаре Бурч А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Шевченко В. Д. - Широковских М. Е. на решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении исковых требований Говорун А. К. и Шевченко В. Д. к Мэрии <адрес> и ООО «Возрождение» о признании распоряжений мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р "Об утверждении проекта границ земельного участка и о признании утратившими силу распоряжений мэра от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р" незаконным (недействующим и не влекущим правовых последствий с момента принятия) в части утверждения новых границ Нарымского сквера и от ДД.ММ.ГГГГ №-р "Об утверждении проектов границ земельных участков и о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "РГС Недвижимость" места размещения зданий гостиничного предприятия по <адрес>" незаконным и не влекущим правовых последствий с момента принятия, от ДД.ММ.ГГГГ №-р "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «РГС Недвижимость" в аренду земельного участка для строительства зданий гостиничного предприятия по <адрес>" незаконным и не влекущим правовых последствий с момента принятия, от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "РГС Недвижимость" в аренду земельных участков для строительства зданий гостиничного предприятия по <адрес>" незаконным и не влекущим правовых последствий с момента принятия; признании недействительными заключенных между Мэрией <адрес> и ООО "РГС Недвижимость" договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № и применении последствий недействительности указанных сделок.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зверинской А. К., объяснения истца Шевченко В.Д. и его представителей, представителей Мэрии г. Новосибирска и ООО «Возрождения», судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Говорун А.К. и Шевченко В.Д. обратились в суд с вышеуказанными исками к Мэрии г. Новосибирска и ООО «Возрождение».

В обоснование иска указано, что мэром г. Новосибирска были приняты следующие распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта границ земельного участка и о признании утратившими силу распоряжений мэра №-р от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ, № Ю102-р от ДД.ММ.ГГГГ и №-р от ДД.ММ.ГГГГ»;

№-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов границ земельных участков и о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью «РГС Недвижимость» места размещения зданий гостиничного предприятия по ул. 1905 года в Железнодорожном районе»;

№-р от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «РГС Недвижимость» в аренду земельного участка для строительства зданий гостиничного предприятия по ул. 1905 года в Железнодорожном районе»;

№-р от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «РГС Недвижимость» в аренду земельных участков для строительства зданий гостиничного предприятия по ул. 1905 года в Железнодорожном районе».

В соответствии с распоряжениями мэра г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ №-р и от ДД.ММ.ГГГГ №-р между Мэрией г. Новосибирска и ООО «РГС Недвижимость» были заключены договоры аренды земельных участков, соответственно, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.

Права по указанным договорам были переданы от ООО «РГС Недвижимость» к ООО «Возрождение».

Истцы полагают, что вышеуказанные распоряжения мэра г. Новосибирска являются незаконными, а договоры аренды недействительными и нарушают их права по следующим основаниям.

Территория Нарымского сквера в границах улиц 1905 года, Советская, Челюскинцев и Нарымская является территорией общего пользования и в указанных границах закреплена как особо охраняемая территория, территория зоны отдыха и объект культурного наследия что подтверждается Генеральным планом г. Новосибирска, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.04.1968 № 277 являющимся действующим и иными документами принятыми на его основе и подтверждается экспертным заключением, подготовленным экспертами экспертно-консультативного Совета при Сибирском региональном отделении Российской академии архитектуры и строительных наук от 07.12.2006 года.

Земельный участок, занятый Нарымским сквером, как территория общего пользования является незастроенной и не предназначенной для строительства.

Распоряжением мэра г. Новосибирска №-р от ДД.ММ.ГГГГ установлены новые границы Нарымского сквера и уменьшена его территория примерно на один гектар за счет земельных участков, прилегающих к ул. 1905 года, полагают что изъятие земельных участков за счет территории Нарымского сквера является незаконным.

Распоряжением мэра г. Новосибирска №-р от ДД.ММ.ГГГГ согласовано место размещения гостиничного комплекса на территории Нарымского сквера. Однако предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении и в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонирования территорий).

ДД.ММ.ГГГГ решением городского Совета Новосибирска № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) с учетом Генерального плана города Новосибирска было утверждено Положение «О застройке <адрес>». Данным Положением установлен общий порядок осуществления градостроительной деятельности в части предоставления земельных участков для строительства, использования и изменения объектов недвижимости на территории города, который распространяется на всех участников предпроектной, проектной и строительной деятельности. Поэтому распоряжение мэра №-р от ДД.ММ.ГГГГ, предварительно согласовывающее место размещения объекта капитального строительства, при наличии градостроительной документации о застройке и правил землепользования и застройки в городе Новосибирске, противоречит п. 1 ст. 30 ЗК РФ.

Такой земельный участок мог быть выделен для целей строительства только на торгах.

Распоряжение мэра №-р от ДД.ММ.ГГГГ также противоречит п. 9 ст. 85 ЗК РФ, поскольку данным распоряжением согласовано размещение объекта капитального строительства в рекреационной зоне.

Согласно ГОСТу 28329-89 «Термины и определения. Озеленение городов», сквер - это озелененная территория общего пользования небольшого размера, являющаяся элементом оформления площади, общественного центра, магистрали, используемая для краткосрочного отдыха и пешеходного транзитного движения.

В соответствии с п. 11 ст. 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Зона сквера как разновидность рекреационной зоны не подлежит использованию для размещения в ней объектов капитального строительства.

Поэтому распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ, согласовывающее место размещения объектов капитального строительства, а также распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ и №-р от 10.10.2007 года о предоставлении в аренду земельных участков для размещения данных объектов капитального строительства на территории Нарымского сквера противоречат п. 11 ст. 35 ГрК РФ.

Статьей 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 названной статьи к вопросам местного значения относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии со СНиП 2.07.01-89* на одного человека должно приходиться 16 кв.м озелененных территорий.

По официальным данным, опубликованным в Обзоре состояния окружающей среды в г. Новосибирске за 2002, 2005, 2007 и 2008 годы, плотность зеленых насаждений в Железнодорожном районе, где располагается Нарымский сквер, составляет 4.5 кв.м. на человека, а по информации независимых экологов - не более 1,5-2 кв.м. Деятельность, которая становится возможной на отделенных от сквера территориях, с очевидностью является деятельностью, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и препятствующей осуществлению функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Уменьшение площади сквера при нарушении нормативов обеспеченности зелеными насаждениями создает истцам условия непригодные для жизни.

Пунктом 6 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ не допускается утверждать показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже норм градостроительного проектирования. По информации Мэрии - при норме 10 кв.м на человека обеспеченность зелеными насаждениями составляет по Центральному району 5 кв.м. на человека, а по Железнодорожному району - 4.5 кв.м. («Обзор состояния окружающей среды в г. Новосибирске за 2005 г.» Мэрия, Новосибирский Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов, 2006 г.). Распоряжением мэра №-р от ДД.ММ.ГГГГ, предварительно согласовавшим место размещения объекта капитального строительства, тем самым были утверждены показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже норм градостроительного проектирования, что противоречит п. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ.

Градостроительными нормами предусмотрены во дворах домов площадки для занятий физкультурой из расчета 2 кв.м. на одного человека (СНиП 2.07.01-89*, п. 2.13, табл. 2). Допускается формировать площадки для школьников и населения в единый физкультурно-оздоровительный комплекс микрорайона. Администрация и санитарные службы г. Новосибирска утверждали проекты на строительство домов без площадок для отдыха и спорта, указывая, что для них эти площади учтены в едином физкультурно- оздоровительном комплексе микрорайона в Нарымском сквере. В Нарымский сквер как объединенный физкультурно-оздоровительный центр микрорайона с уплотненной застройкой включались дома от Красного проспекта (восток) до ул. Ленина (запад); от ул. Сибирская (юг) до ул. Железнодорожная (север). Плотность застройки повышалась при точечной застройке с обоснованием использования в качестве спортивной и дворовой территории Нарымского сквера. В Нарымском сквере регулярно проводят спортивные занятия и соревнования студенты и школьники около 10 учебных заведений.

Нарымский сквер - это общая спортивная и дворовая территория школьников, студентов и населения микрорайона. Размеры Нарымского сквера не обеспечивают нормативной потребности площадей для физкультурно-оздоровительного комплекса, «приписанного» к нему микрорайона.

__Согласно п. 2 ч. 4 ГрК РФ действия градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. В соответствии с ч. 7 названного Закона использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В силу ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Поэтому распоряжения мэра №-р от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ и №-р от ДД.ММ.ГГГГ противоречат п. 2 ч.4 и ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, ч. 12 ст. 85 ЗК РФ, ст.ст. 15, 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 7, 61 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ч. 41 Основных положений генерального плана г. Новосибирска 1968 г., проекту детальной планировки центра г. Новосибирска (1974 г.).

Распоряжение мэра г. Новосибирска №-р от ДД.ММ.ГГГГ, выделяя в Нарымском сквере участки под строительство, также нарушает обязательства администрации (мэрии) города по объединению дворовых территорий в единый физкультурно-оздоровительный комплекс микрорайона.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Публичные слушания должны организовываться и проводиться с учетом положений частей 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ при соблюдении требований подп. 4 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ. На день принятия мэром г. Новосибирска распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ публичные слушания по вопросу изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования на спорном земельном участке проведены не были.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не были официально опубликованы для всеобщего сведения.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Устава города Новосибирска муниципальные правовые акты города Новосибирска, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Оспариваемые распоряжения, являются нормативными правовыми актами, не были обнародованы, в связи с чем противоречат ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и ч. 2 ст. 51 Устава города Новосибирска.

В соответствии с ч. 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки с учетом границ зон с особыми условиями использования территорий. Зона территории общего пользования (сквер) является зоной с особыми условиями использования территории. Однако распоряжения 3786-р от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ и №-р от 10.10.2007 года изданы без учета указанного обстоятельства. Кроме того, в соответствии с Положением о застройке (схемой зонирования) на всей спорной территории, которая разделена на две части, установлена подзона отдыха и оздоровления А2 рекреационной зоны.

Вместе с тем, Положением о застройке города Новосибирска, принятого решением Городского Совета г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями, допускает строительство гостиниц в рекреационных зонах, что противоречит федеральному законодательству.

Распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ предполагает предоставление в аренду под строительство земельного участка, разрешенное использование которого было изменено после проведения публичных слушаний в июне 2007 г. спорная часть территории Нарымского сквера стала относится к общественно-деловой зоне. Публичные слушания были организованы и проведены с нарушением федерального законодательства, а именно ст. 39 Градостроительного кодекса РФ. Мнение жителей г. Новосибирска, которые проживают непосредственно в территориальной зоне, в границах которой расположен спорный земельный участок, а также жителей более отдаленных районов, которые используют территорию Нарымского сквера как зону отдыха и оздоровления, не учтено. Жители г. Новосибирска неоднократно направляли в мэрию протесты против строительства в сквере объектов, не предназначенных для обслуживания парковой зоны, а значит и против изменения подзоны отдыха и оздоровления рекреационной зоны - на многофункциональную деловую подзону общественно-деловой зоны на участках № № 32 и 33.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, с которым не согласна представитель Шевченко В.Д. - Широковских М.Е., в апелляционной жалобе изложена просьба о его отмене, принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.

Полагает, что в удовлетворении исковых требований отказано неправомерно.

При разрешении настоящего спора суд применил нормативные акты, утратившие силу (Положение о застройке 2003 года), о неприменении которых ходатайствовали истцы. На данных нормативных актах в значительной степени строится и правовая защита ответчиков, и аргументация суда в обжалуемом решении. При этом перед судом ставился вопрос о неприменении нормативных актов, утративших силу, при рассмотрении настоящего дела, однако данное ходатайство разрешено не было.

Сравнивая площади земельных участков, предоставленных по договорам аренды № от 03.07.2007 года и № от ДД.ММ.ГГГГ, с площадью земельных участков, на которых были расположены приобретённые ООО «РГС Недвижимость» нежилые помещения по ул. 1905 года, суд пришел к неправильному выводу о том, что предоставленные земельные участки образованы частично за счёт земельных участков, на которых были расположены приобретённые ООО «РГС Недвижимость» нежилые помещения по ул. 1905 года, а частично за счёт уменьшения земельного участка, фактически занимаемого сквером.

Между тем предоставленные по договорам аренды земельные участки образованы полностью за счёт уменьшения земельного участка, фактически занимаемого сквером.

Считает, что судом ошибочно установлено, что на территорию Нарымского сквера площадью 8571 квадратных метров распространено действие градостроительного регламента.

В соответствии с ч. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе, земельные участки, занятые скверами используются для отдыха граждан и туризма. Исходя из указанной нормы, апеллянт полагает, что сквер, по сути, относится к рекреационной зоне (в общем смысле этого слова), однако на сквер градостроительный регламент не распространяется, поскольку сквер также является местом общего пользования, кроме того, считает, что из изложенного не следует, что именно к скверу относится понятие «туризм», поскольку имеется много других разновидностей рекреационных зон.

Полагает, что судом сделан неправильный вывод, что предварительное согласование размещения объекта в данном случае возможно, не согласны с данным выводом суда поскольку имеется градостроительная документация которая предусматривала размещение на спорных участках гостиничных предприятий, в связи с чем земельный участок должен был выделяться без предварительного согласования места размещения объекта на торгах.

Судом не исследованы доказательства, имеющиеся в материалах дела, а именно: решение Центрального районного суда от 19 февраля 2007г. и кассационное определение от 24 апреля 2007 г. В данных судебных актах также установлены обстоятельства о незаконности предварительного согласования земельного участка под строительство при наличии градостроительной документации и касается данное обстоятельство тех же самых конкретных участков.

Судом сделаны неправильные выводы относительно того, находятся ли земельные участки в муниципальной собственности, либо собственность не является разграниченной. Судом неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле ТУ Росимущества или возложении обязанности на мэрию подтвердить своё утверждение о том, что государственная собственность не разграничена.Считает, что заключения государственных экспертиз по объекту строительства являются недопустимым доказательством, поскольку в их основе лежит распространение градостроительного регламента на территорию рекреационной зоны.

Судом не исследованы следующие обстоятельства:

а)    градостроительными нормами предусмотрены во дворах домов площадки для занятий физкультурой из расчёта 2 кв.м. на 1-го человека (СНиП 2.07.01-89, пункт 2.13, табл.2).

Оспариваемые документы противоречат указанному СНиПу, который является нормативным документом.

б)    В соответствии с таблицей 3 СНиП 2.07.01-89 «Площадь Озеленённых территорий, кв.м/чел» на человека должно приходиться 16 квадратных метров озеленённых территорий, тогда как плотность зелёных насаждений в Железнодорожном районе, где располагается Нарымский сквер, - 4,5 кв.м/чел. По информации независимых экологов плотность зелёных насаждений составляет не более 1,5-2 кв.м на человека.

в)    Оспариваемые документы противоречат Проекту детальной планировки центра г. Новосибирска (1974г.) и ч. 41 Основных положений генерального плана города Новосибирска 1968 года, которой предусмотрено создание системы зелёных насаждений.

г)    В основании оспариваемых документов лежит межевание территории общего пользования, а между тем, в соответствии с частью 3 Положения о порядке установления границ землепользования в застройке городов    и других    поселений (Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 N 615) при межевании территории сложившейся застройки городов и других поселений из границ земельного участка исключаются территории общего пользования.

д)    В соответствии со ст.1 Федерального Закона от 2 января 2000г. № 28- ФЗ «О государственном земельном кадастре» определение местоположения и границ земельного участка на местности может осуществляться только через межевание. Между тем, межевание спорного земельного участка произведено незаконно.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об их необоснованности. При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые распоряжения являются соответствующими закону, поскольку пунктом 5.2.2.1 Положения о застройке г. Новосибирска в рекреационной зоне разрешено размещение гостиниц, а следовательно, разрешено и их строительство; экспертные заключения опровергают доводы истцов о нарушениях требований по охране окружающей среды и права истцов на благоприятную окружающую среду; истцами не доказано, что Нарымский сквер отнесен к территории общего пользования и что сквер является зоной с особыми условиями использования территории; распоряжением №3952-р разрешенное использование спорных земельных участков не изменялось, поэтому публичные слушания не были обязательны; оспариваемые распоряжения мэра нормативно-правовыми актами не являются, а потому их официальное опубликование не является обязательным, при выделении земельных участков под строительство была соблюдена процедура, предусмотренная законом, в том числе в данном случае возможно было предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов, поскольку градостроительная документация не предусматривала размещение гостиничного комплекса на указанной территории.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они постановлены с нарушением норм материального права, противоречат установленным судом первой инстанции обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела исполнительным комитетом Новосибирского городского Совета народных депутатов 15.01.1990 года было принято решение № 13 предоставить тресту «Горзеленхоз» производственного управления садово-паркового хозяйства и зеленого строительства в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью до 9.7 га, фактически занимаемый Нарымским сквером (т. 4 л.д. 213).

На основании данного решения Исполнительным комитетом Новосибирского городского Совета народных депутатов тресту «Горзеленхоз» выдан Государственный акт A-I № 645153 от 20.09.1990 года, которым за указанным землепользователем было закреплено в бессрочное бесплатное пользование 7.87 га земли в границах согласно плану землепользования.

В соответствии с Постановлением мэрии города Новосибирска 1994 года № 1610 трест «Горзеленхоз» был реорганизован путем создания на его базе Муниципального строительно - эксплуатационного предприятия зеленого хозяйства. В дальнейшем, согласно Постановлению мэрии № 1822 от 25.09.2000 года, муниципальное строительно-эксплуатационное предприятие зеленого хозяйства было ликвидировано.

По результатам проведенной сплошной инвентаризации земель на территории г. Новосибирска во исполнение постановления Правительства РФ от 02.02.1996 года № 105 «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений» и постановления мэра г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении сплошной инвентаризации земель на территории г. Новосибирска» постановлением мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены планы границ земельных участков в квартале Железнодорожного района, ограниченном улицами: 1905 года, Советская, Нарымская и Челюскинцев. В том числе были определены границы земельных участков под объектами недвижимости (зданиями и сооружениями), расположенными на земельном участке, который по государственному акту A-I № 645153 от 20.09.1990 года, выданному исполнительным комитетом Новосибирского городского Совета народных депутатов, был предоставлен в бессрочное и бесплатное пользование тресту «Горзеленхоз» г. Новосибирска как земельный участок площадью 7.87 га, фактически занимаемый Нарымским сквером (т. 3 л.д. 46-54, т. 4 л.д. 218-223), а именно:

земельного участка № площадью 0,0630 га по ул. 1905 года, 74, на котором располагалось принадлежащее ОАО «Кларино» здание мастерской;

земельного участка № площадью 0,1493 га по ул. 1905 года, 74, на котором располагалось административное здание Всероссийского общества охраны природы;

земельного участка № площадью 0,2955 га по ул. 1905 года, 74, на котором располагались гаражи МУ «УЖХ» администрации Железнодорожного района г. Новосибирска;

земельного участка № площадью 0,1161 га по ул. Советская, 93, на котором располагалась общеобразовательная вечерняя школа №;

земельного участка № площадью 0, 0042 га по ул. Советская, 93, на котором располагалась трансформаторная подстанция ТП-346 Новосибирских городских электрических сетей;

земельного участка № площадью 0,0325 га по ул. Нарымская, 21, на котором располагалась градирня Новосибирского государственного цирка;

земельного участка № площадью 0,0073 га по ул. Нарымская, 21, на котором располагалась трансформаторная подстанция ТП-942 Новосибирских городских электрических сетей;

земельного участка № площадью 7.5298 га по ул. Нарымская, 21, занимаемого сквером.

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному УФРС по Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ (т. 4 л.д. 116-119), ООО «РГС Недвижимость» приобрело у ОАО «Кларино» нежилые помещения площадью 257 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 54:35:021035:49 площадью 630 кв.м. (0.0630 га) по ул. 1905 года, 74.

По договору купли-продажи № (КП) от ДД.ММ.ГГГГ (т. 4 л.д. 126-129) ООО «РГС Недвижимость» приобрело у ФГУП «Федеральный центр логистики» нежилое здание площадью 88.7 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером. 54:035:021035:0050 площадью 555 кв.м. (0.0555 га) по ул. 1905 года, 76а.

Таким образом, приобретенные ООО РГС «Недвижимость» нежилые помещения располагались на земельных участках общей площадью 0.1185 га, а в аренду на основании оспариваемых распоряжений мэрии было предоставлено 3178 кв. и 5739 кв.м (всего 8917 кв.м или 0.8917 га), то есть на 7732 кв. м или 0.7732 га больше.

Оспариваемым истцами распоряжением мэра г. Новосибирска №-р от 04:05.2007 года проект границ земельного участка из земель населенных пунктов, занимаемого сквером по ул. Нарымская в Железнодорожном районе, утвержден площадью 6,9791 га.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что площадь земельного участка, занимаемого Нарымским сквером, уменьшилась на 0,5467 га по сравнению с 1998 годом и на 2.7209 га по сравнению с 1990 годом.

Из указанного следует, что площадь земельного участка, занимаемого сквером, уменьшилась за счет предоставленных в аренду ООО «РГС-Недвижимость» земельных участков.

В дальнейшем ООО «РГС Недвижимость» передало свои права по договорам аренды ООО «Возрождение».

Как видно из оспариваемых документов земельные участки были предоставлены ответчику для целей строительства гостиничного комплекса и как указывают ответчики данное целевой назначение соответствует строительному регламенту рекреационной зоны, поскольку строительство в рекреационных зонах не запрещено, что также подтверждается Правилами застройки г. Новосибирска, которые предусматривают размещение гостиничных предприятий в рекреационных зонах, (подзона отдыха и оздоровления), данные выводы так же сделал суд первой инстанции, судебная коллегия с указанными выводами не соглашается по следующим основаниям.

Согласно ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Суд в своем решении руководствовался п. 5.2.2.1 «Положения о застройке г. Новосибирска» принятого решением городского Совета от 09.04.2003 года № 241 с изменениями от 26.05.2004 года, согласно которому в подзоне отдыха и оздоровления рекреационной зоны А-2 к разрешенным видам использования относится размещение гостиничных предприятий.

Однако при этом судом не было учтено, что указанные положения должны применяться в совокупности с нормами федерального законодательства.

Из анализа положений вышеперечисленных норм права следует, что возможно строительство строений, сооружений относящихся к инфраструктуре парка, сквера и являющегося его неотъемлемой частью, исходя из общей концепции парка ( сквера ).

Сами городские парки и скверы представляют собой земельные участки с древесно-кустарниковой растительностью и водоемами, их основой служит соответствующий природный или искусственно созданный ландшафт.

Земельные участки городских парков, скверов предназначены для отдыха граждан, то есть беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. На основании. 12 ст. 1, п. 12 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации такие земельные участки относятся к территориям общего пользования и входят в состав зон городских земель рекреационного назначения.

Строительство объектов и создание инфраструктуры этих общедоступных парков, скверов, возможны лишь в случае если выстроенные объекты являются функциональной принадлежностью парка или сквера в целях реализации задач, ради которых создаются сами такие парки и скверы.

В данном случае гостиничный комплекс не отвечает тем задачам и целям которые должны были быть реализованы в результате создания Нарымского сквера, он предназначен для кратковременного отдыха граждан, путем его создания оформлена центральная часть города расположенная между улицами Советская, Нарымская, Челюскинцев, улица 1905 года.

Гостиничный комплекс является объектом имеющим самостоятельное назначение не связанное с назначениями сквера в котором предполагается его размещение, и строительство указанного объекта не соответствует целевому назначению Нарымского сквера.

Кроме того, согласно ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

Что означает, что земельные участки относящиеся к местам общего пользования не могут быть застроены, в данном случае сквер - это место общего пользования по своему функциональному назначению и одновременно рекреационная зона поскольку предназначено для отдыха, что также вытекает из самого понятия сквера, утвержденного ГОСТом 28329-89 «Термины и определения. Озеленение городов», сквер - это озелененная территория общего пользования небольшого размера, являющаяся элементом оформления площади, общественного центра, магистрали, используемая для краткосрочного отдыха и пешеходного транзитного движения.

При этом не имеет значения факт того, каким образом орган местного самоуправления обозначил места общего пользования на генеральном плане застройки городского образования, и выводы суда первой инстанции о том, что истцы должны доказать факт наличия красных линий обозначающих сквер как место общего пользования не соответствует тем правовым нормам которые приведены выше.

Мэрия г. Новосибирска проводит зонирование городского образования не произвольно, а согласно тем критериям, которые заложены в законе.

Положениями ст. 34 Градостроительного Кодекса РФ установлены основные принципы зонирования территории населенного пункта, критериями для определения вида территориальной зоны являются возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, сложившиеся планировка территории и существующее землепользование.

Таким образом, определяющим является функциональное назначение уже использующегося земельного участка, менять которое без имеющихся правовых и фактических оснований нельзя.

Все вышеизложенное касается также вопроса об изменении вида разрешенного использования спорной части сквера, в связи с изменением рекреационной зоны на общественно-деловую зону, произведенное в сентябре 2007 года, основанием для такого изменения послужило заключение договоров аренды земельного участка для целей строительства гостиничного комплекса, однако при этом не было учтено, что указанный земельный участок не являлся свободным, имел определенное функциональное назначение, относился к местам общего пользования в составе городских земель рекреационного назначения, таким образом, указанное обстоятельство не может иметь правового значения для разрешения вопроса о законности выделения спорного земельного участка под строительство.

Вышеизложенное свидетельствует о незаконности принятых и оспариваемых распоряжений и договоров аренды заключенных на основании данных актов органа местного самоуправления.

Все остальные доводы истцов – апеллянтов не являются юридически значимыми и оценки не подлежат.

Таким образом, уменьшение земельного участка, занимаемого Нарымским сквером, влечет ухудшение благоприятных условий жизнедеятельности человека, противоречит нормам Градостроительного и Земельного Кодексов, нарушает права истцов на благоприятную окружающую среду.

Поскольку оспариваемые распоряжения противоречат вышеуказанным нормам права, они подлежат отмене, а в отношении заключенных договоров аренды земельных участков на основании ст. 168 ГК РФ подлежат применению последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата указанных земельных участков в муниципальную собственность.

При указанных обстоятельствах обжалуемое решение суда признать законным нельзя, оно подлежит отмене с вынесение по делу нового решения о полном удовлетворении исковых требований.

Производство по настоящему гражданскому делу в части иска Говорун А.К. подлежит прекращению по ст. 220 ГПК РФ, в связи с ее смертью, при невозможности правопреемства истца.

Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 19 декабря 2011 года отменить, апелляционную жалобу представителя Шевченко В.Д. - Широковских М. Е. удовлетворить.

Постановить по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Шевченко В.Д.

Признать распоряжения мэра г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ №-р "Об утверждении проекта границ земельного участка и о признании утратившими силу распоряжений мэра от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р" незаконным (недействующим и не влекущим правовых последствий с момента принятия) в части утверждения новых границ Нарымского сквера и от ДД.ММ.ГГГГ №-р "Об утверждении проектов границ земельных участков и о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "РГС Недвижимость" места размещения зданий гостиничного предприятия по ул. 1905 года в Железнодорожном районе" незаконным и не влекущим правовых последствий с момента принятия, от ДД.ММ.ГГГГ №-р "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «РГС Недвижимость" в аренду земельного участка для строительства зданий гостиничного предприятия по ул. 1905 года в Железнодорожном районе" незаконным и не влекущим правовых последствий с момента принятия, от ДД.ММ.ГГГГ №-р "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "РГС Недвижимость" в аренду земельных участков для строительства зданий гостиничного предприятия по ул. 1905 года в Железнодорожном районе" незаконным и не влекущим правовых последствий с момента принятия; признать недействительными заключенные между Мэрией г. Новосибирска и ООО "РГС Недвижимость" договоры аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № и применить последствия недействительности указанных сделок в виде передачи во владение Мэрии г. Новосибирска земельных участков с кадастровым номером 54:35:021035:0064 общей площадью 3178 кв. метров и с кадастровым номером 54:35:021035:0067 общей площадью 5739 кв. метров.

Производство по настоящему гражданскому делу в части иска Говорун Аллы Коммунаровны прекратить.

Председательствующий

Судьи