Дело № 33-4505/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 14 октября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Свирской О.Д.
судей Головиной Е.Б., Матвеевой Н.Л.
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
при секретаре Вагапове Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области на решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 22 мая 2020 года по делу № 2-120/2020, которым удовлетворены исковые требования Лодейнопольского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МБУ ДО «Лодейнопольский детский центр эстетического развития (детская школа искусств)», Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области об обязании установить при входе в здание информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, обеспечении финансированием на выполнение указанных видов работ.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Свирской О.Д., выслушав возражения прокурора Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
20 декабря 2019 года Лодейнопольский городской прокурор Ленинградской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБУ «Лодейнопольский детский центр эстетического развития (детская школа искусств)», Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, в котором с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 ГПК РФ просил:
- обязать МБУ ДО «Лодейнопольский детский центр эстетического развития (детская школа искусств)» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда установить при входе в здание с правой стороны по ходу движения на удалении от 2м до 4м от входа информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании и обустроить направляющие тактильно-контрастные указатели шириной от 0,15м до 0,30м с высотой рифов 4,0 мм;
- обязать Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области обеспечить финансирование МБУ ДО «Лодейнопольский детский центр эстетического развития (детская школа искусств)» на выполнение указанных видов работ.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной Лодейнопольской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства, направленного на защиту прав инвалидов, установлено, что при входе в здание МБУ ДО «Лодейнопольский ДЦЭР (ДШИ) в нарушение Технических требований, предусмотренных сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр и введенных в действие с 15.05.2017, отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Данная схема должна быть размещена с правой стороны по ходу движения на удалении от 2м до 4м от входа. Также на основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование должны быть обустроены направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной 0,15м до 0,30м с высотой рифов 4,0 мм.
Обязанность по обеспечению финансирования МБУ ДО «Лодейнопольский детский центр эстетического развития (детская школа искусств)» на выполнение работ по обеспечению условий инвалидам для беспрепятственного доступа в здание возложена на Администрацию МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области.
Бездействие ответчиков по необеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию нарушает гарантированные законодательством права инвалидов, в том числе несовершеннолетних.
Определением суда от 26 февраля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора, привлечен Отдел по культуре, молодежной политике и спорту Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель ответчика Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район исковые требования не признал, ссылаясь на то, что Администрация не является главным распорядителем бюджетных средств в отношении МБУ ДО «Лодейнопольский ДЦЭР (ДШИ)». Функции главного распорядителя денежных средств переданы Отделу по культуре, молодежной политике и спорту.
Представитель ответчика МБУ ДО «Лодейнопольский ДЦЭР (ДШИ) и представитель третьего лица Отдела по культуре, молодежной политике и спорту Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области не возражали против удовлетворения исковых требований.
Решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 22 мая 2020 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал МБУ ДО «Лодейнопольский ДЦЭР (ДШИ)» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание с правой стороны по ходу движения на удалении от 2м до 4м от входа информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей, и обустроить направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15м до 0,30м с высотой рифов 4,0 мм.
Суд обязал Администрацию МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБУ ДО «Лодейнопольский ДЦЭР (ДШИ)» на выполнение указанных видов работ.
С МБУ ДО «Лодейнопольский ДЦЭР (ДШИ)» взыскана государственная пошлина в бюджет МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области в размере 300 руб.
Полагая постановленное по делу решение суда незаконным и необоснованным в части возложения на муниципальный орган обязанности обеспечить финансирование МБУ ДО «Лодейнопольский ДЦЭР (ДШИ) для выполнения указанных видов работ, представитель Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области в апелляционной жалобе просит решение суда в указанной части отменить, принять новый судебный акт, указывая на то, что при разрешении дела в указанной части судом первой инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы ответчик, ссылаясь на абзац 1 статьи 38.1 Бюджетного кодекса РФ, указывает на то, что при рассмотрении дела судом было установлено, что главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете для осуществления деятельности МБУ ДО «Лодейнопольский ДЦЭР (ДШИ), является Отдел по культуре, молодежной политике и спорту Администрации, наделенный исполнительно-распорядительными полномочиями и права юридического лица в соответствии с пунктами 1.1., 1.6, 1.9 статьи 1 Положения об отделе по культуре, молодежной политике и спорту Администрации, утвержденного решением Совета депутатов МО Лодейнопольский муниципальный район от 24.12.2013 № 379. Пунктом 4.28 данного Положения предусмотрено, что осуществление функций главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств происходит путем обеспечения результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных ассигнований, распределения бюджетных средств по подведомственным получателям средств местного бюджета, в пределах утвержденных отделом как главным распорядителем бюджетных средств ассигнований и лимитов. Таким образом, принятое по делу решение суда в отношении Администрации неисполнимо, поскольку данный муниципальный орган не осуществляет планирование расходов бюджета в отношении МБУ ДО «Лодейнопольский ДЦЭР (ДШИ) и не обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
От Лодейнопольского городского прокурора поступили возражения на апелляционную жалобу.
Представителем ответчика МБУ ДО «Лодейнопольский ДЦЭР (ДШИ) решение суда в апелляционном порядке не обжалуется.
Проверив материалы дела, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков МБУ ДО «Лодейнопольский ДЦЭР (ДШИ), Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, третьего лица Отдела по культуре, молодежной политике и спорту Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 23 «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) Государства - участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
Согласно статьям 7, 38 и 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства
Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Статья 9 Конвенции ООН о правах инвалидов возлагает на государства-участники обязанность принимать меры по обеспечению физической доступности образовательных учреждений.
При рассмотрении дела судом установлено, что МБУ ДО «Лодейнопольский детский центр эстетического развития (детская школа искусств), расположенное по <адрес>, создано на основании Постановления мэра Лодейнопольского района Ленинградской области от 30.11.1992 № 963, поставлено на учет в налоговом органе 14.03.2003 с присвоением ИНН № (т.1 л.д. 70).
В соответствии с пунктами 1.9., 2.3. Устава, утвержденного постановлением Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 13.10.2015 № 1268, МБУ ДО «Лодейнопольский детский центр эстетического развития (детская школа искусств) осуществляет образовательную деятельность, предметом деятельности Центра является образовательная деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых.
Согласно п. 1.3. Устава, собственником имущества и учредителем Центра является муниципальное образование Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области. Полномочия Учредителя осуществляет Администрация МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, функции учредителя осуществляет Отдел по культуре, молодежной политике и спорту Администрации Лодейнопольского муниципального района.
Финансовое обеспечение деятельности Центра осуществляется в установленном законодательством порядке за счет средств бюджета Учредителя, предусмотренных на обеспечение деятельности Центра (п.7.10 Устава).
Центр обязан при осуществлении деятельности соблюдать законодательство Российской Федерации, законодательство Ленинградской области, нормативные правовые акты муниципального образования и настоящий Устав (подп. 6 пункта 3.6. Устава).
Из материалов дела следует, что 08.11.2019 года Лодейнопольской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов в МБУ ДО «Лодейнопольский детский центр эстетического развития (детская школа искусств).В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение требований СП СНиП 35-01-2001 при входе в здание МБУ ДО «Лодейнопольский детский центр эстетического развития (детская школа искусств) отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не обустроены направляющие тактильно-контрастные указатели.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом надзорной проверки от 8 ноября 2019 года и не оспаривались ответчиками.
Разрешая исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции, верно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, анализа перечисленных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что в здании школы ответчиками не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий лицам с ограниченными возможностями, в том числе несовершеннолетним, для беспрепятственного доступа к учреждениям дополнительного образования, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.
В силу пунктов 1, 5, 6 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации (абз.5 пункта 8 статьи 15).
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 16).
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов разработан Свод правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2016), утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 за № 798/пр, введенный в действие с 15.05.2017, предусматривающий технические требования к оборудованию входа зданий и сооружений для людей с ограниченными возможностями.
Согласно п. 8.1.6 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2016), при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна быть размещена с правой стороны по ходу движения на удаления от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Таким образом, действующими законодательством предусмотрено обязательное установление для инвалидов по зрению информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.
Довод апелляционной жалобы о том, что главным распорядителем бюджетных средств в отношении МБУ ДО «Лодейнопольский детский центр эстетического развития (детская школа искусств) является Отдел по культуре, молодежной политике и спорту Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, на правильность выводов суда не влияет и отмену решения суда не влечет, исходя из слндующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Положениями статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) определено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1); от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса (п. 2).
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2 ст. 125 ГК РФ).
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Уставом МБУ МБУ ДО «Лодейнопольский детский центр эстетического развития (детская школа искусств) установлено, что собственником имущества и учредителем учреждения является Лодейнопольское городское поселение Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области.
Полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области.
Функции Учредителя осуществляет Отдел по культуре, молодежной политике и спорту администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области (п.п.1.3 Устава) (л.д. 42).
Согласно пунктам 3.11, 3.12 Положения об отделе по культуре, молодежной политике и спорту администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области от 24.12.2013 № 379, к полномочиям отдела относится, в том числе, участие в формировании, размещении и контроле за исполнением муниципального заказа муниципального района на выполнение работ и оказание услуг, связанных с деятельностью сферы культуры, молодежной политики и спорта в пределах своей компетенции; осуществление прав главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов местного бюджета.
Таким образом, Отдел по культуре, молодежной политике и спорту Администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области выступает главным распорядителем бюджетных средств в отношении МБУ ДО «Лодейнопольский детский центр эстетического развития (детская школа искусств) только в части формирования, размещения и контроля за исполнением муниципального заказа муниципального района на выполнение работ и оказание услуг, связанных с деятельностью сферы культуры, молодежной политики и спорта.
У Отдела отсутствуют полномочия по планированию, финансированию и распоряжению бюджетными средствами по оборудованию здания школы с целью его доступности для лиц с ограниченными возможностями.
При таких данных судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы Администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области.
По результатам апелляционного рассмотрения дела судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции при разрешении дела правильно определил юридически значимые обстоятельства дела и верно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат, так как не опровергают выводов суда и не имеют указаний на обстоятельства, нуждающиеся в дополнительной проверке, по существу сводятся к повторному изложению обстоятельств, которые были исследованы судом первой инстанции, и которым судом дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 22 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Алексеенок Н.М.