судья ФИО5 дело № 33 - 4436/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 13 декабря 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Хасановой М. М.
судей областного суда: Баранова Г. В., Степина А. Б.
при секретаре Халдузовой С. Д.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 29 сентября 2017 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Администрации муниципального образования « ЗАТО Знаменск Астраханской области » об оспаривании решений, связанных с отказами в выдаче разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию,
установила:
ФИО1 3. 3. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что является владельцем нежилого здания - павильона №, расположенного в г<адрес> Указанное нежилое здание является объектом капитального строительства и построено на предоставленном ей по договору аренды земельном участке кадастровый №. В связи с необходимостью оформления права собственности на указанное нежилое здание, она обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Постановлением № 740 от 21 августа 2017 года и постановлением № 741 от 21 августа 2017 года ответчик отказал в удовлетворении её заявления, ссылаясь на то, что разрешённый вид использования земельного участка № не предусматривает размещение на нём объекта капитального строительства и в связи с тем, что отсутствуют документы, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации. С данным отказом она не согласна, считает его незаконным, ограничивающим права владельца нежилого здания, просит признать незаконными постановления № 740 и № 741 от 21 августа 2017 года об отказе в выдаче разрешения строительство нежилого здания и отказе в выдаче на ввод объекта - нежилого здания -павильона № на земельном участке №, расположенном в г<адрес> - в эксплуатацию; обязать административного ответчика устранить в полном объёме нарушение прав ФИО1 3.3. путём выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нежилого здания - павильона № на земельном участке №, расположенном в <адрес>
В судебное заседание представитель ФИО1 - адвокат Аврамук А. В. требования административного иска поддержала. Представитель Администрации муниципального образования « Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области » просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 29 сентября 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права в обоснование жалобы указано, что объект капитального строительства был построен по указанию административного ответчика с соблюдением требований действующего на момент реконструкции павильона законодательства и признавался ответчиком объектом капитального строительства, в период осуществления строительства не требовалось предоставление документов, указанных в отказах административного ответчика, в силу действующего законодательства указанные документы запрашиваются административным ответчиком самостоятельно, кроме того, у административного ответчика имелись все необходимые документы для выдачи разрешения на строительство и акта ввода в эксплуатацию, кроме того, ей представлены дополнительные документы по газоснабжению, энергоснабжению, водопользованию, судом не принято во внимание техническое заключение о состоянии строительных конструкций.
В судебное заседание ФИО1, представитель Администрации муниципального образования « Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области » не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела, просили рассмотреть жалобу без их участия.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда ввиду следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Исследовав и оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь положениями, суд отказал в удовлетворении заявления, установив, что правовых оснований для признания незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию нежилого здания - павильона №, расположенного в г. <адрес>, не имеется. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ « Об архитектурной деятельности в Российской Федерации » строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, и иные предусмотренные статьей 51 Градостроительным кодексом Российской Федерации документы.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Пунктом 11 данной статьи предусмотрено, что подготовка проектной документации осуществляется, в частности, на основании результатов инженерно-технических изысканий и градостроительного плана земельного участка.
Состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, определен пунктом 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления уполномочен на проведение проверки наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проведение проверки соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; выдачу разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
При этом в силу пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Из дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Администрацией МО « ЗАТО Знаменск Астраханской области » от заключён договор аренды земельного участка № на срок до 20 октября 2016 года, категория земель - земли населённых пунктов; общей площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый № расположенный: <адрес> Цель использования земельного участка - для торговой деятельности - <данные изъяты> кв. м, для размещения маникюрного салона -<данные изъяты> кв. м., для складского помещения - <данные изъяты> кв.м.
Из заявления ФИО1 3. 3. в адрес главы Администрации ЗАТО Знаменск следует, что к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ФИО1 3. 3. приложила копии документов: договор аренды земельного участка, проект газоснабжения павильона, договор водоснабжения и водопользования, договор энергоснабжения, заключение технической экспертизы, кадастровый план земельного участка, лист согласований.
К заявлению на выдачу разрешения на строительство, адресованное главе Администрации ЗАТО Знаменск ФИО1 3. 3. приложила договор аренды земельного участка и кадастровый план земельного участка.
Согласно постановлению Администрации муниципального образования « ЗАТО Знаменск Астраханской области » № 740 от 21 августа 2017 года « Об отказе ФИО1 3.3 в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию » Администрация ЗАТО Знаменск отказала ФИО1 3.3. в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нежилого здания (павильона № на земельном участке №, расположеннго в <адрес>.
В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования « ЗАТО Знаменск Астраханской области » № 741 от 21 августа 2017 года « Об отказе ФИО1 3.3 в выдаче разрешения на строительство » Администрация ЗАТО Знаменск отказала ФИО1 3.3. в выдаче разрешения на строительство нежилого здания (павильона № на земельном участке КН №, расположенного в г. <адрес>.
К заявлению на выдачу разрешения на строительство, адресованное главе Администрации ЗАТО Знаменск ФИО1 3. 3. прилагала договор аренды земельного участка и кадастровый план земельного участка.
Между тем, в силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 настоящего Кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома; в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции; решение общего собрания собственников помещений и машиномест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Как следует из заявления ФИО1 3.3. в адрес главы Администрации ЗАТО Знаменск к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ФИО1 3.3. прилагала копии документов: договор аренды земельного участка, проект газоснабжения павильона, договор водоснабжения и водопользования, договор энергоснабжения, заключение технической экспертизы, кадастровый план земельного участка, лист согласований.
Между тем, согласно части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; 11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования; 12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Разрешая заявленные требования и отказывая в признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, судом обоснованно принято во внимание, что в отсутствие указанных документов, наличие которых в составе пакета документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, в соответствии с требованиями части 7 статьи 51, части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является обязательным, орган местного самоуправления в силу закона и предоставленных ему полномочий не мог принять решение о выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение соответствует закону и обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Представленные заявителем дополнительные документы по газоснабжению, энергоснабжению, водопользованию, техническое заключение о состоянии строительных конструкций причины, послужившие основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не устраняют.
В данном конкретном случае оспаривается решение органа местного самоуправления, которое, как установлено выше, принято в соответствии с требованиями закона.
При рассмотрении дела нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, повлекшее вынесение незаконного судебного акта, районным судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию истцов в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая оценка. Данные доводы не опровергают выводы суда, изложенные в решении, направлены на переоценку доказательств по делу, а потому не могут являться достаточным основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Поскольку доводы жалобы, рассмотренные в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьей 59, 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 29 сентября 2017 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: